GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Roland

 

 

Часть 5. 1998-2004

 

 

 

 

Гордон Рид

Sound on sound

Март 2005

Перевод с английского

JP-8080 - рэковая версия аналогово-моделирующего синтезатора JP-8000 1997 года.

 

 

 

В то время как основатель Roland Икутаро Какехащи празднует свое 75-летие, мы завершаем нашу историю этой инновационной компании (на данный момент), возвращаясь к концу 2004 года...

 

На протяжении четырёх месяцев мы описывали взлёт, едва предотвращенное падение и дальнейший подъём Roland, от скромных корней в 1972 году до всемирной корпорации, в которую она превратилась в 1997 году. В заключительной части этой истории я расскажу о том, как компания развивалась в эпоху DSP, и как она справилась с уходом на пенсию своего основателя Икутаро Какехащи. Начнём с января 1998 года...

 

 

Основная продукция, запущенная в 1998 году

 

Услители, микшеры и акустические системы: DJ-микшер DJ-2000, напольный монитор SSM-151.

Продукция Boss: AD-3 Acoustic Instrument Processor, DR-202 Dr. Groove, гитарный процессор ME-30.

Цифровые рекордеры и микшеры: цифровые многодорожечные студии VS-1680 и VS-840 и VS-880EX, апгрейд S2 для VS-880.

Гитарные синтезаторы: VG8-EX V-Guitar System.

Домашние синтезаторы и самоиграйки: E-300 Intelligent Synthesizer, G-1000 Arranger Workstation.

MIDI-клавиатуры: A-70.

Электропиано: E-P95, цифровые фортепиано HP-136/HP-236/HP-330e/HP-530e/HP-555G, цифровые фортепиано с автоаккомпанементом KR-75/KR-375/KR-575.

Ударные: перкуссионный мульти-пэд SPD-20, пэд бас-барабана KD-120 V-Kick.

Sound Canvas и Audio Canvas: USB Audio/MIDI-модуль SC-880.

Синтезаторы и высокотехнологичнся продукция: Синтезаторный модуль "аналогового" моделирования JP-8080, JX-305 Groovesynth, MC-505 Groovebox, секвенсоры со звуковым генератором MT-80S/MT-120S/MT300S, сэмплерная рабочая станция SP-808, MIDI-интерфейс SMPU-64, синтезаторная рабочая станция XP-60.

Видеопродукция: A-6 Audio Station, цифровой интерфейс OP-1 для A-6, интерфейс синхронизации видео/MIDI, видеомикшер V-5.

 

 

1998

 

В начале года это не было очевидным, но 1998 год должен был стать одним из самых плодотворных в истории компании: было выпущено более 40 значимых моделей. Ни одна из них не была особо инновационной, хотя все они в значительной степени опирались на предыдущие успехи компании.

 

Рассмотрим модель XP-60, пришедшую на смену XP-50, выпущенной тремя годами ранее. Это была не более чем уменьшенная версия XP-80. Аналогично, рабочая станция G-1000 Arranger Workstation была увеличенной и улучшенной версией G-800. В ней появились новые звуки и некоторые приятные мелочи, такие как встроенный Zip-накопитель, но по сути это по-прежнему была аранжировочная рабочая станция GS/GM. Аналогичным образом, SPD-20 был усовершенствован по сравнению с SPD-11 1993 года, SC-880 был улучшенным рэковым модулем GS/GM, JP-8080 представлял собой улучшенную рэковую версию JP-8000, VG-8EX пришёл на смену VG-8, а ряд великолепных цифровых роялей заменил предыдущий ряд великолепных цифровых роялей.

MC-505 значительно улучшил концепцию Groovebox, представленную в модели MC-303 1996 года.

 

 

Ещё больше инноваций было, пожалуй, в моделях MC-505, SP-808 и JX-305. MC-505 представлял собой усовершенствованную версию MC303, в которую добавили улучшенный звуковой движок и расширенную библиотеку музыкальных паттернов. Кроме того, это был первый Roland, поддерживающий карты памяти Smart Media, и первый, кто мог похвастаться новым инфракрасным контроллером D-Beam, который Roland лицензировали у Interactive Light. SP-808 был новой вариацией идеи Groove, сочетающей сэмплирование и запись в одном устройстве, предназначенном для создания ремиксов, твикинга, варпинга и триггеринга фраз для техно-музыки. Наряду с этими двумя моделями, JX-305 Groovesynth был охаян пуристами, но как модифицированный MC-505 с пятиоктавной клавиатурой, без D-Beam, но с дополнительным набором традиционных звуков для исполнения или секвенирования, он понравился тем, кто хотел объединить ортодоксальную игру на клавишных и грув-секвенирование.

Сэмплерная рабочая станция SP-808 1998 года.

 

 

Но наиболее значительные разработки можно было найти в серии V-Studio, которая расширилась до трёх отдельных устройств: VS880 S2 с опциональным внешним записывающим CD-приводом, VS-840 и превосходная модель VS-1680, которая установила новый стандарт для небольших многодорожечных студий.

 

Как следует из названия, VS-840 была младшим представителем семейства. Как и VS-880, это была восьмидорожечная система, ограниченная одновременной записью только четырёх дорожек, и она не обладала рядом более сложных функций своего старшего брата. Кроме того, она страдала от серьёзных ограничений при использовании несжатого аудио. Однако в числе достоинств можно отметить наличие встроенного Zip-накопителя, хотя он обеспечивал всего четыре минуты восьмидорожечной записи, даже без альтернативных дублей.

 

Модель VS-840 получила несколько положительных отзывов, но её возможности были весьма ограниченными. То же самое нельзя сказать о VS-1680, которая доказала, что формат VS пригоден для серьёзной композиторской работы и звукозаписи. У неё было 16 дорожек вместо восьми, 16 виртуальных дорожек на трек вместо восьми, 24-битное разрешение внутренних данных вместо 16-битного, более качественный дисплей и улучшенная операционная система, эффекты в стандартной комплектации, примерно в четыре раза большая ёмкость записи, чем у VS-880, и возможность записи непосредственно на внешние накопители. Можно было даже установить вторую плату эффектов VS8F-2, чтобы получить четыре одновременных стереоэффекта, включая большой выбор алгоритмов RSS и COSM. В стандартную комплектацию не входил записывающий CD-привод, но вы могли добавить внешний и использовать его для резервного копирования внутреннего диска или для создания аудио-CD с вашими миксами.

Могучая многодорожечная студия VS1680, первый по-настоящему серьёзный рекордер VS.

 

 

К сожалению, VS-1680 подводили три недостатка. Во-первых, вы могли использовать без сжатия звука только восемь дорожек. Во-вторых, при попытке настроить эквалайзер во время воспроизведения звука он выдавал цифровые глюки. В-третьих (хотя это было исправлено в последующем обновлении), отсутствовал дизеринг [сглаживание дискретизации – прим. переводчика], поэтому если вы использовали 24-битные режимы записи, то при выводе на CD-R или любой другой 16-битный носитель происходил транкейт [нелинейные искажения из за потерь при понижении разрядности - прим. переводчика]. Тем не менее, VS-1680 стал большим успехом для Roland.

 

На другом конце горизонта Edirol собирался стать одним из самых известных имён в музыкальном хай-теке. В немалой степени это произошло благодаря UA-100 Audio Canvas - непритязательной маленькой коробочке, сочетавшей 20-битный USB-аудиоинтерфейс с MIDI-интерфейсом и ставшей универсальным решением для записи и секвенирования с помощью компьютера. Несмотря на ограниченное количество аналоговых входов и выходов, он предлагал два MIDI-входа и выхода, а также около 70 цифровых эффектов, включая ставший уже привычным алгоритм вокального трансформера Boss. Вместе с поставляемым в комплекте управляющим программным обеспечением UA-100 позволял одновременно записывать, воспроизводить, микшировать, добавлять эффекты и синхронизировать аудио- и MIDI-системы.

Edirol UA100 - один из первых серьёзных USB-аудио/MIDI-интерфейсов.

 

 

Каталог Edirol 1998 года был наполнен и другими "вкусными" новинками, такими как микшеры, компактные мониторы, клавишные и модули Sound Canvas, MIDI-клавиатуры, записывающие CD-приводы, микрофоны, наушники, MIDI-интерфейсы и почти 50 страниц программного обеспечения. Но самые интересные разработки были спрятаны в середине фолианта. Это были V-5 Video Canvas и A-6 Audio Station (см. ниже), выпуск которых превратил Edirol в компанию по производству мультимедиа-продукции, к чему они всегда стремились. Больше не являясь мелким подразделением компании Roland, они собирались стать основным поставщиком на домашнем и компьютерном музыкальных рынках.

 

Кроме того корпорация Roland открыла ещё одно совместное предприятие, Roland Portugal SA, и предприятие Rodgers продолжало расширяться. Но основатель компании не мог радоваться этим успехам. После продолжительной борьбы с раком, длившейся на протяжении всех девяностых, в 1998 году Икутаро Какехащи попал в больницу. К счастью, лечение прошло успешно, хотя затем ему предстоял длительный период восстановления. Однако, как свидетельствуют его мемуары "Я верю в музыку", с больничной койки он продолжал вынашивать идеи, такие как выступление "Organ Power Concert", которое Roland устроили на выставке NAMM в январе 1999 года и которое с тех пор стало ежегодным.

 

 

Веха: Первые Video Canvas

 

Roland основали компанию Edirol в 1989 году для создания и продажи устройств Desktop Media Production (DTMP), таких как аудио- и видеоредакторы, но лишь в 1998 году (который, кстати, стал годом рождения Edirol Europe) большинство из их устройств вышло за пределы Японии. Видеомикшер V-5 был одним из них и, вероятно, стал самым значительным шагом на пути превращения Roland из аудиокомпании в аудиовизуальную.

Видеомикшер Edirol V-5.

 

С разрешением всего 640 x 480 пикселей качество изображения V-5 было недостаточным для теле- и киновещания, поэтому он был ориентирован на создание домашнего видео, а также на как недорогое средство для корпоративных конференций, демонстраций и обучения. Но, несмотря на свои недостатки, V-5 был очень интересным устройством и предоставлял множество возможностей, которые всего несколько лет назад были прерогативой видеостудий высокого класса. К ним относились микширование видео и такие эффекты, как видеопереходы, картинка в картинке, соляризация и создание титров. В нём даже имелся простой аудиомикшер, способный микшировать звук с двух видеоисточников, дополнительный аукс и микрофонный вход, позволяющий добавлять закадровый голос. Важность аудиообработки невозможно переоценить. В большинстве видеопроизводств звук - это очень плохой компаньон, его добавляют в последнюю минуту, после того, как люди, занимающиеся картинкой, безнадёжно превысили бюджет. Объединив подготовку звука и изображения в одном устройстве, Roland продемонстрировал, что эти два компонента имеют равный статус в производственном процессе.

 

Если звуковые возможности V-5 были недостаточны вашим потребностям, A-6 предлагал восьмидорожечную запись на жёсткий диск и микширование, а также хранилище клипов, которое позволяло вставить любой из 1000 аудиоклипов в V-5 одним нажатием кнопки (Roland даже предоставлял библиотеку клипов и звуковых эффектов, которые вы могли использовать в своих проектах без авторских прав). A-6 также предоставлял полный набор цифровых аудиоэффектов, включая динамическую обработку и реверберацию, а также творческие инструменты, такие как Boss Voice Transformer.

Первые большие шаги Edirol на рынке видео - видеомикшеры V-5 и A-6.

 

 

Последними представителями семейства Video Canvas 1998 года стали опция расширения OP-1 Multi I/O, которая добавляла к A-6 цифровой аудиовход/выход и порт SCSI, и Video/MIDI-синхронизатор SI-80S. Он преобразовывал таймкод, генерируемый некоторыми видеомагнитофонами, в тайм-код MIDI, что позволяло синхронизировать A-6 с другим видеооборудованием.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1999 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: активный микшер CPM-300, басовый усилитель DB-500 D-Bass, DJ-микшер DJ-1000 DJ, мониторы DS-90, стереоусилитель SRA-200E.

Продукция Boss: DR-770 Dr. Rhythm, гитарный процессор GT-3, PS-5 Super Shifter, 24-битный процессор эффектов VF-1.

Цифровые рекордеры и микшеры: AD/DA-конвертер ADA-7000, модульная система цифрового микширования V-mix серии V-7000 (процессоры VM-7100 и VM7200, консоли VM-C7100 и VM-C7200), цифровые микшеры VM-3100 V-Mixer и VM-3100 Pro V-Mixer, цифровая многодорожечная студия VS-840EX, цифровой многодорожечный рекордер VSR-880.

Эффекты: ревербераторы SRV-3030 и SRV-3030D.

Домашние синтезаторы и самоиграйки: синтезатор с автоаккомпанементом E-600, интерактивные синтезаторы с автоаккомпанементом EM-10/EM-20/EM-30/EM-50, EM-50 OR с восточными стилями, интерактивная рабочая станция EM-2000.

Органы: Atelier AT-20R/AT-30R/AT-60R/AT-80R и AT-90R, классические органы C-280 и C-280P, комбо-орган VK-77, педальная клавиатура PK-25 для VK-77.

Электропиано: цифровые фортепиано EP-70, EP90 и FP-9, цифровой рояль KR-1070, цифровое фортепиано RD-100, цифровой клавесин C-80.

Ударные: перкуссионный ручной пэд/контроллер/барабанный модуль/секвенсор HPD-15 Handsonic, звуковой модуль TD-8, электронная ударная установка TD-8K.

Секвенсоры: Micro Composer MC-80 и MC-80EX.

Sound Canvas: SC-8820, SC-8850, SC88-ST, SK-88 Pro.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: EG-101 Groove Keyboard, звуковой модуль JV-1010, MC307 Groovebox, MT-300 Music Player, U-8 USB Digital Studio, аудио/MIDI-интерфейс UA-100G, аудиоинтерфейс UA-30, USB-MIDI-интерфейс UM-2, плата расширения VE GS-Pro, синтезатор XP-30.

 

 

1999

 

1999 год отметился ещё одним богатым урожаем продукции Roland. Действительно, способность компании осваивать новые рынки, казалось, росла почти по экспоненте, но без ущерба для способности поддерживать уже имеющихся клиентов. В результате клавишникам и любителям синтезаторов были предложены новый XP-30 и последний представитель линейки JV - JV-1010, ещё одна Groove-клавиатура, ещё два Micro Composer'а (MC-80 и MC-80EX), двухмануальный имитатор Hammond, ещё четыре Sound Canvas'а, пять цифровых фортепиано, пять улучшенных органов Atelier и ещё семь самоиграек серии E.

Последний на сегодняшний день в почётном ряду аппаратных секвенсоров Roland Micro Composer - MC-80 1999 года [прим. переводчика: на момент написания материала в 2004 году].

 

 

Также появилась новая ударная установка V-Drum, довольно симпатичный ручной перкуссионный инструмент (HPD-15), усовершенствования для рабочих станций V-Studio VS, больше проигрывателей секвенций, больше аудио- и MIDI-интерфейсов, больше усилителей, больше микшеров и больше модулей эффектов. Но здесь нет места для того, чтобы уделить внимание каждому из них, потому что другие устройства открыли новые важные перспективы для компании.

Великолепный перкуссионный инструмент HPD-15 Handsonic - пэд-контроллер, звуковой барабанный модуль и барабанный секвенсор в одном устройстве. Разве может найтись хоть один "воздушный барабанщик", который не хотел бы себе такой?

 

 

Самой любопытной новинкой от Roland стал классический орган C-280, который скрывал за "перевёрнутой" расцветкой своих клавиш и восемью регистрами удивительные возможности. Среди них два типа голосов органа - один для барокко, другой для композиций романтической эпохи - плюс чаймс, челеста и два хора. Вариант C-280P, похожий на крошечный церковный орган XIX века, имел дополнительный шкаф, прикреплённый к верхней части инструмента, содержащий два ряда труб. Возможно, они выглядели чисто декоративно, но трубы выполняли роль резонаторов, делая звучание ещё более аутентичным. C-280, как и клавесин C-80, не был инструментом для рядового музыканта, он был ориентирован на определённую и требовательную группу исполнителей.

Ещё одна прекрасная (хотя и недешёвая) эмуляция духового органа, модель C-280P 1999 года выпуска, оборудованная с резонаторными трубами над цифровым органом.

 

 

На другом конце музыкального горизонта 1999 года находились цифровые микшеры VM-3100, модульная серия V-7000 V-Mix и VSR-880, рэковый восьмидорожечный цифровой рекордер. Все они ознаменовали попытку Roland выйти на рынок серьёзного цифрового микширования - рынок, на котором в конце девяностых в сегменте проджект-студий доминировали Yamaha со своими пультами нулевой серии.

 

Начнём с нижнего сегмента линейки, с VM-3100 и VM-3100Pro, которые появились в середине 1999 года. Назвать VM-3100 "24-битным V-микшером" - значит преувеличить технические характеристики до предела. Он предлагал только два цифровых входа наряду с 12 аналоговыми, и только восемь из этих аналоговых входов могли похвастаться 24-битными конвертерами. С одним процессором эффектов и только подмножеством алгоритмов Roland, его наилучшее применение было возможно в качестве восьми-шинного субмикшера, где его сохранение и вызов сцен могли быть полезны. Однако для этого есть и более дешёвые способы! VM-3100Pro был более совершенным устройством, добавившим в комплектацию второй модуль эффектов и полный набор обработки COSM, а также цифровые входы и выходы в фирменном формате R-Bus (о котором мы расскажем чуть позже). Но так называемый "Pro" разделял со своим младшим братом существенный недостаток: ни тот, ни другой не предлагали функцию дизеринга, поэтому 24-битный цифровой звук искажался при выводе на 16-битный носитель.

 

Четыре устройства серии 7000 - два контроллера и два микшерных процессора - должны были стать топовым сегментом линейки. Большие консоли VM-C7200 и микшерный процессор VM-7200 предназначались для работы с живым звуком, а также для записи и пост-продакшна. Меньшими были консоль VM-C7100 и процессор VM-7100.

 

Каждая консоль (которая представляла собой просто панель управления и не обрабатывала никакого звука), кроме двухсторонней связи: входа контрольной комнаты и выходов для мониторинга контрольной комнаты, могла управлять двумя процессорами, а каждый процессор мог управляться как одной, так и двумя консолями, что позволяло создавать множество конфигураций. Более того, благодаря такому разделению консоли и процессора они могли находиться на расстоянии до 200 метров друг от друга, соединённые только специализированными кабелями VM-Link, что избавляло от необходимости прокладывать длинные ненадёжные и потенциально шумные аналоговые кабели.

 

При максимальной гибкости системы, насчитывающей 94 канала, её возможности были огромны, что еще больше увеличивалось благодаря системе маршрутизации, которую Roland назвали FlexBus. Кроме того, были такие дополнительные возможности, как спектральный анализ в реальном времени для эквализации помещения, поддержка Surround 5.1, MIDI-управление, память сцен, моторизация фейдеров, преобразование частоты дискретизации и множество опций расширения, включая метрбридж и интерфейсы для 48 каналов ввода/вывода ADAT и TDIF. Процессоры также включали полный набор цифровой обработки Roland, включая мощные эквалайзеры и до восьми блоков стереоэффектов, заимствованных у прошлогодней модели VS-1680, со всеми ожидаемыми алгоритмами COSM.

Несмотря на активные усилия Korg (с их 168RC) и Roland (с системой V-Mixer, показанной здесь), никто так и не сумел побороть доминирование Yamaha на рынке цифровых микшеров для проджект-студий в конце девяностых.

 

 

К сожалению, неопытность Roland в этой области дала о себе знать, и 7000-е модели продемонстрировали ряд проблем, таких как медленный отклик экрана и секция мастер-контроля, которая была местами плохо продумана и неинтуитивна для тех, кто знаком с существующими устройствами такого типа. Кроме того, с учётом всех дополнительных опций, необходимых для доведения V-Mixer до максимальной спецификации, конечный комплект получился гораздо дороже, чем предполагалось по первоначальной стоимости. Сложность в освоении, разочарование и дороговизна... это была комбинация, которую не смогли преодолеть даже превосходное качество звука и гибкость. Поэтому, несмотря на свою перспективность, серия 7000 не имела большого успеха, и больше микшеров V-Mixer не выпускалось. Тем не менее, они ознаменовали собой появление долговечной технологии - фирменного восьмиканального цифрового аудиоинтерфейса RMDB2 Roland Multi-purpose Digital Bus 2, или R-Bus. Он позволял передавать до восьми каналов 24-битного звука между такими устройствами, как серия V-7000, AD-7000 и выпущенный в следующем году конвертер AE-7000 R-Bus/AES-EBU, и использовался во многих последующих студиях цифровой звукозаписи VS компании Roland.

 

Выпущенная позже, в 1999 году, модель VSR-880 обеспечивала восемь каналов одновременной 24-битной записи через R-Bus, аналоговые или обычные цифровые входы. Однако VSR был далеко не просто рекордером: его внутренний 16-канальный микшер позволял микшировать восемь входных каналов с восемью каналами воспроизведения звука. Более того, в него можно было установить стереопроцессор эффектов VS8F-2, а к одному VM-7200 можно было подключить до трёх VSR, чтобы создать полностью цифровую автоматизированную 24-дорожечную систему звукозаписи.

DS-90 обещали быть легко переконфигурируемыми, чтобы звучать как другие колонки. Неудивительно, что для такого маленького бюджетного монитора это обещание оказалось невыполнимым!

 

 

ADA-7000, восьмиканальный конвертер A-D и D-A с интерфейсом R-Bus, позволял расширить возможности ввода/вывода всей серии V-Mixer (за исключением VM-3100). Вы даже могли подключить шесть таких преобразователей к двум VM-7200, чтобы получить 48 каналов балансного аналогового ввода/вывода наряду с 20 каналами, предоставляемыми каждым процессором VM, для создания мощной 88-канальной автоматизированной аналоговой системы. Хотя это и не дёшево, но дешевле, чем аналоговый пульт высшего класса от таких производителей, как AMS Neve и SSL.

 

Последним элементом системы V-Mixer были мониторы DS-90, компактные колонки с би-ампингом, относительно которых Roland заявлял о сверхровной частотной характеристике. Это было преувеличением: DS-90 были неплохими, но их характеристики были далеко не линейными в диапазоне средних частот. Кроме того, им не хватало звуковой детализации по сравнению с настоящими мониторами ближнего поля. Но самое интересное в DS-90 - это цифровые входы, которые позволяли управлять им напрямую с цифровых выходов микшеров V-Mixer. А ещё интереснее были сгенерированные COSM модели колонок, интегрированные в V-микшеры VS-880EX, VS-1680, VM-3100Pro и 7000-серии. По заверениям Roland, они позволяли контролировать миксы через широкий выбор "виртуальных" колонок, чтобы проверить совместимость миксов в любой обстановке. Конечно, это была полная ерунда, потому что ни одна маленькая колонка не позволит вам услышать, как будет звучать ваш микс при воспроизведении через весящие полтонны Westlake. Всё, что было возможно, - это сформировать отклик, приближённый к тому, что дают колонки, менее мощные, чем сами DS-90...

 

Запутанные инструкции

 

За годы своего существования компания Roland приобрела репутацию производителя непонятных руководств пользователя. По правде говоря, немногие производители могут похвастаться безупречной репутацией в том, что касается документации на продукцию, особенно когда речь идёт о руководствах, спешно переведенных с таких языков, как японский, но по какой-то причине чтение инструкций Roland долгое время было предметом особого развлечения среди музыкантов (в апрельском номере SOS за 1999 год даже была статья Sounding Off, посвящённая этой теме). С другой стороны, возможно, это связано с тем, что вы можете открыть любое руководство Roland наугад и найти в нём фразы, подобные следующим (кстати, именно так и был обнаружен следующий отрывок): "Система, которая способна организовать звук в плоском пространстве, расположив множество динамиков спереди и сзади, называется системой объёмного звучания. Существует несколько методов, определяющих количество и расположение динамиков в системе объёмного звучания. В VS-2480 поддерживаются три наиболее распространённых метода".

 

Если говорить более серьёзно, то за последние годы Roland также несколько вольно обращалась со спецификациями, приводимыми в своих руководствах и документации, иногда доходя до откровенной нелепости. Например, когда компания заявляет, что звуковой движок имеет 128 голосов полифонии, а в другом месте говорит, что каждая нота может быть построена из четырёх звуков, она почти никогда не сообщает, что при таком использовании большинство подобных инструментов имеют только 32-голосую полифонию. Подобные трюки они проделывают уже много лет, но на этом "техническое мастерство" не заканчивается...

 

Roland использует сжатие 2:1 для сэмплов своих синтезаторов на основе PCM, поэтому, когда в спецификации говорится, что инструмент имеет, скажем, 128 МБ ПЗУ, обычно есть крошечная оговорка: "эквивалентный размер при расширении до 16-битного линейного формата", или что-то в этом роде. Более того, когда в спецификации Roland говорится, что устройство является 16-дорожечным 24-битным рекордером, стоит проверить, так как часто бывает, что устройство, описанное таким образом, не может обеспечить 16-дорожечную и 24-битную запись одновременно, а предлагает меньшее количество дорожек в 24-битном режиме. Имейте это в виду!

 

 

Основная продукция, запущенная в 2000 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: басовый усилитель DB-700 D-Bass, активные мониторы DS-50A и DS-90A, система персонального мониторинга PM-3, студийный монитор RSM-90, гитарный усилитель VGA-7 V-Guitar.

Продукция Boss: AW-3 Dynamic Wah, BR-8 Digital Recording Studio, JS-5 Jamstation, PH-3 Phase Shifter.

Цифровые рекордеры и микшеры: AES-EBU интерфейс AE-7000, цифровые многодорожечные студии VS-840GX и VS-890, 24-битная цифровая многодорожечная струдия VS-1880, CD-рекордер VS-CDRII.

Эффекты: цифровые графические эквалайзеры SRQ-2031 и SRQ-4015.

Гитарные синтезаторы: GR-33 Guitar Synthesizer, VG88 V-Guitar System.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: V-Arranger Keyboard VA-5 и VA-7.

Органы: классические органы C-180 и KSC-180.

Электропиано: EP-77 и EP-97, цифровые фортепиано HP-137/HP-147/HP-237/HP-337/HP-557/HP-737 цифровые фортепиано с автоаккомпаниментом KF-90/K-R177/KR-777/KR-977/KR-1077 и MP300.

Ударные: V-Pad PD80 и PD80R, KD-80 V-Kick, плата расширения TD-W1 для TD-10.

Сэмплеры: VP-9000 Variphrase Processor, программное обеспечение V-Producer для VP9000.

Sound Canvas: SK500 Sound Canvas Keyboard.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: Цифровая многодорожечная USB-струдия Edirol U-8, EF-303 Groove Effects, MIDI-клавиатуры PC-160A/PC-180A/PC-300/PC-70, сэмплерная рабочая станция SP-808EX, синтезаторный модуль XV-3080, синтезаторный модуль/проигрыватель сэмплов XV-5080, синтезатор XV-88.

 

 

2000

 

Компания, вступившая в следующее десятилетие, сильно отличалась от той, что вошла в девяностые годы. Буква "V" изменила все: от гитарных систем V-Guitar до барабанов V-Drums, от студий V-Studio до микшеров V-Mixer. 2000 год стал ярким тому подтверждением: три новых модели серии VS (VS-840GX, VS-890 и VS-1880), новая система V-Guitar (VG88), а также многочисленные дополнения к серии V-Drums. В любое другое время любая из этих новинок могла бы стать достаточно значимой, чтобы уделить ей внимание в этой истории, но в тот год Roland представили две новые технологии, которые должны были изменить их положение на рынке синтезаторов и высокотехнологичной продукции.

XV-88 был прекрасным синтезатором, но непонятно, почему в нём использовались "мозги" урезанной модели XV-3080, а не из топовой XV-5080.

 

 

XV-88 обладал гораздо большим потенциалом; он предлагал великолепную, взвешенную 88-нотную клавиатуру и, несомненно, был инструментом для профессионалов, но возникает вопрос... Если Roland собирались выпустить флагманский клавишный синтезатор, то зачем они наделили его выхолощенным синтезаторным движком XV-3080, если он мог быть основан на XV-5080? Это была ошибка, которой легко можно было бы избежать.

 

Что касается других областей, то в линейке фортепиано Roland было несколько отличных дополнений, особенно в области цифровых роялей. Они существовали с тех пор, как компания выпустила в 1992 году модель HP-7700, но никогда не пользовались большим спросом, возможно, потому, что пианисты, которые ценят трёхметровый Bösendorfer, скорее всего, будут гораздо более критичны к осязанию и звучанию цифровой эмуляции, чем те, кто в противном случае будут играть на бабушкином 100-летнем пианино. Но KR-1070 и его меньшие собратья представляют собой значительный прогресс по сравнению с предыдущим поколением, как в плане молоточкового механизма, так и в плане сложной акустической системы, использующей деку для получения более аутентичного тембра. Результаты были первоклассными, и хотя KR-1070 никогда не был популярной моделью, он заслуживает упоминания просто потому, что отлично звучит и великолепно выглядит.

 

В других областях было представлено больше устройств Groove, а также несколько довольно привлекательных и недорогих моделей. Одной из них был Boss BR-8, восьмидорожечный рекордер, который во многом черпал свои технологии из VS-880, но был представлен в упрощённой форме, ориентированной на гитаристов. На том же конце горизонта заслуживает упоминания Edirol U-8, сочетающий в себе аудио- и MIDI-интерфейс на базе USB, аудиоэффекты и базовую восьмиканальную панель управления. Подобные устройства продемонстрировали, что больше нельзя считать Edirol всего лишь торговым подразделением Roland.

 

К счастью, к этому времени Икутаро Какехащи поправился, и в 2000 году он был введён в голливудскую аллею славы Rockwalk, где его плита стоит рядом с плитами Брайана Уилсона из группы Beach Boys, доктора Боба Муга, Стиви Уандера, Смоки Робинсона и Бадди Гая. Интересный список гостей для званого ужина!

 

 

Веха: VP9000 Variphrase Processor

 

В основе Variphrase лежит комбинация сдвига тона, трансформации времени и манипуляции формантами, которые, хотя и кажутся очень разными, на самом деле являются аспектами одной и той же задачи. Компания Roland делала большую рекламу Variphrase, утверждая (например), что возможности VP-9000 по анализу и сдвигу формант позволят вам распределить один сэмпл по всей клавиатуре без "лилипутизации"(разумеется, это не удалось). Тем не менее, он позволял изменить питч вокала и синхронизировать фразы, не слишком заботясь об исходном питче и темпе, в котором они были записаны, что позволило вам сместить тональность и темп сэмплированных фраз, чтобы соответствовать другим элементам музыки.

Удивительно, но, несмотря на инновационную концепцию и новаторские возможности, VP-9000 Variphrase Processor не имел большого коммерческого успеха.

 

 

VP-9000 предлагал максимум 136 Мб оперативной памяти, внутренний ZIP-диск, два SCSI-интерфейса (но без цифрового интерфейса R-Bus), а также вездесущие COSM и RSS-процессор эффектов. Он также мог считывать сэмплы Roland серии S-770 и Akai серии S1000 через SCSI (хотя при этом терялись данные о патчах и настройках), а также файлы AIFF и WAV. Но у него было две "ахиллесовых пяты". В эпоху, когда становились нормой 128 голосов и 32 партии, VP-9000 обладал в лучшем случае шестиголосой полифонией и мультитембральностью шести партий. Более того, растягивающиеся и репитчевые сэмплы, которые VP-9000 генерировал после аналитической обработки, требовали почти вдвое больше оперативной памяти, чем необработанный звук, поэтому максимальная длина сэмпла составляла всего 25 секунд стереофонического звучания. Но, несмотря на эти недостатки, VP-9000 позволил сделать то, что раньше было невозможно, или - если быть более точным - было возможно только при затрате большого количества времени и усилий.

 

Позже, в 2000 году, Roland анонсировали пакет программного обеспечения V-Producer, который позволял владельцам управлять до шести VP-9000 с Macintosh, создавая удивительную 36-голосую систему Variphrase с мультитембральностью 36 партий. Однако общая стоимость пакета составила бы более 15 000 фунтов стерлингов, поэтому маловероятно, что кто-то так поступил!

 

VP-9000 страдал от того, что не был ни традиционным сэмплером, ни обычным процессором, ни грув-устройством. Люди не были уверены, что это такое и нужен ли он им, поэтому розничная цена на него вскоре упала до закупочной, и некоторое время его можно было найти в Великобритании по очень доступной цене. Но хотя сам VP-9000 так и не прижился, представленная в нем технология демонстрирует большую долговечность, и сегодня Variphrase можно найти во многих разнообразных устройствах Roland.

 

 

Основная продукция, запущенная в 2001 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: басовый усилитель DB-900 D-Bass, мониторы DS-90A, клавишный усилитель KC-1000, гитарный усилитель VGA-5 V-Guitar.

Продукция Boss: BF-3 Flanger, BR-532 Digital Studio, DR-670 Dr. Rhythm, EQ-20 Advanced EQ, GP-20 Amp Factory, гитарный процессор эффектов GT-6, басовый  процессор эффектов GT-6B, MD-2 Mega Distortion, гитарный процессор эффектов ME-33, OC-20G Poly Octave, RC-20 Loopstation, SP-303 Dr. Sample, грувбокс SP-505 Sampling Workstation, гитарный синтезатор WP-20G Wave Processor.

Цифровые рекордеры и микшеры: аудиорекордеры AR-200 и AR-3000, многодорожечный CD-рекордер/ портастудия CDX-1, микшерный контроллер VE-7000, цифровая многодорожечная студия VS-.

Продукция Edirol: аудиоинтерфейс DA2496, компактные мониторы MA-10A/MA-10D, SCD-70 Sound Canvas, USB-студия многодорожечной записи SD-90, USB-аудиоинтерфейсы UA-1A и UA-1D и UA-3 и UA-5 Audio Capture, USB-MIDI-интерфейсы, UM-1S, UM-2E и UM-880, виртуальный Sound Canvas VSC MP-1.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: EM-15 и EM-25 Creative Keyboard, VA-3 V-Arranger Keyboard.

MIDI-клавиатуры: A-37.

Органы: Atelier AT-10S/AT-20S/AT-60S/AT-80S и AT-90S.

Электропиано: цифровые фортепиано с автоаккомпанементом F-90, FP-3, KR-277/KR-377/KR-577S Intelligent Piano, сценические электронные фортепиано RD-150 и RD-700.

Ударные: перкуссионный пэд SPD-6, компактная электронная ударная установка TD-6K, тарелочные пэды CY-12H/CY-14C/CY-15R V-Cymbals (для V-Drum).

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: D-2 Groovebox, синтезатор FA-76 Fantom, синтезаторы RS-5 и RS-9.

Видеоустройства: DV-7 Video Canvas, контроллер DV-7C для DV-7.

 

 

2001

 

Следующий год стал важным для Roland. В Японии компания потратила значительную сумму на реконструкцию концертного зала, который являлся частью исследовательского центра в Хамамацу, и приобрела сеть музыкальных школ Victor Music Technique Ltd. В других странах они основали компанию Roland Brasil и Roland Electronics Suzhou Co. Ltd, китайскую компанию, которая быстро превратилась в важный азиатский производственный центр. Но в разгар всей этой деятельности и роста Икутаро Какехащи ушёл с поста председателя совета директоров и был назначен "специальным консультантом" корпорации Roland. Видимо, в знак уважения к тому, что Какехащи всю жизнь увлекался астрономией, компания подарила ему телескоп в честь выхода на пенсию. Кто-то предположил, что это позволит ему внимательно следить за происходящим из своего дома с видом на Хамамацу.

2001 год ознаменовался переменами в испытанном временем формате гитарных педалей Boss, появилась линейка Twin Pedal.

 

 

2001 год ознаменовался переменами в испытанном временем формате гитарных педалей Boss, появилась линейка Twin Pedal.

 

Boss с 1976 года выпускали узкоспециализированные педали, и к 2001 году их было продано миллионы по всему миру. Позже, в 1988 году, появился новый тип педалей эффектов Boss. ME-5 стал, пожалуй, первым в мире программируемым процессором мультиэффектов в напольном формате и породил огромное семейство устройств ME и BE (басовых). Наряду с ними выпускались многочисленные рэковые устройства, полурэковые микросистемы, драм-машины и множество более скромных моделей, но наибольшую известность компания получила именно благодаря своим компактным примочкам и мультиэффектам.

 

Затем, в 2001 году, Boss анонсировали линейку эффектов, провозгласив "Новую эру педалей Boss". Это были устройства Twin Pedal, названные так потому, что они были немного шире традиционных компакт-эффектов и имели... ну, две педали. Изначально их было пять. GP-20 Amp Factory была ещё одним воплощением технологии "V", предлагая 22 модели усилителей COSM, и пять моделей акустических кабинетов, объединённые со стандартной секцией управления Gain/EQ/Master. Вторым был усовершенствованный эквалайзер EQ-20. Третьей стал RC-20 Loopstation, фразовый сэмплер (лупер) с 330-секундной продолжительностью записи, возможностью наложения и растягивания во времени. Позже в том же году появились OC-20G Poly Octave и WP-20G Wave Processor. Все эти педали предлагали больше, чем простые примочки Boss, но без кажущейся сложности мультиэффектов компании. Пока сложно прогнозировать, смогут ли педали Twin получить культовый статус своих предшественников [от переводчика: сегодня их полностью вытеснила двухсотая серия, запущенная в 2019 году].

 

Второе примечательное устройство появилось в конце года, но многие музыканты отнеслись к нему неоднозначно, потому что, хотя оно обещало многое, на деле оказалось гораздо хуже. Это была клавишная рабочая станция FA-76 Fantom. Roland придал ей новый элегантный вид, включая большой ЖК-дисплей 320 x 240, но на самом деле Fantom, как и RS-5 и RS-9 начального уровня, был переделанным XV-синтезатором с 64, а не 128 голосами. Более того, хотя он заявлял, что предлагает 1024 патча, они включали 256 звуков GM2 и 640 пресетов, что оставляло всего 128 ячеек памяти для собственных патчей пользователей. Кроме того, в Fantom была возможность воспроизведения сэмплов... или, скорее, её отсутствие. Почти все флагманские рабочие станции других производителей предлагали такую возможность, поэтому Roland оказались в невыгодном положении в самом топовом сегменте рынка синтезаторов.

Оригинальный Fantom. Даже Roland признают, что в то время эта модель не могла конкурировать с другими производителями рабочих станций.

 

 

Оглядываясь назад, можно сказать, что FA-76 была всего лишь заменой XP-80, с аналогичной клавиатурой и схожим набором элементов управления, выходов и слотов для плат расширения. Однако на Fantom можно было установить две новые платы SRX, но только одну старую плату SR-JV80, поэтому многие владельцы XP-80 не смогли бы сделать апгрейд, не решив, какие три из четырёх плат SR им придется выбросить. Как и в случае с XV-88 годом ранее, компания ошиблась, и покупатели это заметили; даже Roland признали, что Fantom продавался не очень хорошо.

 

С другой стороны, Video Canvas подразделения Edirol успешно развивались. DV-7 предлагал импорт и экспорт в формате DV, гораздо лучшее разрешение, чем у V-5 (до 720 x 576 в PAL), съёмный диск ёмкостью 60 Гб, способный хранить до 250 минут видео, привод CD-ROM для загрузки растровых изображений, JPEG и аудиофайлов, больше видеоэффектов в реальном времени, стандартный набор аудиоэффектов Roland, а также создание титров. С помощью сложного экранного редактирования и дополнительного контроллера DV7-C, DV-7 мог создавать видео гораздо более высокого уровня, чем это было возможно на V-5. Но, пожалуй, самой интересной особенностью DV-7 был новый интерфейс Roland V-Link, который позволял пользователям связывать видеоклипы с музыкальными событиями. Это означает, что вы можете использовать синтезатор или рабочую станцию, оборудованную интерфейсом V-Link, для управления такими параметрами видео, как скорость растворения кадра или воспроизведения, или даже цвет. Компания предполагает, что это станет интересным новшеством для клубов, где диджеи смогут запускать видео- и аудиоклипы и эффекты с помощью соответствующим образом оборудованных клавиатур и Groovebox'ов. С этой целью в течение следующих двух лет многие синтезаторы Roland и устройства Groove обзавелись функцией V-Link.

 

 

Основная продукция, запущенная в 2000 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: гитарный усилитель VGA-3 V-Guitar, мониторы DS-30A, клавишный усилитель KC-60.

Продукция Boss: BF-3 Flanger, цифровые портастудии BR-1180 и BR-1180CD, CE-20 Chorus Ensemble, DD-6 Delay, басовый процессор GT-6B, MD-2 Mega Distortion, OD-20 Drive Zone, PW-10 V-Wah, RV-5 Reverb.

Цифровые рекордеры и микшеры: цифровой линейный микшер M1000, цифровые многодорожечные студии VS-1824 и VS-2480CD v2.

Продукция Edirol: программные синтезаторы HQ Orchestral и Hyper Canvas HQ, компактные мониторы MA-5A и MA-5D, SD-20 USB/MIDI Studio Canvas, SD-80 USB/MIDI Studio Canvas, программный синтезатор Super Quartet HQ, USB Audio/MIDI-интерфейс  UA-20, USB-аудиоинтерфейсы UA-3D и UA-700 Audio Capture, USB/MIDI-интерфейс UM-550, видео-микшер V-4.

Эффекты: RSS-303 RSS Ambient System.

Гитарные синтезаторы: GK-2B Divided Bass Pickup, V-Bass Modelling Bass System.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: EM-15D/EM-25D Creative Keyboard, EM-55 Interactive Keyboard, VA-76 V-Arranger Keyboard

MIDI-клавиатуры: AX7.

Органы: VK8 Virtual Tonewheel Organ.

Электропиано:  цифровые фортепиано EP-760, F-30, HP-1/HP-2e/HP-3e/HP-7e, цифровой рояль HP-11 Mini Grand Piano, интерьерные цифровые фортепиано HPi5, KR3/KR-5/KR7.

Ударные:  райд и крэш V-Cymbals CY-12R и CY-12C, тренировочный электронный пэд RMP-1 Rhythm Coach Pack, комбоусилитель TDA-700 Monitor System, Триггерный MIDI-конвертор TMC-6.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: MC-09 Phrase Lab, MC-909 Sampling Groovebox, MMP-2 Mic Modelling Preamp, синтезатор SH-32, микшерный интерфейс SI-24, синтезаторные модули XV-2020 и XV-5050.

 

 

2002

 

В 2002 году Икутаро Какехащи получил во Франкфурте награду Musikmesse International Press Lifetime Achievement Award (MIPA) за свой вклад в развитие музыкальной индустрии. Однако он уже не стоял у руля Roland, и, как это случилось незадолго до этого, 10 лет назад, стало казаться, что компания сбилась с пути; новых устройств было больше, чем когда-либо, но без особых революционных разработок, которые создали репутацию Roland. Появившаяся в том году рабочая станция VA-76 V-Arranger была просто развитием VA-7, а главной новостью для пользователей V-Drum стало то, что теперь можно было купить установки в трёх цветовых решениях! Более интересной была модель VS-2480CD с моторизованными фейдерами, 64-канальным микшером, двумя разъемами R-Bus, опциональным метр-бриджем, приводом CD-RW, диском на 80 Гб, поддержкой монитора VGA, а также улучшенным управлением и редактированием волновых форм. Но, несмотря на впечатляющие характеристики, ничего нового здесь не было.

 

MIDI-клавиатура AX-7, которую можно было повесить на ремень, аналогична; она включала контроллер D-Beam и улучшенные MIDI-возможности, а по дизайну напоминала AX-1, выпущенную за 10 лет до этого, но это была эволюция, а не революция.

Злополучный эмулятор колёсного органа VK-8 2002 года.

 

 

Орган VK-8 был еще одним проблемным ребёнком. Он должен был стать более мощным и более удобным преемником VK-7, но оказался и менее мощным, и менее удобным. Главная проблема заключалась в отсутствии дисплея, что означало, что для редактирования нужно было выучить самые сложные комбинации кнопок и элементов управления. Даже если вам удавалось найти нужный параметр, инструмент не давал практически никакой информации о текущей настройке или о новом значении, которое вы программировали. Генератор органа VK-8 звучал аутентично, но другие его звуки уступали аналогичным у VK-7, и он даже лишился большинства регуляторов VK-7. По мнению многих потенциальных пользователей, VK8 не был продуман как следует.

 

С другой стороны, XV-5050 был более доступным, хотя и несколько скомпрометированным, родственником XV-3080 и XV-5080. Затем появился XV-2020, изящная замена модели JV-1010. Это сделало синтез XV (из 3080) доступным по цене, при условии, что вы готовы работать с компьютерным редактором. На другом фронте V-Bass привнёс моделирование наших низкочастотных собратьев. По крайней мере, здесь было что-то новое: Roland разработала новую ветвь COSM, которую назвала COSM Bass, и новый звукосниматель - GK2B - специально для четырёх-, пяти- и шестиструнных бас-гитар.

SH-32 напоминал аналоговые SH конца семидесятых и начала восьмидесятых, но сам по себе не был очень похож на них!

 

 

Попытка заглянуть как в прошлое, так и в будущее позволила SH-32 воскресить имя SH, которое в последний раз появлялось на модели SH-101. Беглый взгляд на элементы управления подтвердил намерение Roland рекламировать его как возвращение к классической эпохе, хотя связь между аналоговым моносинтезатором и четырёхголосым, мультитембральным (четыре партии) "виртуальным" аналогом с претензией на Groove'ство была довольно слабой. Движок, лежащий в основе SH-32, имел очень глупое название... (Wave Acceleration Sound Generation, или WASG), но по сути это был обычный смоделированный "аналоговый" синтезатор с множеством волновых форм в винтажном стиле, мультирежимным фильтром, парой генераторов огибающей, парой LFO и обязательной теперь секцией эффектов. К этому производитель добавил ритм-генератор и арпеджиатор, включающий создание мультитембрального паттерна. К сожалению, несмотря на интересное звучание, SH-32 был сделан в соответствии со своей доступной ценой, предлагая дьявольски неудобный двузначный дисплей и ряд неожиданных ограничений. В результате то, что должно было стать изящным и успешным устройством, не реализовало весь свой потенциал.

 

Возможно, самым симпатичным устройством 2002 года было одно из самых маленьких. MMP-2 взял за основу панель управления V-Studio и превратил её в маленький аккуратный предусилитель с моделированием микрофона, эквалайзером и динамикой COSM. Но и это вряд ли было чем-то новым. Так что же стало главным событием 2002 года? Для меня это был цифровой рекордер Boss BR-1180CD. Урезанный V-Studio, он был доступной альтернативой для музыкантов, которым не нужна была мощь новейших рекордеров серии VS. Тем не менее, особенным его делали не внешность и не функционал. Это было описание упрощённой системы звукозаписи и микширования, опубликованное Roland в инструкции к 1180CD. В год, в котором не было ничего интересного, всё, что основано на "концепции ручного управления", получает от меня право голоса в номинации "Продукт года"!

 

 

Основная продукция, запущенная в 2003 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: комбо для электроакустической гитары AC-60, басовый усилитель Cube 30, клавишные усилители KC-150/KC-350/KC-550.

Продукция Boss: прцессор для электроакустической гитары AD-8, педалборд BCB-60, восьмидорожечная цифровая портастудия BR-864, DD-20 Digital Delay, DR-3 Dr. Rhythm, настольный гитарный процессор GS-10, гитарный процессор ME-50, OC-3 Super Octave.

Цифровые рекордеры и микшеры: цифровая многодорожечная студия VS-2400CD, цифровая студия MV-8000.

Продукция Edirol: микшер/USB-аудиоинтерфейс M-100FX, автономный компактный микшер M-10E, мониторы MA-10 и MA-20D, MIDI/USB-клавиатуры PCR-50 и 61-клавишная PCR-80, USB 2.0 аудиоинтерфейс UA-1000, USB-аудиоинтерфейс UA-1X, USB-аудиоинтерфейс с процессором эффектов UA-3FX, USB/MIDI-интерфейсы UM-1X/UM-1SX/UM-2C, USB-рекордер UR-80.

Гитарные синтезаторы: MIDI-конвертер GI-20, VG-88 v2 V-Guitar System.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: оркестраторы реального времени Discover и Discover 5M.

Органы: модуль VK-8M, VK-88

Электропиано: цифровые фортепиано F-90/F-100 и FP-5, цифровые рояли KR-11/KR-15/KR-15M/KR-17M, интерьерные цифровые фортепиано MP-60/MP-500, сценическое цифровое фортепиано RD-170.

Ударные: PCK-1 Practice Conversion Kit, триггеры RT-7K для бас-барабана, RT-5S для малого и RT-3T для томов, SPD-S сэмплерный перкуссионный мультипэд, электронная ударная установка TD-8KV V-Drum.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: рабочая станция Fantom S/S-88, синтезаторы V-Synth RS-50 и RS-70, апгрейд прошивки V-Synth, аппаратно-программные синтезаторы VariOS (включая VariOS-8 и VariOS-303), сценический синтезатор VR-760 V-Combo.

 

 

2003

 

После пары "спокойных" лет компания Roland выпустила в 2003 году целый ряд важных релизов. Более того, они предприняли серьёзную попытку вернуть себе репутацию производителя инновационных и востребованных синтезаторов. Среди многих других заметных устройств это был год Fantom S, V-Synth и модуля VariOS.

Один из самых ярких синтезаторов Roland, V-Synth - фактически синтезатор Variphrase - стал смелым возвращением к прежней форме.

 

 

61-нотный Fantom-S и его 88-нотный собрат Fantom-S88 были важны тем, что впервые за более чем десять лет дали Roland шанс сосуществовать с Korg, Kurzweil и Yamaha на вершине рейтинга клавишных инструментов. Fantom серии S выглядели соответствующе, и хотя они предлагали всего 64-голосую полифонию (что на практике означало всего 16 нот!), они включали полный набор MFX-процессоров, несколько новых инновационных эффектов COSM и RSS, новую организацию шин и некоторые новые функции программирования. Кроме того, в них было расширенное ПЗУ с некоторыми улучшенными мультисэмплами и некоторыми совершенно новыми. S88 даже предлагал специальный режим фортепиано, который позволял получить максимум от взвешенной 88-нотной клавиатуры.

 

Если вы хотели расширить возможности устройств серии S ещё больше, они предлагали четыре слота SRX (слоты SR-JV80 были окончательно отправлены на свалку истории). Вы также могли увеличить объём оперативной памяти сэмплов до 288 МБ, хотя вы не могли получить одновременный доступ к платам расширения  и всей памяти. Секундочку... сэмплирование? Действительно. Обе модели Fantom S были мощными сэмплерами, и их аудиовыходы могли быть направлены на входы сэмплирования, что означало, что вы могли сэмплировать свои музыкальные фрагменты (будь то секвенция или игра с клавиатуры) в реальном времени, а затем манипулировать ими всеми возможными способами. К сожалению, несмотря на возможность импорта отдельных сэмплов, Fantom S не могли импортировать готовые библиотеки сэмплов и мультисэмплы, как в формате Roland, так и в другом. И снова, в том, что касается важного аспекта их спецификации, флагманские синтезаторы S&S от Roland оказались менее привлекательными, чем их конкуренты.

 

Ещё три релиза использовали звуковой движок XV, эффекты COSM и V-Link. Это были недорогие RS-50 и RS-70, а также довольно интересный VR-760, последний из которых объединял в себе генератор органа серии VK, несколько очень практичных фортепиано, несколько отличных электропиано и ограниченный выбор синтезаторных звуков. Но вторым значимым синтезатором 2003 года стал V-Synth, который на момент написания материала [2004 год - прим. переводчика] всё еще является актуальной моделью и, возможно, естественным преемником Jupiter 8, Super JX-10 и D-50. Он не особо силён в полифонии (всего восемь голосов, если использовать их по полной), в мультитембральности и совсем не является рабочей станцией. V-Synth - это, прежде всего, синтезатор в лучших традициях.

 

Вкратце, V-Synth сочетает в себе мощные S&S и виртуально-аналоговые синтезаторы, сэмплирование и Variphrase. Последнее реализовано в полной мере, и вы можете использовать кодированные сэмплы Variphrase так же, как и PCM из ПЗУ синтезатора. Не то чтобы память была постоянной в обычном смысле этого слова; заводские PCM хранятся в резервном ПЗУ, которое загружается в ОЗУ при включении. Если вы хотите использовать только свои собственные звуки (или набор заводских и пользовательских звуков), вы можете сделать это, используя комбинацию PCM-сэмплов, ваших собственных сэмплов, кодированных сэмплов Variphrase и осцилляторов VA. Ах да... и вы также можете использовать внешний вход в качестве источника звука в реальном времени.

 

V-Synth с его настраиваемыми осцилляторами, COSM-фильтрами, COSM-эффектами, мощным арпеджиатором, множественными контроллерами реального времени и даже сенсорным экраном должен покорить мир. Так почему же этого не происходит? Отчасти это может быть связано с тем, что полифония просто слишком мала для 21 века. Я надеюсь, что Roland когда-нибудь решит эту проблему, объединив архитектуры Fantom и V-Synth в один суперсинтезатор мирового уровня. Но для тех музыкантов, которые готовы рискнуть, существующий V-Synth уже является замечательным инструментом.

VariOS была смелым экспериментом, платформой DSP с "чистым холстом", теоретически способной на многое, но зависящей от тех, кто создавал приложения, чтобы направить их мощь в то, что музыканты могли бы использовать. Без этих усилий она не могла быть успешной.

 

 

Третьим значимым синтезатором, выпущенным в 2003 году, стал любопытный VariOS, который компания Roland назвала "модулем открытой системы". Это был, строго говоря, не синтезатор, не сэмплер и не аудиопроцессор, а DSP-движок, который не выполнял никаких задач, пока вы не загрузили соответствующее программное обеспечение, а затем управляли им с вашего PC или Mac. Система представлена тремя такими модулями: V-Producer, VariOS-8 и VariOS-S303.

 

V-Producer обеспечивал сэмплирование, ограниченную реализацию Variphrase, секвенсирование и эффекты. Однако сэмплированием занималась не сама VariOS, а компьютер. Но не компьютер создавал звук, а VariOS. Хотя концепция компьютерного контроллера для программно-конфигурируемого инструмента не нова, такое разделение задач неудобно и, несомненно, способствовало тому, что VariOS не имел немедленного успеха. Модули VariOS-8 и VariOS-303 эмулировали Jupiter 8 и TB-303 соответственно. Как и большинство других "виртуальных" программных версий старых инструментов, эти предлагали дополнительные опции, которые улучшали функциональность, но, на мой взгляд, Roland упустил момент с обоими модулями. Для меня большая часть привлекательности оригинальных инструментов заключалась в том, как они реагировали на перепрограммирование их звуковых параметров в реальном времени (сдвиг слайдера и кручение ручки, другими словами), и реализация VariOS была не слишком удачной, независимо от того, насколько точно она звучала. Тем не менее, есть ещё более серьёзная причина, по которой VariOS оказалась неуспешной. К концу 2004 года, когда был написан этот материал, Roland не выпустили для неё никаких дополнительных модулей и не открыли платформу для сторонних разработчиков. Я подозреваю, что VariOS - по крайней мере, в том виде, в котором она была выпущена изначально - уже может быть мёртвой уткой. Если это не так, то последнее кряканье уже не за горами.

 

К концу 2003 года стало ясно, что музыкальная индустрия пришла в упадок после краха пузыря доткомов [обвальное падение акций и банкротство интернет-компаний, после продолжительного стремительного роста, продолжавшееся с 2000 по 2002 год - прим. переводчика], а продажи аппаратных музыкальных инструментов в секторе проджект-студий были подорваны программными средствами, которые сами не приносили солидной прибыли из-за разгула пиратства. Компания Roland, получившая в 2000 году приличную прибыль в 32 миллиона долларов при обороте в 580 миллионов, не избежала последствий этих событий. В 2001 году их прибыль снизилась до 6,4 миллиона долларов, в 2002 - до 2,3 миллиона, а в 2003 году компания получила убыток в размере 9,9 миллиона долларов при обороте в 528 миллионов.

 

 

Великолепная восьмерка

 

ROLAND CORPORATION

С оборотом около 350 000 000 фунтов стерлингов в год и около 2000 сотрудников по всему миру, Roland является одним из самых уважаемых производителей в музыкальной индустрии.

 

BOSS CORPORATION

Созданная в 1973 году для того, чтобы обеспечить занятость сотрудников Какехащи, компания Boss была сформирована как отдельное подразделение, чтобы позволить Roland независимо продвигать на рынке различные категории продукции для клавишников и гитаристов. Их продажи приблизились к 10 000 000 единиц.

 

EDIROL CORPORATION

Компания Edirol занимается разработкой и продажей мультимедийных устройств для компьютеров. Они разрабатывают собственные аудио- и периферийные устройства для компьютерной музыки, а их недорогие системы видеомонтажа занимают важную нишу на быстрорастущем рынке.

 

RODGERS ORGANS

Компания Rodgers является одним из ведущих мировых производителей духовых органов и, отчасти благодаря внедрению технологии RSS компании Roland, возможно, является ведущим представителем цифровых церковных органов и гибридов цифровых и духовых органов.

 

ROLAND ED CORPORATION

Не путать с переходной маркой Roland ED, которая украшала ранние устройства Edirol. Roland ED Corporation была образована в 1977 году и является далёким потомком группы гитарной продукции Roland. В последние годы они отвечают за производство таких устройств, как V-Guitar и V-Studio, которые в настоящее время приносят значительную часть дохода концерна.

 

ROLAND DG CORPORATION

Корпорация AMDEK была основана в 1981 году, чтобы воспользоваться преимуществами растущего рынка периферийных устройств для домашних компьютеров. В 1983 году их название было изменено на Roland DG Corporation, и сегодня они являются мировыми лидерами в области графики, гравировки, фрезеровки, 3D-сканирования и 3D-моделирования.

 

ROLAND IP CORPORATION

Являясь практически незаметным крылом Roland Group, компания IP Corporation лицензирует интеллектуальную собственность концерна для разработки и производства оборудования для компаний, работающих в индустрии развлечений, таких как системы оповещения и караоке.

 

ROLAND TECH CORPORATION

Основанная в 1987 году для разработки корпусов и новых отделок для фортепиано Roland, компания Roland Tech теперь разрабатывает офисное оборудование и сторонние продукты для производителей компьютеров.

 

 

Основная продукция, запущенная в 2004 году:

 

Усилители, микшеры и акустические системы: акивнй монитор CM-30 Cube, гитарный комбо Cube 60, басовый комбо CB-100, цифровые мониторы DM-10 и DM-20, мониторная система 2.1 DM-2100, цифровые мониторы DS-5, DS-7 и DS-8, гитарный усилитель Micro Cube.

Продукция Boss: цифровая портастудия BR-1600CD, метроном DB-60 Dr. Beat, драм-машина DR-880 Dr. Rhythm, двойной футсвитч FS-6, басовый процессор ME-50B, лупер RC-20XL Phrase Recorder, SYB-5 Bass Synth, хроматический тюнер и метроном TU-80.

Цифровые аккордеоны: FR-5 и FR-7

Цифровые рекордеры и микшеры: MV-8000 v2 и опциональное расширение для подключения видеомонитора и мыши MV8-VGA, цифровые многодорожечные студии VS-2000CD и VS-2480DVD, карта эффектов VS8F-3.

Продукция Edirol: системы видеоредактирования DV-7DL Pro и DV7-DL, Firewire-аудиоинтерфейс FA-101, видеомикшер LVS-400, P1 Photo Presenter, USB/MIDI-клавиатура/аудиоинтерфейс PCR-1, USB2-аудиоинтерфейс UA-1000, USB-рекордер UR-80, видеомикшер V-1, видеоотцифровщик VMC-1 Video Optimizer/Media Converter.

Гитарные синтезаторы: GK-3 Divided Pickup, GK-3B Divided Bass Pickup, гитарный синтезатор GR-20. Домашние синтезаторы/самоиграйки: Interactive Arranger Keyboard EXR-3/EXR-5/EXR-.

Органы: Atelier AT-45, AT-60SL, AT-80SL и AT-90SL.

Электропиано: цифровые фортепиано DP-900, F-50, FP-2, HP-101/HP-103/HP-107, обучающее цифровое фортепиано HPi-7 digital piano.

Ударные: триггерный пэд CY8, контроллер хай-хэта FD-8, триггерный пэд бас-барабана KD-8, триггерные пэды PD-8 trigger pad, V-Pads PD-105 и PD-125 V-Pads, барабанные модули V-Drum TD-3, TD-6V и TD-20, электронные ударные установки V-Drum TD-3K, V-Tour TD-6KV и  V-Pro TD20K, хай-хэт VH-12.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: клавишные рабочие станции Fantom-X6/X7/X8, синтезаторный модуль Fantom-XR, клавишный синтезатор Juno-D, SP-606 Groovesampler, карта VC-1 D50 для V-Synth.

 

 

2004

 

Итак, наконец, мы подошли к последнему закончившемуся году в истории Roland (на данный момент) - и он был сложным для компании. Но, как мы уже видели на протяжении всей этой истории, Roland и раньше переживали подобные трудные периоды и восстанавливалась. И, несмотря на ряд неудачных устройств, выпущенных за предыдущие несколько лет, в 2004 году было чем похвалиться. По словам представителей Roland, системы V-Drum продолжали оставаться для них основным источником дохода. Это неудивительно, ведь никто из конкурентов Roland пока не разработал более совершенных электронных ударных установок. Кроме того, в ассортименте DTMP компании Edirol были ещё актуальные видеоустройства. DV-7DL Pro предлагает множество новых функций редактирования видео по сравнению со своим предшественником, а LVS-400 добавляет четырёхканальное микширование видео в реальном времени, переходы и функции "картинка в картинке". Более простое устройство, V1 Video Mixer, предлагает аналогичные возможности, а P1 Photo Presenter позволяет запускать неподвижные изображения с помощью V-Link или MIDI [например выводить через проектор покадровую анимацию на сцене - прим. переводчика]. Если Roland окажутся правы, и видеопроизводство однажды станет таким же доступным, как аудиопроизводство на рынке проджект-студий, то компания будет иметь все шансы воспользоваться этим преимуществом.

Fantom-X6. После неконкурентоспособного Fantom и значительно улучшенного Fantom-S, похоже, что серия X наконец-то знаменует собой "совершеннолетие" Fantom.

 

 

Ещё одним источником оптимизма является выпуск в 2004 году рабочих станций Fantom-X6, X7 и X8. Можно подытожить эволюцию Fantom следующим образом: оригинал был плох, модели S - хотя и страдали от странных необъяснимых недостатков - были намного лучше, а последние модели X действительно очень хороши. Они предлагают улучшенные PCM, удвоенную полифонию, почти удвоенную оперативную память сэмплов, более мощный секвенсор, улучшенные входы/выходы и цветной ЖК-дисплей, который упрощает программирование и делает его более понятным. Рэковая версия Fantom XR лишилась цветного экрана, секвенсора и половины пользовательской памяти, но получила ещё два слота расширения, позволяющих разместить не менее шести плат SRX. К сожалению, похоже, что Fantom X-серии по-прежнему не могут напрямую импортировать библиотеки сэмплов Roland или Akai, ограничиваясь файлами WAV и AIFF. По правде говоря, Fantom-X нуждается в полноценной системе загрузки сэмплов, а также в сенсорном экране V-Synth - хотя, возможно, первый из них уже на подходе в виде инструмента для конвертирования сэмплов, который, судя по всему, будет поставляться в комплекте с редактором/библиотекой.

 

На другом фланге спектра клавишных инструментов Roland также анонсировали Juno-D, воскресив ещё одно почитаемое имя из своей истории, как и в случае с SH-32. Выглядящая как чёрный RS-50, этот синтезатор похож на Juno в том смысле, что он недорог и прост в использовании. Однако, вопреки ожиданиям, он не использует виртуально-аналоговые технологии V-Synth и VariOS, а является синтезатором на основе PCM. С большим количеством полезных звуков, хорошими эффектами, арпеджиатором и прилагаемым программным обеспечением для редактирования на PC и Mac, он кажется хорошим приобретением, но я думаю, что Roland совершили ошибку, завысив ожидания людей ("Это возвращение Juno!"), а затем снова обманув их ("Нет, это не так!").

 

Более интересной, хотя и не представленной на момент написания статьи, является VC-1 D50 V-Card для V-Synth. Предполагается, что она эмулирует D-50 в качестве виртуального синтезатора в самом V-Synth, вплоть до возможности загрузки оригинальных патчей D-50 через MIDI. Если она действительно воссоздаёт ощущение и звучание оригинала, я вижу, что VC-1 станет "обязательным" дополнением для владельцев V-Synth.

FR-5 V-Accordion, ещё не выпущенный на момент написания статьи.

 

 

Тем не менее, было бы печально, если бы самым интересным продуктом 2004 года стала плата расширения, воссоздающая технологию 17-летней давности, так где же искать проявление инновационного гения Roland? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вернуться в 1964 год, на первую выставку NAMM Какехащи. Изучая деятельность других компаний, он обнаружил, что многие из них занимаются производством и дистрибуцией аккордеонов. В 1967 году, будучи ещё генеральным директором Ace Electronics, он отправился в Италию, чтобы собрать информацию и найти комплектующие, которые позволили бы Ace производить новый вид инструментов - электронные аккордеоны. По причинам, утерянным для истории, этого не произошло, хотя несколько итальянских производителей позже представили такие инструменты. Тем не менее, Какехащи по-прежнему интересовался этой концепцией, и, учитывая близость европейского представительства Roland к родине аккордеона, Кастельфидардо, эти инструменты никогда не выходили у него из головы.

 

Удивительно, но теперь Roland применил букву V для выпуска двух V-аккордеонов, FR-5 и FR-7, которые включают в себя интегрированный аккумулятор, усилители и динамики. Они оборудованы датчиком давления в мехах, и используют новый алгоритм, который Roland называет "моделированием физического поведения", и моделируют физические голоса, чтобы воспроизвести звуки и нюансы настоящих инструментов. Компания утверждает, что V-аккордеоны могут "переключаться с итальянского джаза на немецкий фолк, французский мюзетт или старинный бандонеон с полной аутентичностью". Если это так, то они могут стать успешными в таких регионах, как Центральная Европа, Центральная и Южная Америка, а также Япония, где аккордеонная музыка по-прежнему является важной частью музыкальной культуры.

 

 

Эпилог

 

Учитывая, что FR-5 и FR-7 на данный момент ещё недоступны, мы подошли к концу того, что можно сказать об истории Roland на сегодняшний день. И несмотря на все мои старания быть кратким, история получилась более чем на 50 000 слов. Это было неизбежно... Благодаря таланту Икутаро Какехащи находить новые товарные ниши и создавать специализированные компании для их заполнения, Roland сегодня является всемирным конгломератом с более чем 20 совместными торговыми компаниями, исследовательскими центрами и производственными мощностями в США, Великобритании, Китае, Тайване, Италии и Австралии, не говоря уже о лабораториях и заводах в самой Японии. В связи с этим невозможно не упустить важные устройства и события, не говоря уже о мелких деталях. Если я упомянул ваше любимое устройство лишь вскользь, мне очень жаль.

 

Итак, что же в будущем? Приближаясь к своему 75-летию (которое он будет отмечать 7 февраля 2005 года, как раз перед выходом этого журнала), Икутаро Какехащи твёрдо уверен, что технологии и музыка еще больше сблизятся, создавая новые возможности для производителей и их клиентов. Как он сказал: "Единственный способ повлиять на завтрашние новости - это сделать их самим". Будет ли компания Roland так же часто появляться в новостях без человека, который основал её и руководил ею, пока неизвестно. Какехащи не только привносил предпринимательское чутьё, острую деловую хватку и технические знания во всё, что делал, но и, похоже, соединял их со сдержанной мудростью и тонким пониманием человеческой натуры - редкое сочетание. За четыре года, прошедшие с момента его ухода на пенсию, Roland совершили несколько нехарактерных для себя ошибок, и это, возможно, показатель Икутаро Какехащи и его заслуг.

 

Но корпорация Roland, возможно, пережила бурю. Последние годовые данные, опубликованные незадолго до выхода этой серии статей в печать, показывают, что в 2004 году компания увеличила оборот почти на 15 процентов и получила прибыль в размере 10,6 миллионов долларов США. И хотя есть те, кто утверждает, что Какехащи следует подарить на день рождения телескоп побольше, мы уже видим, что Roland сделали важный поворот и вернуласи к прибыльности без его ежедневного участия. По словам представителей компании, "будущее ещё только создаётся".

 

Вернуться к оглавлению

VG-88 2000 года довёл концепцию V-Guitar до наиболее развитой на сегодняшний день формы.

 

 

Если и была область, в которой "виртуальные" технологии еще не нашли своего места, так это сэмплирование. Однако всё должно было измениться с появлением еще одного "V", которое Roland назвала Variphrase и которое впервые появилось в процессоре VP-9000 Variphrase (см. ниже). VP-9000 подавал большие надежды, и в то время Roland были уверены в его успехе. Поэтому они, должно быть, были разочарованы тем, что впоследствии его не случилось.

 

Тем не менее, технология, лежащая в основе VP-9000, могла найти множество применений, и вскоре Variphrase появилась во втором устройстве Roland, синтезаторе VA-7 Arranger Keyboard, инструменте для автоаккомпанемента, который был нацелен на домашний и сольный/концертный рынки, обслуживаемые сериями E и G. Неизбежно, что версия Variphrase для VA-7 была более ограниченной, чем для VP-9000, хотя в неё было загружено 48 вокальных сэмплов, позволяющих добавлять бэк-вокал к тем звукам, которые можно было ожидать услышать от клавишных такого рода. А если вы не хотели заниматься сэмплированием самостоятельно, то отдельно продавались библиотеки сэмплов Variphrase на CD в различных стилях, таких как госпел, этническая музыка и джаз/R&B. Были даже библиотеки саксофонных и скэт-джазовых вокальных фраз. Тем не менее, если вы хотели использовать свои собственные сэмплы, вы могли это сделать и, что удивительно, время сэмплирования, предлагаемое VA-7, было больше, чем у VP-9000.

 

Хотя появление Variphrase было очень важным, в 2000 году появились ещё три новинки, которые стали первыми значительными достижениями в области синтеза на основе PCM со времён появления JV-80 в 1992 году. Лучшим из них был XV-5080, номинально 128-голосый синтезатор, с мультитембральностью 32 партии с огромной внутренней памятью волновых форм (но см. выше о руководствах пользователя и спецификациях). Он предлагал четыре слота для плат SR-JV80, ещё четыре для новых плат расширения синтезаторов формата SRX, широкие возможности воспроизведения сэмплов, большой экран, три блока эффектов MFX и шину R-Bus. Конечно, секция эффектов XV-5080 всё ещё не была полностью мультитембральной, и в его операционной системе имелся ряд недостатков, но многие из них были устранены в последующих версиях. Во всех отношениях XV-5080 заменил JV-2080, и прошло совсем немного времени, прежде чем платы SRX начали использовать волновые формы из коллекции SR-JV80.

 

Если ваши амбиции не дотягивали до XV-5080, существовала менее мощная (и более доступная) версия под названием XV-3080, но она теряла значительную часть  характеристик, которые делали XV-5080 привлекательной. В ней было меньше слотов расширения, двухстрочный ЖК-дисплей, отсутствие воспроизведения сэмплов, меньше возможностей ввода/вывода, только один MFX-процессор и отсутствие эффектов COSM.