GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

 

В большинстве случаев ламповые усилители действительно звучат громче транзисторных, при одной и той же заявленной мощности. И этому способствует несколько факторов.

 

Транзисторный усилитель никогда не работает на всю мощность. Номинальная мощность усилителя - величина расчётная, для идеальных условий - эдакий сферический конь в вакууме. Но и ламповые, и транзисторные усилители совершенно по разному работают с нагрузкой, то есть с динамиком или кабинетом (несколько динамиков, соединённых между собой).

 

У лампового гитарного усилителя есть выходной трансформатор, и нет демпфирования. У транзисторных всё наоборот. Поэтому мощность транзисторного усилителя уменьшается, при увеличении сопротивления подключенного к нему динамика. Подключение 16-омного динамика вместо 8-омного приведёт у уменьшению мощности почти вдвое.

Ламповые ватты

 

Почему ламповые гитарные усилители звучат

 

громче транзисторных

 

 

 

Замечено, что ламповые гитарные усилители громче транзисторных при одной и той же заявленной мощности. Отсюда возникает мнение, что ламповые ватты мощнее транзисторных, вызывающее кучу споров и бурления говн на гитарных говнофорумах, главным образом на зарубежных.

Если вы посмотрите технические характеристики динамиков, то увидите такой показатель как сопротивление, или DC Resistance. Однако, аудиосигнал - это не постоянный ток, а переменный ток смешанной частоты, не DC, а AC. Если бы динамик вёл себя как резистор, громкость ламповых и транзисторных усилителей была бы одинакова. Но поскольку динамик - это катушка, он обладает реактивным сопротивлением, то есть импедансом. Импеданс - величина непостоянная, и зависит от частоты, диаграмму вы можете найти в паспорте к любому динамику или на веб-сайте производителя. Сопротивление соответствует номиналу на коротком отрезке 400-500Гц. На всех остальных частотах оно выше. На диаграмме16-омного Celestion Heritage G12H(55) вы можете увидеть, как сопротивление сперва резко растёт, достигая пика на резонансной частоте, затем не менее резко падает до номинала, и опять постепенно растёт, увеличиваясь на высоких частотах. Мощность же обратно пропорциональна импедансу. Взяв отрезок соответствующий основному диапазону гитары (без обертонов и субгармоник), примерно от 80Гц до 1,5Кгц, можно заметить, что импеданс колеблется в диапазоне 16-32Ом, то есть в среднем равен около 24Ом, и усилитель теряет около четверти мощности.

С ламповыми усилителями всё по другому. У лампового усилителя динамик нагружен через выходной трансформатор. Ламповый усилитель пытается сохранить свою выходную мощность и в результате увеличивает выходное напряжение, если сопротивление нагрузки становится выше. Столь малое гуляние импеданса на мощности лампового усилителя никак не сказывается, большинство ламповых усилителей без проблем воспринимают рассогласование импеданса от ½ до 2х. Хотя слишком высокое увеличение нагрузки, более чем в два раза, для него опасно, а включение и без нагрузки (бесконечно высокое сопротивление) приведёт к тому, что усилитель поднимет выходное напряжение до очень высоких уровней и, в лучшем случае, спалит трансформатор. Но если динамик подключен к правильному выходу трансформатора, то есть соответствует ему по омности, то потери мощности нет. Отсюда и более честные "ламповые ватты". Правильность подключения кабинета к соответствующему по омности выходу для лампового усилителя очень важна. Это обеспечивает максимальную мощность и наиболее ровную частотную характеристику. Что увеличение, что уменьшение нагрузки в два раза, приводит к потере мощности, и изменению частотки, в первом случае звучание становится слишком плоским и серединистым, а во втором наоборот появляется провал на средних частотах. В принципе, большинство ламповых усилителей способно это выдержать, но если увеличить или уменьшить нагрузку в четверо, это уже становится опасным. В первом случае возникает риск спалить выходной трансформатор, а во втором выходные лампы.

Конечно же, мощность, не показатель громкости, и падение мощности на 25% приведёт к падению громкости лишь процентов на 15, но как я уже писал, на разнице в громкости между лампой и транзистором сказывается несколько факторов. Один из них - защита от перегрузки. Если сильно перегруженные ламповые усилители начинают петь, то транзисторные приемлимо звучат лишь на небольшом клиппиге, а дальше начинают подсерать, и производители стараются не допустить этого. У дешёвых маломощных усилителей защиты может и не быть, вы и сами не захотите доводить их до такого состояния, и не будете выкручивать громкость на полную. У дорогих и мощных усилителей есть защита от перегрузки, и в определённый момент она срабатывает - сколько не прибавляй громкости, начиная с определённого порога она не меняется. Поэтому транзисторные усилители и имеют запас по мощности. У ламповых усилителей перегруз и оконечника, и выходного трансформатора не режет ухо, а звучит даже ещё лучше. Это приводит к ещё более заметной разнице в громкости.