GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Исправление безнадёжно кривого грифа.

 

Гриф является, пожалуй, самой важной деталью в конструкции гитары. Именно от его геометрии и стабильности зависит то, насколько гитара пригодна для исполнения музыки. Дефекты любой другой детали не столь критичны, или легко исправимы, но дефект грифа может принести массу неудобств или вообще сделать извлечение нот невозможным.

Связка струны-гриф конструктивно представляет собой лук и тетиву. В идеале гриф должен иметь небольшой прогиб, достаточный для того, чтобы позволить струне совершать колебания  свободно, не задевая за ладовые порожки. Величина этого прогиба – вещь сугубо интимная для каждого гитариста. Это компромисс между динамикой исполняемой музыки и удобством звукоизвлечения. Чем больше прогиб, тем выше и дальше от ладов струны, и тем сильнее и экспрессивнее по ним можно лупить, но чем ниже струны, тем легче их прижимать и исполнять приёмы, в которых не участвует щипок, то есть легато и тэппинг. Регулировка прогиба осуществляется анкерным механизмом, если он конечно есть. Кроме того, величина прогиба может меняться под воздействием климатических условий, в частности сезонных перепадов влажности, или перемещения из одного климатического пояса в другой.

 

Однако не любое изменение геометрии возможно выправить анкером. Под воздействием экстремальных климатических перепадов, или из-за конструктивных дефектов, либо недостаточно высокого качества материалов, гриф может менять свою геометрию нелинейно и совершенно непредсказуемо. Его может повести волнами, у него может загнуть определённый участок, например возникнуть горб в районе первых ладов или пятки, наконец его может повести винтом. Хотя, некоторые производители последнее считают не багом, а фичей. Lace, например, которых больше знают по их звукоснимателям, а не гитарам, производят гитары с грифами винтом, так называемым Helix Neck System, уверяя, что это предохраняет гитаристов от неприличных болезней: тенденита или туннельной невропатии. Не буду с ними спорить, хоть я и не согласен с такой точкой зрения. Те более, что их гитары Cybercaster производит для них легендарный Гровер Джексон.

Необратимые изменения геометрии грифа, не поддающиеся исправлению анкерным механизмом, лечат весьма радикальным способом, требующим хирургического вмешательства. Это требует исправления кривизны рабочей поверхности рубанком и полной переладовки. Но даже такая процедура не всегда возможна.

 

Ещё в конце '90х, в одном из каталогов Aria Pro II я увидел устройство, позволяющее выровнять геометрию грифа путём термической обработки. Долгие годы я пытался разыскать такое устройство, и после долгих тщетных попыток решил сделать его сам.

Для изготовления термического выпрямителя грифа понадобится плоский нагревательный элемент, напоминающий рельсу, достаточной длины и ширины, чтобы она покрывала всю поверхность грифа, набор струбцин и реостат.

 

Нагреватель я нашёл на eBay, он там называется Strip Heater. Для того чтобы струбцины не повредили тыльную часть грифа, я воспользовался пенистым упаковочным материалом, что используется современными производителями электроники для упаковки вместо пенопласта.

Реостат понадобился для регулировки температуры. Первый мой опыт оказался, блин, комом, я слишком сильно перегрел гриф, в результате чего оплавилась окантовка и повылетали маркеры ладов. Также я пользовался электронным таймером для розетки, периодически отключающим устройство во время термической обработки.

Как показала практика, этот способ действительно работает. Однако недолго. Через полгодика гриф возвращался в своё исходное кривое состояние. Так, что пользоваться им можно лишь для того, чтобы привести гитару в более-менее играбельное состояние, чтобы поскорее от неё избавиться. Лучше всего там, где её можно отправить куда подальше, я, например, слил так пару-тройку гитар на Reverb.com и больше к этой процедуре не возвращался, а устройство подарил мастеру одного из московских музыкальных магазинов, но насколько я знаю, он им так и не пользовался.