GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Roland

 

 

Часть 2. 1979-1985

 

 

 

 

Гордон Рид

Sound on sound

Декабрь 2004

Перевод с английского

 

 

 

 

В этом месяце мы увидим, как компания Roland пережила непростые времена в начале восьмидесятых, и как основатель Икутаро Какехащи обеспечил ей благоприятные условия для того, чтобы воспользоваться преимуществами технологического развития в течение следующих нескольких лет.

 

В первой части этой саги я описал историю компании Roland с момента её основания в 1972 году до 1978 года - года, когда для Икутаро Какехащи и его команды всё выглядело радужно. Продажи росли и, имея за плечами ряд мировых "первопроходцев", компания завоевала уважение во всей музыкальной индустрии. К концу 1978 года в ассортименте компании насчитывалось не менее 120 товаров, и хотя некоторые из них появились в Великобритании только в следующем году, это было выдающимся достижением для бизнеса, созданного без собственного помещения и с ограниченным капиталом. И в течение года после этого впечатляющие достижения не прекращались, пока компания не попала в полосу неудач.

Набор модулей System 100M точно такой же, как в коллекции синтезаторов босса Mute Records Дэниэла Миллера в 1998 году. И да... он всё ещё босс!

 

 

1979

 

Основная продукция, запущенная в 1979 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: гитарный усилитель GA-15 (15 Вт), ламповый гитарный усилитель Bolt 60, стереофонические микшеры-усилители PA-150 и PA-80, усилитель для бас-гитары Cube 60. Вокальный микшер VX-120A.

Продукция Boss: CE-2 Chorus. драм-машина DR-55, NF-1 Noise Gate, PD-1 Rocker Distortion, PW-1 Rocker Wah, SG-1 Slow Gear.

Эффекты:  RE-150 Space Echo, SBF-325 Stereo Flanger, SDD-320 Dimension D, SIP-300 Guitar Pre-Amp, SIP-301 Bass Guitar Pre-Amp, SPA-120 Stereo Power Amplifier, SPA-240 Stereo Power Amplifier, SPV-355 P/V (Pitch-to-Voltage), Synthesizer. SVC-350 Vocoder.

Органы: комбо-орган VK-1.

Секвенсоры: CSQ100 Digital Sequencer.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: моносинтезатор SH-2, модульный синтезатор System 100M, вокодер VP-330.

 

То, что здесь недостаточно места для обсуждения некоторых важных продуктов, выпущенных компанией в 1979 году, говорит об удивительном прогрессе Roland за семь лет после её основания. В другое время SH-2, супер-компактный двухосцилляторный моносинтезатор, заслуживал бы большего уважения, как и многочисленные педали Boss, инновационный синтезатор SPV-355 (который в некотором роде был Promars'ом без клавиатуры) и великолепный флэнджер/хорус/даблер SBF-325. Мы даже вынуждены пропустить весьма доступный Boss Dr. Rhythm DR-55, первое портативное устройство, позволявшее программировать, аранжировать, хранить и вызывать собственные 12- и 16-шаговые паттерны, и нет места для обсуждения микропроцессорного CSQ-100, 168-шагового одноканального CV/Gate секвенсора, разработанного на основе MC-8 Micro Composer. Конечно, не обошлось и без провала... комбо-орган VK-1 был поистине ужасен. Но такие провалы были редкостью, а в 1979 году появились три устройства, которые мы просто не можем обойти вниманием. Это модульный синтезатор System 100M, вокодер VP-330 Vocoder Plus и, конечно же, самый знаменитый из всех эффектов Roland - SDD-320 Dimension D.

 

System 100M (не стоит путать с более ранней версией System 100), представлял из себя потрясающий модульный синтезатор, гораздо более аккуратный, чем американские чудовища конца шестидесятых - начала семидесятых. У него появились страстные поклонники, которые пытались покрыть целые стены его небольшими, но мощными модулями. Эти модули могли размещаться в корпусах двух размеров - трёхмодульном рэке 190 и пятимодульном 191J, которые помимо всего прочего обеспечивали подключение клавиатур 180, 181 и позже 184, а также линий CV/Gate управляющего напряжения и триггеров, что значительно упрощало коммутацию.

 

Список модулей был впечатляющим (см. ниже), с такими комбинированными устройствами, как 110 VCO/VCF/VCA, которые позволяли создавать полноценные голоса, занимая очень небольшое пространство. Фактически, можно было даже создать базовый четырёхголосный полифонический синтезатор с помощью рэка 191J, четырёх 110-х модулей, выходного микшера 131 и четырёхголосой клавиатуры 184. Добавьте второй рэк, начинённый 140 с LFO и сдвоенными генераторами огибающей, и вы получите инструмент, очень похожий на более крупный, тяжёлый, дорогой, но гораздо менее стабильный Oberheim Four Voice.

 

Изначально в серии было всего шесть модулей, ещё четыре были выпущены в течение следующих пяти лет. Несмотря на планы по выпуску ещё девяти модулей, Roland отложили планы по выпуску пяти из них, а четыре последних - 141, 165, 173 и 174 - появились незадолго до того, как компания сняла эту серию с производства пять лет спустя.

Клавишный контроллер 184 (ещё не MIDI) для System 100M (см. фото выше),из каталога 1982 года.

 

 

Менее впечатляющий на первый взгляд, VP-330 Vocoder Plus произвёл гораздо большее влияние на популярную музыку. Существовало две модификации: первая - с большими удобными клавишными выключателями для активации голосов, вторая - с кнопками, оборудованными светодиодной индикацией, хотя обе имели одинаковую четырёхоктавную клавиатуру и одинаковый набор фейдеров и ручек для управления тремя секциями инструмента.

 

Три секции? Во-первых, была секция Strings. Была ли это чисто маркетинговая уловка ("если мы включим в него Strings, то, возможно, продадим больше вокодеров!"), или же Roland оценили, насколько хороши будут "струнные", остаётся только догадываться. Второй шла секция Human Voice (звук "Chariots Of Fire" [Вангелиса - прим. переводчика]) с базовой формой волны, сильно отфильтрованной для получения несколько гнусавого звука. Само по себе это не похоже на пение людей, но с включенным эффектом Ensemble результат был очень приятным, и впервые можно было услышать хоровые голоса, исходящие от клавиатуры, которая не весит сотню килограммов и с которой нужно обращаться, как с вазой эпохи Мин. VP-330 называли заменой Mellotron и использовали в качестве таковой. Но ни то, ни другое не было смыслом его существования...

 

Секция вокодера имела 10 частотных диапазонов плюс генератор сибилянтов с синим шумом и сохраняла достаточную чёткость, чтобы слова можно было разобрать после обработки. Она имела много общих функций с другими секциями - регулируемые фейдеры атаки и спада, управление включением/выключением верхнего и нижнего регистра относительно точки разделения в средней До, вибрато и ансамблевого эффекта, - но если секции Strings и Human Voice создавали свои звуки путём обработки собственными осцилляторами, то Vocoder позволял музыкантам модулировать осцилляторы с помощью микрофонного сигнала. Ещё большую гибкость обеспечивал вход External Synth, который позволял "вокодировать" любой источник звука. Получивший широкое распространение после своего выпуска, VP-330 никогда не терял популярности и четверть века спустя остаётся весьма востребованным культовым инструментом.

VP-330 Vocoder Plus. Если что и стало причиной появления звуков роботов в стиле "говорящего синтезатора", так это это устройство.

 

 

В отличие от гибкого VP-330, рэковый Dimension D высотой 2 юнита не имел никаких органов управления, кроме селекторов для четырех предустановленных эффектов хоруса, некоторые из которых были настолько тонкими, что некоторые утверждали, что не слышали, работает он или нет. Но при правильном использовании (что всегда означало стерео) это было очень нужное устройство, обеспечивающее ширину и оживление без навязывания нового характера звукам, которые он обрабатывал. В результате "D" стал частью стандартного оборудования высококлассных студий звукозаписи, и сегодня цены на подержанные аппараты отражают то почтение, с которым они до сих пор хранятся.

 

 

Модули System 100M

 

Несмотря на относительную малочисленность модулей, существующих для System 100M, он стал одним из самых долговечных модульных синтезаторов, и многие из них до сих пор используются поклонниками по всему миру.

 

Базовые модули (1979):

 

110 VCO/VCF/VCA - Базовый модуль синтезатора, с внутренней коммутация, которая сделала монофонический (а с несколькими модулями и полифонический) синтез практичным.

 

112 Dual VCO - Несколько CV-входов на каждый осциллятор, сильная и слабая синхронизация, плюс широтно-импульсная модуляция.

 

121 Dual VCF - Три аудиовхода, три CV-входа и встроенный фильтр высоких частот в каждом резонансном низкочастотном VCF.

 

130 Dual VCA - Несколько внутренне микшируемых CV-входов и возможность переключения каждого VCA между линейной и экспоненциальной характеристикой.

 

140 Dual Еnvelope/LFO - Двойной генератор ADSR-огибающей, а также LFO с задержкой и синхронизацией с триггерами клавиатуры.

 

150 Ring Mod/Noise/ S&H/LFO - Универсальное устройство, предлагающее четыре модуля в одном, ни один из которых не имеет недостатка в функциях.

 

 

Дополнительные модули (1980):

 

131 Four-channel Output Mixer - Стерео микшер с индивидуальным панорамированием влево/вправо для каждого канала, выходом на наушники и настраиваемым референсным осциллятором.

 

132 Dual CV/Audio Mixer - Ещё один четырёхканальный микшер, но монофонический. Предназначен для работы с аудио и управляющими напряжениями. Имеются положительный и инвертированный выходы.

 

172 Phaser/Delay/Gate Delay - Мощный модуль фэйзера/флэнджера. Два из них, управляемые с помощью внешних CV-входов, обеспечивают замечательные пространственные эффекты.

 

182 Analog Sequencer - Двухканальный восьмишаговый секвенсор с "последовательным" режимом  для одноканальной 16-шаговой работы.

 

 

Дополнительные модули (1983):

 

165 Dual Portamento - Два независимых контроллера портаменто с управлением скоростью нарастания напряжения.

 

173 Quad Gate/Multiple - Электронное подключение и отключение модулей, что позволяет пользователям изменять конфигурацию патчей с помощью управляющих напряжений.

 

174 Parametric EQ Одноканальный четырёхполосный параметрический эквалайзер.

 

 

Не выпущены?

 

111 VCO/VCF

 

120 VCF/VCA

 

141 По одной информации это описывается как VCO/VCF/VCA, в то время как другие источники предполагают, что это был двойной генератор огибающей, гейтированная задержка и инвертор/сумматор.

 

160 Компьютерный интерфейс.

 

170 External Signal Processor - Комбинация преобразователя высоты тона в напряжение, повторителя огибающей и усилителя.

 

 

1980

 

 

Основная продукция, запущенная в 1980 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: Стереофонический микшер-усилитель PA-250, SMX-880 Line Mixer, VCA-800 Voltage Controlled Amp.

Продукция Boss: BF-2 Flanger, DM1-00 Delay Machine (аналоговый дилей), DM-300 Delay Machine (аналоговый дилей). FA-1 FET Amp, PH-1R Phaser, PV-1 Rocker Volume,

Эффекты: RE-501 Chorus Echo, SEQ-315 Stereo Graphic EQ, SEQ-331 Graphic EQ, SPH-323 Phase-Shifter, SRE-555 Chorus Echo.

Гитарные синтезаторы: GR-300 Guitar Synth, G-303 Guitar Controller, G-808 Guitar Controller, GR-33B Bass Guitar Synth. G-88 GR Bass Guitar Controller.

Электро-пиано: 61-клавишное фортепиано EP-09

Драм-машины: TR-808 Rhytm Composer.

Секвенсоры: CPE-800 Compu Editor, CSQ600 Моно Sequencer.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: SA-09 Saturn.

 

К концу семидесятых Roland прочно утвердились в качестве крупного производителя. Им так и не удалось покорить топовый сегмент рынка синтезаторов, но их Space Echo, эффекты Boss, гитарные синтезаторы, усилители Jazz Chorus и ритм-боксы CR занимали лидирующие позиции в своих областях. Следующий год прошел примерно в том же ключе, хотя было выпущено, пожалуй, только два значимых устройства, ни одно из которых не вызвало особого ажиотажа после своего выхода. Тем не менее, оба они стали классикой. Я имею в виду, конечно же, TR-808 Rhythm Composer и серию гитарных синтезаторов GR-300.

В 1979 году на смену оригинальному гитарному синтезатору GR-500 пришел GR-300.

 

 

В следующем году Roland выпустили для GR300 два контроллера в стиле Fender: G-202 (с двумя хамбакерами) и G-505 (самый распространённый контроллер GR-300, с тремя синглами и тремоло). Это был хороший ход, потому что, как и GR-500, GR-300 мог работать с гитарами Roland только с помощью специальных многожильных шнуров. Однако, в отличие от GR-500, к любой гитаре или бас-гитаре, заточенной под GR-300 можно было подключить шнур с четвертьдюймовым джеком и играть на ней как на обычном инструменте.

Гитарный контроллер G-202, продвигаемый (наряду с G-505) для использования с GR-300.

 

 

Удивительно, но репутация и завидный успех Roland не гарантировали финансовой стабильности. Курс йены вырос с 310 йен за доллар США, когда Roland были основаны в 1972 году, до временного максимума около 180 йен за доллар в 1978/79 годах. Хотя в 1980 году курс ненадолго восстановился, вскоре он снова должен был вырасти. К сожалению, укрепление иены имело почти катастрофические последствия для Roland, поскольку их европейский дистрибьютор, Brodr Jorgensen, не смог справиться с возросшими затратами на импорт японских товаров, и в 1980 году они неожиданно объявили себя банкротами. Это означало, что компания Roland, у которой только-только образовался положительный денежный баланс, внезапно оказалась без европейского дистрибьютора, треть её мирового бизнеса испарилась, а её европейские складские запасы - продукция на миллионы фунтов - оказались в руках ликвидаторов Brodr Jorgensen. Кроме того, в Европе находилась неоплаченная продукция на сумму 1 500 000 долларов, и все это было бы потеряно, если бы Какехащи не смог действовать быстро. Впервые с момента основания компании он столкнулся с кризисом. И это был огромный кризис.

 

Какехащи немедленно остановил всё производство продукции Roland и заблокировал доставку находящихся в пути товаров. Это не улучшило ситуацию, но позволило не допустить ее ухудшения. Затем он обратился в три банка за кредитом, необходимым для продолжения торговли, и только один из них был готов помочь. Тем не менее, получив двухмиллионную кредитную линию от Daiwa Bank, компания смогла продолжить работу.

 

Во многом это произошло как нельзя более вовремя, ведь в течение 1980 года Roland завершали постепенный переезд из Осаки в Хамамацу, сталкиваясь со всеми проблемами и неурядицами, которые это должно было повлечь за собой. Сам Какехащи провёл осень и зиму 1980 года в разъездах по Европе, пытаясь спасти свою дистрибьюторскую сеть. К наступлению нового года Roland оказались на перепутье.

 

 

AMDEK ( Analog, Music, Digital, Electronics, and Kits)

 

Хотя к началу восьмидесятых годов компания Roland базировалась в Хамамацу, Какехащи основал в Осаке компанию AMDEK. Основной продукцией компании были небольшие устройства эффектов и компьютерные мониторы, производимые для Roland (но не самими Roland) на Тайване. В течение нескольких лет компания была на удивление успешной, но по мере роста конкуренции Какехащи решил не соперничать с выходящими на рынок крупными компьютерными компаниями, , и в 1983 году прекратил поставки мониторов, одновременно сняв с производства эффекты. Но это был не конец для компании. Какехащи переименовал её в Roland DG Corporation, а затем использовал ее как средство для выпуска ряда собственных компьютерных и музыкальных периферийных устройств.

 

 

1981

 

Основная продукция, запущенная в 1981 году

 

Продукция AMDEK: CHK100 Chorus, CMK-100 Compressor, DMK-100 Delay, DMK-200 Delay, DSK-100 Distortion, FLK-100 Flanger, GEK-100 Graphic EQ, OCK-100 Octaver, PHK-100 Phaser.

Усилители, микшеры и акустические  системы: Клавишный усилитель Cube 60, клавишный усилитель Cube CK-40, активный микро-монитор MA-15A, компактный пассивный монитор MS-100A, микшерные консоли RM-1200, RM-1200B и RM-1600B.

Продукция Boss: CS-2 Compression Sustainer, DM-2 Delay, педали громкости FV-100 и FV-200, GE-7 Equalizer, SD-1 Super Over Drive.

Эффекты: гитарный синтезатор GR-100, SDE-2000 Digital Delay.

Органы: VK-09 Combo Organ.

Электропиано: HP-60 и HP-70.

Драм-машины: CR-5000 CompuRhythm, CR-8000 CompuRhythm, TR-606 Drumatix.

Секвенсоры: MC-4 Micro Composer.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: полифонический синтезатор Jupiter 8 (JP8), TB-303 Programmable Bass Line.

 

В начале 1981 года Какехащи было предложено спасти Brodr Jorgensen, но масштаб их долгов перед другими производителями сделал это невозможным. Однако ему удалось вернуть огромные запасы продукции Roland, находившиеся у ликвидаторов Brodr Jorgensen, и тем самым предотвратить наводнение мирового рынка дешёвым оборудованием, которое могло бы подорвать продажи самих Roland. Одновременно он заполнял брешь, образовавшуюся после краха его дистрибьютора. Опираясь на модель совместного предприятия, которую он уже создал в других странах, Какехащи открыл четыре новые компании всего за три месяца. В январе 1981 года открыла свои двери Roland UK, затем Roland GmbH (Германия), а в марте - Roland Scandinavia и Musitronic AG в Швейцарии. Примечательно, что Какехащи также нашёл время для создания нового японского подразделения, которое он открыл в мае 1981 года. Оно называлось AMDEK (Analog, Music, Digital, Electronics, and Kits) и служило каналом, через который Roland продавали тайваньскую продукцию через свою международную дистрибьюторскую сеть (см. выше).

 

Таким образом, избежав катастрофы, компания могла смотреть в будущее с уверенностью. Тем не менее, в 1981 году, должно быть, наступил момент, когда Какехащи задумался, не потерял ли он магический дар. В течение года Roland и Boss выпустили более 30 значимых инструментов и устройств, но, несмотря на успех у критиков, лишь немногие из них привлекли внимание покупателей. Возьмём, к примеру, первый большой полифонический синтезатор компании и их игрушечную бас-машину. Первый не произвёл особого впечатления, а второй вскоре оказался в корзинах, для распродажи по дешёвке за те деньги, которые за него могли выручить дилеры. Но ретроспектива - прекрасная вещь, как и вера Какехащи в свою компанию и её разработки. Полисинтезатором был Jupiter 8 (см. ниже). Игрушкой была программируемая бас-машина TB303.

TB-303 и TR-606 были явно предназначены для совместного использования, что видно по их внешнемк сходству. Но один из них превзошёл все ожидания и стала звуковым сердцем тысяч классических танцевальных композиций спустя годы после снятия с производства, в то время как другая стала практически забытой драм-машиной.

 

 

До 1981 года вторжение Roland в область полифонического синтеза можно было охарактеризовать в лучшем случае как "пробное". Доминировали Prophet 5 и Oberheim OB-серии, так что, возможно, неудивительно, что оригинальный JP-8 не произвёл особого впечатления после своего появления. Сегодня, конечно, это один из самых почитаемых синтезаторов, икона, с которой сравнивались все последующие полисинтезаторы Roland (и, многими поклонниками, были признаны не настолько удачными...).

 

На противоположном конце шкалы, TB-303, казалось, имел мало достоинств. Изначально продававшийся как "компьютеризированная бас-машина", он и его собрат TR-606 Drumatix предназначались для использования в качестве замены бас-гитариста и барабанщика, с чем они совершенно не справлялись. У него был единственный, ничем не примечательный осциллятор, примитивная функция огибающей и мало возможностей, кроме встроенного секвенсора. Если бы его не использовали для записи первых эйсид-хаус треков в восьмидесятые, возможно, TB-303 стал бы не более чем упоминанием в истории продукции Roland. А почему его использовали...? Во многом потому, что он был дёшев и прост в понимании.

 

Сегодня, конечно, TB303 является неотъемлемой частью всех направлений танцевальной музыки, способной объединять запрограммированные пользователем паттерны в длинные треки, оживлённые акцентом и слайдом, а также непременными настройками его необычного резонансного фильтра. Подключенный к TR-606 или TR-808, или даже к выпущенным в том же году машинам CR-5000 и CR-8000 CompuRhythm, TB-303 создаёт мгновенно узнаваемый звук, который в конечном итоге был скопирован (с большим или меньшим успехом) почти всеми другими производителями синтезаторов. В середине 90-х годов даже возникла мода на клоны, получившие такие названия, как MAB-303, FB-303, TBS-303 и TeeBee. Воистину, самая искренняя форма лести!

 

Серийное производство TB-303 продолжалось менее двух лет, но, по слухам, за это время Roland выпустили около 20 000 экземпляров, так что, скорее всего, они ещё долго будут с нами.

Последний секвенсор CV/Gate, MC4, с резервным накопителем на магнитофонной кассете. Для 1981 года это уж слишком!

 

 

Прежде чем двигаться дальше, стоит упомянуть ещё два устройства. Первое из них - SDE-2000, первый цифровой блок эффектов Roland. Второе - MC-4 Micro Composer, который стал одновременно вершиной и концом эры CV/Gate секвенсорных систем. Он был доступен в двух модификациях, MC-4A и MC-4B, с дополнительным расширением памяти на 32 Кбайт, что позволило увеличить количество нот с 3900 модели "A" до 12 000, предлагаемых моделью "B". Сегодня MC-4 и его кассетный магнитофон MTR-100 выглядят довольно примитивно, но всего лишь год или около того его яркий светодиодный дисплей, цифровая клавиатура и обещание настоящей полифонической секвенции делали его машиной мечты звезды электропопа.

 

 

Веха: Jupiter 8

 

В отличие от любого другого синтезатора своей эпохи, Jupiter 8 не навязывал свой собственный характер звучания: если вы хотели "жирный" звук, вы могли его получить; если вы хотели "эфирный", вы могли получить и его. Действительно, Jupiter 8 звучал так же, как и выглядел - гладко и отполированно - именно так, как не звучали конкуренты. Почему это так - одна из маленьких загадок жизни. В конце концов,  модели Prophet от Sequential Circuits, аналоги от Oberheim и Jupiter 8 предлагали по два VCO на голос, фильтр низких частот, пару генераторов огибающей ADSR и ряд возможностей модуляции. Но это было так: Prophet'ы и Oberheim'ы были жирными и внушительными, в то время как Jupiter 8 мог легче дополнять остальные звуки, не подавляя их.

Если вы ищете пример классического аналогового полисинта, то лучше, чем потрясающий Jupiter 8, не найти.

 

 

Кроме того, Jupiter 8 обладал множеством функций, которых не хватало его конкурентам. У него было разделение клавиатуры и множество назначений на регистры, так что вы могли, например, играть унисонные соло поверх пэдов левой руки или электропиано поверх похрюкивающих басовых партий. В нём были доступны синхронизация осцилляторов, перекрёстная модуляция, переключаемая фильтрация 12 дБ на октаву и 24 дБ на октаву, а также полифоническое портаменто. Он надёжно сохранял и загружал звуки через кассетный интерфейс, а также имел превосходный арпеджиатор. И, наконец, в комплект входило множество аналоговых интерфейсов, которые управляли скоростью арпеджио, портаменто, сустейном, частотой среза фильтра и VCA. Добавьте сюда выходы управляющего напряжения и триггера CV и Gate (при этом питч CV определяется по самой высокой сыгранной ноте), и в результате вы получите впечатляющий набор функций. Более того, Jupiter 8 был более надёжным, чем его конкуренты, а его звучание было более стабильным от экземпляра к экземпляру, что делало его очень привлекательным для использования на сцене и в студии.

 

В 1982 году Roland выпустили обновлённую версию Jupiter 8, JP-8A, которая предлагала ряд усовершенствований, включая улучшенный ЦАП, который увеличил разрешение системы автонастройки с 12 до 14 бит, а также более яркий светодиодный экран. Электропоп-сообщество было убеждено: в песне "Relax" группы Frankie Goes to Hollywood доминировал Jupiter 8, Ник Родс в значительной степени полагался на него, а такие музыканты, как Стив Лускомб (Blancmange), Винс Кларк (Erasure), Джон Фокс и Мартин Уэр (Heaven 17), вскоре взяли его на вооружение. Путь к классическому статусу начался именно здесь.

 

 

 

1982

 

Основная продукция, запущенная в 1982 году

 

Усилители: ламповый гитарный усилитель Bolt 30.

Продукция Boss: CE-3 Chorus, OC-2 Octave, SCC-700 Sound Control Centre, VB-2 Vibrato.

Электропиано: двухголосое комбо-пиано EP-6060, электронное фортепиано HP-30.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: полифонические синтезаторы Juno 6, Juno 6,0 Jupiter 8A, монофонический синтезатор SH-101.

 

Икутаро Какехащи неустанно работал в течение 1981 года над восстановлением каналов дистрибуции Roland по всему миру и его финансовой стабильности, и, несомненно, банк Daiwa был рад видеть, что компании потребовалась лишь треть от предложенного кредита. Итак, когда первый серьёзный кризис остался позади, Roland вернулись к своему бизнес-плану, создав ещё одну совместную компанию, на этот раз в Бельгии. Неизвестно, был ли скромный ассортимент продукции, представленной в 1982 году, следствием трудностей предыдущего года (Какехащи был одним из главных разработчиков и большую часть года провёл в разъездах), или это произошло бы в любом случае. Был и обычный ассортимент эффектов Boss, и ещё один усилитель, обновлённый Jupiter 8, и пара мгновенно забытых электронных фортепиано, но при небольшом количестве крупных релизов, к счастью, три новых синтезатора стали одними из самых успешных устройств Roland. Это были SH-101, Juno 6 и его почти мгновенный преемник Juno 60.

Juno 6 был замечателен во многих отношениях, но у него не было программируемой памяти. Juno 60, выпущенный вскоре после этого, исправил эту ситуацию, а также предложил разъем DCB на задней панели - первый шаг Roland в области цифровых соединений (хотя и быстро превзойдённый MIDI).

 

 

Чтобы понять, на фоне чего были выпущены Juno, важно знать кое-что о частотной модуляции. О ней было известно уже несколько десятилетий, и к середине XX века она использовалась в качестве средства радиовещания. Лишь в шестидесятые годы Джон Чаунинг, исследователь из Стэнфордского университета, обнаружил, что помимо передачи звука, FM может генерировать тембры, недостижимые другими способами. Хотя основная часть его работы лежала в другой области, Чаунинг продолжал развивать FM, и в 1971 году использовал его для синтеза обычных звуков, включая органы и духовые. Впоследствии Стэнфорд обратились к нескольким производителям органов с предложением лицензировать технологию. Ни одна американская компания не проявила интереса, поэтому Стэнфорд обратился к Yamaha. После краткой оценки они лицензировали технологию.

 

Лишь в 1981 году Yamaha представили свои первые коммерческие FM-синтезаторы. Названные GS-1 и GS-2, они были чудовищно дорогими, но вскоре последовали более доступные модели CE-20 и CE-25, ориентированные на рынок домашних клавишных инструментов. Затем, в 1982 году, Yamaha продемонстрировали FM-синтезатор, который можно было программировать. Он стал прародителем DX-7 и должен был оказать глубокое влияние на всех остальных производителей синтезаторов.

 

Какехащи знал об исследованиях Чаунинга задолго до появления DX-7 и познакомился с ним в Стэнфорде за несколько лет до появления FM-синтезаторов Yamaha. К несчастью для Roland, это произошло через полгода после того, как Yamaha заключили эксклюзивную лицензию с университетом. В своей книге "Я верю в музыку" Какехащи признаёт, что Yamaha были естественными партнерами в этом бизнесе, потому что у них были ресурсы для разработки чипов, необходимых для коммерческого применения FM-синтеза. Тем не менее, интересно предположить, что могло бы произойти, если бы Стэнфорд обратился к Roland после того, как Hammond и Wurlitzer отклонили их предложения.

 

GS-1 и GS-2 пользовались большим уважением, как и их современники Fairlight CMI и Synclavier, поэтому Какехащи было очевидно, что цифровая генерация звука - это путь в будущее. К сожалению, у Roland не было коммерчески жизнеспособной цифровой технологии. Кроме того, началась трансформация "стринг-машин" в примитивные аналоговые полисинты, и было очевидно, что дни больших, дорогих аналоговых полисинтов сочтены. Roland нужно было сделать что-то доступное и полифоническое... что-то, что включало бы в себя волшебное слово "цифровой". И сделать это нужно было быстро.

 

Некоторые маркетинговые ходы перед выпуском Juno 6 говорили о том, что Roland полностью перешли на цифровые технологии, но когда инструмент появился, стало ясно, что это не так. Куда бы вы ни посмотрели, везде были традиционные аналоговые технологии... VCF, VCA, LFO и один генератор огибающей ADSR на голос. Единственный намёк на цифровые технологии содержался в DCO - осцилляторах с цифровым управлением.

 

Сегодня DCO часто подвергаются насмешкам, когда их сравнивают с VCO, но так было не всегда. В 1981 году стабильность высоты тона многих VCO оставляла желать лучшего, а их строй часто зависел от температуры, так что в итоге вы могли много раз настраивать свои синтезаторы во время концерта или сессии звукозаписи. Это не так раздражало в студии, но на сцене могло стать существенным недостатком. То, что мы сейчас считаем "органикой", в 1981 году было просто геморроем. Поэтому ранние цифровые синтезаторы привлекали не только своей звуковой гибкостью, но и сверхстабильным строем. К сожалению, не все могли позволить себе цифровые технологии того времени, поэтому Roland разработали DCO - аналоговый осциллятор, управляемый цифровой схемой, которая обеспечивала гораздо большую стабильность строя, чем VCO. Сегодня это кажется невероятным, но Juno 6 был первым аналоговым полисинтезатором, который можно было вынести на сцену, включить и играть с полной уверенностью, что инструмент будет строить. Более того, он обладал качественной клавиатурой, хорошо расположенными элементами управления, мощным арпеджиатором и классическим эффектом Roland - Ensemble. Ах да... и еще он великолепно звучал и предлагал отличную цену. Roland почти попали в яблочко. Единственное, чего не хватало Juno 6, - это памяти.

 

К счастью, менее чем через год появилась модель Juno 60. Он был во многом идентичен своему предшественнику, но на его верхней панели появилось 18 крупных кнопок, которые предоставляли 56 пресетов памяти, а также средства сохранения и загрузки, которые к ним прилагались. Тем не менее, самое значительное изменение произошло в другом месте. Если быть точным, то на задней панели, рядом с аналоговыми входами и выходами. Это была цифровая коммуникационная шина (см. ниже).

Клавишники повсеместно вешали его на шею и использовали как альтернативу электрогитарам, а другие наигрывали на нём в своих спальнях подражания одним пальцем Винсу Кларку. Моносинтезатор SH-101 1981 года стал мгновенной классикой и остается популярным до сих пор.

 

 

Моносинтезатор SH-101, выпущенный в том же году, был очень похож на одноголосный Juno 6. В нём отсутствовал хорус полисинта, зато появились портаменто и 100-шаговый цифровой секвенсор. Но в отличие от большинства предыдущих инструментов Roland, которые представляли собой громоздкие конструкции, предназначенные для использования на столах и стойках, большая часть SH-101 была изготовлена из пластика высокой плотности, в результате чего он был очень лёгким. Некоторые музыканты насмехались над этим, приравнивая его вес к звучанию, но это было глупо. SH-101 звучал превосходно, и у его конструкции была веская причина. Давайте посмотрим правде в глаза... возможность работы от батареек и наличие антабок для крепления гитарного ремня - всё это было несомненным плюсом. SH101 был создан для позирования. Он даже был доступен в трёх цветах: сером, синем и красном. С дополнительным модуляторным грифом MGS1 - удлинённой ручкой, на которой располагались контроллеры LFO и питч-бенда - он стал стандартным синтезатором де-факто для электропоп-группы и остаётся одним из непреходящих успехов Roland по сей день.

 

 

Веха: Цифровая коммуникационная шина

 

Какехащи осознал, что наряду с цифровым созданием звука важнейшим элементом будущего музыкальных технологий станет возможность связи. Поэтому Roland разработали Digital Communications Buss (DCB), который впервые появился в Juno 60, а вскоре за ним последовал Jupiter 8A. Компания даже позаботилась об оригинальном Jupiter 8, выпустив дополнительную плату DCB, OC-8, которую можно было установить на ранние модели.

Первый не-CV/Gate аппаратный секвенсор JSQ-60, как следует из названия, был предназначен для взаимодействия с Juno 60 через DCB-разъём этого синтезатора.

 

 

Сделав возможным полифоническое взаимодействие этих синтезаторов (и, следовательно, возможность играть на одном от другого), DCB стал огромным шагом вперед. DCB даже позволил исполнителям создавать секвенции для трёх синтезаторов с помощью одного из микрокомпозеров последнего поколения, например JSQ-60. Но если у стандарта и было ограничение (а оно было), то оно заключалось в том, что это был не стандарт... Это был программно-аппаратный протокол, предназначенный только для Roland.

 

Как мы теперь знаем, стандарт связи между производителями появился всего через год, и Roland предстояло стать одним из главных игроков в его разработке и внедрении. Однако компания никогда не подводила своих пользователей DCB, потому что другое устройство Roland, MD-8, позволило DCB обмениваться данными с MIDI. Таким образом, Jupiter 8, Jupiter 8A и Juno 60 стали тремя первыми аналоговыми синтезаторами с возможностью MIDI-связи, за несколько лет до того, как для многих их современников стали доступны подобные модификации.

 

 

1983 - Рождение MIDI

 

Основная продукция, запущенная в 1983 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: басовые усилители BN60 и BN100, гитарные усилители Spirit 10A и Spirit 25A, гитарные усилители SQ-40/60/100, акустические системы SST-120, SST-80, SST-60, SST-40.

Продукция Boss: четырёхканальный стереомикшер BX-400, шестиканальный стереомикшер BX-600, DD-2 Digital Delay,  DE-200 Digital Delay, DR-110 Dr Rhythm Graphic, HA-5 Headphone Amp (Play Bus), HM-2 Heavy Metal, хроматический тюнер TU-12.

Эффекты: SDE-1000 Digital Delay, SDE-3000 Digital Delayа.

Электропиано: HP-300 и HP-400.

Продукция ROLAND DG: плоттер DXY-100R, ADA-200R A/D/A Converter, CMU-800R CompuMusic, синтезатор CMU-810.

Драм-машины: TR-909 Rhythm Composer.

Секвенсоры: JSQ-60 DCB Sequencer.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: Полисинт Jupiter 6, JX-3P Programmable Preset Polyphonic, MC-202 Micro Composer, MD-8 MIDI/DCB Interface, MM-4 MIDI Thru Box.

 

В 1981 году Икутаро Какехащи предложил Дэйву Смиту из Sequential Circuits совместно разработать стандарт, который позволил бы синтезаторам Roland и Sequential взаимодействовать друг с другом. 14-контактная схема DCB от Roland была неприемлема, поскольку ее разъёмы и кабели были бы слишком дороги для универсального интерфейса, а двухконтактный последовательный интерфейс Смита не был признан подходящим, поскольку он имел серьёзные ограничения в сложных конфигурациях. Поэтому в 1982 году группа производителей, в которую входили Yamaha, Korg и Kawai, сформировала комитет для разработки стандарта обмена данными, который мог бы быть общим для всех музыкальных устройств - синтезаторов, драм-машин, секвенсоров и всего остального. В итоге они приняли пятиконтактный разъём DIN в качестве аппаратного интерфейса и, свободно делясь информацией о предложенном стандарте, сумели заинтересовать другие компании. Так, осенью 1982 года они смогли объявить о создании новой коммуникационной системы, которая должна была поддерживаться большинством производителей высокотехнологичной продукции. Это был Musical Instrument Digital Interface, или MIDI, и вскоре ему предстояло изменить характер всей музыкальной индустрии.

 

Несколько месяцев спустя компании Sequential Circuits и Roland объявили о выпуске первых в мире MIDI-синтезаторов и продемонстрировали, как они взаимодействуют друг с другом по MIDI-кабелю. Синтезатором Sequential был Prophet 600, но даже Какехащи не совсем уверен, какой именно Roland был использован, JX-3P или Jupiter 6. К сожалению, поскольку ни пресса, ни публика не присутствовали в этот благоприятный момент, другие сведения получены из третьих рук и неубедительны, хотя, по общему мнению, конец кабеля Roland был вставлен в Jupiter 6.

 

Если бы инженеры-исследователи Roland задались вопросом, как можно улучшить Jupiter 8, они бы не стали разрабатывать Jupiter 6. Они бы увеличили полифонию. Они бы добавили чувствительность к силе удара и давления [велосити и афтатач - прим. переводчика]. Они бы снова добавили хорус и увеличили количество выходов. И добавили бы больше возможностей синхронизации и модуляции. Но они этого не сделали. И наоборот, Jupiter 6 предлагал на четверть меньше полифонии, чем его предшественник, имел всего один выход и заменил фирменные осцилляторы Jupiter 8 на те же чипы Curtis, которые использовались Moog, Sequential и Oberheim. Если бы эта модель была более доступной, она могла бы занять нишу между Juno 60 и Jupiter 8, но она предлагала слишком мало и была слишком дорогой.

JX-3P был отличным синтезатором, но не имел большого успеха, поскольку был выпущен одновременно со всепобеждающим Yamaha DX-7.

 

 

В отличие от него, миниатюрный JX-3P стал победителем. Названный так в честь параметров программируемости, полифонии и пресетов, он был разработан и создан на фабрике гитарных синтезаторов Roland и, в отличие от Juno, обладал во многом двухосцилляторным звучанием больших американских полисинтезаторов - его струнные были сочными, духовые - напористыми, он воспроизводил превосходные пэды, квинты и синхронные звуки - но при этом имел очень доступную цену. JX-3P также стал первым полисинтезатором Roland, оснащенным секвенсором. Для того времени он был очень функциональным, и им можно было управлять с помощью внешних секвенсоров и драм-машин. Имея 128 шагов, каждый из которых мог быть полифоническим до шести нот, он мог использоваться для бэкинг-треков (неиспользованная полифония могла воспроизводиться с клавиатуры), имитации арпеджиатора или даже лупов. Конечно, у JX-3P были ограничения. В частности, для снижения стоимости Roland использовала систему программирования Digital Parameter Access, хотя в противовес ей был выпущен PG-200, дополнительный программатор, который крепился на магнитах к верхней части синтезатора и предлагал регулятор или переключатель для каждого из 32 параметров голоса. Но концентрироваться на отрицательных моментах - значит упустить суть. JX-3P выглядел великолепно, обладал правильным балансом простоты и расширенных возможностей и предлагал MIDI. Я убеждён, что JX-3P имел бы огромный успех, если бы не одно обстоятельство...

 

В 1983 году Yamaha выпустили DX-7. Благодаря 16-голосной полифонии, чувствительности к силе удара и давления, а также таким бонусам, как возможность установки картриджей с памятью, синтезаторы Roland стали казаться "старой шляпой". Более того, при цене всего 1500 фунтов стерлингов в Великобритании, он стоил в разы меньше JP-8 или JP-6.

 

Уже через несколько недель после выхода DX-7 стало ясно, что у производителей аналоговых синтезаторов возникла проблема. Действительно, те, кто получал доход исключительно от синтезаторов, оказались в беде, и DX-7 в немалой степени стал причиной окончательного краха Moog, Sequential Circuits и Oberheim. К счастью, Какехащи предвидел это и уже свернул разработку System 100M, а также производство таких линеек, как System 700, чтобы сосредоточиться на более компактных и доступных устройствах. Кроме того, Roland никогда не были "узконаправленными", и не в последний раз, но именно сейчас прозорливость Какехащи и разноплановость компании действительно окупились. Roland были мировым лидером на рынке эффектов с момента выпуска модели RE-201, а также в области гитарных усилителей (серия JC), гитарных примочек и драм-машин. Это означало, что они могли выпускать продукцию в каждой из этих областей и не пострадать от появления FM-синтеза. Какое дело кому-то, покупающему фэйзер Boss или один из планшетных X-Y плоттеров Roland, до DX-7? Погодите-ка... X-Y плоттеры?

Плоттер Roland DG DXY-100R, из рекламного проспекта 1983 года. Ниже по тексту - CMU-800R, который был представлен в том же каталоге. Конечно, никто не использовал их в музыкальных целях, как это было задумано, но они проложили путь к большим свершениям.

 

 

По словам представителей компании, "компьютер сам по себе ничего не может", поэтому инженеры Roland занялись разработкой семейства периферийных устройств, которые могли бы расширить функциональность персонального компьютера. Чтобы оценить это в контексте, нужно вспомнить, что в 1983 году ещё не было IBM PC [на самом деле уже были - прим. переводчика], флагманом Apple был Apple III, а большинство компьютерных энтузиастов использовали такие машины, как Apple II, Apple IIe, какой-нибудь Commodore PET или Sharp серии MZ. Это были захватывающие и анархические времена для компьютерных принтеров (относительно, конечно); для подключения принтеров к компьютерам не использовалось никаких протоколов, кроме стандартов связи RS232 и Centronics. Именно в этих неспокойных водах компания Roland DG (переименованная AMDEK Corporation) выпустила свои первые четыре устройства. Это были плоттер DXY-100R, CMU-800R CompuMusic, моносинтезатор CMU-810 и ADA-200R A-D-A конвертер (первые два из них изображены на фото выше и ниже по тексту).

 

Плоттер стал настоящим прорывом по соотношению цена/качество, значительно потеснив Hewlett Packard, которые до этого доминировали на рынке. Но Roland DG предложили использовать DXY-100R не только для инженерных задач, которые были смыслом существования плоттеров, но и для создания музыкальных партитур. Несомненно, это верно в принципе, но на практике это было бы кошмаром, и я сомневаюсь, что он когда-либо использовался таким образом.

Однопальцевый синти-поп в коробке. Очевидно, что MC-202 был создан в том же конструкторском бюро, что и SH-101, и предлагал возможности секвенсирования и моносинтезатора в компактном и удобном в использовании корпусе.

 

 

Наряду с этим, A-D-A был разработан для промышленных приложений, а не для цифрового аудио, хотя в документации ясно сказано, что Roland предполагали использовать его в качестве части музыкальной системы. Но с разрешением всего восемь бит, максимальной частотой дискретизации 44 кГц (а не 44,1 кГц, принятой в предыдущем году для стандарта CD) и жёсткими сглаживающими фильтрами, ограничивающими полосу пропускания намного меньше 16 кГц, он явно не подходил для использования в аудио.

 

Оглядываясь назад, можно сказать, что хотя ни одно из первых семейств устройств Roland DG не имело огромного успеха, все они были продуктами удивительной дальновидности. Только подумайте... Мультитембральный модуль с цифровыми осцилляторами, цифровой конвертер и нотный плоттер - всё это было доступно уже в 1983 году. Их значение нельзя недооценивать.

 

Прежде чем двигаться дальше, стоит упомянуть ещё одно устройство 1983 года. Это не MC-202 Micro Composer, который был суперкомпактным синтезатором/секвенсором на базе SH-101. Это также не серия цифровых задержек SDE, которая до сих пор привлекает множество поклонников. Это была последняя аналоговая драм-машина Roland. Вернее, последняя драм-машина Roland с аналоговой генерацией звука. Это был аналого-цифровой гибрид, TR-909 Rhythm Composer.

Первый ритм-композер Roland, включавший сэмплы наряду с классическими аналоговыми звуками барабанов, TR-909 стал драм-машиной для хаус-музыки через несколько лет после своего выпуска в 1983 году, в основном потому, что к тому времени он был очень дёшев!

 

 

Один из первых инструментов Roland, оборудованных MIDI, TR-909 сочетал аналоговую генерацию звуков барабанов с цифровыми сэмплами для воспроизведения тарелок и хай-хэта. Благодаря мощному секвенсору, позволявшему объединять 96 паттернов в композиции длиной до 896 тактов, многочисленным элементам управления, позволявшим настраивать звуки, и дополнительным функциям, таким как Shuffle и Flam, он, несомненно, звучал более реалистично, чем его предшественники, и был в меру успешен, хотя появление барабанных модулей, основанных исключительно на сэмплах, вскоре привело к его упадку. Но, как и в случае с TR-808, никто не мог предположить, с каким уважением в конечном итоге будут относиться к TR-909.

 

 

Веха: Roland DG CMU-800R CompuMusic

 

Не все эпохальные устройства пользуются огромным успехом, как, например, CMU-800R, небольшой, клиновидный синтезатор, встроенный в тот же корпус, что и ADA-200R. Но если какое-то устройство и можно назвать прародителем современных мультитембральных рэковых модулей, то это именно оно.

Изначально произведённый на Тайване в 1982 году под маркой AMDEK, этот модуль стал продуктом Roland DG, когда Roland прекратили маркетинг бренда AMDEK в 1983 году. Он предлагал четыре тон-генератора: монофонический сольный синтезатор, монофонический басовый синтезатор, четырёхголосый полисинтезатор и ритм-секцию с семью аналоговыми звуками ударных. Кроме уровня для каждой из секций, управление звуками было ограничено - только скорость затухания для подклада и уровень сустейна для сольного звука. Более того, звуки были невероятно простыми - просто сгенерированные цифровым способом квадратные волны, без фильтров или сложных огибающих.

 

Управление осуществлялось с помощью секвенсорного программного обеспечения, работавшего на Apple II, Sharp MX80, NEC 8001 или, позже на Commodore 64, и передавалось с помощью интерфейсной карты и специального многоканального кабеля. Однако если внутренние звуки не могли сравниться с управляющим ПО, то восемь пар CV и Gate на задней панели позволяли управлять восемью аналоговыми моносинтезаторами, используя CMU-800R в качестве дополнительного интерфейса. В то же время вход и выход тактового сигнала модуля обеспечивали синхронизацию с драм-машинами и другими секвенсорами, а другой блок - CMU-802 CompuSync - добавлял синхронизацию с Sync 24 и накопителем на магнитной ленте. Другой синтезатор этой серии, CMU-810, выглядел очень похоже, но был вариацией моносинтезатора SH-101.

 

В настоящее время очень маловероятно найти CMU-800R или CMU-802 в рабочем состоянии, но не потому, что они вышли из строя, а потому, что они лишились "родных" интерфейсных карт и программного обеспечения. Тем не менее, мы не должны упускать из виду CMU-800R. Это был первый звуковой модуль, обеспечивающий мультитембральность, независимые выходы для каждой секции, управление другими синтезаторами и секвенсор. Поэтому он занимает уникальное и важное место в истории.

 

 

1984

 

Основная продукция, запущенная в 1984 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: Bass Super Cube 40/60/100, JC-120H Jazz Chorus Head, JC-77 Jazz Chorus, гитарные усилители Spirit 10A, 25A, 40A, SRA-4800, SRA2400 и SRA-1200.

Продукция Boss: восьмиканальный стереомикшер BX-800, CE-300 Super Chorus, DB-66 Dr. Beat, DF-2 Super Feedback & Distortion, DM-3 Delay, DSD-2 Digital Sampler/Delay, PH-2 Super Phaser.

Гитарные синтезаторы: гитарный контроллер G-707GR, гитарный синтезатор GR-700.

Электропиано: HP-20 Piano Plus, HP-350 Piano Plus, HP-450 Piano Plus, MKS10 Planet-P.

Секвенсоры: MRC-APL, MIDI-композер/рекордер MCP-APL для Apple IIe, рекордер MRE-IPC для IBM PC, цифровой клавишный MIDI-рекордер MSQ100, многодорожечный цифровой клавишный рекордер MSQ-700 MIDI/DCB.

Драм-машины: TR-707 Rhythm Composer.

Продукция Roland DG: DXY-101, DXY-800.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: полисинт Juno 106, полисинт JX-8P. MIDI-клавиатура/контроллер MKB-1000 и MKB-300, синтезаторный модуль MKS-30 Planet-S, синтезаторный модуль MKS-80 Super Jupiter, MPG-80 программатор для MKS-80, MPU-401 блок обработки MIDI, OP-8M CV/MIDI интерфейс для MC8, программатор PG-200 для JX-3P/MKS-30/GR-700, Программатор PG-800 для JX-8P, синхронизатор SBX80.

 

Если доминирование Yamaha на рынке синтезаторов и причиняло Roland какой-то вред, то в 1984 году это никак не проявилось. Доступные аналогово-цифровые гибридные синтезаторы Roland продавались хорошо, оборот компании превысил отметку в 100 000 000 долларов, и она была на подъёме, выпуская множество великолепных релизов во всех основных областях своей продукции.

 

Самым значительным из них была первая в мире система контроллерных клавиатур и звуковых модулей, серии MKB и MKS (см. ниже). Также были выпущены два великолепных новых синтезатора: Juno 106 и, хотя сегодня мало кто помнит о нем, замена Jupiter 8 - JX-8P.

Благодаря высоким продажам после выпуска, многие синтезаторы Juno 106 до сих пор используются в студиях.

 

 

Внешне Juno 106 сильно отличался от своих старших собратьев, и изменения были не только внешними. Во-первых, в нём была реализована замечательная реализация MIDI, которая позволяла записывать и упорядочивать движения программных контроллеров. Во-вторых, количество патчей увеличилось с 56 до 128, а также появился ставший уже стандартным рычаг Roland для управления питч-бендом и модуляцией - влево/вправо/нажатие. Не всё было радужно - Juno 106 лишился арпеджиатора Juno 60 и двух незначительных возможностей программирования, - но Roland сорвал джекпот. Juno 106 по цене всего 799 фунтов стерлингов в Великобритании быстро стал самым популярным устройством Roland и остаётся одним из самых продаваемых синтезаторов всех времён.

 

JX-8P (также, по всей видимости, продукт фабрики гитарных синтезаторов Roland) не был обречён на такой же успех, и, хотя это был гораздо более мощный и гибкий синтезатор, чем Juno, ему не хватало той же степени привлекательности для массового потребителя. Отчасти это было вызвано стремлением Roland представить свой новый флагманский клавишный синтезатор как конкурента DX-7. Однако это означало, что он оказался посреди двух стульев. Несмотря на чувствительность к силе удара и давления, а также на множество заводских пресетов, содержащих последовательно буквы "D" и "X", он никогда не мог быть таким же ярким и отзывчивым, как FM-клавишные. И всё же, похоже, пожертвовав некоторой глубиной и богатством традиционного аналогового синтеза, он потерял преданность тех, кто рассчитывал на то, что Roland продолжит серию Jupiter. Кроме того, его шестиголосная полифония выглядела ужасно ограниченной по сравнению с Yamaha.

 

Оглядываясь назад, можно сказать, что относительный провал JX-8P - это позор. Вместе с программатором PG-800 это был гибкий и доступный синтезатор, а благодаря инновационным маленьким хитростям, таким как возможность привязать громкость DCO2 к силе удара клавиатуры (что особенно полезно при синхронизации осцилляторов), он создавал широкий спектр новых и мощных звуков. Он также отлично справлялся с традиционными сильными сторонами Roland - струнными, духовыми и пэдами - и многие из его заводских пресетов оставались частью стандартного словаря синтезаторов в течение последующих двух десятилетий.

Гитарный MIDI-контроллер G-707 - устройство, которое могло появиться только в середине восьмидесятых!

 

 

Другим устройством, выпущенным гитарной фабрикой, был гитарный синтезатор, в котором использовался звуковой движок, разработанный для JX-3P. Это был GR-700, который в звуковом плане стал огромным скачком вперёд по сравнению с GR-300, но был обделён скоростью трекинга, которая уступала предыдущему поколению. В дополнение к этому появился новый гитарный контроллер. С любовью (а может, и не очень) прозванный "сумкой-шоппером", G-707 выпускался в красном, чёрном и серебристом цветах и имел необычную форму корпуса, которая, как утверждалось, устраняла нежелательные резонансы грифа. Кроме того, в ней использовался нетрадиционный стабилизатор, идущий от корпуса к голове, что, по утверждению Roland, устраняло мёртвые зоны и улучшало трекинг. Но, несмотря на поразительную форму G-707 и значительно возросшие возможности синтеза GR-700, большинство музыкантов всё ещё жалели об уходе GR-300.

 

В области ритм-композеров главной новостью стало первое полностью цифровое устройство Roland - TR-707. Его большой ЖК-дисплей сделал программирование паттернов более простым, чем когда-либо прежде, и указал путь на основе сетки всем драм-машинам и программам, которые должны были появиться в будущем. Кроме того, благодаря 15 PCM-сэмплам и чувствительности к силе удара по MIDI, это была, пожалуй, самая реалистичная драм-машина из всех выпущенных. Вы даже могли перенастроить звуки на разные номера MIDI-нот; то, что мы сейчас воспринимаем как должное, в то время было радикальным.

Первый MIDI-секвенсор Roland, MSQ-700.

 

 

Наконец, я должен упомянуть MSQ-700. Незапоминающееся название не обещает ничего хорошего, но на самом деле это был первый в мире специализированный MIDI-секвенсор.

 

 

Веха: Мастер-клавиатуры и MIDI-модули

 

В 1984 году компания Roland стала первопроходцем в области, которую мы сегодня воспринимаем как должное, разделив синтезатор на две части: первые в мире специализированные MIDI-клавиатуры с контроллерами (MKB-1000 и MKB-300) и семейство рэковых интеллектуальных звуковых модулей высотой 2 юнита (фортепианный модуль MKS-10 Planet-P, синтезаторный модуль MKS-30 Planet-S и синтезаторный модуль MKS-80 Super Jupiter).

 

Контроллеры выглядели впечатляюще и отличались только числом клавиш: 88 деревянных взвешенных клавиш на первом и 76 полувзвешенных клавиш с синтоническим эффектом на втором. Оба предлагали две зоны, выбор патчей от 1 до 128, регулируемую чувствительность к силе удара, транспонирование, питч-бенд и модуляцию, несколько MIDI-выходов, а также двойные входы для педалей в зонах.верхнего и нижнего регистра Единственное, чего им не хватало, - чувствительности к давлению, но это не помешало горстке MKB-1000 оставаться в строю и по сей день.

Первый в мире модуль MIDI-пиано MKS-10 был малышом среди рэкмаунтов, если не по размеру, то по возможностям. В нём было всего 16 аналоговых звуков, разделённых на четыре типа: фортепиано, клавикорды, клавесин и электропиано, и он был дополнен встроенными эффектами хоруса/флэнджера и тремоло. За два года до появления по-настоящему реалистичных звуков электронного фортепиано этот модуль оказался интересным и до сих пор позволяет получить небольшой диапазон характерных и удивительно полезных звуков.

После того как MIDI обеспечил стандартный способ управления синтезаторами, ничто не мешало поместить контроллер-клавиатуру и звукогенерирующую часть синтезаторов в отдельные устройства - именно поэтому в 1984 году появились, например, мастер-клавиатура MKB-300 и MIDI-модуль MKS30.

 

 

Гораздо более интересной была модель MKS-30, которая, по сути, представляла собой JX-3P c функцией велосити и увеличенной памятью (более ранняя версия, MKS-3, была, возможно, первым в мире MIDI-модулем, но так и не была запущена в производство). Затем появился MKS-80 Super Jupiter, последнее и самое мощное воплощение серии Jupiter. В нём было всё то, чего не было в Jupiter 6: чувствительность к силе удара и давлению, больше памяти и улучшенные возможности модуляции. В конечном итоге было два варианта MKS-80, один из которых использовал фирменные голосовые чипы Roland, а другой - CEM-архитектуру Jupiter 6, так что почти два десятилетия шли споры о том, чем он был больше - улучшенной версией JP-8 или JP-6. В конечном итоге эти споры бессмысленны: MKS-80 был и остаётся очень востребованным синтезатором, особенно в сочетании со специальным программатором MPG-80, который даёт каждому параметру отдельную ручку, кнопку или ползунок. MPG-80 также передавал все ваши действия в виде сообщений SysEx, что сделало комбинацию MKS/MPG одним из первых аналоговых синтезаторов (вторым был Juno 106), позволявших изменять параметры внутри патча с помощью секвенсора.

 

Конечно, вскоре появились более мощные мастер-клавиатуры, а также множество звуковых модулей от всех производителей синтезаторов. Но семейства Roland MKB и MKS стали первыми, кто отделил инструменты исполнения от источников звука.

 

 

1985

 

Основная продукция, запущенная в 1985 году

Усилители, микшеры и акустические системы: гитарные усилители DAC-15X и DAC-15.

Продукция Boss: DC-2 Dimension C, DSD-2 Digital Sampler/Delay. педаль громкости FV-60. HF-2 Hi Band Flanger, OD-2 Turbo Over Drive, серия Micro Rack: PCB-4 Power Supply,  RBF-10 Flanger, RCL-10 Compressor/Limiter, RDD-10 Digital Delay, RGE-10 Graphic EQ, RPH-10 Phaser, RPQ-10 Preamp/Parametric EQ [от переводчика: в следующем году эту идею подхватил Rockman, выпустив линейку крутейших устройств этого формата, а затем Rocktron с тоже весьма достойной серией Pro Rax].

Эффекты: SDE-2500 Digital Delay, SRV-2000 Digital Delay.

Гитарные синтезатор: басовый контроллер G-77, басовый синтезатор GR-77B.

Электропиано: EP-50 Combo Piano, HP-100 Piano Plus.

Электронные ударные и драм-машины: звуковой модуль для ударных DDR-30, PAD-8 Octapad, TR-727 Latin Rhythm Composer.

Roland DG: плоттеры A3 DXY-880 и DXY980, плоттер A2 DPX-2000.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: полисинт Alpha Juno 1, полисинт Alpha Juno 2, клавиатура AXIS-1 Controller, модуль EM-101 Sound Plus, HS-60 Synth Plus 60, полисинт Juno 106S, MIDI-клавиатура/контроллер MKB-200, MKS7 Super Quartet, MIDI/CV-конвертор MPU-101, фильтр/конвертер MPU-103, MIDI-селектор MPU1-04, селектор MIDI-выходов MPU-105, программатор PG-300, синхронизатор/конвертор SBX-10.

 

В 1985 году Roland создали своё первое совместное предприятие на три года (в Новой Зеландии), а Roland DG сделали первые самостоятельные шаги на пути к превращению в международную корпорацию, создав своё первое совместное предприятие Roland DG Benelux. Но в том, что касается продукции, это был год скорее эволюции, чем революции, поскольку компания развивала существующие линейки продукции, а не выпускала радикально новые. Например, технология Juno была повторно использована в четырёх новых устройствах: Juno 106S (Juno 106 с динамиками), HS-60 Synth Plus (который также был Juno 106 с динамиками!), настольном звуковом модуле EM-101 и рэковом модуле MKS-7 (см. ниже).

 

Аналогичным образом звуковой движок JX-8P был использован в синтезаторе для бас-гитары GR-77B. У него был собственный контроллер G-77, который также был оборудован стабилизатором и явно был чуть более крупным коллегой G-707, выпущенного в предыдущем году.

 

Roland также расширяли свой ассортимент ударных. В предыдущем году они объявили, что выходят на рынок полноразмерных электронных барабанных установок, но их разработка явно шла медленнее, чем ожидалось. Когда появился PAD-8 Octapad, это был не драмсет, а скорее единое устройство, разделённое на восемь секций, каждая из которых передавала номер MIDI-ноты. Пэды имели программируемую чувствительность к силе удара, минимальный трекинг и время гейта, что понравилось "настоящим" барабанщикам, и вскоре Octapad стал неотъемлемой частью драмсетов богатых и знаменитых. К сожалению, то же самое нельзя сказать о звуковом модуле DDR-30, который был его партнёром. Предлагая всего по четыре вариации каждого из шести звуков - ударной установки, малого барабана и четырёх томов, - он был слишком ограничен и исчез почти бесследно.

 

Кроме того, были представлены ещё один клавишный контроллер, MKB-200, первый MIDI-контроллер от Roland, AXIS1 [кейтар - прим. переводчика], а также множество полезных небольших MIDI-боксов. Изначально они выпускались под брэнднэймом Boss и появились в виде MIDI/CV-конвертера Boss MI-10, фильтра/конвертера MI-30, MIDI-селектора MI-40 и селектора выходов MI-50. Однако после того, как их стали производить под маркой Roland, они стали всемирно известны как MPU-101, MPU-103, MPU-104 и MPU-105.

Некоторые устройства серии Microrack от Boss - доступные студийные решалы проблем. Формат оказался удачным, и за годы своего существования компания Boss неоднократно возвращалась к идее полурэка.

 

 

Ещё одна линейка устройств Boss, заслуживающая внимания, серия Microrack представляла собой аккуратную комбинацию блоков половинной ширины, которые можно было устанавливать рядом друг с другом на специальной полке RAP-10 или в собственной миниатюрной стойке BMR-5. Помимо блока питания PCB-4, изначально в серии было шесть устройств. Они предлагали компрессор/ лимитер, эквалайзер, дилей, фэйзер и флэнджер. Не имея такого же успеха, как примочки, они, тем не менее, породили дальнейшие серии модулей половинной ширины, которые стали основой линейки Boss.

 

Компания Roland также продемонстрировала своё намерение конкурировать в топовом  сегменте рынка цифровых эффектов, выпустив ревербератор SRV-2000 и дилей SDE2500, которые остаются популярными и по сей день.

 

Но, пожалуй, самой большой сенсацией года стал закат невероятно успешных синтезаторов Juno и замена их двумя новыми недорогими моделями - Alpha Juno 1 и Juno 2.

 

Juno 1 была младшей из этих двух моделей, имея четырёхоктавную клавиатуру, не чувствительную ни к силе удара, ни давлению. В отличие от неё, Juno 2 с пятиоктавной клавиатурой обладала и тем, и другим. Обе модели имели множество улучшений по сравнению с оригинальными Juno: новые возможности программирования и игры, экраны с подсветкой, внешний программатор (PG-300) и, в случае Juno 2, слот  картриджа для хранения патчей.

 

В звуковом плане они сильно отличались от своих предшественников: усовершенствованные DCO предлагали 14 основных волновых форм, включая ШИМ-модуляцию импульсных и пилообразных волн, и шесть вариантов суб-осцилляторов. Многие из этих дополнительных волновых форм были гармонически сложными, и они позволяли создавать звуки, которые звучали более "цифровыми", чем у любого предыдущего синтезатора Roland. Тем не менее, Alpha сохранили способность оригинального Juno смешивать импульсную волну, пилообразную волну и субосциллятор для получения сочных "аналоговых" звуков. К сожалению, их фильтры не могли самоосциллироваться, поэтому некоторые традиционные звуки Juno стали недоступны. Тем не менее, оба синтезатора отлично справлялись с оркестровыми и струнными звуками, духовыми  и пэдами. Кроме того, они создавали замечательные сольные патчи, удивительно хорошие органы, ряд ярких, ударных и FM-звуков, а также очень жирные басы. В целом, Alpha были отличным устройствами, но мир остался равнодушным, и, несмотря на хорошие продажи, они никогда не пользовались таким же уважением, как их предшественники. Тем не менее, им удалось добиться кое-чего примечательного. В марте 1986 года они стали первыми устройствами Roland, получившими рецензию в британском музыкальном журнале Hi-Tech, который начал выходить пятью месяцами ранее.

 

 

Веха: MKS-7

 

Несмотря на то, что в 1985 году Roland выпустили ряд устройств, многие из которых остаются популярными и в XXI веке, их самым значительным  был, вероятно, один из наименее известных: рэковый модуль MKS-7 Super Quartet.

 

Неприметная коробочка, выпускавшаяся сначала в чёрном цвете, а вскоре и в цвете слоновой кости - в таком виде она была разработана для соответствия корпусу ПК и поставлялась без рэковых ушей - почти наверняка стала первым в мире интегрированным мультитембральным MIDI-звуковым модулем. Конечно, годом ранее появилась Yamaha TX-816, но это была модульная система, состоящая из рэка и места для восьми синтезаторных модулей TF-1. В отличие от неё, MKS-7 представлял собой единое устройство, предлагающее четыре секции с независимыми выходами: дуофонический соло-синтезатор, монофонический бас-синтезатор и четырёхголосый полифонический синтезатор (отсюда и название... 2+1+4 = MKS-7) плюс драм-машина с 11 PCM-звуками, взятыми у TR-707. Если эта спецификация кажется вам знакомой, так оно и есть. MKS-7 был более мощной версией CMU-800R.

Однако, в отличие от CMU, MKS-7 был полезен: в нём было 100 сольных и полифонических звуков, сгенерированных превосходным синтезатором Juno 106. Басовая секция использовала ещё 20 звуков, созданных на основе подмножества настроек Juno. Был даже режим Whole, который объединял почти идентичные Lead- и Poly-секции (в Lead-секции был генератор шумов, которого не было в Poly-секции) в один шестиголосный полисинт, как и в самом Juno 106. А если вам захочется испытать себя, вы даже сможете попытаться воспроизвести 11 перкуссионных звуков с помощью комбинаций цифровой клавиатуры и кнопки транспонирования.

 

MKS-7 был не просто машиной с пресетами, и хотя в нём не было встроенного хранилища звуков, он имел голосовой буфер, который можно было редактировать с помощью Juno 106 или HS-60, сохраняя результаты в формате SysEx на внешнем устройстве. Вы даже могли редактировать его с панели управления в "инженерном режиме", набирая номер параметра на цифровой клавиатуре и используя один из ползунков для изменения значения. Но настоящим секретом была функция вялости. И VCF, и VCA реагировали на MIDI Velocity, что делало MKS-7 единственным "динамическим" воплощением оригинального звукового движка Juno.

 

К сожалению, Roland никогда не продвигали MKS-7 как профессиональный синтезатор, отводя ему роль домашнего или образовательного продукта. В результате он был популярен в школах и, в Японии, в качестве караоке. Однако среди энтузиастов синтезаторов и проаудиосообщества он остался практически без внимания со дня своего выпуска.

 

 

Эпилог

 

В 1979 году Икутаро Какехащи опубликовал свой собственный перевод книги под названием Synthesis, написанной тремя годами ранее Хербом Дойчем из Moog Music. В то время Moog Music по-прежнему оставалась иконой разработки и производства синтезаторов, хотя сам Боб Муг покинул компанию несколькими годами ранее. Но к 1985 году компания Moog прекратила свою деятельность, в то время как Roland Corporation Какехащи боролась с приливом цифрового синтеза, чтобы стать и остаться одной из доминирующих сил в производстве синтезаторов. Тем не менее, всем, в том числе и покупателям, было очевидно, что Roland не смогут долго удерживать свои позиции, если останутся приверженцами аналоговых технологий.

 

Икутаро Какехащи понял это задолго до этого, и в исследовательских лабораториях Хамамацу уже несколько лет крутились шестерёнки. Пришло время для чего-то нового, и 1986 год должен был стать поворотным моментом для Roland, как в плане ассортимента продукции, так и в плане корпоративной структуры. Он также ознаменовал начало золотого века для компании, который продлится полдесятка лет, вплоть до рецессии начала 1990-х годов. С этого момента мы и начнём рассказ в третьей части.

 

 

Обособление Roland DG

 

В 1985 году компания Roland DG переехала из Осаки в Хамамацу и начала два десятилетия роста, в течение которых она открыла филиалы в Бельгии (1985), Австралии (1988), США (1990) и Великобритании (2002). Однако за это время ее продукция все дальше и дальше уходила от музыкальной индустрии; хотя можно утверждать, что небольшой плоттер X/Y может использоваться в музыкальной сфере (для создания партитур), это не относится к более крупному плоттеру DPX-2000, выпущенному в том же году. Это также не относится к моделирующим машинам, высокоточным резакам, термотрансферным принтерам, широкоформатным струйным принтерам и 3D-сканерам, которые появились в последующие годы.

 

Сегодня Roland DG - это самостоятельная крупная корпорация, акции которой котируются на Токийской фондовой бирже, а также многочисленные совместные предприятия и даже собственная дочерняя компания Modeling R Corporation в Японии. Но, несмотря на то, что корпорация Roland сохранила за собой около 66 % акций Roland DG, к 1986 году она настолько сильно отклонилась от сферы интересов нашего журнала, что в этой истории мы больше не будем рассказывать об этой фирме.

 

Вернуться к оглавлению

В наши дни TR-808 является одним из главных героев техно, но в 1980 году он был просто еще одной драм-машиной Roland, и ожидалось, что его будут использовать во всём, начиная от рока и заканчивая "Planet Rock".

 

 

Несмотря на свое нынешнее место в истории, TR-808 даже не удостоился упоминания в юбилейном каталоге Roland, посвящённом 25-летию, который был опубликован в 1997 году. Как мы теперь знаем, в итоге он породил целую индустрию клонов и библиотек сэмплов, но его расцвет начался спустя годы после прекращения его короткого производства, когда продюсеры зарождающихся жанров хаус и техно открыли для себя его нереальные, но убедительные звуки бочки, малого и хай-хэта. Позже компания заработала на цифровом воссоздании этого звука - серии Groovebox, но сам TR-808 никогда не имел того коммерческого успеха, о котором говорит его нынешняя популярность. В 1980 году это была всего лишь новейшая драм-машина Roland с 32 программируемыми паттернами, максимальным числом тактов 768 и 16 звуками, которые не были похожи на настоящие. Конечно, она предлагала 12 независимых выходов с независимыми уровнями и настройками, а также была первой ритм-машиной с энергонезависимой памятью программируемых пользователем паттернов, но этого было недостаточно, чтобы обеспечить ей успех в борьбе с уже существующей Linn LM-1 и вскоре появившейся LinnDrum.

 

В отличие от неё, компания Roland выпустила GR-300 со следующим слоганом: "Roland изобрели первый настоящий гитарный синтезатор. Теперь мы сделали его устаревшим". Это было не совсем верно... предыдущие модели GR-500 и GS-500 предлагали множество функций, которых не хватало GR-300, но в одном смысле это было верно. В то время как трекинг GS-500 был в лучшем случае "не очень", специализированные контроллеры G-303 (с болчёным грифом) и G-808 (со сквозным грифом) были намного лучше, и они по-прежнему предлагают, возможно, лучший трекинг среди всех специализированных гитарных синтезаторов. Той же похвалы заслуживает и версия для бас-гитары, GR-33B, которая имела несколько иную структуру голоса и предлагала на выбор два контроллера - G-33 и G-88.

 

GR-300 позволял выбирать, какие струны подают сигналы на синтезатор. Какехащи считал это естественным этапом в эволюции гитары - от её акустических истоков, быстрого развития электрогитары в 1930-е, '40-е, '50-е и '60-е годы до следующего уровня, когда каждая струна может рассматриваться как отдельный инструмент. Действительно, GR-300 обладал уникальным гексафоническим дисторшном, который обрабатывал каждую струну независимо, что очень отличается от дисторшна, создаваемого всеми струнами вместе. Конечно, в GR-300 был всего один фильтр и практически не было звуков с энвелоп-функцией, но синтезатор обладал мгновенно узнаваемым характером, который возвысил его до статуса самостоятельного инструмента.