Преемник Стива Морса
Матиас Майнер
Guitarre & Bass
март 2023
Когда осенью 2021 года долговременный гитарист Deep Purple, Стив Морс, объявил о своем уходе по семейным обстоятельствам сначала лишь временно, а затем и насовсем, дальнейшее существование культовой группы на несколько дней, казалось, что выживание культовой группы на несколько дней оставалось под вопросом. Однако британская формация быстро представила в качестве (официально лишь временной) замены Саймона МакБрайда из Белфаста, который ранее привлекал положительное внимание своей яркой и мощной игрой не только с участниками Purple Доном Эйри (клавишные) и Иэном Гилланом (вокал), но и с вокалистом Commitments Эндрю Стронгом.
После первых убедительных концертов с новыми коллегами и окончательного ухода Морса, МакБрайд также взял на себя участие в фестивальных выступлениях летом и присоединился к Deep Purple на сцене осенью 2022 года в рамках завершающего тура в поддержку последнего студийного альбома "Whoosh!". Тем временем, 43-летний музыкант был удтверждён в качестве постоянного нового участника группы. Поклонники надеются, что его присутствие не будет кратким интермеццо, как это было с Томми Болином или Джо Сатриани. Мы посетили Саймона во время его выступления с Deep Purple в Rudolf Weber ARENA в Оберхаузене и поговорили с ним о его новом большом приключении.
Саймон, правильно ли я понимаю, что ваше вхождение в Deep Purple произошло благодаря сотрудничеству с Доном Эйри?
Да, я давно знаком с ребятами из Deep Purple, особенно с Доном. Я записал с ним пару альбомов, гастролировал с ним, а также играл на некоторых концертных альбомах Иэна Гиллана. Позже я также познакомился с Роджером (Гловер, басист Deep Purple, прим. автора) и Пэйси (Иэн Пэйс, барабанщик), мы сразу же очень хорошо поладили. В конце 2021 года они позвонили мне и сказали, что Стив Морс будет отсутствовать на нескольких концертах из-за серьёзной болезни своей жены. Они спросили, смогу ли я его заменить. Думаю, для них я был очевидным выбором, тем более что им нравится, как я играю на гитаре. Конечно, я согласился, но сначала они говорили только о нескольких концертах. Так что я отыграл несколько концертов Deep Purple в мае 2022 года, затем они добавили фестивальные выступления в июле, и, наконец, Стив объявил о своём уходе, и они спросили меня, не хочу ли я присоединиться к группе на постоянной основе. В конечном счёте, всё возвращается к моему первому сотрудничеству с Доном, которое началось десять или одиннадцать лет назад.
Согласиться помочь с несколькими концертами, возможно, было для вас легко. Но работать на постоянной основе - это совсем другое дело, не так ли? Вам пришлось хорошенько обдумать это?
(Смеётся) Нет! Конечно, такие обязательства меняют всю твою жизнь. Раньше я был случайным гастролирующим музыкантом, который часто сидел дома, даже два года подряд во время локдауна "Короны". А теперь вдруг оказалось, что я всё время в разъездах и вижу свою семью лишь урывками. Но я был рождён быть музыкантом, это именно то, чем я всегда хотел заниматься. Конечно, иногда это трудно, когда у тебя жена и двое маленьких детей, как у меня, это особенно тяжело для них. Но ты принимаешь это и работаешь, чтобы всё получилось. Нет, мне не нужно было думать о том, хочу ли я эту работу. Это же Deep Purple! Такой шанс выпадает только раз в жизни.
Можете ли вы вспомнить год и песню, когда вы впервые услышали что-то из Deep Purple?
Я не могу вспомнить год, но, конечно, типично для юного гитариста - это была песня "Smoke On The Water". В то время мне было девять или десять лет, и я только начинал играть на гитаре. Но я люблю все их песни, потому что они великолепны все без исключения. Меня часто спрашивают, какая моя любимая песня Deep Purple в нынешнем сет-листе. Я отвечаю так: "Первая, вторая, третья, четвертая, ..." и так далее. "Highway Star" - просто убойная вещь, "Smoke On The Water" тоже, я также люблю "Space Truckin'", а также композиции эпохи Стива Морса. Я иногда даже не помню, что было вчера, так что я вообще не могу вспомнить время более чем 20-летней давности.
Вы когда-нибудь сами играли песни Deep Purple до того, как начали выступать с ними?
Это то и самок забавное: нет, по крайней мере, не на публике. Дома я играл, но впервые я сыграл "Smoke On The Water" в 2016 году на гастролях с Иэном Гилланом, Доном Эйри и большим оркестром. Честно говоря, я сильно волновался перед этим. По сути, я сыграл свои первые песни Deep Purple с Deep Purple. За несколько лет до этого я долгое время гастролировал с Эндрю Стронгом из Commitments, играя R'n'B и соул. Я всегда играл то, что было уместно для меня в то время, и Deep Purple не были в их числе до сих пор.
Было ли прослушивание перед тем, как вас приняли, или репетиция? Какие песни вам пришлось репетировать для этого?
На самом деле была репетиция в мае 2022 года, для которой мне дали сет-лист с последнего на тот момент концерта со Стивом в Америке в феврале. Эти песни, плюс ещё несколько вариантов, которые мне удалось туда включить, всего около 20 песен.
Сложная задача для вас, как для новичка Deep Purple?
Нет, сами песни не особо сложные, как, например, какие-нибудь навороченные прог-роковые номера. Самое сложное в песнях Deep Purple - это правильно их исполнить. Рок-музыка - один из самых сложных жанров для правильного исполнения. Немногие музыканты это знают. Выучить песни Deep Purple было легко, но потом, оказавшись в одной комнате с ребятами, никогда раньше не играв с Пэйси, мне понадобился примерно день, чтобы втянуться. Сначала мне пришлось разобраться, как работают грувы, когда Роджер играет до бита, когда после бита и так далее. Но как только я это понял, это стало детской забавой, и после первого дня мы уже спрашивали себя: "Не пойти ли нам завтра в паб вместо репетиции?" (смеётся) Серьёзно, на репетиции было отведено три дня, из которых нам понадобилось только два.
Пришлось ли вам покупать новое оборудование для выступления с Deep Purple?
Ну, у Deep Purple есть два или три почти одинаковых комплекта оборудования, так что мне понадобилось довольно многое. Но ребята из Engl были очень щедры ко мне и предоставили мне свои усилители и кабинеты. Что касается педалей, то мне пришлось кое-что прикупить, а что касается гитар, то у меня уже 26 лет эндорсерская сделка с PRS. Они дают мне всё, что я хочу. Мне очень повезло в этом отношении, потому что если бы мне пришлось покупать всё самому, это стоило бы кучу денег.
Значит, это кастомовая версия.
Да, именно так, моя кастомовая версия. У меня есть четыре абсолютно одинаковые головы. Я старомоден, мне нужен полный контроль, как у старых Marshall, которые включаешь, и они тут же плюются огнем, как старый разъярённый дракон. Мои Engl звучат просто великолепно, и я считаю, что они идеально подходят Deep Purple. Главное - не мешать частотам Дона, потому что у органа Hammond и гитары почти одинаковые частоты. Поэтому обоим инструментам не так-то просто заявить о себе. Я обнаружил, что мне нужно использовать немного больше высоких средних частот, которых нет у органа. Теперь все очень довольны моим звуком, особенно наш звукореж Тоби.
Мой именной инструмент - PRS, сконструированный для меня некоторое время назад. Они выпустили модель под названием 408 много лет назад, с очень редкой конструкцией. Два хамбакера имеют разный размер, но мне это нравится. Эти звукосниматели никогда раньше не использовались в синглкатовых моделях, но для меня PRS сделали это. Гитара также имеет модифицированную распайку и две эфы, так что это полуакустическая модель. Гриф также был модифицирован по моей просьбе, это моя любимая гитара, которую я часто использую с Deep Purple.
автор (не переводчик) с именной гитарой Саймона
Историю Deep Purple можно условно разделить на две эпохи: эпоха Ричи Блэкмора и эпоха Стива Морса. Какая из этих двух эпох музыкально вам ближе? И какие из песен легче играть?
На этот вопрос не так просто ответить. Дело не в том, что Стив Морс более техничен, чем Ричи Блэкмор. Просто они играют совершенно по-разному. У Ричи классическое образование, а у Стива больше влияния кантри. Когда я начал играть в Deep Purple, я был немного не уверен в том, как играть, потому что все говорили мне что-то разное. Помню, я встретился с Доном и поговорил с ним об этом. Дон сказал: "Забудь всё, что тебе советовали, играй так, как ты играешь!". Конечно, в каждой песне есть фрагменты, которые нужно играть именно так, как они были написаны, как в "Highway Star". Это культовые моменты, которые нельзя изменить. Но в большинстве партий у меня есть свобода играть то, что я хочу и считаю нужным. Это относится и к партиям Стива. В данный момент мы играем "Nothing At All", где есть важный гитарный хук, который, конечно, я играю точно так, как его придумал Стив. Я очень уважительно отношусь к этому, потому что Ричи и Стив - потрясающие музыканты. Когда я готовлю песни, я беру те партии, которые важны для произведения, и смешиваю их со своим собственным стилем.
Как бы вы описали себя как гитариста? Вы ориентированы на мелодию или на ритм? Играете ли вы спокойно или более энергично и драйвово?
Я думаю, что во мне есть всего понемногу. В любом случае, я играю очень агрессивно и жёстко, луплю по струнам очень сильно и двигаю песни своей игрой - это влияние, безусловно, исходит от Гэри Мура. Когда я на сцене, мне всегда приходится говорить себе: "Полегче, помедленнее, расслабься!" (смеётся) Если песня начинается слишком медленно для меня, я пытаюсь заставить барабанщика играть быстрее с помощью моей гитары. Я почти всегда играю на 110%. (смеётся) Для гитаристов нет ничего необычного в том, что они всегда играют впереди ритма. Басисты обычно играют позади ритма, так что я стараюсь оказаться где-то посредине.
В то же время я люблю отличные мелодии, но мне также нравятся мощные ритмы, потому что они составляют большую часть рок-песни. Как я уже говорил, я несколько лет играл с Эндрю Стронгом и познакомился с множеством отличных ритм-партий. На концертах с Эндрю почти все партии были на ритм-гитаре. Мне просто нравится играть в целом, нет какого-то одного аспекта, который бы мне нравился больше, чем другой. Если вы хотите быть хорошим гитаристом, то, возможно, вам не нужно быть хорошим во всём, но, по крайней мере, в четырёх или пяти вещах в особенности. У меня хорошая техника, и я могу играть быстро, но я никогда не хотел быть одним из тех героев шрединга, которые исполняют партии со скоростью тысяча нот в минуту. Я предпочитаю эмоциональную сторону игры на гитаре, хочу, чтобы мои ноты пели, как это было у Гэри Мура или у моего второго кумира Стива Лукатера.
Последний вопрос: Есть ли планы по выпуску нового альбома Deep Purple, в котором вы могли бы принять композиторское участие? Было бы это вашим желанием?
Давайте подождём. На данный момент ничего подобного не планируется. В данный момент мы просто делаем то, что должны делать, а именно играем концерты. Конечно, я бы хотел записать новый альбом с Deep Purple. Но сейчас еще слишком рано для таких планов. Если что, об этом можно будет говорить только в следующем году. Сейчас нет никакого давления ни на меня, ни на группу. В данный момент речь идет только о том, чтобы сделать всё, что в моих силах, и получить как можно больше удовольствия.
Спасибо, Саймон, за открытую и увлекательную беседу. Желаю вам всего наилучшего, а поклонникам - нового альбома Deep Purple в обозримом будущем!