GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Roland

 

 

Часть 4. 1992-1997

 

 

 

 

 

 

 

Гордон Рид

Sound on sound

Февраль 2005

Перевод с английского

В начале 90-х технология цифровой звукозаписи менялась и дешевела с бешеной скоростью, в результате чего многие устройства устаревали в одночасье. DM-80, стоившая около 10 000 фунтов стерлингов за полностью укомплектованную систему, был на треть дешевле многих аналогичных систем. Всего четыре года спустя подобная система VS-880 компании Roland стоила вшестеро дешевле DM-80.

 

 

 

Рецессия начала девяностых стала тяжёлым испытанием для многих компаний, но только не для Roland. Диверсифицировав ещё больше свои корни как производителя синтезаторов и органов, они стали сильнее, охватив практически все области производства высокотехнологичных музыкальных инструментов.

 

В первых трёх частях этой истории я рассказал о том, как компания Roland возникла из Ace Electronics и Hammond International в 1972 году и всего за два десятилетия превратилась в одного из ведущих производителей высокотехнологичных музыкальных инструментов в мире. В этой части мы увидим, как компания преодолела резкий спад в индустрии музыкальных инструментов и превратилась в корпорацию, сильно отличающуюся от производителя аналоговых синтезаторов и аккомпанирующих ритм-машин для органов, с которых она начинала в начале семидесятых.

 

 

 

Основная продукция, запущенная в 1992 году

 

Усилители и микшеры: Линейный микшер M-160 MkII, микромониторы MA-7 и MA-20.

Продукция Boss: Dr. Rhythm DR-550 MkII и DR-660, синтезаторный модуль GM/GS DS-330 Dr. Synth, гитарный процессор эффектов ME6, басовый процессор эффектов ME-6B, гитарный процессор эффектов ME-10, PQ-3B Bass Parametric EQ, PQ-50 Parametric EQ.

Цифровые рекордеры: многодорожечная система звукозаписи на жёсткий диск DM-80.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: RA-90 Realtime Arranger.

Гитарные синтезаторы: GR-1.

MIDI-клавиатуры: A-30, AX-1, PC-150, PC-200 MkII.

Электропиано: EP-9, HP-2900G, HP-3800, HP-5700, HP-7700 Micro Grand, KR-650 Intelligent Piano.

Электронные ударные и драм-машины: педальный Hi-Hat-контроллер FD-7, мини-пэд бас-барабана KD-7, рама MDS-7, барабанный пэд PD-7, R-70 Human Rhythm Composer, R-8 MkII Human Rhythm Composer, звуковой модуль TD-7.

Сэмплеры: рабочая станция DJ-70, сэмплерный модуль SP-700.

Секвенсоры: MC-50 MkII Micro Composer, MT-200.

Sound Canvas: GM-модуль SC-7, Sound Canvas SC-33 и SC155, GS/GM-звуковая карта SCC-1.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: GS-звуковой модуль CM-300, GS/LA-звуковой модуль CM-500, синтезаторы JV-30 и JV-80, GM-рабочая станция JW-50.

 

 

 

1992

 

В начале девяностых мир погрузился в тяжёлую рецессию. Возможно, вы помните это время как эпоху резкого падения цен на жильё и "отрицательной доходности", но производители помнят его так же остро, как конец бума восьмидесятых и начало трудного периода, когда стало гораздо сложнее найти покупателей и рынки сбыта. Одни из небольших компаний в нашей отрасли не выжили, другие боролись, надеясь, что в конце концов появится свет в конце тоннеля. Те, у кого хватало средств на это, диверсифицировались, искали новые рынки и новых покупателей. Именно по такому пути пошла компания Roland в 1992 году...

 

До этого момента существовала отрасль цифрового производства музыки, которая оставалась вне поля зрения Roland. Это была многодорожечная запись на жёсткий диск, которая задолго до появления Pro Tools и ещё более дешёвых компьютерных систем оставалась уделом таких высококлассных устройств, как AMS Audiofile и DAR Soundstation. Но к 1992 году стоимость цифровой записи на накопители с произвольным доступом и обработки сигнала стремительно падала. В начале десятилетия цена рекордеров и аудиоредакторов на жёстких дисках превышала 30 000 фунтов стерлингов, в 1991 году она упала до 20 000, в 1992 году - до 10 000 фунтов стерлингов и продолжала падать до тех удивительных цен, которыми мы наслаждаемся сегодня.

 

Как только году в 1991 или около того, цены начали падать, такие компании, как Akai, Korg и Roland, решили, что они хотят принять участие в этом процессе. Korg сделали это, пока цены всё ещё превышали 20 000 фунтов стерлингов, выпустив полнофункциональную систему для пост-продакшна, в то время как Roland подождали ещё несколько месяцев и выпустили значительно более компактную и менее мощную систему, ориентированную скорее на музыкальную индустрию.

 

DM-80 была представлена в двух вариантах: четырёхдорожечная версия с одним диском на 100 МБ и восьмидорожечная версия с удвоенным объёмом памяти и преобразователем частоты дискретизации на одном из цифровых входов. Также появилось программное обеспечение для Macintosh - Track Manager. В принципе, оно позволяло объединить четыре системных блока для 32 каналов синхронизированного воспроизведения. DM-80 также предлагала ограниченную форму автоматизации для двухполосных эквалайзеров, регуляторов уровня и панорамирования.

 

К сожалению, восьмидорожечная версия представляла собой всего лишь две четырёхдорожечные системы с минимальным взаимодействием между ними, и вы были ограничены всего 128 треками на систему. Кроме того, в DM-80 не было отображения формы сигнала, были ограниченные возможности кроссфейдинга, медленное и громоздкое меню, отсутствие видеовыхода для внешнего монитора, разъёмы TRS вместо XLR и возможность хранения всего 18 трек-минут на систему! Ах да... и при недостаточном объёме памяти для нескольких проектов вам приходилось делать резервные копии через SCSI-порты, расположенные на задней панели. Учитывая эти ограничения, неудивительно, что DM-80 не имела коммерческого успеха. Более того, розничная цена в Великобритании в 7455 фунтов стерлингов за восьмидорожечный рекордер с объемом памяти всего 200 МБ (или почти 10 000 фунтов стерлингов, если вы приобретали необходимые опции фейдерного блока DM-80F и контролера DM-80R) быстро начала казаться сильно завышенной и недостаточно обоснованной. Так почему же, когда в 1992 году на рынке уже было представлено более 90 рекордеров на жёстком диске, DM-80 была так актуальна? Сама по себе она не была важна, но она была "недостающим звеном" между сэмплерами Roland серии S и рекордерами VS, которые составляют основу ассортимента компании в 21 веке.

JV-80, первый чрезвычайно успешной серии синтезаторов JV.

 

 

Если бы не DM-80, главной новостью 1992 года могла бы стать замена синтезаторов серий D и U на новое семейство синтезаторов, модулей и рабочих станций. Это была серия JV, первыми двумя из которых стали JV-80 и его младший брат JV-30.

 

Несмотря на схожесть обозначений, это были очень разные синтезаторы. JV-80 была "профессиональной" моделью, с мощным 28-голосным движком, позволявшим комбинировать до четырёх уникальных звуков для каждого голоса. Она имела полувзвешенную, динамическую клавиатуру, восемь фейдеров редактирования, внешний слот для карт расширения PCM объёмом 2 МБ, еще один слот для карты памяти RAM, внутренний слот для одной из новых плат расширения Roland объёмом 8 МБ, а также продуманный набор функций клавиатуры. Поэтому он сразу же стал хитом среди поклонников Roland и оказался прекрасной рабочей лошадкой. Конечно, это была не совсем та рабочая станция, которую многие ожидали, но как первая из прославленной линейки синтезаторов JV (см. ниже), она заслуживает своего места в истории.

 

Как ни странно, в 1992 году компания всё же выпустила рабочую станцию, но она в значительной степени ушла в историю, потому что, как и в случае с W-30 за пару лет до этого, Roland снова неверно оценили рынок. В принципе, JW-50 была неплохой идеей, взяв технологию 16-дорожечного секвенсора от MC-50 Micro Composer и добавив 30 музыкальных стилей, взятых от MV-30 Studio-M Music Production System. К сожалению, его источником звука был 24-голосый "один звук на патч" GS/GM (General MIDI), что ставило JW-50 в разряд домашних, ресторанных и караочных клавишных инструментов, а не в профессиональный сегмент индустрии. Оглядываясь назад, можно сказать, что модель JW-50 была достаточно приличной, с большим экраном, возможностью редактирования и хранения пользовательских патчей, хорошим набором фейдеров, а также возможностью записи и воспроизведения некоторых удивительно сложных секвенций, но она не смогла покорить мир.

 

Между тем JV-30, несмотря на индекс JV, был синтезатором начального уровня. Будучи еще одним GM-синтезатором, он мог воспроизводить только один звук на голос и предлагал всего 24 голоса. Он лишился полувзвешенной и чувствительной к нажатию клавиатуры JV-80, а также всех остальных достоинств, о которых говорилось выше. Roland, казалось, находили всё новые и новые способы использования своего GM-движка. В 1992 году были выпущены еще два модуля Sound Canvas, еще две настольные музыкальные системы (DTMS) CM, заменившие устаревшие CM-32 и CM-64, звуковая карта GM/GS и звуковой модуль SC-7. Ещё больше модернизации было в модели SP-700 Sample Player (которая, по сути, представляла собой S-770 без возможности сэмплирования, но с возможностью, наконец, читать диски Akai S1000) и DJ-70 Sampling Workstation, которая заимствовала у S-770 возможности как сэмплирования, так и редактирования.

В наше время существует бесчисленное множество подобных устройств, но, даже не принимая в расчёт на такие инновации, как новый контроллер "скретч-диск", DJ-70 оказался немного опережающим своё время.

 

 

Созданный для того, чтобы сделать высококачественное сэмплирование простым для диджеев, DJ-70 предлагал ряд инноваций (не все из которых, такие как "скретч-диск", работали так хорошо, как хотелось бы), но был довольно ограничен в других областях: не было встроенного накопителя, а максимальный объём оперативной памяти составлял всего 4 МБ. Опять же, идея была хороша, но реализация оказалась не на высоте. Так почему же DJ-70 заслуживает хотя бы беглого упоминания? Что ж, спросите себя - в наши дни дешёвых и вездесущих грувбоксов, каким было первое устройство, сочетающее в себе сэмплирование в реальном времени, секвенсирование фраз в реальном времени и устройство, позволяющее "скретчить" сэмплы? Да... Roland снова сделали это и предвидели, как будет развиваться мир. Просто DJ-70 появился слишком рано, чтобы быть технологически зрелым и экономически эффективным.

 

Ещё одной идеей, которая появилась чуть раньше, был цифровой рояль. HP-7700 был прекрасным инструментом, с великолепной молоточковой механикой и акустической системой, разработанной для имитации звукового поля, создаваемого "настоящим" роялем. Тем не менее, эта технология тоже была незрелой, и идея получила реальное воплощение лишь несколько лет спустя, когда улучшенные возможности DSP сделали цифровые рояли Roland серии KR реальностью.

Boss DR-660 была популярной драм-машиной "для начинающих" и оставалась в каталоге более пяти лет.

 

 

В других областях Boss посягали на традиционную территорию Roland, выпустив драм-машины DR-500 MkII и DR-660. Вместе с собственными R-8 MkII и R-70 Human Rhythm Composer от Roland, эти устройства занимали прочные позиции на рынке MIDI-ударных инструментов. Но самой большой новостью 1992 года, вероятно, стала ликвидация электронных барабанных пэдов Roland PD-11, PD-21 и PD-31 пятилетней давности и замена их первыми в мире полноценными MIDI-фицированными ударными установками TBD и TBE Compact Drum System. Они поставлялись в комплекте со звукогенерирующим "мозгом" и пэдами, которые могли выступать в роли тарелок или хай-хэтов, а также бас-барабана, малого и том-томов. Неожиданно барабанщик мог собрать электронную систему, подключить её и играть на полном драмсете, не нуждаясь в акустических барабанах и тарелках (см.  ниже).

 

 

Серия JV и возможности её расширения

 

В серии JV и её прямом потомке, серии XP, было три семейства. Все недорогие инструменты были совместимы с GS, и в конечном итоге их было четыре: JV-30 (на фото ниже), JV-35, JV-50 и XP-10. Хотя технические характеристики улучшались по мере того, как каждая модель сменялась следующей, все они были ограничены одним звуком на патч, и им не хватало глубины звучания их более дорогих собратьев. В них также отсутствовали слоты для PCM-карт расширения, карт данных и плат расширения, хотя JV-35 и JV-50 (и, как ни странно, JV-90) позволяли установить плату VE-GS-1 или VE-JV-1. Как следует из их индекса, первая представляла собой звуковую карту GS, которая добавляла ещё 28 голосов полифонии и 16 партий мультитембральности. Вторая добавляла 28 голосов, восемь партий мультитембральности и во многом представляла собой JV-80 на плате.

Базовая модель JV-30 начального уровня.

 

 

Второе семейство было более мощным и включало в себя оригинальный JV-80, его преемника JV-90, рэковый JV-880 и, наконец, рабочую станцию JV-1000. Они имели общий звуковой движок JV-80, хотя стоит отметить, что их внутренние ПЗУ менялись по мере того, как каждая модель сменяла предыдущую. Все они принимали PCM-карты расширения объёмом 2 МБ и карту расширения памяти объёмом 8 МБ, а также карты данных (патч-карты), которые использовали волны из внутреннего ПЗУ и плат расширения в качестве основы для новых звуков.

 

Третье семейство полностью заменило второе и значительно расширило его. Полифония была увеличена до 64 голосов, и, в зависимости от модели, можно было установить от одной до восьми плат расширения. Кроме того, стандартная структура эффектов хоруса/реверберации была усовершенствована и теперь включала EFX (процессор эффектов), который можно было использовать в примитивном мультитембральном режиме для добавления эффектов к определённым патчам, но не ко всем. В это семейство входили модели JV-1080 (единственная, сохранившая ранние слоты для PCM-карт расширения и карт памяти), XP-30, XP-50, XP-60, XP-80, JV-2080 (предлагавшая три блока EFX) и JV-1010, ставшая последней моделью в линейке JV.

 

На момент выпуска JV-80 было доступно всего две PCM-карты волновых форм объёмом 2 МБ: Piano Selection и Guitar & Brass. Roland обещали, что вскоре появятся и другие, и до прекращения выпуска серии в 1996 году было добавлено еще шесть. Дополнительные карты включали барабаны, аккордеоны, оркестровые звуки, барочные инструменты и кантри/фолк/блюграсс, причем некоторые из воспроизводимых ими звуков остаются уникальными и по сей день.

Тематические библиотеки звуковых SR-расширений JV на основе плат (здесь представлены лишь некоторые из самых ранних) были совместимы почти со всеми устройствами Roland девяностых, основанными на сэмплировании и синтезе, и пользовались огромным успехом.

 

 

 

Вскоре после появления JV компания Roland начала выпускать платы расширения объемом 8 МБ, которые на протяжении многих лет составляли основу их синтезаторов [от переводчика: для их установки нужно было открутить люк в верхней крышке звукового модуля или на дне синтезатора воткнуть соотвествующим коннектором и закрепить тремя фиксаторами-распорками, попав ими в отверстия в плате]. Всего их было 21, полный ассортимент выглядит следующим образом:

 

Платы расширения SR JV-80 (8MB)

SR JV-80-01: Pop.

SR JV-80-02: Orchestral.

SR JV-80-03 : Piano.

SR JV-80-04 : Vintage Synth.

SR JV-80-05 : World.

SR JV-80-06 : Dance.

SR JV-80-07 : Super Sound Set.

SR JV-80-08 : Keyboards of the 60s & 70s.

SR JV-80-09 : Session.

SR JV-80-10 : Bass & Drums.

SR JV-80-11 : Techno.

SR JV-80-12 : Hip-Hop Collection.

SR JV-8-013 : Vocal Collection.

SR JV-80-14 : World Collection: Asia.

SR JV-80-15 : Special FX Collection.

SR JV-80-16 : Orchestral 2.

SR JV-80-17 : Country Collection.

SR JV-80-18: Latin Collection.

SR JV-80-19: House.

SR JV-80-98 : Experience 2.

SR JV-80-99 : Experience.

 

Из них SR JV-80-07 (Super Sound Set), пожалуй, наиболее интересна, поскольку содержит большинство волновых форм и патчей, встречающихся в серии двухмегабайтных карт. Однако для коллекционеров наиболее интригующими являются платы SR JV80-98 (Experience 2) и SR JV80-99 (Experience). Они поставлялись в комплекте с некоторыми синтезаторами и содержали подборку волн и патчей с других плат.

 

Библиотеки звуков JV/XP были настолько популярны, что Roland выпустили некоторые из них на CD-ROM для своих сэмплеров, а позже на их основе была создана целая серия рэковых звуковых модулей - Sound Expansion Series. Совсем недавно многие из этих волновых форм вновь появились в серии плат расширения SRX для новых синтезаторов Roland серии XV.

 

 

 

Веха: Compact Drum System

 

К 1992 году электронные барабаны были доступны уже более десяти лет, но никогда не было полноценной MIDI-фицированной системы, которую можно было бы собрать в виде драмсета, играть как на обычной установке, которая, при правильном использовании - звучала бы как обычные барабаны.

Как и предыдущие электронные барабаны, Compact Drum Systems от Roland выглядели великолепно, но пэды звучали недостаточно хорошо, чтобы быть привлекательными для барабанщиков, и они не пользовались успехом.

 

 

Roland изменили положение дел, выпустив Compact Drum System. Пэд был только одного типа - PD-7, но он имел два сенсора - на пэде и на ободе, - и вы могли собрать их столько, сколько вам нужно, чтобы обеспечить необходимые вам малые, томы, хай-хэты и тарелки. При этом функции бас-барабана выполняли специальные педали/триггеры KD-7, а управление хай-хэтом обеспечивала педаль FD-7.

 

Сердцем системы был TD-7 - полурэковый звуковой модуль с сотнями сэмплов, 32 программируемыми сетами, встроенным фразовым секвенсором и девятью стереовходами для триггерных сигналов, генерируемых пэдами.

 

Установив всё на специализированную раму MDS-7 и подключив пэды к TD-7, вы были готовы к работе. К сожалению, тактильный отклик пэдов PD-7 оказался недостаточно хорош для серьёзных барабанщиков, и после первоначального всплеска ажиотажа продажи рухнули, а перспективы электронных ударных казались мрачными. Даже введение нескольких размеров пэдов - 7,5-дюймовый PD-7 был позже дополнен 8,5-дюймовым PD-5 и 10-дюймовым PD-9 - не вызвало большого интереса.

 

В конце концов, некоторые музыканты решили добавить один или несколько PD-7 и TD-7 к своим акустическим драмсетам, что позволило им дополнить звуки, получаемые от обычных барабанов и перкуссии. По-настоящему плоды своих усилий компания Roland ощутила лишь четыре года спустя, когда выпустила значительно улучшенную линейку электронных барабанов.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1993 году

 

Усилители, акустические системы и микшеры: мониторы MA-7/MA-20/CS-30, микшеры RM-106 и RM-166, стереофонический усилитель мощности SRA-50, гитарные усилители Solid Valve SV-50R и SV-100DR.

Продукция Boss: DR-5 Dr. Rhythm Section, FZ-2 Hyper Fuzz, HM-3 Hyper Metal.

Программируемый педалборд-коммутатор ME-X Expandable Мultiple Effects, SD-2 Dual Overdrive, процессор эффектов SE-70.

Эффекты: SDE-330 Dimensional Space Delay, SRV-330 Dimensional Space Reverb.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: синтезаторы с автоаккомпаниментом E-16/E-56/E-86.

Электропиано: цифровое фортепиано EP-7II, фортепианный модуль P-55.

Ударные:  триггерный интерфейс AT-4, мультипэд SPD-11 Total Percussion Pad.

Секвенсоры: MT-120.

Sound Canvas: SC-55 MkII Sound Canvas, SD-35 MIDI Player.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция:  синтезаторный модуль JD-990 Super JD, рабочая станция

JV1000 Music Workstation, синтезаторный модуль JV-880, SMPU/AT Super MPU Interface, SRC-2 Sample Rate Converter,  звуковая карта TA-10 для IBM-AT.

 

 

1993

 

В отличие от предыдущего года, 1993-й был спокойным по меркам Roland, хотя продолжал появляться целый ряд новинок. Появилось больше синтезаторов JV, больше эффектов Boss, больше усилителей и микшеров, больше самоиграек серии E (в самых дорогих из них использовался звуковой движок JV-80), а также новые цифровые фортепиано, электронные ударные и секвенсоры. Также появились первые процессоры, в которых использовались элементы технологии RSS (Roland Sound Space), и с их помощью создавались эффекты, превосходящие их скромную цену. Но 1993 год следует запомнить как год, когда Roland, наконец, выпустили свою первую настоящую синтезаторную рабочую станцию JV-1000.

 

Первой появилась модель JV-880, рэковая версия клавишного синтезатора JV-80. Она обладала 28-голосой полифонией, мультитембральностью восемь партий, сдвоенными эффектами и выбором PCM-сэмплов. Кроме того, она позволяла добавить одну SR-плату расширения JV-80, а также имела слоты для PCM-карты расширения и карты данных. Заменив модель U-220, модуль JV-880 стал одним из самых успешных устройств Roland начала девяностых.

В 1993 году JD-990 был лучшим звуковым синтезаторно-сэмплерным модулем Roland , но в начале девяностых Roland были на таком подъёме, что всего через год его превзошел JV-1080 [от переводчика: обратите внимание на лючок сверху для SR-плат расширения и пару слотов спереди для PCM-карт].

 

 

Еще более удачной и уважаемой по сей день была модель JD-990. Несмотря на сходство с серией JV, это был усовершенствованный JD-800 в двух-юнитовом рэковом варианте, причём многие его параметры можно было программировать прямо с  панели управления. В звуковом отношении это был своего рода гибрид, основанный на ПЗУ JD-800, но с почти вдвое большим выбором волновых форм, благодаря большей части начинки JV-80. Кроме того, в JV можно было установить SR-плату расширения JV-80, карты расширения и карты данных. Было и много других усовершенствований. Например, фильтры были не просто резонансными, а самоосциллирующим на большом ЖК-дисплее отображались графики, показывающие, что именно происходит с тем, что вы редактируете, имелась синхронизация осциллятора и кольцевая модуляция, а также структуры, позволяющие комбинировать звуки различными способами. Также было множество вариантов управления в реальном времени и не менее восьми выходов. Была даже попытка добавить в ограниченную мультитембральность к эффектам. Когда появился JD-990, Roland назвал его "лучшим синтезатором", и в кои-то веки это утверждение оправдалось.

 

Вскоре после JV-880 и JD-990 появился JV-1000. Его синтезаторный движок был ещё одним гибридом, со стандартной 28-нотной полифонией JV, но с расширенным набором волновых форм, включая лучший выбор фортепианных сэмплов в ПЗУ, и гораздо большим объёмом памяти для патчей и пресетов, чем у JV-80. Конечно, JV-1000 предлагал ставшую стандартной возможность установки карты расширения 8 Мб, а также слоты для карт расширения 2 Мб и карт данных. Также имелось место для установки платы VE-JV-1 или VE-GS-1, каждая из которых удваивала полифонию синтезатора до 56 голосов, что для 1993 года было вполне приличным показателем. Более того, как я узнал много лет спустя, JV-1000 также (с некоторыми проблемами) принимал великолепную фортепианную плату VE-RD1, хотя Roland утверждал, что она не предназначена для этого и не будет работать.

 

Тем не менее, особенностью JV-1000 стало наличие секвенсора Super MRC, впервые применённого компанией Roland в одном из своих синтезаторов топового класса. Он обладал всеми возможностями секвенсоров серии MC: восемь дорожек, каждая из которых могла записывать и воспроизводить все 16 MIDI-каналов, а также выделенная ритм-дорожка для программирования на основе паттернов. Более того, он был совместим со стандартными MIDI-файлами (SMF), так что вы могли записывать и воспроизводить секвенции на любых других устройствах. Секвенсор даже имел свой собственный дисплей и второй MIDI-выход, так что JV-1000 мог передавать во внешний мир не менее 32 MIDI-каналов. Были и прочие возможности. Например, вы могли автоматизировать такие параметры реального времени, как громкость и панорамирование, а в топовых JV даже был встроен синхронизатор, чтобы вы могли использовать его с другими звукозаписывающими системами.

 

Всё это было реализовано в суперэлегантном инструменте, основанном на отличной 76-нотной клавиатуре Roland, чувствительной к силе удара  и давления, с восемью назначаемыми фейдерами редактирования и многочисленными функциями клавиатуры. Несмотря на свою длину, JV-1000 был удивительно лёгким и портативным; действительно, идеальный "гастрольный" инструмент. Если и было какое-то ограничение, то оно заключалось в 3,5-дюймовом флоппи-дисководе, который обслуживал только секвенсор. Это означало, что для сохранения патчей и перформансов нужно было сначала записать данные в файл SysEx, а затем переписать это на дискету. На самом деле, было и другое ограничение... Вместо того чтобы использовать более мощную секцию эффектов, представленную в JD-990, JV-1000 сохранил ограниченную структуру эффектов хоруса/реверберации JV-80. Но это были мелкие недочёты. Можно было с уверенностью сказать, что через пять лет после своих конкурентов Roland наконец-то вышли на рынок рабочих станций.

 

 

Веха: Органы Atelier

Первый орган Roland Atelier, AT-70.

 

 

Основатель Roland Икутаро Какехащи признаёт, что считает орган "самым совершенным музыкальным инструментом". Несмотря на это, а может, и благодаря этому, первый из домашних органов Roland, Atelier AT-70, представлял собой странный гибрид идей. Например, его нижний мануал имел диапазон 76 нот, был чувствителен к силе удара по клавишам и реагировал на педаль демпфера, как у фортепиано. В отличие от традиционных органов, Atelier также предлагал множество функций ритма и аккомпанемента, которые можно найти на самоиграйка Roland серии E, и даже принимал имеющиеся у Roland карты стилей. Кроме того, в него был встроен секвенсор на 40 000 нот. Однако у него не было некоторых ожидаемых органных функций, таких как рычаги, а возможности редактирования звука были явно ограничены. Тем не менее, нельзя было не признать, что всё это - большой домашний орган, и он, безусловно, обладал мощьностью: 240 Вт, если быть точным.

 

AT-70 (который стоил чуть меньше 10 000 фунтов стерлингов) и его более доступный младший брат AT-50, возможно, не были самыми успешными инструментами Roland, но они должны были породить династию, которая стала очень уважаемой в своей области. Первоначальный модельный ряд был дополнен в 1996 году моделью AT-30 и огромным AT-90, а затем в 1997 году - моделью AT-80. В 1999 году появилось не менее четырёх новинок (AT-20R, AT-60R, AT-80R и AT-90R), а два года спустя была представлена нынешняя линейка. Теперь их семь: AT-10S, AT-20S, AT-60S, AT-80S и мощная 256-голосная модель AT-90S, появившаяся в 2001 году, а также AT-15 и малыш линейки, одномануальный AT-5, выпущенный в следующем году.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1994 году

 

Продукция Boss: PS-3 Pitch-Shifter/Delay, RV-3 Reverb/Delay, RV-70 Stereo Reverb.

Эффекты: RE-800 Digital Echo, SDX-330 Dimensional Expander.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: E-66 Intelligent Synthesizer.

Гитарные синтезаторы: GR-09.

Органы: Atelier AT50, Atelier AT70.

Электропиано: RD-500.

Ударные: триггерный пэд бас-барабана KD5, пэды PD-5 и PD-9, звуковой модуль TD-5.

Сэмплеры: настольный MS-1, рэковый S-760, D-A конвертер DA400 для S760, опциональная карта OP-760 для S-760.

Sound Canvas: SC-50 и SC-88.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: звуковой модуль JV-1080 Super JV, синтезаторы JV-35, JV-50 и JV90, MIDI-контроллер MCR-8, звуковая карта для ПК RAP-10 PC с программным обеспечением ATW-10 Audio Producer, Rodgers W-30.

1994

 

 

Я думаю, что в 1994 году или около того многие начали чувствовать, что Roland больше не находится в авангарде разработки и производства синтезаторов. Они были правы... Несмотря на то, что компания выпускала очень популярные, коммерчески успешные синтезаторы, они начали перерабатывать собственные идеи. Каждый год, несмотря на то, что технические характеристики их сэмплеров и синтезаторов улучшались: больше звуков, шире полифония, больше эффектов и так далее, базовая технология и синтезаторные движки оставались очень похожими (и так было со всеми S&S-синтезаторами компании до сегодняшнего дня). Roland вряд ли были одиноки в этом - аналогичные процессы произошли к 1994 году и в Yamaha, а годом позже - в Korg, так что можно утверждать, что все трое пришли к хорошо продуманным реализациям синтеза S&S, которые не требовали фундаментальных изменений. Но это означало, что с течением времени синтезаторы на основе сэмплов, выпущенные Roland, стали меньше отличаться друг от друга.

 

Рассмотрим три клавишных синтезатора, выпущенных в 1994 году. Ни один из них не был плохим, но ни один из них также не был новаторским или впечатляющим. JV-35 был всего лишь синтезатором GS, который заменил JV-30. Конечно, у него было больше памяти, и он мог использовать плату VE-JV-1 или VE-GS-1, но ничего нового он не предлагал. Аналогично, JV-50 был просто JV-35 с секвенсором. Затем появился JV-90, 76-нотная версия JV-80 с большим количеством памяти и увеличенным ПЗУ. Этот удивительно лёгкий синтезатор был отличным инструментом для гастролей, но он уступал подобным инструментам, выпускаемым другими производителями.

 

Rodgers W-30, еще одна работа по "переупаковке", представлял собой любопытного зверя: это был JV-50 с платой расширения, предназначенной в основном для классических органных звуков. Предназначенный для небольших церквей, часовен и, возможно, даже евангелических собраний, он, конечно, звучал иначе, чем другие синтезаторы JV, и, оглядываясь назад, жаль, что Roland не продолжил идею озвучивания и брэндирования инструментов для конкретных целей.

С моделью JV-1080  Roland полностью реализовали концепцию мультитембрального рэкового синтезатора и продавали их целыми фурами.

 

 

Гораздо более успешным был модуль, пришедший на смену JV-880, так называемый Super JV, JV-1080. Он значительно улучшил существующие синтезаторы Roland на основе PCM, имея внутреннюю  память на 448 волновых форм, а не на сто с чем-то, как во всех предыдущих JV и JD. Это также был первый синтезатор Roland с названием JV, который включал в себя преимущества движка JD, в том числе многочисленные звуковые структуры и кольцевые модуляторы. Кроме того, в нем появилась новая функция Boost, генерирующая овердрайв, клиппинг и дисторшн для получения ряда более агрессивных звуков, чем те, которые обычно ассоциируются с цифровыми синтезаторами Roland. Благодаря 40 "инсертным" эффектам, 64-голосной полифонии, шести выходам и возможностью установки не менее четырех плат расширения, он мгновенно вытеснил все предыдущие "сэмплоидные" синтезаторы Roland.

Сэмплер S-760.

 

Сэмплер S-760 был еще одной новинкой в той же линейке. Он обновил движок S-770, добавив больше оперативной памяти, улучшенную систему редактирования и возможность чтения сэмплов Akai S1000 (правда, только по SCSI, а не напрямую с дискет). S-760 был гораздо доступнее своих предшественников, но это достигалось отчасти за счет отказа от цифровых входов/выходов, интерфейса видеомонитора и входа мыши. К счастью, они были доступны на дополнительной плате расширения OP-760-1. Вместе с опциональным D-A-конвертером DA-400,  комбинация S-760 и OP-760-1 стала лучшим сэмплером Roland своего времени.

Плата видеовывода OP-760-1 и опциональная мышь для сэмплера S-760.

 

 

Кроме того, были произведены многочисленные усовершенствования и расширения других существующих технологий. Среди них - SDX-330, ещё один процессор эффектов S, использующий технологию RSS, новые гитарные устройства, ещё одни клавиши серии E, новые Sound Canvas, новые пэды для Compact Drum System... в общем, всё больше, больше и больше. Так где же были самые горячие новости 1994 года? Как оказалось, что произошли значительные события и изменения, но не там, где вы могли их ожидать.

 

К 1994 году домашние "консольные" органы превратились в исчезающий вид: их заменили самоиграйки или просто отправили в бабушкин чулан. Но, по мнению основателя Roland Икутаро Какехащи, рынок домашних органов сокращался не потому, что люди стали менее увлечёнными игрой на этом типе инструментов, а потому, что производители не смогли предоставить то, что хотели покупатели. И вот на Франкфуртской выставке Musikmesse того года Какехащи осуществил ещё одну свою мечту, когда компания Roland представила первый из своих больших органов Atelier (см.  выше). Однако он сделал это не без посторонней помощи, собрав в лоне Roland многих экспертов в этой области. Например, Карло Лукарелли - некогда технический директор Farfisa, а затем один из основателей SIEL, стал президентом Roland Europe после того, как Roland приобрели его компанию. Аналогично, Деннис Хулихан, ныне президент Roland US, когда-то был вице-президентом по маркетингу в Lowrey. А Альберто Книпкамп, бывший директор по исследованиям и разработкам Lowrey, в конце восьмидесятых возглавил отдел исследований и разработок Roland в Чикаго. Неудивительно, что, когда Roland вышли на рынок органов, они сделала это на самом высшем уровне, и далеко не шаблонно.

 

В том же году была представлена десктоповая видеосистема Video Canvas, правда она была выпущена только для японского рынка. Предшественник современных систем видеомонтажа на базе ПК, эта система была тонким, но в ретроспективе важным указателем на то, как Roland смотрит в будущее музыкальных технологий и хай-тека.

 

В 1994 году Roland и их дочерние компании также открыли ряд новых предприятий. В Европе компания Roland DG основала новое подразделение для сбыта своей продукции во Франции, Италии и Балканских странах. В то же время в США открылось второе отделение Edirol. Но ещё большие изменения происходили в Японии...

 

Пожалуй, самым фундаментальным из них стал новый метод разработки, проектирования и производства новой продукции. Метод, получивший название Producer, требовал, чтобы этапы планирования и проектирования каждого нового устройства выполнялись только одной командой под руководством одного руководителя (или "продюсера"). Эта команда действовала почти как отдельная компания в составе Roland, но с доступом к корпоративным ресурсам группы. Затем, когда этапы планирования были завершены, новая команда была выбрана из числа сотрудников производственной базы группы, и продукт был запущен в производство.

 

В дополнение к этому Roland приняли амбициозную стратегию развития под названием 301 Project. В то время компания говорила об этом проекте, что "его целью является разработка продукта номер один в каждой категории с 30-процентным увеличением доходности по сравнению с предыдущей продукцией". Сегодня Roland утверждает, что проект был очень успешным, и что такие устройства, как XP-80, VS-1680 и V-Drum (о которых подробнее далее в этой главе), существуют как следствие принятия 301.

 

Но не все изменения были направлены на увеличение доходов. В 1994 году Какехащи основал Фонд Roland с целью донести музыку до людей во всем мире. Фонд открывал музыкальные школы, финансировал конкурсы и концерты во всех музыкальных жанрах. Одним из первых примеров работы фонда стал обмен тремя японскими и тремя испанскими музыкальными произведениями в стандартном формате MIDI между школами Японии и Испании. Затем они были аранжированы студентами других стран и возвращены в страну происхождения для рецензирования и комментариев. Целью проекта было не только поощрение музыкального творчества, но и содействие взаимопониманию двух культур с использованием музыки в качестве средства передачи информации. Совсем недавно, в апреле 2004 года, Фонд стал японским секретариатом Ассоциированного совета Королевских музыкальных школ, британской организации, которая определяет стандартные рамки для оценки и экзаменов по музыке во всем мире.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1995 году

 

Усилители: усилитель для электроакустической гитары AC-100, Blues Cube BC-30 и BC-60 Blues Cube, активная акустика для клавишных MA-100, усилители ST-50R и ST100DR.

Продукция Boss: BD-2 Blues Driver, CEB-3 Bass Chorus, DD-5 Digital Delay, GEB-7 Bass EQ, HR-2 Harmonist, LMB-3 Bass Limiter, гитарный процессор ME-8, стерео-микшер MX-5, OD-2R Turbo Overdrive, ODB-3 Bass Overdrive, TM7 Guitar Monitor.

Цифровые рекордеры: рекордеры MIDI-сообщений AR100 и AR2000, многодорожечный дисковый рекордер DM80.

Эффекты: AP700 EQ/Feedback Suppressor, GP-100 Digital Guitar Preamp и FC-200 MIDI-Foot Controller, RSS-10 Sound Space Processor.

Гитарные синтезаторы: гитарный MIDI-конвертер GI-10, VG8 V-Guitar System.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: "интеллектуальные" синтезаторы E-36, E-400R и G800, MIDI-датчик/конвертер для акустического фортепиано KP-24, RA-30 Real-Time Arranger, RA-95 Real-Time Arranger.

Электропиано: цифровые фортепиано FP-1, HP-330, HP-530.

Ударные: недорогая электронная установка TD-5K.

Сэмплеры: сэмплерная рабочая станция JS-30.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: компьютерный MIDI-процессор MPU-401, мультитембральный синтезатор XP-10, рабочая станция XP-50, звуковые модули серии Sound Expansion: M-DC-1 (Dance), M-GS64 (GS/GM), M-OC-1 (Orchestral), M-SE-1 (Strings), M-VS-1 (Vintage Keyboard).

 

 

1995

 

К середине девяностых уже невозможно было думать о Roland как о компании, производящей только синтезаторы. По правде говоря, они никогда и не были таковыми: такие устройства, как серия гитарных усилителей JC, уже давно демонстрировали их приверженность другим направлениям покупателей. Действительно, можно сказать, что к 1995 году у Roland уже не было единственного основного рынка, и что они были так же преданы владельцам небольших студий, пианистам и органистам, как и музыкантам рок-н-ролла. Возможно, именно по этой причине предложения года в первоначальных областях деятельности были столь непримечательны.

 

Во-первых, произошло дальнейшее развитие серии синтезаторов и рабочих станций JV в серию XP. Сначала их было всего две. XP-10 заменил недолго производившийся JV-35, добавив дополнительную память и арпеджиатор, но сохранив звуковой движок GS/GM. Более интересной была модель XP-50, которая во многом представляла собой JV-1080 с 61-нотной клавиатурой и секвенсором. Однако XP-50 лишился слотов для PCM-карт и Data-карт, которые существовали со времён появления JD-800 в 1991 году. Он также лишился двух пар стереовыходов, что сделало его менее пригодным для использования в студии.

 

Также были представлены модули серии Sound Expansion, которые, по сути, представляли собой не более чем платы расширения SR JV-80 в рэковых корпусах высотой 1U. Изначально серия состояла из пяти модулей, предназначенных в основном для использования в качестве наборов пресетов, хотя команды SysEx JV-1080 поддерживались, так что при желании их можно было редактировать с помощью соответствующего программного обеспечения. Однако на борту не было памяти или накопителя, для хранения результатов.

 

Также было выпущено дополнение к серии E и два новых модуля Arranger, более дорогой из которых (RA-95), по сути, представлял собой E-86 без клавиатуры. Roland даже выпустили двухоктавный Acoustic Piano Pickup, который распознавал движения клавиш и передавал информацию на любой из модулей серий E и RA для преобразования в бэкинг-треки. Более интересной, пожалуй, была модель G-800, которая стала выходом Roland в топовый сегмент рынка домашних клавишных. Как и серия E, которая продолжавшаяся выпускаться параллельно с ней, GS/GM-совместимый G-800 был "интеллектуальным синтезатором", но он имел 76-нотную клавиатуру, большой ЖК-дисплей и больше стилей. К сожалению, в нём отсутствовал секвенсор, и возможности редактирования звуков были невелики.

 

То же самое можно сказать и о DM-800, который, несмотря на кажущуюся привлекательность, в конечном итоге не произвёл впечатления. Эта длинная, тонкая конструкция была, пожалуй, первой полностью автономной рэковой DAW, не нуждавшейся ни в компьютере, ни в банке внешних процессоров, ни даже во внешних жёстких дисках, если вы устанавливали дополнительные внутренние накопители, которые она поддерживала. Более того, она предлагала двухполосный эквалайзер и компрессор, программируемые по тайм-коду, питч-коррекцию и даже автоматизацию микширования. Добавьте к этому выходы для внешних видеомониторов в дополнение к встроенному графическому ЖК-дисплею, фирменную шину расширения, два SCSI-порта, множество опций синхронизации MTC и LTC, управление проектами и резервное копирование на DAT или минидиск, и всё выглядело вполне пристойно. Но DM-800 не имел успеха. Возможно, это произошло потому, что каждый SCSI-порт был ограничен четырьмя каналами записи/воспроизведения, или потому, что цифровые входы/выходы были ограничены S/PDIF, а не более профессиональным интерфейсом AES-EBU. Возможно, это было связано с ограниченными возможностями фейдинга и кроссфейдинга, или, что более вероятно, с тем, что редактирование было неудобным, а дисплей для отображения формы сигнала имел низкое разрешение и был сложным в использовании. Какова бы ни была причина, DM-800 был многообещающим, но прожил всего несколько месяцев, прежде чем Roland анонсировали устройство, которое сметало его одним махом.

 

Итак, где же были главные новости в 1995 году? Оглядываясь назад, можно сказать, что в том году было одно главное событие, которое вскоре окажет влияние на все направления устройств Roland. Это была не клавиатура, не синтезатор, не звуковой модуль или блок эффектов; это была технология цифровой обработки сигнала, которую Roland назвали Composite Object Sound Modelling.

 

COSM представлял собой метод объединения физического моделирования различных элементов в цепочке генерации звука и сведения результатов к единому алгоритму. Впервые он появился в модели GP-100, которая предлагала эмуляцию усилителей Marshall, Fender и, конечно же, собственных усилителей Roland серии JC, и, возможно, стала первым в мире гитарным преампом с физическим моделированием, но, что гораздо более примечательно, она также легла в основу системы VG-8 Virtual Guitar (см. ниже).

 

Неизбежно, VG-8 не оправдала возложенных на неё надежд, и в течение следующих нескольких лет компания Roland неоднократно улучшала систему V-Guitar. В 1998 году на смену VG-8 пришла модель VG-8EX, в 2000 году - VG-88, в 2001 году - серия гитарных усилителей с моделями VGA, а в 2002 году - V-Bass. Аналогичным образом, GP-100 вскоре уступит место GX-700, а затем откроются ворота, поскольку COSM проникнет во многие линейки продукции Roland. Действительно, сейчас компания использует технологию COSM почти в каждом синтезаторе, органе и мультиэффектах, которые она выпускает [от переводчика: этот материал был написан в 2004-2005, сегодня технология COSM уже отмирает, в наше время её вытесняет более убедительная AIRD].

 

Несмотря на то, что в некоторых отношениях это был один из менее насыщенных событиями годов, по крайней мере, одна вещь должна была вызвать улыбку на лице акционеров и финансистов Roland в 1995 году - именно в этом году компания продала свой миллионный звуковой модуль GS. Учитывая, что этот формат появился только в 1991 году, это было немалым достижением.

 

 

Веха: VG-8

VG-8, ядро системы V-Guitar, первого из коммерчески выпускаемых (и весьма успешных) устройств Roland в формате V (V-Piano, предположительно первый продукт в формате V, так и остался нереализованным на момент написания этого материала...)

 

 

Roland VG-8 привёл многих в замешательство, когда они впервые увидели его. Был ли это процессор эффектов? Не совсем. Был ли это гитарный синтезатор? Ну, не совсем. Был ли это преамп? И да, и нет. На самом деле, VG-8 оказался предшественником того, что с тех пор стало привычным элементом в нашем музыкальном арсенале: физически смоделированного гитарного усилителя, акустического кабинета и записывающего устройства.

 

Установив звукосниматель GK-2A на имеющуюся у вас электрогитару, система виртуального моделирования гитары (VGM) в VG-8 позволяла вам решить, будет ли полученный звук звукоснимателем с синглом или хамбакером, и где он будет расположен - у бриджа или у грифа. Затем можно было выбрать тип усилителя, который будет смоделирован системой, и выбрать, будет ли выходной сигнал воспроизводиться через виртуальный кабинет 1х12, 2х12, 4х12 или стэк. Наконец, можно было выбрать, будет ли звук записываться с помощью DI или одного из "виртуальных микрофонов", расположенных на заданном пользователем расстоянии и под определённым углом к виртуальному акустическому кабинету.

 

COSM обеспечивал достаточную степень контроля над всем этим, позволяя вам получить хороший диапазон рок-звуков, используя стандартные регуляторы преампа и усилителя, а также динамическую обработку, овердрайв и эффекты в стиле Boss. Заводские настройки, как правило, концентрировались на мейнстримовом характере получаемых звуков, патчи с именами Джими Хендрикса, Джеффа Бека, и прочих но VG-8 также предлагал гексафонический дисторшн, который сделал GR-300 таким отличительным, поэтому он был способен производить ещё одно широкое семейство звуков, недоступных при использовании обычных гитар, усилителей и динамиков.

 

В дополнение ко всему вышеперечисленному VG-8 включал ещё одну технологию DSP-обработки под названием Harmonic Restructure Modelling, или HRM. Она была окружена квазинаучной маркетинговой тарабарщиной, но, по сути, представляла собой способ обработки вибрации струн различными способами для получения новых гармонических структур. Roland отмечали, что, поскольку источником звука является реальная вибрация струны, результаты получаются гораздо более выразительными и органичными, чем при использовании гитары для воспроизведения синтезированных звуков. Возможно, это и так, но немногие музыканты в полной мере использовали возможности духовых, смычковых, лид-синтезаторов, баса, пэдов, органов и всевозможные странные модели звуковых эффектов, которые предлагал HRM.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1996 году

 

Усилители и микшеры: клавишные усилители KC100/KC300/KC500, усилители мощности SRA260/SRA540/SRA800.

Продукция Boss: гитарные процессоры GT-5 и GX-700, басовый процессор ME-8B, PW-2 Power Drive, процессор эффектов SX-700, SYB-3 Bass Synth, VT-1 Voice Transformer, XT-2 Xtortion.

Цифровые рекордеры: VS880 и расширение VS-8F1.

Эффекты: графические эквалайзеры EQ-131/EQ-215/EQ-231.

Гитарная продукция: расширение VG-8S1 для VG8.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: "интеллектуальные" синтезаторы E-12/E-28/E-38/E-68/E-96, "интеллектуальный" модуль RA-800.

MIDI-клавиатуры: A-33, A-90, A-90EX (плюс фортепианная карта расширения VE-RD1).

Органы: Atelier AT-30, Atelier AT-90.

Электропиано: цифровые фортепиано HP-135/HP-235/HP-550G/HP-555G, "интеллектуальные" фортепиано KR-370/KR-570/KR-770.

Сэмплеры: DJ-70 MkII Workstation.

Sound Canvas: SC-55ST, SC-88, SC-88ST, SC-88VL, VS-C55 Virtual Sound Canvas.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: грувбокс MC-303, PMA-5 Personal Music Assistant, SN-700 Noise Eliminator, рабочая станция XP-80.

Видео-продукция: LVC-1 Lyrics Video Converter.

 

 

1996

 

VG-8 ознаменовал конец периода застоя в компании Roland, продолжавшегося с 1993 по 1995 год, и в следующие два года произошел бурный рост числа новинок, многие из которых были связаны с магической буквой "V". Первой и одной из самых значительных стала модель V-Studio, более известная как VS-880. Анонсированная в 1995 году и сразу же прозванная "цифровой портастудией" (несмотря на то, что Tascam, зарегистрировали Portastudio как свою торговую марку), VS-880 объединила цифровую звукозапись, микширование и мультиэффекты в доступном, автономном устройстве, которое было достаточно портативным, чтобы носить с собой в сумке (см. ниже).

Благодаря встроенному секвенсору типа MC, синтезатору JV-1080 (включая эффекты) и 76-нотной клавиатуре, Roland XP-80 стал прекрасным преемником рабочей станции JV-1000.

 

 

В других областях быстрыми темпами продолжалась  эволюция JV в XP: на смену JV-1000 пришла рабочая станция XP-80. Она имела 76-нотную полувзвешенную клавиатуру от большой JV, но была гораздо больше, чем просто более продвинутая версия XP-50. Она имела гораздо больший ЖК-дисплей, на который можно было выводить графику и меню, а также больше элементов управления в реальном времени, вдвое больше выходов, входы для вдвое большего количества педалей-контроллеров, более мощный секвенсор и новый арпеджиатор. Благодаря четырём слотам расширения XP-80 была ближе всего к JV-1080 с клавиатурой и, таким образом, оправдывала свой дальнейший статус мощной и популярной рабочей станции.

 

Roland также расширили линейку домашних органов Atelier моделью AT-30 и новым флагманом линейки, AT-90. Он имел увеличенные мануалы своего предшественника, обеспечивал аналогичные возможности автоаккомпанемента, использовал источник звука GS/GM и снова выдавал 240 Вт через не менее чем 11 динамиков! Но было и множество дополнительных функций, и хотя здесь нет места для их обсуждения, одна из них заслуживает особого упоминания. Это цена: всего 19 999 фунтов стерлингов. Очевидно, что, выходя на этот рынок, Какехащи не собирался шутить.

 

Возможно, лучшим клавишным инструментом, выпущенным в 1996 году, стала преемница MIDI-клавиатуры A-80. A-90 выглядела просто фантастически, а её великолепная 88-нотная фортепианная механика просто умоляла вас играть на ней. Кроме того, под её обширными и понятными органами управления скрывалось множество неожиданных и сложных функций, а при установке платы VE-GS-1 или VE-JV-1 она становилась самостоятельным мощным источником звука GS/GM или JV, с ограниченными, но все же полезными возможностями редактирования. Тем не менее, жемчужиной в короне серии A была модель A-90EX, стандартная A-90 с установленной платой VE-RD-1. Она содержала то, что для некоторых музыкантов остаётся самым лучшим цифровым фортепиано, дополненным многочисленными электропиано, звуками в стиле D-50 и JV, которые можно было редактировать, украшать эквалайзером, хорусом и реверберацией, а также воспроизводить с щедрой 64-нотной полифонией.

A-90 1996 года - одна из лучших MIDI-клавиатур Roland.

 

 

A-90 была большой, тяжёлой, великолепно сконструированной и дорогой, но я подозреваю, что 1996 год лучше всего запомнится устройством, находящимся на противоположном конце горизонта. Компактное, лёгкое и относительно дешёвое, оно было тем, что Roland более десяти лет утверждали, что никогда не выпустит. Это был преемник избранных инструментов техно-бригады, TB-303, TR-808 и TR-909. Это был MC-303, который, в зависимости от вашей точки зрения, либо способствовал ускоренной гибели поп-музыки, либо был замечательным, раскрепощающим ящиком, который принёс грув в массы.

 

MC-303 состоял из двух основных секций: синтезатора, включавшего в себя множество наборов ритмов, и секвенсора. Первый был 28-голосным полифоническим, и многие его звуки были заимствованы у TB-303 и различных TR. Были целые банки звуков, посвящённые синтезаторному басу, а также целые банки отдельных перкуссионных звуков, таких как бас-барабаны, малые, хлопки в ладоши и так далее. Кроме того, было множество фортепианных, органных, духовых и гитарных патчей. Таким образом, с помощью MC-303 можно было создавать далеко не только драм-энд-бэйс. Секвенсор имел всего восемь дорожек и ёмкость 14 000 нот, но он был гораздо более гибким, чем кажется: фразовое секвенирование, арпеджиатор, несколько функций квантизации, несколько сотен пресетных паттернов и их вариаций, а также место для ещё 50 собственных паттернов.

В середине девяностых компания Roland заявляли, что никогда не будут перевыпускать модель TB-303, поскольку её массовое производство в полностью аналоговом варианте было слишком дорогим, но в конце концов они уступили и выпустили цифровую версию MC-303, которая имела большой успех.

 

 

Roland непреднамеренно помогли изобрести хаус, эйсид, транс, техно и большинство других направлений танцевальной музыки девяностых, поэтому неудивительно, что MC-303 мгновенно обрёл успех. Аналоговые пуристы пытались утверждать, что он звучит совсем не так, как настоящий, но при воспроизведении через 10-киловаттную акустическую систему, выдающую мало звуковой энергии выше 150 Гц, вряд ли кто-то сможет заметить разницу. Так что, несмотря на то, что некоторые "анораки" [имеется в виду молодёжная мода на куртки-кенгурушки с капюшоном, которые носят любители кислотной музыки - прим. переводчика] стонали о том, что всё было не так хорошо, как в старые добрые времена, MC-303 одновременно определил природу Groovebox и переосмыслил способ, которым многие создавали танцевальную музыку.

Boss VT-1 был одним из первых доступных вокальных процессоров на базе формант, позволявших преобразовывать мужской вокал в женский и наоборот, а также предлагавших множество вокальных спецэффектов.

 

 

Несколько других разработок 1996 года заслуживают отдельного упоминания. Одной из них стал вокальный трансформер Boss VT-1, который вскоре появился во всех видах устройств Roland и обеспечил бесконечные часы забавы, превращая мужчин в женщин, женщин в детей, детей в роботов, а роботов в Багза Банни. Затем появился LVC-1 Lyrics Video Converter, который считывал тексты песен, хранящиеся в формате SMF, и выводил их на видеомонитор. Совместимый с фортепиано G-800, RA-800, KR-570 и KR-770 Intelligent, а также E-68 и E-96, он позволял превратить вашу дорогостоящую клавиатуру в караоке-машину. Без сомнения, в Японии это было очень популярно! Наконец, чтобы доказать, что Roland не всегда первым приходят в голову хорошие идеи, был выпущен персональный музыкальный помощник PMA-5. Этот гибрид КПК, секвенсора и звукового генератора GS/GM был отличным ультракомпактныс устройством, которое заслуживало бы гораздо большего, чем простое упоминание... если бы Yamaha не выпустили нечто похожее пятью годами ранее.

 

В 1996 году было еще несколько важных новостей. Во-первых, после неудачной попытки возобновить выпуск роялей и клавишных инструментов Rhodes в цифровом формате компания Roland вернула название брэнда Гарольду Родесу, который заявил, что надеется возобновить производство электромеханических фортепиано. К сожалению, Родес был уже стар и умер всего через четыре года в возрасте 89 лет, так и не осуществив эту мечту. Во-вторых, президентом корпорации Roland был назначен г-н Кацуёщи Дан. Икутаро Какехащи должен был остаться на посту председателя совета директоров группы и фонда Roland, но его здоровье ухудшилось, и назначение Дана после 24 лет работы означало уменьшение участия Какехащи в повседневном управлении компанией.

 

 

Веха: Цифровая многодорожечная студия VS-880

Это не был первый компактный цифровой мультитрекер, но первый по настоящему хороший мультитрекер, сочетающий в себе цифровую запись на носители с произвольным доступом, продвинутые эффекты COSM и цифровое микширование в одном устройстве стоимостью менее 1500 фунтов стерлингов.

 

 

Некоторые из сотрудников Roland впервые увидели VS-880 в 1994 году, когда он появился в виде пенопластового макета под названием VR-88. Разумеется, разработка была строго конфиденциальной, потому что, если бы она просочилась наружу, это убило бы продажи существующего DM-80 и DM-800, который должен был появиться в следующем году. Но когда VS-880 наконец появился в 1997-м, в нём не было ничего нового. Все мы уже видели восьмидорожечную запись на жёсткий диск, а также цифровое микширование, автоматизацию и цифровые эффекты. Мы также познакомились с технологиями Roland Sound Space Processing (RSS) и COSM, так что опциональная плата сдвоенных эффектов VS8F-1 тоже не переходила границ. Тем не менее, VS-880 и VS8F-1 объединили все эти элементы новым способом, который был одновременно доступным и простым в использовании.

 

С установленным диском емкостью 540 МБ VS-880 предлагал около 100 минут аудио при частоте 44,1 кГц, но для случаев, когда время записи было важнее качества звука, предлагались три формата записи со сжатием данных. В современном мире терабайтных дисков это не так важно, но в то время, когда внешние накопители ёмкостью 1 Гб были не только ультрасовременными, но и очень дорогими, это было важным моментом.

 

VS-880 мог записывать только шесть дорожек одновременно, но каждая из восьми дорожек могла содержать до восьми дублей. В самом VS-880 была предусмотрена ограниченная форма автоматизации снэпшотов, но, подключив его к внешнему MIDI-секвенсору, вы могли наслаждаться динамической автоматизацией многих параметров.

 

VS-880 имел недостатки в двух аспектах. Во-первых, его модель редактирования (без помощи отображения форы сигнала) была даже менее функциональной, чем у DM-800. Во-вторых, не было возможности воспроизвести все восемь дорожек при использовании режима несжатого аудио. В этом случае было доступно только четыре трека. Но, как свидетельствуют высокие продажи, многие были счастливы жить с этими ограничениями, возможно, потому, что VS-880 был самым дешёвым способом получить все эти функции в одном устройстве. И хотя он просуществовал всего год, прежде чем был заменён, это было знаковое устройство для Roland.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1997 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: гитарные усилители GC-405/GC-408/GC-405X и GC-408X, гитарный усилитель JC-90 Jazz Chorus, клавишный усилитель KC-100, акустика SST-151 и SST-251, сабвуфер SSW-351.

Продукция Boss: AC-2 Acoustic Simulator, AD-5 Acoustic Instrument Processor, CT-6 Guitar/Bass Tuner, Dr. Beat DB-12 и DB-88, FZ-3 Fuzz, гитарный процессор ME-30, OD-3 Overdrive, SP-202 Dr Sample, TR-2 Tremolo.

Цифровые рекордеры: VS-880 V-Xpanded Digital Studio Workstation.

Гитарные синтезаторы: GR-30.

Домашние синтезаторы/самоиграйки: Intelligent Synthesizer E-14 и E-500, G-600 Arranger Workstation.

MIDI-клавиатуры: A-70.

Органы: Atelier AT-80, комбо-орган VK-7 Virtual Tonewheel.

Электропиано: цифровые фортепиано EP-75, EP85, HP-130, HP-730 и RD-600.

Ударные: пэды V-Pad PD-100 и PD-120, звуковой модуль TD10.

Sound Canvas: SC-88 Pro.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: AF-70 Anti-Feedback Processor, P-8000 Analog Modelling Synth, звуковые модули JV-2080 и MBD-1, компьютерный MIDI-интерфейс S-MPU-II.

 

 

1997

 

В 1997 году компании Roland исполнилось 25 лет и, по совпадению или по иным причинам, этот год должен был стать для неё удачным. Несмотря на уход Какехащи с поста руководителя, Roland продолжали создавать новые филиалы и совместные предприятия по всему миру, добавив к ним Roland France SA и Roland Taiwan Enterprise Company Ltd. (отдельную от Roland Taiwan Electronic Music Corporation). В Японии была открыта новая фабрика в Миякоде, в первую очередь для производства более габаритных инструментов, таких как органы Atelier. Roland очень гордились этой фабрикой, заявляя, что производство ведется по системе, когда каждый работник собирает одно устройство от начала до конца. Учитывая, что во всем остальном мире используется конвейерная система (когда каждый рабочий отвечает за один элемент всех устройств, а не за все элементы одного устройства), это очень странно - Генри Форд был бы ошарашен.

 

В этом же году Roland применили букву "V" еще в трёх областях музыкальных технологий, создав свой первый моделирующий орган, виртуальный аналоговый синтезатор и, что самое важное, V-Drums (см. ниже).

VK-7 1997 года стал лучшей для своего времени день эмуляцией колёсного электрооргана от Roland.

 

 

Учитывая значительный вклад Какехащи в развитие электронных органов в шестидесятые, удивительно, что усилия Roland в этой области так и не оправдали своего наследия. Компания продала лишь небольшое количество имоделей VK-6 и VK-9 (1977), а более поздние VK-1 (1979) и VK-09 (1981) были просто ужасны. Выпущенный в 1990 году Rhodes VK-1000, основанный на сэмплах, был гораздо более совершенным инструментом, но к 1997 году множество компаний выпустили лучшие вариации на тему Hammond, которые сами разработали клавишные XB-2 и XK-1, а также модуль XM-1. Поэтому было приятно обнаружить, что "виртуальные тоновые колёса" VK-7 превосходят все эти модели, крепкий и выносливый, со звуком, который благодаря эффектам овердрайва COSM, и эмуляциии вращающихся динамиков бы даже ближе к звуку винтажных Hammond. К сожалению, VK-7 подвела куча мелких недочётов.

 

В этом году также была достигнута вершина развития серии JV. JV-2080 был улучшенной и более мощной версией JV-1080, которая использовала большой ЖК-дисплей XP-80, имела три блока эффектов и могла разместить не менее восьми плат расширения. Благодаря большему количеству патчей и возможностей, а также улучшенной операционной системе, единственным недостатком по сравнению с предыдущей моделью была потеря слота для PCM-карт. Но это была незначительная потеря, и JV-2080 сразу же стал "профессиональным" модулем Roland, который остаётся очень востребованным и по сей день.

Вместе с более ранней моделью JV-1080, JV-2080 стал самым популярным синтезаторным модулем девяностых годов, и его можно услышать на тысячах записей.

 

 

Несмотря на мощь JV2080, его затмил выход на рынок первого синтезатора Roland с "физическим моделированием аналоговых технологий" - JP-8000. И, как уже бывало, когда компания анонсировала JD-800, пошли слухи. В его названии были буква "J" и восьмёрка... Неужели это долгожданный цифровой Jupiter 8? Конечно, его ручки и слайдеры были в лучших традициях больших аналоговых полисинтезаторов, и во многих отношениях JP-8000 выглядел и ощущался винтажным. В его основе лежали семь волн аналогового типа, среди которых впервые появилась волновая форма "суперпила", ставшая с тех пор стандартным ингредиентом виртуально-аналогового синтеза. Как и Jupiter 8, JP-8000 предлагал фильтры 12 дБ и 24 дБ на октаву, и, как и Jupiter 6, они были мультирежимными, с возможностью низкочастотного, полосового и высокочастотного фильтров. Среди других отголосков прошлого - секция эффектов с хорусом и дилеем (но без реверберации), а также арпеджиатор. Также была функция Motion Control, громкое название для записи настроек панели управления в виде миниатюрных восьмитактовых управляющих секвенций, которые затем можно было воспроизводить в виде циклов или выводить на внешний секвенсор. Неизбежно, не всё было радужно, и JP-8000 имел свои недостатки. Прежде всего, это непостижимое решение - и, на мой взгляд, серьезная ошибка - ограничиться четырёхоктавной клавиатурой. Во-вторых, по сравнению с Nord Lead и другими устройствами того времениб моделирующими аналоговые синтезаторы, он мог звучать несколько тонковато, и, в-третьих, его битембральность и восьмиголосая полифония уже сильно отставали от времени. Тем не менее JP-8000 занял свою нишу, и многие из них используются по сей день, но не потому, что они являются самыми мощными инструментами для работы, а потому, что, как и многие классические синтезаторы, музыкантам просто нравится их звучание.

JP-8000 был не совсем "цифровым Jupiter", которого так ждало братство синтезаторщиков, но это был достаточно впечатляющий синтезатор для физического моделирования, и многие из них продолжают использоваться и сегодня, восемь лет спустя [прим. переводчика - этот материал был написан в 2004/2005 году].

 

 

В других областях Roland продолжали использовать существующие технологии по-новому. Шестой модуль Sound Expansion, MBD-1, представлял собой рэковую версию платы расширения драм-энд-бэйс SR JV-10, а сценическое фортепиано RD-600 (кстати, великолепный инструмент) было гибридом фортепиано RD-500, платы VE-RD1 от A-90 и набора звуков из серии плат расширения SR JV-80. Как всегда, было множество новых педалей Boss, множество гитарных усилителей и эффектов, ещё один гитарный синтезатор, ещё один орган Atelier, ещё один Sound Canvas, ещё одна MIDI-клавиатура, значительная модернизация клавишных серии E для создания E-300 и E-500, и... ну, вы поняли.

 

Было даже обновление прошлогодней модели VS-880, которая стала VS-880 V-Xpanded. Это было то же самое "железо" с улучшенным программным обеспечением, поэтому владельцы VS-880 могли обновить его до более поздней версии с помощью набора VS-880 S1 System Expansion Kit. В комплект входило новое программное обеспечение, новые инструкции и наклейки на панель управления для обозначения новых функций. Улучшения были нетривиальными. Прежде всего, теперь можно было воспроизводить шесть дорожек в режиме несжатого звука, а также появилось 10 новых эффектов, включая алгоритм Boss Voice Transformer, COSM-симулятор микрофона и вокодер. Чтобы еще больше повысить полезность этих и ранее включенных эффектов, Roland добавили новые инсертные опции, а также встроенную автоматизацию и улучшили возможности редактирования. Благодаря множеству других улучшений VS-880 V-Xpanded стал гораздо более выгодной покупкой, чем оригинальный VS-880, так что V-Studio заслужили свой дальнейший успех.

 

 

 

Веха: V-Drums

С конца восьмидесятых Roland никак не удавалось привлечь внимания барабанщиков к своим электронным ударным, но, выпустив в 1997 году V-Drums, первую барабанную систему на основе COSM, Roland наконец-то завоевали рынок. С тех пор V-Drums несколько раз обновлялись и остаются одними из самых успешных современных продуктов компании.

 

 

В середине девяностых серия Compact Drum System от Roland оказалась разочарованием, как для барабанщиков, так и для Roland: продажи были намного ниже, чем ожидалось. Однако Икутаро Какехащи продолжал выпускать инструменты для всех основных категорий музыкантов и, понимая, что проблема заключается не в звуке, а в том, как они реагируют на технику барабанщика, он не отказался от идеи создать электронные ударные, которые звучали бы и ощущались как акустические.

 

После нескольких лет экспериментов инженеры Roland разработали барабанный пэд на основе того, что компания назвала " сетчатым барабанным пластиком". Эта специальная ткань могла натягиваться обычным способом и, следовательно, подстраиваться под вкус каждого музыканта. Самое главное, что по своим свойствам она была гораздо ближе к настоящим барабанным пластикам. К сожалению, Roland не знали, как производить такие пластики в большом количестве, поэтому Какехащи обратился к Ремо Белли, главе компании Remo, всемирно известного производителя пластиков для акустических барабанов и перкуссии. Опыт Remo сыграл определяющую роль в решении проблем Roland, и вскоре на свет появилось новое поколение электронных барабанных пэдов: PD-100 диаметром 10 дюймов и PD-120 диаметром 12 дюймов.

 

В дополнение к новым пластикам Roland представили "мозги" V-Drum, TD-10. Еще одно устройство, построенное на базе COSM, практически в одночасье сделало устаревшими все предыдущие электронные ударные. TD-10 предоставлял огромный выбор барабанов (более 600 штук) с подробным редактированием и тонкой настройкой звуков бас-барабана, малого и томов, а также широкий выбор сопутствующих звуков, многочисленные эффекты и секвенсор - но не технические характеристики делали V-Drums особенными. Просто TD-10 и набор пэдов PD100 и PD120 составляли основу самого выразительного электронного драмсета из когда-либо созданных на тот момент, который обеспечивал ощущение, контроль и экспрессию, которые требовали профессионалы. Пара ударных установок KD-7, контроллер хай-хэта FD-7, а также множество ранних пэдов PD-5, PD-7 и PD-9 для тарелок и других металлических элементов... наконец-то появилась полностью электронная ударная установка!

 

 

Эпилог

 

В начале девяностых Roland переживали золотой век, когда казалось, что они не могут сделать ничего плохого. Затем наступила рецессия... И неважно, отражало ли это просто кризис мировой экономики или указывало на недомогание в самой музыкальной индустрии, результат был один: продажи на традиционных рынках компании резко упали.

 

Roland отреагировали на это покупкой действующих компаний, открытием новых и выходом на новые рынки. К уже существующим линейкам синтезаторов, сэмплеров, гитарных синтезаторов, усилителей и эффектов они добавили домашние органы, Sound Canvas и General MIDI, электронные ударные, хард-диск рекордеры и огромный выбор электропиано. Тем не менее, именно появление COSM и продукции V в 1995 году указало путь вперёд. Какехащи и его команда поняли, что цифровая обработка сигналов и физическое моделирование - это будущее индустрии электронного аудио, и Roland вскоре начнет применять их во всём - от самых скромных звуковых модулей и грувбоксов до самых дорогих цифровых микшеров и рабочих станций. И, конечно же, мы продолжим эту историю в пятой части...

 

Вернуться к оглавлению