GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Yngwie Malmsteen

 

 

11 гитаристов, которые не сформировали мой звук – но я всё равно считаю их великими

 

 

 

 

Амит Шарма

Guitar World online, март 2024

перевод с английского

 

 

 

На великого шведского нонконформиста большее влияние оказала скрипка, чем гитара, но он всё равно неравнодушен к некоторым выдающимся гитаристам.

 

На фоне апокалиптических заголовков новостей и неизбежного ощущения, что мир разрывается на части, вы всегда можете рассчитывать на то, что человек, известный своей игрой на Strat'е кремового цвета по прозвищу "The Duck", будет заниматься именно тем, чем мы себе представляем.

 

"Я колешу по Майами в кабриолете Ferrari... катаюсь вдоль пляжа под солнцем, как это принято!" гогочет шведский нонконформист Ингви Мальмстин.

Много лун назад виртуоз переехал в Америку, чтобы начать новую жизнь; и, учитывая минусовые температуры и недостаток дневного света в Стокгольме, его родном городе, это вполне разумный способ провести утро.

 

Жизнь даётся только один раз, и Ингви Мальмстин не из тех, кто теряет хоть секунду. Если он не играет на гитаре, то сидит за рулём и думает о гитаре. "Езда на Ferrari - очень терапевтическая вещь для меня", - продолжает он.

 

"Я даже пишу об этом песни, например "Top Down, Foot Down" с моего альбома World On Fire. Жизнь на пляже - одна из тех вещей, которые мне нравятся, так что именно этим я и занимаюсь последние 35 лет. На самом деле сейчас в большинстве штатов всё ещё очень холодно. Есть предупреждение о заморозках, и все рейсы приостановлены... кроме Майами!"

 

Guitar World беседует с маэстро для нашей полурегулярной рубрики "10 гитаристов, которые сформировали мой звук". Однако на этот раз есть одна проблема - ни один гитарист не участвовал в формировании звука Мальмстина.

 

Он не преминул заметить, что не проявляет никакого неуважения к шестиструнным великим музыкантам, которые были до него. Он равняется на них, как и все мы - просто они не оказали на него достаточного влияния, чтобы радикально повлиять на его музыку, изменившую мир.

 

Так что ради этого экстраординарного шредера и огнедышащего вдохновителя неоклассического рок-н-ролла мы сделаем сегодняшнюю публикацию ещё "громче" и шутливо переименуем её в "11 гитаристов, которые не сформировали мой звук - но я всё равно считаю их великими".

 

"Я хочу быть очень осторожным в этом вопросе - я не хочу, чтобы люди думали, что я высокомерен или плохо отзываюсь о людях", - говорит Мальмстин, гораздо более приземлённый, взвешенный и проницательный, чем его обычно изображают.

 

"Я люблю Ангуса Янга, Брайана Мэя и многих других классических музыкантов. Они все потрясающие. Но они не заставляли меня играть так же, как они. Мне просто нравилось слушать, как они играют в своём собственном стиле".

 

"Я всегда был гитарным маньяком: просыпался с гитарой, играл в поезде, в автобусе, каждый час бодрствования. Я так много исследовал лады, что понял, что в этом инструменте есть нечто большее, чем то, что делали до меня рок-н-ролльные гитаристы".

 

"Я до сих пор люблю Би Би Кинга и Билли Гиббонса. Я люблю их всех. Я просто не хотел играть, как они. Это не обязательно было преднамеренным - но, как капитан Кирк, [персонаж телесериала "Звёздный путь" - прим. переводчика], я хотел отправиться туда, куда ещё никто не ступал!"

Самое большое музыкальное влияние на обладателя собственной именной гитары Fender оказал, конечно же, Никколо Паганини, итальянский скрипач, умерший в 1840 году. Потрясающий революционер, поражавший своей ловкостью и мастерством - он терзал инструмент с пламенной экспрессией, резко контрастировавшей с благовоспитанными увертюрами его времени, - легко провести сравнение между композитором раннего романтизма и человеком сегодняшнего дня, несмотря на 181 год, разделяющий их рождение.

 

Выбор струнных инструментов может отличаться, как и показатели децибел, учитывая 56 голов Marshall на сцене во время последнего тура Мальмстина, - но цели, по большей части, очень схожи.

 

"Все эти быстрые вещи, которые я исполняю, эти арпеджио на пяти или шести струнах, заимствованы у Никколо Паганини", - подтверждает Мальмстин. "Послушайте Пятый Каприс, и вы поймёте, откуда именно я это взял. Это, безусловно, моё самое большое влияние".

 

"Я явно не в своём уме... Ты не можешь здраво мыслить, если пытаешься играть подобную хрень на гитаре, у которой более длинный гриф и которая настроена квартами, а не на квинтами! Расстояния гораздо больше, по сравнению со скрипкой.

 

"Мой брат играл на скрипке, и я видел, что это очень короткое пространство. Ты можешь очень быстро добираться до нужных вещей... хотя я не говорю, что это легко. Но меня зацепили звуки перегруженного усилителя Marshall, двойных бас-бочек и дымовые шашки. Я никогда не мог отказаться от всей этой херни!"

 

Итак, вот музыканты, которых Мальмстин хотел бы выделить как новаторов, изменивших игру для гитарного сообщества в целом, а не для себя лично.

1. Джими Хендрикс

 

 

Джими оказал на меня скорее визуальное, чем музыкальное влияние. Я самый младший в своей семье, и у меня есть тёти и дяди, которые являются оперными певцами и музыкантами. На четвёртый день рождения мне подарили скрипку. На пятый день рождения я получил свою первую гитару.

 

На шестой день рождения мне подарили трубу, и я начал брать уроки игры на ней, фортепиано и всё такое прочее. Мне это было совершенно неинтересно. Так что у меня была гитара, но она была просто ещё одной игрушкой для ребенка, висевшей на стене.

 

Когда мне было семь лет, умер Джими Хендрикс, и по телевизору показывали кадры с его выступлением. Я увидел, как Джими разбивает и сжигает свою гитару, и подумал: "Вау, это очень круто!", поэтому я снял свою гитару со стены.

 

Мой брат уже играл на гитаре, но я ни о чём его не просил. Я буквально просто взял гитару и начал играть с того самого момента. Я помню это так отчётливо.

2. Эрик Клэптон

 

 

Наверное, моим первым электрогитарным кумиром был Эрик Клэптон, хотя в то время я этого ещё не знал. У моей мамы был альбом John Mayall and the Bluesbreakers, и я понятия не имел, кто играет на гитаре. Я просто услышал его и подумал: "Мне это очень нравится!"

 

Так что, не зная, почему или из-за кого, я просто увлёкся этим звуком. И очень быстро я понял, что большая часть рок-н-ролла состоят из пяти нот, и мне это не очень нравилось. Мне захотелось сделать что-то другое.

 

Затем, примерно в возрасте восьми лет, я открыл для себя Genesis. Это было похоже на целую новую вселенную музыки - но на меня повлияли не гитаристы. Я бы сказал, что [клавишник-основатель] Тони Бэнкс повлиял на меня больше, чем кто-либо другой в этой группе. Без пизды!

 

Он сочинял все эти аккордовые обращения и пассажи, которые привели меня к Иоганну Себастьяну Баху, Вивальди, Бетховену и, в конце концов, к Паганини. Классическая музыка заставила меня почувствовать, что ноты в рок-н-ролле немного ограничены. Поэтому я начал вставлять свои собственные классические влияния в звучание рок-н-ролльной группы.

3. Ричи Блэкмор

 

 

Когда мне было 8 лет, я купил альбом Fireball группы Deep Purple, и это был первый раз, когда я услышал хэви-метал. К 10 годам я мог сыграть каждую ноту из альбома Deep Purple "Made In Japan" - все вещи от начала до конца.

 

Мне нравились "Child In Time", "Strange Kind of Woman", "Demon's Eye". Всё это звучало здорово. Но я мог сказать, что всё это было из этой пентатонической шкатулки - не то чтобы в этом было что-то плохое. Поэтому, когда я впервые приехал в Америку, их мозги взорвались, как грёбаные петарды.

 

Это было не то, чтобы "Это крутая игра на гитаре, чувак!". Они буквально падали, потому что не понимали, что, чёрт возьми, происходит.

 

Я играл то, что позже стали называть неоклассическим роком. Буду честен с вами: Я никогда не слышал, чтобы кто-то из гитаристов делал это до меня. Конечно, были те, кто мог сыграть небольшой кусочек Бетховена, а потом вернуться к блюзу, но никто не делал этого в такой степени, как я.

4. Джимми Пейдж

 

 

Я люблю Джимми Пейджа, думаете пизжу? Я помню, как смотрел фильм "The Song Remains The Same", когда мне было около 15 лет. Поблизости было место, где показывали старые фильмы, и этот фильм вышел уже давно. Я не знал о них раньше. Я знал только о Deep Purple.

 

Кто-то сказал: "Эй, тебе стоит сходить на "The Song Remains The Same", и я пошёл на него и подумал: "Вау, ни хрена себе, этот чувак - суперзвезда!". То, как они играли, было настолько круто и охуенно. Пейдж, Бонэм, Плант... и басист тоже!

 

Всё в этой группе было так круто. И мне нравилась их музыка, такие вещи, как "Immigrant Song" и "Since I've Been Loving You". Как можно не быть в восторге от всей этой херни?

5. Эдди Ван Хален

 

 

Кажется, я услышал второй альбом Van Halen раньше, чем их дебютный, но это трудно вспомнить. В те времена я узнавал что-то новое, потому что басист или барабанщик приносили с собой записи. И я сразу понял, что охуенно полюбил Van Halen, и люблю до сих пор!

 

Каким бы потрясающим ни был Эдди, меня потряс не только он. Это было относительно всей группы и то, как они записывали всё живьём. Именно это заставило меня по-настоящему проникнуться ими. Но, безусловно, Эдди был гением.

6. Стив Вай

 

Стив - мой близкий друг и совершенно уникальный человек. Это одна из самых редких вещей для гитаристов - иметь абсолютно индивидуальный звук. Большинство гитаристов звучат довольно похоже друг на друга.

 

Опять же, не хочу показаться, что я говорю что-то плохое, но мне кажется, что большинство гитаристов слушают других гитаристов, которые, в свою очередь, тоже слушали гитаристов, когда учились. Это может стать ловушкой, в которую попадают люди.

 

Думаю, я знаю, почему. Гитара - это охуенно круто, чувак! Это просто самая крутая вещь. Ты не можешь быть круче, чем когда играешь на гитаре, не так ли? Никто не хочет слушать грёбаную тубу.

 

Нет никаких сомнений в том, что эта притягательность никогда не исчезнет". Знаешь ли ты, что Никколо Паганини брал в руки гитару для романтических знакомств? Он буквально использовал свою гитару, чтобы подцепить девчонок... это не пиздёж, чувак!

7. Эл Ди Меола

 

 

Я живу по соседству с ним - только что проезжал мимо его дома. Он - ещё один музыкант, которого я считаю просто охуенным. У него невероятная медиаторная техника, в этом нет никаких сомнений. Нам обоим очень нравится звук классической гитары с нейлоновыми струнами. Она так отличается по тембру от акустики с металлическими струнами.

 

Я думаю, что он перешёл на нейлон позже в своей карьере. Сначала он играл на электрогитаре и использовал акустику с металлическими струнами на Friday Night In San Francisco, а потом стал играть на нейлоне.

 

Я видел его выступление в Майами пару лет назад, и он играл на нейлоне. Но на записи Friday Night... нейлон, который вы слышите, - это Пако де Лусия или Джон Маклафлин.

8. Ули Джон Рот

 

Он - один из моих самых любимых гитаристов. Меня познакомил с ним один из моих барабанщиков, который принёс альбом Tokyo Tapes. Когда я его услышал, я уже играл так, как играю сейчас. Я могу продемонстрировать вам записи 1978 года, которые звучат точно так же, как я.

 

Но мне сразу же понравилась его игра. Когда я рос в Швеции, это была социалистическая дыра. У нас не было ни радио, ни телевидения, которые могли бы познакомить вас с чем-либо. Люди покупали пластинки, и ты мог услышать их на вечеринке или еще где-нибудь, но мне было всего 7 или 8 лет. Я не ходил на вечеринки!

 

Я не слышал Black Sabbath, Led Zeppelin, Uriah Heep и тому подобное - были только Deep Purple, и они казались мне самой крутой вещью на земле. Наверное, это была странная музыкальная и культурная среда. Мне постоянно говорили, что у меня ничего не получится.

 

Люди говорили, что быть музыкантом - это не настоящая работа, и советовали мне подстричь волосы. Я ненавидел подобные слова. Именно поэтому я приехал в Штаты и почувствовал: "Блядь, чувак, это моё место, оно потрясающее!" И это было аж 40 лет назад.

9. Брайан Мэй

 

 

Брайан Мэй - определённо больше, чем исполнитель пентатоники. Он мог наложить все эти гармонии и мелодические штуки, которые звучали очень изобретательно. Однажды я заговорил с ним об этом и спросил его: "Это были не просто терция, квинта и тоника... что ты там играл?" И он ответил: "О боже, я просто придумывал всё это на ходу!

 

Это заставило меня подумать: "Блядь, чувак! Что бы ты ни делал, это круто!". Он очень приятный человек". Несмотря на то, что Queen были довольно мейнстримовыми, они могли быть довольно тяжёлыми, когда хотели. Мне нравятся такие песни, как "Death On Two Legs (Dedicated To...)".

10. Аллан Холдсворт

 

Этот парень мог сыграть грёбаный телефонный справочник и заставить его звучать красиво. Ноты, которые он выбирал, если бы кто-то другой попытался сыграть их так, это было бы неправильно. Но в его исполнении... о Боже!

 

Я помню, как впервые услышал композицию "In the Dead of Night". Она была настолько хороша, что мне пришлось присесть. Он был охуенно безумен! Он мог играть все эти сумасшедшие идеи из всего звукоряда, и они всегда звучали. На бумаге это могло не работать. Но он делал это и заставлял тебя восклицать: "Вау!"

 

Думаю, в некотором смысле я сделал то же самое, что и Аллан Холдсворт. Он хотел играть на саксофоне, поэтому делал так, чтобы его гитара звучала очень плавно. На меня же, наоборот, повлияла скрипка. Она была такой пронзительной и красивой для моих ушей. Мне нравились вибрато и арпеджио. Конечно, гитара - это совсем другой инструмент, но скрипка всё равно повлияла на то, как я к ней отношусь.

11. Ангус Янг

 

 

Мы можем звучать очень по-разному, но я люблю этого парня за его страсть. Когда речь идёт о прямолинейном рок-н-ролле, где каждая нота звучит убедительно, Ангус - тот самый чувак.

 

Я бы даже сказал, что его недооценивают как гитариста. Он супервкусный и всегда звучит здорово. Он также мой близкий друг. Как и Брайан Джонсон, который тоже живёт неподалёку от меня!