ВЫ МОЖЕТЕ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ, ПОДДЕРЖАВ
GUITARBLOG.RU ДОНАТОМ
НА ЛЮБУЮ СУММУ
2200700600531718
2202205340221164
Прокачиваем рок-н-ролл
Майкл Дрегни
Vintage Guitar, март 2021
перевод с английского
"Башня" Schaffer-Vega Diversity System с передатчиком. Наклейка Healy указывает, что это оборудование принадлежало Джерри Гарсии и обслуживалось Доном Хили, техником Grateful Dead.
"Лучшее, что я сделал с самого начала – это отказался от использования гитарных эффектов", – сказал Ангус Янг из ACϟDC в интервью для декабрьского номера VG 2020 года. Отчасти потому, что у него в этом и не было необходимости: у Янга была радиосистема Schaffer-Vega Diversity System.
"Башня" SVDS была беспроводной системой, соединяющей его гитару Gibson SG с усилителем Marshall, но она делала гораздо большее.
В 1980 году, когда вышел в свет альбом Back in Black, Янг дал интервью гитарной прессе и объяснил, как получил свой фирменный звук: "На приёмнике есть переключатель мониторинга, который может усилить сигнал, и в передатчике тоже есть нечто подобное, – сказал он. – С этим оборудованием ты можешь реально задать гитаре жару. Я использовал это в студии – и они отлично работали".
Янг был не единственным, кто стал поклонником SVDS. Её использовали ELO, Kiss, Джерри Гарсия, Lynyrd Skynyrd, Van Halen и Бутси Коллинз. Мик Джаггер прогонял через неё свой вокальный микрофон. По слухам, у Дэвида Гилмора и Pink Floyd было около двадцати таких систем.
Начало…
Ранние беспроводные системы были синонимом проблем. Они были ненадёжны, звук пропадал, сигналы пересекались – а иногда просто звучали ужасно. Случалось, что певец достигал эмоционального пика в песне – и в этот момент наступала тишина, потому что он вышел из зоны покрытия системы.
Кен Шаффер был свидетелем этих проблем, наблюдая их воочию. Будучи представителем музыкальной индустрии, он работал с Джими Хендриксом, путешествовал с The Rolling Stones в американском туре '75-го года и прочими музыкантами. [от переводчика: кстати, самая первая в мире инструментальная радиосистема (Fender TR-105) была, конечно же, выпущена гениальным Лео Фендером в начале шестидесятых]
Идея создать SVDS пришла благодаря Линн Волкман – тогдашней девушке Шаффера.
"Линн была первой женщиной-тур-менеджером в рок-н-ролле, она работала со всеми – от Rolling Stones до The Who, Джеймса Тейлора, Кэта Стивенса, Lynyrd Skynyrd", – вспоминает Шаффер. – "До неё тур-менеджерами всегда были мужчины, которые брали с собой подружек на уикенд. А я был парнем тур-менеджера – всё с точностью до наоборот".
Шаффер также был инженером и радиолюбителем. После того как он увидел Джаггера в туре '75-го года с беспроводным микрофоном, который звучал ужасно, пропадал или ловил сигналы от полиции и такси, он подумал: "Я могу сделать радиосистему получше".
Внутренности "башни" и передатчика.
Он решил сосредоточиться на создании чего-то нового – беспроводной системы для гитар. "Технически это было сложнее – передавать голос легче, чем гитарный сигнал, – так что я полностью переключился на это".
В 1976 году он показал прототип Джину Симмонсу из Kiss, объяснив, что система даёт гитаристам свободу передвижения. Но Симмонс не проявил особого интереса. Однако спустя несколько дней Симмонс позвонил из-за кулис сцены в Civic Center города Лейкленд (Флорида): Эйс Фрейли получил сильный удар током, схватившись за металлический поручень, и замкнув цепь через гитару. Его парализовало, он чуть не погиб, но смог вырваться и упал на сцену. И тут Симмонс спросил: "У тебя ещё осталась та беспроводная система?"
"Оказалось, он не уловил открывающиеся возможности сценического перформанса, которые обеспечивает беспроводная система, но он понял, что это страховка от электрошока!" – рассказал Шаффер в интервью Ultimate Guitar. – "И он заказал дюжину комплектов".
Скрытая магия
В семидесятые Шаффер разработал линейку цифровых эффектов, выпущенных Eventide Clockworks – Instant Phaser, Digital Delay Line, Instant Flanger и Harmonizer. В 1976 году его фирма Ken Schaffer Group заключила соглашение с калифорнийской Vega Corporation по производству беспроводной системы. Первая SVDS была выпущена в 1977 году.
Это было недёшево – на пике продаж система стоила 4100 долларов. Но её надёжность выдерживала десятилетия работы.
Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).
Слово "Diversity" (разнообразие), заложенное в название системы стало элементом успеха – технология двойного приёма.
"Мы ввели приём с разнесёнными на расстояние антеннами", – объяснял Шаффер. – "Без этого музыканты сталкивались с пропаданием сигнала при движении по сцене. Настоящая diversity-система требует двух отдельных приёмников, каждого со своей антенной, при этом антенны должны быть разнесены минимум на одну длину волны. Мы работали на частоте номинально 180 МГц, а длина волны при этом – около 180 см. При таком разнесении антенны находятся в разных условиях, и шанс, что обе потеряют сигнал одновременно – ничтожен. Не помню ни одного звонка с жалобой на пропадание сигнала".
SVDS не просто преодолела проблемы ранних радиосистем – она делала нечто большее. Она не ограничивала динамический диапазон, фактически она его расширяла. Вскоре гитаристы вроде Ангуса Янга начали использовать её и в студии.
"Шаффер внедрил гениальную схему предварительной обработки сигнала", – объясняет Филиппо Оливьери, инженер и создатель современной реплики от компании SoloDallas. – "В частности, симметрично-зеркальная пара компрессора и экспандера расширяла динамический диапазон радиосигнала до более чем 100 дБ – это на 35 дБ больше теоретического максимума, ранее допустимого в рамках полосы пропускания, разрешённой требованиями FCC (Федеральной комиссии по связи США)".
SVDS изменила концертный звук рок-н-ролла, но гитаристы также заметили, что система улучшает звук самого инструмента и оборудования. И вскоре музыканты стали использовать её исключительно ради её звукового характера – мягкого буста, изысканной компрессии и фирменной остроты окраски.
Шаффер назвал это компандированием, при котором динамика сигнала сначала сжимается, а в последствии расширяется, побочным эффектом чего стал бустинг, улучшающий подачу [позже похожий метод стали использовать в "умных" динамических шумодавах, где сигнал, не достигнувший установленного порога не тупо обрезается как в гейтах, а компрессируется, и затем с помощью экспандера, который возвращает его относительно громкой составляющей исходную динамику, а относительно тихую опускает ниже уровня слышимости – прим.переводчика].
"Улучшение происходило за счёт компрессора/экспандера и предварительной обработки", – поясняет Оливьери. – "Это оптимизировало сигнал и делало компандирование максимально эффективным".
Для слушателя это означало усиление нижней середины, ясность и глубину звучания.
"Помимо сцены, где беспроводная система Шаффера дарила свободу, гитаристы обнаружили нечто неожиданное – магию звука!" – добавляет Оливьери. – "Уникальная предварительная обработка сигнала насыщала его такими гармониками, которых они никогда раньше не слышали".
Производство системы было прекращено в 1981–1982 годах.
"Честно говоря, мне просто стало скучно", – говорит Шаффер. Он переключился на новую страсть – спутниковую связь и телевидение. В итоге было выпущено всего около 1000 систем SVDS. Позже FCC ввели жёсткие ограничения, фактически запретив аналоговые беспроводные системы. На смену пришли новые технологии, и тот самый знаменитый звук Schaffer начал постепенно исчезать.
Реплика "башни" Schaffer от SoloDallas рядом с её напольной версией в формате гитарной педали.
Возрождение "башни" Schaffer
Прошло 40 лет. Оливьери был одержим идеей воссоздать гитарный звук Ангуса Янга. Он перепробовал разные гитары SG, усилители Marshall – всё, что только мог найти из сигнальной цепи Янга. И наткнулся на интервью, где Янг признавался, что не использует никаких эффектов, кроме SVDS. Вскоре он отыскал две сохранившихся оригинальных системы", и ощутил мурашки на своей коже, услышав тот самый звук Schaffer.
Он связался с самим Шаффером, чтобы воссоздать систему. В 2014 году компания SoloDallas выпустила реплику "башни" Schaffer – без радиомодуля, просто подключаешься кабелем и получаешь весь тот же магический звук. Также были выпущены две педали, эмулирующие звук системы. Первая серийная педаль (№0001) досталась Ангусу Янгу – теперь он использует две реплики Schaffer Tower от SoloDallas.