GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Roland

 

 

 

Часть 1. 1930-1978

 

 

 

Гордон Рид

Sound on sound

Ноябрь 2004

Перевод с английского

Икутаро Какехащи, основатель компании Roland, на выставке NAMM 1964 года с Ace Electronics R1 и Canary.

 

 

 

Я думаю, что именно один из стажёров, писавших для собственного журнала Roland в восьмидесятые, впервые задал вопрос: "Что Roland когда-либо сделали для нас?". Армянское радио (из анекдотов) вполне могло бы ответить следующим образом...

 

Первый ведущий: "Jupiter 8?"

 

Стажёр: "Что?"

 

Первый ведущий: "Jupiter 8".

 

Стажёр: "О да, да... они дали нам его, это правда".

 

Второй ведущий: "И Space Echo".

 

Первый ведущий: "О да, Space Echo.. помните, какими были эхо-машины?"

 

Стажёр: "Да, хорошо, я соглашусь, что Jupiter 8 и Space Echo - это две вещи, которые создал Roland".

 

Третий ведущий: "И программируемые драм-машины".

 

Стажёр: "Ну, да. Очевидно, что программируемые драм-машины, программируемые драм-машины - это само собой разумеется, не так ли... Но кроме Jupiter 8, Space Echo и программируемых драм-машин?"

 

Второй ведущий: "Педали эффектов Boss?"

 

Первый ведущий: "Гитарный синтезатор?"

 

Четвёртый ведущий: "Электронные ударные установки?"

 

Стажёр: "Да, да, конечно... вполне справедливо".

 

Первый ведущий: "... и синтезаторы на основе сэмплов".

 

Четвёртый ведущий: "Да, да, это то, чего нам будет очень не хватать, если Roland исчезнет".

 

Второй ведущий: "Усилители Jazz Chorus..."

 

Четвёртый ведущий: "И они производили аналоговые синтезаторы, которые были надёжными!"

 

Третий ведущий: "Да, они определённо знают, как создать нужные вещи. Давайте посмотрим правде в глаза, они были единственными, кто мог это сделать в семидесятые..."

 

Стажёр: "Хорошо, но кроме Jupiter 8, гитарного синтеза, синтезаторов на основе сэмплов, электронных ударных установок, эффектов Boss, программируемых драм-машин, надёжных аналоговых синтезаторов, Space Echo и усилителей Jazz Chorus, что сделали для нас Roland?"

 

Пятый ведущий: "...MIDI?"

 

Стажёр: "Хватит, заткнись!!!"

 

Очевидно, что Roland сделали для нас очень много, и, похоже, настало время вспомнить некоторые вехи истории компании (и, соответственно, индустрии электронной музыки). Но это история не только компании, но и человека, поэтому для начала мы отправимся в прошлое, в эпоху, которая была задолго до рождения высокотехнологичной музыки.

 

 

 

Веха: Ace Tone FR1 Rhythm Ace

Успешная модель FR-1 Rhythm Ace от Ace Electronics.

 

Вряд ли стоит удивляться тому, что модель FR-1 оказалась успешной. Задолго до того, как драм-машины стали обычным делом, он предлагал 16 пресетных паттернов, которые можно было смешивать между собой простым одновременным нажатием двух кнопок, так что более сотни ритм-комбинаций были всего в одном нажатии кнопки (или двух). Более того, четыре дополнительные кнопки позволяли управлять звуками тарелок, клаве, ковбелла и бас-барабана, тем самым ещё больше расширяя возможности звучания.

 

Но, пожалуй, самым инновационным в FR-1 были его звуки, которые теперь можно назвать архетипически "роландовскими" и которые впоследствии стали определять рок- и поп-музыку конца семидесятых. Действительно, FR1 является предшественником всех великих аналоговых драм-машин Roland. Более того, в эпоху некачественного производства и низкой надёжности FR-1 был сделан как танк, и к тому же долговечен. Моей машине исполняется 40 лет, и сегодня её маленькое сердце бьется так же сильно, как и в Лето Любви.

 

 

 

Часы и другие начинания

 

Икутаро Какехащи родился в 1930 году, ему было всего два года, когда его родители умерли от туберкулёза, и большую часть своей юности он провёл в Осаке в условиях военного положения. Он изучал машиностроение и одновременно работал подмастерье на верфях Hitachi, где строились японские "карликовые" подводные лодки-камикадзе Midget. В результате он стал свидетелем огромных разрушений в последние месяцы войны.

 

После окончания Второй Мировой Войны и отказа по состоянию здоровья в поступлении в городской университет в 1946 году Какехащи переехал на самый южный из четырёх крупных островов Японии - Кюсю. Это место было гораздо более деревенским, и, чтобы выжить, он устроился на временную работу в качестве помощника геодезиста. Но уже в 16 лет он заметил, что в послевоенной Японии, где не было часовой промышленности, существует процветающий бизнес по ремонту имеющихся часов. В то время он ещё этого не знал, но парень по имени Торакусу Ямаха тоже начинал с ремонта часов, как и Маттиас Хонер. Даже Hammond Organ Company начинали как подразделение Hammond Clock Company!

 

Какехащи предложили работу на полставки в фирме по ремонту часов, но вскоре ему пришлось уйти, поскольку он попросил научить его всему за пару месяцев, пытаясь таким образом сократить традиционное семилетнее обучение.

 

Тогда Какехащи купил книгу по ремонту часов и основал часовую мастерскую Kakehashi, напрямую конкурируя со своим бывшим работодателем. Это имело успех, и он решил превратить своё увлечение музыкой в бизнес. Владеть коротковолновым радиоприемником или слушать иностранные передачи уже не запрещалось и, сканируя эфир в поисках новой музыки, Какехащи изучил принципы работы радио. Вскоре он уже разбирал сломанные радиоприёмники, чтобы создать работающие, а его мастерская помимо ремонта часов и радиоприёмников стала заниматься и продажей. Тем не менее, он продолжал зарабатывать на жизнь сельхозработами.

 

Какехащи провёл четыре года на Кюсю, но когда узнал, что может вернуться в Осаку, продал свой бизнес, чтобы оплатить поступление в городской университет. В 20 лет он вернулся, но подхватил туберкулез обоих легких, на лечение которого быстро ушли все деньги, выделенные им на образование. Поэтому, когда месяцы пребывания в больнице Sengokuso превратились в годы, Какехащи зарабатывал на жизнь ремонтом часов и радиоприёмников для персонала и других пациентов.

 

В это время в Японии началась трансляция первых телевизионных сигналов, и Какехащи был полон решимости принять первые тестовые передачи. Он занял достаточно денег, чтобы купить электронно-лучевую трубку и, всё ещё находясь в больнице, собрал свой собственный телевизор. Это было удивительно, но почти невероятно, когда понимаешь, что к тому времени Какехащи провел в больнице уже три года. Действительно, его состояние постепенно становилось неизлечимым, когда его выбрали в качестве подопытного кролика для нового разработанного препарата, стрептомицина. Улучшение здоровья Какехащи наступило сразу же; уже через год он покинул больницу. Оглядываясь назад, можно сказать, что ему очень повезло... Стоимость стрептомицина была такова, что он никогда не смог бы себе его позволить, и если бы его не выбрали, то, скорее всего, он бы не выжил.

 

 

Всё об электромузыкальных и электронных инструментах

 

В шестидесятые годы в Японии действовали странные патентные законы, которые позволяли иностранным производителям импортировать и патентовать технологии, даже если в других странах они были общественным достоянием. Эта лазейка, вызванная необходимостью предварительной регистрации идеи в Японии, была серьёзным препятствием для начинающих японских производителей того времени. Поэтому Какехащи и 16 его коллег (включая Цутому Като, президента компании Keio Organ Company, позже ставшей Korg) собрали всю возможную информацию и в январе 1966 года опубликовали две книги: "Всё об электрических устройствах" и "Всё об электронных устройствах". Это помешало иностранным производителям патентовать что-либо, кроме действительно новых идей и технологий, что позволило японским компаниям разрабатывать и создавать продукцию, используя технологии, находящиеся в открытом доступе, и впоследствии совершенствовать их.

 

Эти две книги стали первыми японскими справочниками по проектированию электрических и электронных устройств.

 

 

 

Годы Ace

 

В 1954 году, не найдя работы, Какехащи открыл мастерскую по ремонту и продаже электроники, которую он назвал Kakehashi Musen (Kakehashi Radio), и в течение следующих шести лет он быстро развивался. Он сменил название на Ace Electrical Company, и вскоре в компании работало около 20 сотрудников. Но уже в 1955 году он решил расширить сферу деятельности, объединив свои познания в области электроники и интерес к музыке, чтобы разрабатывать продукцию для музыкального рынка. Как и у Боба Муга в США, его целью было создание электронного инструмента, способного воспроизводить простые монофонические мелодии, поэтому он начал с создания теременвокса. Однако он был разочарован тем, насколько сложным оказался этот инструмент в освоении. Позже знакомство с Ondes Martenot убедило его в том, что клавишный инструмент имеет больше шансов на успех, поэтому он соорудил четырёхоктавный орган, используя детали от физгармонии, запчасти от телефонов и простые транзисторные осцилляторы. Какехащи признаёт, что первый прототип звучал совсем не так, как он рассчитывал, поэтому в производство он так и не был запущен.

 

В 1959 году он спроектировал и собрал усилитель для гавайской гитары, но также продолжал заниматься разработкой органа, и в 1960 году - в год основания компании Ace Electronic Industries - он разработал орган, который стал моделью Technics SX-601. Конечно, его контакт с компанией Matsushita (которая владела брэндом Technics) произошёл благодаря приятелю друга, и вряд ли Ace смогли бы собрать средства на производство и распространение инструмента, так что Какехащи, видимо, ухватился за этот шанс. Тем не менее, появление на свет SX-601 было немалым достижением, и компания Ace Electronic начала работать как производитель музыкального оборудования. Три года спустя, в 1963 году, компания добавила в свой ассортимент гитарные усилители, но амбиции Какехащи лежали в другом направлении...

Первый коммерческий продукт компании Ace Electronics, неудачный R-1 Rhythm Ace.

 

 

Как и Цутому Като, человек, основавший компанию Korg в 1963 году и чья судьба в некотором смысле была похожа на его собственную, Какехащи был заинтригован ранними электромеханическими драм-машинами, такими как Wurlitzer Sideman. Так, в 1964 году он разработал Ace Electronics R-1 Rhythm Ace и привёз её - вместе с Canary, простым монофоническим инструментом, на который сильно повлиял Clavioline - на выставку NAMM в Чикаго. Rhythm Ace была, возможно, первой в мире полностью транзисторной драм-машиной, но, несмотря на интерес и заказы образцов от американских производителей, Какехащи не заключил ни одной сделки по производству или распространению.

 

Причина неудачи R1 очевидна: она издавала звуки при нажатии кнопок, подобно современным барабанным пэдам, но не предлагала никаких запрограммированных паттернов. Технологические проблемы создания повторяющихся ритмов сами по себе были нетривиальными, но Какехащи и его коллеги преодолели их, придумав "диодную матрицу", которая определяла положение каждого инструмента в паттерне. Сделав это, они смогли выпустить FR-1 Rhythm Ace, который появился в 1967 году (см. выше). Положительная реакция последовала незамедлительно, и FR1 был принят на вооружение компанией Hammond Organ  для включения в последнюю линейку своих органов. Ace Electronic были в ударе...

 

Отношения между Hammond International (дистрибьютором по всему миру органов, произведённых Hammond Organ) и Ace были хорошими, и вскоре после начала их технического сотрудничества Ace стали японским импортёром и дистрибьютором органов Hammond. В следующем году (1968) компании создали совместное предприятие под названием Hammond International Japan, а в 1969 году Какехащи собрал капитал для приобретения заброшенной фабрики по производству фортепиано и органов Zenon Gakki Seizou в Хамамацу. Эта фабрика вскоре стала основным производителем органов Hammond и, конечно же, единственным производителем органов Ace Tone.

 

К этому времени Какехащи и его команда были активно вовлечены в разработку новых гитарных усилителей и эффектов, а также драм-машин, но, пожалуй, именно за свои комбо-органы Ace запомнились лучше всего. Среди них TOP-3 (1965), TOP-1 (1969), TOP-5, TOP-6, TOP-7, TOP-8 и TOP-9, а также более сложный двухмануальный GT-7. Из них GT-7 представляет наибольший интерес, поскольку, судя по всему, является прямым предтечей Hammond X5. Кроме того, это был, пожалуй, единственный японский орган, который использовал синусоидальные волны в качестве строительных блоков своих звуков, а не более яркие пилообразные и импульсные волны, которым отдавали предпочтение Lowrey, Baldwin, Wurlitzer, Vox и, собственно, все предыдущие инструменты Ace.

 

В 1971 году Какехащи включился в крайне секретную разработку, которую Hammond назвал Mustang. Позже проект был представлен на выставке NAMM в Майами, и Piper - первый в мире одномануальный орган, оснащённый блоком ритмического аккомпанемента, - стал одним из самых успешных устройств, когда-либо выпущенных Hammond.

 

К сожалению, постоянные вливания капитала в конечном итоге размыли долю Какехащи в Ace Electronics до такой степени, что он стал миноритарным акционером собственной компании. Это не было проблемой, когда основным инвестором была компания Sakata Shokai, поскольку Какехащи и Кадзуо Саката разделяли интерес к органам и поддерживали хорошие профессиональные отношения. К сожалению, промышленная компания Sumitomo Chemical случайно приобрела Ace, когда купила Sakata Shokai. Сотрудники Sumitomo не испытывали ни понимания, ни сочувствия к музыкальной индустрии, и Какехащи счёл ситуацию невыносимой, поэтому, несмотря на 18 лет упорной работы и преданности делу, он решил уйти в отставку и покинул компанию. Он сделал это в марте 1972 года, оставив Ace Electronic - компанию с оборотом, приближающимся к 40 миллионам долларов в год, и Hammond International. Пришло время для чего-то нового.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1972 году

 

Эффекты: AF-100 Bee Baa Fuzz & Treble Booster, AS-1 Sustainer.

Драм-машины: TR-33, T-R55, TR-77.

 

 

 

1972 год - рождение Roland

 

Всего через месяц, 18 апреля 1972 года, Какехащи основал корпорацию Roland. Однако название он выбрал не из-за французской романтической поэмы La Chanson de Roland [Песнь о Роланде - прим. переводчика]. Эта история часто повторяется в десятках мест в интернете. На самом деле Какехащи выбрал название по фонетическим соображениям: ему нужны были два слога с твёрдыми согласными, и Roland вполне удовлетворяло его критериям [японцы не выговаривают букву "Л", и Roland на японском звучит как "Рорандо" - прим. переводчика].

 

Почти сразу после основания компании Какехащи получил предложение от Hammond Organ Company: они хотели купить 60-процентный пакет акций нового бизнеса. Однако ему не хотелось второй раз становиться младшим партнёром в собственной компании, и он решил действовать самостоятельно.

 

Компания Roland начала свою жизнь в арендованном сарае, располагая средствами в размере 100 000 долларов и семью сотрудниками, перешедшими из Ace Electronics, но не имея ни продукции, ни клиентов. Используя свою весомую репутацию в качестве залога, Какехащи сумел убедить поставщиков комплектующих предложить трёхмесячную отсрочку оплаты, а затем поставил перед собой невероятную цель - разработать, произвести и экспортировать драм-машины до того, как будут оплачены счета. Решение об экспорте было не таким странным, как может показаться. Доминирование Yamaha и Kawai на музыкальных рынках Японии делало для Roland невозможной конкуренцию, если бы новая компания выпустила продукцию устоявшегося типа, и вряд ли инновационный товар успел бы произвести фурор, чтобы Roland заработали достаточно денег для выживания. Поэтому зарубежные рынки давали больше надежд при условии, что Какехащи сможет найти дистрибьюторов, способных поставлять продукцию Roland на ключевые рынки США и Европы.

 

Сначала Какехащи отправился в Канаду, чтобы получить заказы на свою пока ещё несуществующую драм-машину. Затем он посетил нью-йоркскую корпорацию Multivox, американского импортёра продукции Ace (и компанию, которая несколько позже будет связана с несколько мутными копиями инструментов Roland под маркой Multivox). В Европе он связался с Brodr Jorgensen, датской компанией, имевшей филиалы в Великобритании, Швейцарии и Германии и распространявшей Ace по всему континенту. В каждом случае он получал заказы на некоторое количество устройств, достаточное для того, чтобы начать закупку компонентов и производство.

 

Хотя Какехащи жил в Осаке, и компания Roland была основана там, он имел обширные деловые связи в Хамамацу во времена своей работы в Ace, и был убеждён, что это подходящий город для производства продукции Roland. Поэтому он арендовал там небольшую фабрику, и производство Roland началось в обоих городах. Впоследствии Roland полностью переехали в Хамамацу, открыв в этом районе несколько фабрик, но первые несколько лет Какехащи приходилось мотаться между ними по ночам на поезде.

Первое устройство Roland, драм-машина TR-77.

 

 

Первым устройством компании Roland стала модель TR-77, одна из трёх недолго просуществовавших драм-машин: TR-33, TR-55 и собственно TR-77. Это неудивительно: у Какехащи был большой опыт в создании подобных устройств, цикл разработки был коротким, а затраты - низкими. Наследие органной промышленности в этих устройствах было очевидным, и Roland TR-33 имел вырезы в корпусе, которые указывали на то, что он предназначался для установки под клавиатуру фортепиано или органа. TR-55 был скорее настольным, но длинный и плоский TR-77 (который, по правде говоря, был не более чем обновлённой версией Ace Tone FR-7L) был лучшим из всех. Он позволял комбинировать ритмы, предлагал двух- и четырёхбитные паттерны, которые можно было накладывать на более традиционные латиноамериканские и другие паттерны, имел очень приятную функцию фейд-аута, а также независимую регулировку громкости для бас-барабана, малого, гуиро и маракасов/тарелок/хай-хэта. Когда Hammond переименовал TR-77 в Hammond Rhythm Unit, стало ясно, что Какехащи наилучшим образом использовал свои контакты и что Roland уже в деле.

 

Наряду с этим Roland продолжали разрабатывать устройства эффектов. Первыми из них стали AF-100 Bee Baa (фузз-бокс с четырьмя ручками на панели управления, идеально расположенными спереди для максимального удобства) и AS-1 Sustainer, прародитель современных педалей -компрессоров. В октябре 2003 года я увидел Bee Baa в продаже в Канаде, с ценником в 500 канадских долларов плюс налог, что на тот момент составляло около 250 фунтов стерлингов. Учитывая редкость устройства, я могу понять желание магазина нажиться на нём, но что касается звука... Самое вежливое, что можно сказать, - это то, что он не стоил 250 фунтов стерлингов.

 

 

Веха: Roland SH-1000

Первый синтезатор Roland, монофонический SH-1000.

 

 

Первый синтезатор Roland стал самым первым японским синтезатором, он появился на несколько недель раньше Korg 700. Это был странный инструмент, предлагавший 10 пресетных звуков, к которым можно было добавить вибрато, гроул и портаменто. Кроме того, можно было выбрать любую комбинацию из восьми вариантов формы волны/частоты - от 32' пилообразной до 2' квадратной волны, плюс шумовые эффекты, а также формировать звуки с помощью генератора огибающей, некоторых пресетных форм огибающей, автоколебательного резонансного фильтра и модуляции.

 

В то время жирные, пробивные патчи Moog'ов и ARP были любимыми звуками целого поколения, поэтому маленький Roland считался слабым и неинтересным. Более того, у него не было таких достоинств, как чувствительность к силе нажатия, управление параметрами, дуофония, пружинная реверберация или возможность взаимодействия с другими синтезаторами, которые появились на инструментах других производителей в течение предыдущих трёх лет.

 

Тем не менее, две вещи делали SH-1000 особенным. Какехащи понимал, что электронные музыкальные устройства должны быть доступными и надёжными, а также креативными. Поэтому он сконструировал свой синтезатор так, чтобы в нём использовалось меньше микросхем чем в других синтезаторах, и это позволило ему значительно снизить себестоимость. Курс иены к доллару позволил Roland продавать SH-1000 по цене около 800 долларов США, что составляло лишь малую часть от стоимости синтезаторов Moog и ARP. Во-вторых, SH-1000 был качественно собран и отличался надёжностью. На момент написания статьи моему синтезатору уже почти 30 лет, но он выглядит так же хорошо, как и в день создания, и по-прежнему работает безупречно. Все ручки и ползунки на месте, без единой трещинки, свидетельствующей о возрасте инструмента. Он также никогда не нуждался в отладке или обслуживании. Если что-то и оправдывает последующий успех Roland, то это именно это.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1973 году

 

Эффекты: педаль фузз/вау AD-50 Double Beat, педаль автовау/дисторшн-сустейнер AG-5 Funny Cat, педаль вау-вау AW-10 Wh Beat, ленточное эхо RE-100, ленточное эхо RE200.

Электропиано: EP-10, EP-20.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: монофонический синтезатор SH-1000, монофонический синтезатор SH-3.

 

 

1973

 

Оборот Roland за первый год работы был поразительным: 300 000 долларов - не пустяковая сумма для начала семидесятых. Однако проблемы, с которыми столкнулся Какехащи, пытаясь развить компанию, были немалыми. Завоевать внутренний и экспортный рынки достаточно сложно, даже если ваш бывший работодатель не пытается препятствовать вашим усилиям по созданию канала сбыта, но именно так и поступила компания Ace, угрожая прекратить сотрудничество со всеми дилерами, которые продавали продукцию Roland. К счастью, большинство из них не поддались на шантаж, и Какехащи смог продолжить маркетинг и продажу своей продукции в Японии, Северной Америке и Европе.

 

В следующем году был выпущен целый ряд продукции, которая - при наличии дистрибьюторской сети Roland - укрепила бы свои позиции на рынке. Среди них были педаль вау-вау AW-10, более продвинутая AD-50 Double Beat (которая, сочетая в себе вау, фузз и простой фэйзер, возможно, была прародительницей всех современных педалей мультиэффектов) и авто-вау AG-5 Funny Cat. Затем были EP-10 и EP-20, первые японские полностью электронные фортепиано. Они оказались крепкими и надёжными, но, как и другие электронные фортепиано семидесятых, звучали просто ужасно. Они не составили конкуренции доминировавшим в ту эпоху Fender Rhodes и Wurlitzer, поэтому, несмотря на своё место в истории, о них, вероятно, лучше забыть. Однако не стоит забывать о четырёх других моделях, выпущенных в 1973 году...

 

Изначально Какехащи создавал RE-100 как устройство для воспроизведения длинных объявлений, но ему стало известно, что среди музыкантов набирают популярность такие ленточные эхо-устройства, как Echorec и Echoplex, хотя они и были недостаточно хороши. Его аппарат для воспроизведения объявлений был быстро модифицирован, а ленточные эхо-машины RE-100 и RE-200 стали предшественниками знаковых устройств Space Echo, которые вскоре пришли им на смену.

Roland SH-3. Любое сходство с Ace Tone SH-3 чисто случайно... или нет?

 

 

Затем появился на свет первый японский синтезатор SH-1000 (см. выше) и его более мощный собрат SH-3, который выпускался как Roland SH-3, так и как Ace Tone SH-3, и остаётся очень востребованным и по сей день. Являясь инструментом школы конструкции "синтезатор в отдельном корпусе", SH-3 разделял с SH-1000 способность смешивать формы волн, предлагая пилообразные, импульсные и квадратные волны, свободно смешиваемые в любых пропорциях в каждом из 32', 16', 8' 4' и 2' диапазоне. Но, в отличие от SH1000, здесь был программируемый пользователем "хорус" (который представлял собой широтно-импульсную модуляцию, или ШИМ, всех трёх волн при настройке 8'), а также генератор розового/белого шума, который можно было направить на входы управления VCF или VCA. SH-3 оснащён двумя обычными LFO (у PWM был свой собственный, специальный регулятор скорости) с точной системой маршрутизации для питч-модуляции, модуляции фильтра и тремоло. Кроме того, там была функция "заморозки" и удерживания, портаменто, автоколебательный фильтр, генератор контуров ADSR и две пресетные формы огибающей - одна медленная, другая перкуссионная - для VCF и VCA.

 

Как вы можете себе представить, SH-3 был удивительно искусен в создании интересных звуков, поэтому, хотя ему никогда не удавалось достичь " кусачести" или глубины мультиосцилляторных синтезаторов, таких как Minimoog и ARP Odyssey, он стал самым ранним японским примером "классического" синтезатора. Но это не совсем впечатляющая похвала, как может показаться... В конце концов, SH-3 был всего лишь третьим синтезатором, произведённым в Японии, после Roland SH-1000 и Korg 700!

 

 

 

Веха: Roland Space Echo

 

До появления Space Echo ассортимент доступных эффектов был весьма ограничен. Были дисторшн, вау-вау и фэйзер, но хорус и прочие эффекты пока были лишь в перспективе, как и сложные эффекты задержки, модуляции и спектральные эффекты, которые мы сегодня считаем как нечто само собой разумеющимися. Поэтому, когда Roland выпустили доступное ленточное эхо с тремя входными каналами, ревербератором с тремя пружинами, 12 режимами эха/реверберации и независимым эквалайзером для обработанного звука, неудивительно, что оно имело успех.

Сердце эхо-машины - модель RE-201 показана сверху со снятой крышкой, закрывающей ленту и сопутствующие механизмы.

 

 

Конечно, Roland RE-201 не был первым Space Echo, ему предшествовали RE-100 и RE-200, но оба они, похоже, бесследно исчезли. Кроме того, вместе с ними была выпущена модель RE-101, но в ней не было шести режимов, эквалайзера и реверберации, поэтому именно Roland RE-201 стал Space Echo. То, что он выглядел великолепно и был прочным, как танк Chieftain, стало дополнительным бонусом, который обеспечил RE-201 популярность как на гастролях, так и в студии.

 

Более поздние модели Space Echoe предлагали дополнительные возможности управления и расширенный набор эффектов. Модель RE-301 добавила хорус и режим наложения, а RE-501 и рэковый SRE-555 - хорус, режим наложения, четвёртую воспроизводящую головку и балансный (XLR) вход. Была даже урезанная модель RE-150, но она полностью вернулась к спецификации RE-101 (т.е. без реверберации и эквалайзера) и даже лишилась одной из трёх воспроизводящих головок. Но именно Roland RE-201 воплотил в себе идеальное сочетание цены, возможностей и эффективности. Это была классика, и, что удивительно, он продолжал производиться до 1990 года. Цифровая версия, RE-3, была выпущена в 1988 году и, хотя это было хорошее устройство само по себе, оно не имело большого успеха.

 

Но когда и где Ace Tone EC-1 [Echo Chamber - прим. переводчика] вписывается в эту историю? Во многих отношениях это просто аналог RE-101, с той же трёхканальной конфигурацией входа и выделяющимся VU-метром. Конечно, органы управления у Ace другие, с кнопками, а не с поворотными ручками, как у Space Echo, но семейное сходство безошибочно...

 

 

Основная продукция, запущенная в 1974 году

 

Продукция Boss: gредусилитель B-100.

Эффекты: AP-5 Phase 5, RE-101 Space Echo, RE-201 Space Echo.

Клавишные: Электропиано с динамической клавиатурой EP-30.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: пресетный монофонический синтезатор SH-2000, монофонический синтезатор SH-3A.

 

 

 

1974

 

Не всё было гладко, и оказалось, что Какехащи нарушил один из патентов Боба Муга на фильтры, когда разрабатывал SH-3. Поэтому в 1974 году появилась новая версия. Внешне SH-3A был практически идентичен SH-3, но имел новые VCF и VCA, и именно эту модель взял на вооружение Вангелис и несколько знаменитых клавишников в середине семидесятых.

 

Одновременно с SH-3A Roland выпустил SH-2000, чувствительный к силе нажатия пресетный синтезатор, предназначенный для прямой конкуренции с ARP Pro Soloist. Он обладал рядом возможностей, которые делали его более гибким по сравнению с другими одноосцилляторными синтезаторами той эпохи. Например, форма волны VCO проходила через октавный делитель, что позволяло исполнителям строить сложные голоса, используя смесь октавных диапазонов от 32' до 2'. Были доступны четыре семейства волновых форм - пилообразная, пять импульсов разной ширины (включая квадратные), ШИМ и шумовые - хотя одновременно можно было использовать только одну. Имелось два LFO (один с задержкой), три уровня чувствительности динамического фильтра, фиксированный фильтр с возможностью добавления перегруза, полностью регулируемый резонансный фильтр 12 дБ на октаву и два независимых генератора огибающей. Хотя на SH-3A все эти функции были доступны более гибко, SH-2000 был более выразительным, благодаря пяти настройкам чувствительности динамической клавиатуры.

 

Как и SH-3, ранние модели SH-2000, по-видимому, также нарушали патент, поэтому несколько позже появилась обновлённая версия с новым фильтром (серийные номера 578050 и далее). Второе обновление (серийные номера 608900 и далее) отличалось модернизированным блоком питания. Но какая бы версия ни использовалась, SH-2000 звучал хорошо, и в итоге получил широкое распространение в мейнстримовом роке и поп-музыке. Неплохо для устройства, созданного как дополнение к домашнемму органу. Более того, как и SH-1000 и SH-3A, SH-2000 всё ещё был доступен в 1981 году, почти через десять лет после своего появления. Очевидно, что Какехащи всё сделал правильно с первого раза.

 

В том же году было выпущено EP-30, первое в мире электронное фортепиано, чувствительное к силе удара по клавишам [велосити - прим. переводчика], но этот год был также примечателен выпуском первой "классической" педали эффектов Roland, Phase 5 (по крайней мере, одна из них - моя - до сих пор используется) и RE-101 Space Echo.

Легендарная ленточная задержка RE-201 Space Echo.

 

 

Но все они были затмены выпуском устройства, которое остается стандартом и по сей день... Roland RE-201 Space Echo (см. выше). Ставшая классикой и выглядящая сейчас так же хорошо, как и в момент своего появления, модель RE-201 использовала гораздо более длинную ленточную петлю, чем её предшественники и конкуренты, что уменьшало износ ленты, а это, в свою очередь, улучшало качество звука и продлевало срок службы самой ленты. Space Echo мгновенно стал хитом и оставался в каталоге Roland на протяжении следующих 16 лет. Это было первое устройство Roland, преодолевшее все границы популярной музыки. За десятилетие до появления доступных цифровых мультиэффектов его сочетание реверберации, многократного эха и эквалайзера оказалось одинаково привлекательным для гитаристов, вокалистов и клавишников, и вскоре стало невозможно не встретить вездесущего ящика, будь то на гастролях или в студии. В наши дни плёнку для них найти всё сложнее, а владельцы склонны забывать о том, что для поддержания хорошей работы им необходимо периодическое обслуживание, но вы всё равно найдете множество RE-201 в использовании.

 

Тем не менее, именно за другой, давно забытый продукт (по иронии судьбы), следует помнить 1974 год...

 

Несколько бывших сотрудников Какехащи из Ace Electronics решили последовать за ним в его новую компанию, но в структуре компании Roland не было места для всех них, поэтому 13 марта 1973 года Какехащи основал другую компанию, Music Electronics Group, или MEG Electronics.

 

Первым продуктом MEG стал керамический "контактный" микрофон для акустической гитары, продававшийся вместе с необычным предусилителем на батарейках. Однако перед самым запуском продукта кто-то в Японии понял, что Мэг - распространённое на Западе девчачье имя, поэтому Какехащи изменил название брэнда на кое-что с "лидерским подтекстом". Вряд ли кто-то из читателей помнит это устройство, и сейчас оно не представляло бы никакого интереса, если бы не одно обстоятельство: новый брэнд Какехащи назывался Boss, и когда был выпущен гитарный предусилитель Boss B-100, родилась ещё одна легенда.

 

 

Ансамблевые эффекты Roland

 

В отличие от эффектов хоруса в усилителях JC и более поздних Boss CE-1, ранние ансамблевые эффекты Roland для клавишных использовали три или четыре линии задержки (в зависимости от модели) на основе 512-ступенчатой BBD-микросхемы (Bucket-Brigade device) именуемой MN3002. Задавая величину задержки, скорость и глубину модуляции, а также относительные фазы между тремя трактами сигнала, разработчики Roland могли выбирать между широким спектром эффектов задержки, реверберации, тремоло, вибрато, фэйзера и хоруса, которые могут генерироваться этими чипами. Однако, похоже, они сделали всё правильно...

 

Ансамблевый звук Roland стал отличительной чертой синтезаторов компании, и хотя с годами характер схемотехники менялся, звучание оставалось неизменно привлекательным и продолжает оставаться таковым спустя почти три десятилетия.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1975 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: гитарный усилитель JC-60 Jazz Chorus, гитарный усилитель JC-120 Jazz Chorus, система имитации Лесли Revo 30, Система иммитации Лесли Revo 120, система иммитации Лесли Revo 250.

Эффекты: фузз-бокс AF-60 Bee Gee, AP-2 Phase II, AP-7 Jet Phaser.

Драм-Машины: TR-66 Rhythm Arranger.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: RS-101 String Ensemble, монофонический синтезатор SH-5 моно.

 

 

1975

 

Следующий год ознаменовался для Roland дальнейшим продвижением на всевозможные музыкальные рынки, а также первым появлением компании на франкфуртской выставке Musikmesse. Многим из представленных новинок было суждено стать значимыми, хотя в то время это было не всегда очевидно.

 

Возьмём, к примеру, гитарный усилитель JC120 Jazz Chorus... Это был первый комбик с двумя динамиками и эффектом хоруса, но вряд ли кто-то в 1975 году предполагал, что он станет одним из самых популярных усилителей всех времён. Тем не менее, он быстро стал классикой и породил династию усилителей JC, которые выпускаются и по сей день.

К сожалению, недооценённый синтезатор RS-101 String Ensemble. Возможно, это был скачок вперед для получения звучания струнного оркестра от клавишных, но рынок покупателей синтезаторов середины семидесятых его не заметил.

 

 

А что же RS-101 Strings Ensemble? Это были неплохие клавишные, которые не вызвали особого ажиотажа после своего выхода. Инструмент предлагал независимые пресеты Strings I, Strings II и Brass по обе стороны от разделения клавиатуры. По обе стороны от разделения находился микшер тона, а также независимая регулировка Slow Attack, достигаемая опциями Sustain и Volume Soft, что позволяло играть битембрально. Имелось также вибрато, но, что более важно, Roland RS-101 ознаменовал первое появление того, что вскоре стало фирменным знаком Roland: эффекта Ensemble. Кроме того, RS101 предлагал отдельные VCA и огибающие для каждой ноты, что позволяло правильно артикулировать звуки. Это было огромным улучшением по сравнению с лидером рынка, ARP/Eminent Solina. Физически он был компактным и прочным, и гораздо легче Solina, так что он был более удобным из двух. Тем не менее, он растворился почти бесследно. Спустя почти 30 лет я всё ещё не понимаю, почему это произошло, и подозреваю, что его разработчики чувствовали то же самое.

 

Аналогичным образом, SH-5 был великолепным синтезатором, оснащённым инновационными функциями, и ещё одним из ранних синтезаторов Roland, которому было суждено, спустя долгое время после его исчезновения, стать востребованной классикой. Но в то время его "японское" звучание оказалось более сдерживающим фактором, чем привлекательность его двойных осцилляторов, ШИМ, синхронизации, кольцевого модулятора, многорежимного полосового фильтра низких/средних/высоких частот, второго полосового фильтра, множества маршрутизаторов, двойных огибающих и внешнего CV/Gate-контроля многочисленными параметрами  с помощью управляющено напряжения/триггера. То, что он продавался в умеренных количествах, повысило его коллекционную ценность, а тот факт, что это, несомненно, самый красивый из ранних синтезаторов Roland, только помогает в этом.

 

Далее были устройства эффектов. В первую очередь это пара прекрасных фэйзеров: AP-2 Phase II и его более продвинутый собрат, AP-7 Jet Phaser, который предлагал четыре режима Jet наряду с двумя обычными режимами. Их дополнял ещё один фузз-бокс, AF-60 Bee Gee.

 

Наконец, было три системы Revo, предназначенные для имитации звучания вращающейся акустической системы Leslie. Самая маленькая из них, Revo 30, представляла собой не более чем стереоусилитель со встроенным хорусом, но её можно было использовать со стандартным сигналом линейного уровня или, как во многих модификациях Leslie на винтажных Hammond, подключить усиленный сигнал к самому органу. Каждый Revo 30 поставлялся с парой лёгких полочных колонок Revo 30S, и даже они отличались оригинальностью: передняя панель отражала звук, проецируемый их диффузорами, приглушая высокочастотный отклик и создавая тембр более похожий на органный.

 

Предназначенные скорее для дома, чем для студии или сцены, Revo 30 были, возможно, самой ранней попыткой компании создать "пространственный" эффект... что впоследствии стало одним из основных направлений её исследований и разработки продукции. Но если это устройство было странным, то более крупные модели Revo были ещё более странными. В попытке имитировать эффект вращающегося динамика с помощью одного кабинета с мощным усилением, в них был встроен полукруглый массив высокочастотных динамиков, похожий на некоторые из ранних экспериментов Дона Лесли, а внутренняя электроника панорамировала сигнал от них, создавая эффект, похожий на звучание кабинета Лесли, но без движущихся частей. Не обладая тонкостью эффектов Доплера и амплитудной модуляции, создаваемых Лесли, имитация была не слишком удачной, но, тем не менее, интересной сама по себе.

 

 

Веха: Boss CE-1

 

Несмотря на то, что ему предшествовал Boss B100, CE1 был первым устройством эффектов Boss, и поэтому занимает уникальное место в истории.

 

Схема эффектов была основана на одной модулированной линии задержки BBD и полностью заимствована у гитарных усилителей JC (Jazz Chorus), выпущенных в предыдущем году и имевших почти мгновенный успех. Но цена CE-1 была высока,  во много раз выше, чем у уже существующих эффектов, таких как педали фузз, вау-вау и фэйзер, - и поначалу он продавался медленно. Очень медленно. Более  того, в то время как усилители JC были стереофоническими и могли похвастаться сочным, пространственным звучанием, многие игнорировали важнейший выход правого канала на задней панели CE-1, используя его как моноэффект, что серьёзно ухудшало его звучание.

 

Переломный момент наступил в конце семидесятых, когда клавишники прог-рока и гитаристы джаз-рока (или фьюжн) начали использовать на сцене стереоусиление. Внезапно эффект хоруса вступил в свои права, и в течение нескольких недель горы непроданных устройств начали уменьшаться. К тому времени, когда Тони Бэнкс из Genesis решил использовать CE-1 вместо кабинета Leslie, Boss уже были на пути к продаже своей миллионной педали эффектов.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1976 году

 

Усилители, микшеры и акустические системы: JC-160 Jazz Chorus (160 Вт).

Продукция Boss: CE-1 Chorus Ensemble.

Эффекты: DC-50 Digital Chorus.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: RS-202 String Ensemble, полумодульный синтезатор System 100, модульный синтезатор System 700.

 

 

1976

 

С момента создания корпорации Roland Икутаро Какехащи смотрел в будущее, устанавливая со своими дилерами и дистрибьюторами отношения, которые впоследствии можно было бы преобразовать в совместные предприятия с долей 50/50. Это принесло свои плоды, когда он и Джеффри Браш, австралийский дистрибьютор Roland, договорились о создании Roland Corporation Australia и открыли компанию на мероприятии в Сиднейском оперном театре 2 апреля 1976 года.

RS-202 String Ensemble исправил неудачу RS-101, используя богатый хорус Roland для достижения великолепного эффекта.

 

 

Новинки того года также не разочаровали. Модель RS-101 не получила должного коммерческого успеха, но её преемник, RS-202 String Ensemble, стал знаменательной вехой, представив переключатель Ensemble Off/I/II, который стал фирменным знаком Roland на следующее десятилетие. Действительно, Ensemble определил "звук Roland": настройка "II" вводила богатый хорус, в то время как "I" создавала более быстрый и глубокий эффект Ensemble, который широко используется и по сей день.

 

RS-202 оказался искусен в создании тонких тембров с собственным характером. Его легко отличить от клавишных Ensemble других производителей, он обладал прозрачным качеством, которое прекрасно вписывалось в микс, дополняя другие инструменты, но никогда не оказываясь неинтересным. Тем не менее, он столкнулся с сильной конкуренцией со стороны Solina, а также многочисленных клавишных инструментов Ensemble из Кастельфидардо в Италии. Многие из них продавались под известными итальянскими марками - Logan String Melody, Elka Rhapsody 490 и так далее, но другие позже появятся под немецкими и даже американскими марками, например, Hohner String Performer, Wersi String Orchestra и ARP Quartet. Однако вскоре появился ещё один итальянский производитель "синтезаторов Strings". Основанная в 1976 году, компания SIEL со временем выпустила большой ассортимент инструментов - некоторые под собственным именем, некоторые перемаркированные для таких производителей, как Sequential Circuits. Многие из них, такие как SIEL Orchestra, напрямую конкурировали с продукцией Roland. Невозможно, чтобы Какехащи знал, какую роль SIEL в конечном итоге сыграет в развитии Roland, но эта компания стала очень значимой десять лет спустя, как мы увидим в более поздней главе этой истории.

 

Еще один моносинтезатор Roland, который стал востребованным спустя долгое время после прекращения производства, System 100 состоял из пяти полумодульных устройств: синтезатора 101, модуля расширения 102, микшера 103 (который включал в себя простой ревербератор), секвенсора 104 (два канала по 12 шагов) и мониторных колонок 109. Всё это аккуратно сочеталось друг с другом, создавая систему, которая, оглядываясь назад, была гораздо интереснее, чем казалось в то время. По всей видимости, для всей системы даже существовала стойка, и, по слухам, Roland планировал расширить ассортимент, но этого так и не произошло.

Roland System 100, полумодульная блочная система в полном сборе.

 

 

Однако, был ещё System 700. Этот огромный модульный зверь ознаменовал выход Японии на рынок синтезаторов... хм... шестидесятых годов. Стоявший более 10 000 фунтов стерлингов (эта цифра сохраняется и по сей день), этот инструмент вывел Roland в число "больших мальчиков", и, хотя было продано относительно немного систем, список их пользователей начал приобретать ту форму, к которой компания вскоре привыкла.

 

Полная версия System 700 состояла из шести блоков, расположенных в два уровня, по три в каждом, и пятиоктавной дуофонической клавиатуры. В комплект входили девять осцилляторов, четыре управляемых напряжением фильтра 12 дБ на октаву и 24 дБ на октаву, пять управляемых напряжением усилителей, четыре генератора огибающей, три LFO, микшер, секвенсор, блок реверберации, задержка и фэйзер. К счастью, вам не нужно было вкладывать деньги в полную систему одним махом. Главный блок обычно конфигурировался как автономный синтезатор с тремя осцилляторами, а остальные пять блоков добавляли дополнительные VCO и LFO (слева внизу), дополнительные VCF и VCA (справа внизу), интерфейс преобразования высоты тона в напряжение и микшер (слева вверху), эффекты (справа вверху) и огромный трёхканальный 12-шаговый секвенсор, который доминировал в центре верхнего ряда. Судя по всему, Roland были рады предоставить альтернативные варианты выбора модулей, но в редких случаях, когда вы видите System 700 сегодня, они, похоже, соответствуют стандартной конфигурации.

По-настоящему модульный синтезатор от Roland - System 700 1976 года. Такой синтезатор, принадлежал боссу независимого британского звукозаписывающего лейбла Mute Дэниелу Миллеру. Она широко использовалась при записи первых трёх альбомов Depeche Mode.

 

 

И всё же, несмотря на размер и внушительность System 700, самый значительный продукт Roland 1976 года был всего несколько дюймов в поперечнике, лежал на полу и даже не был Roland'ом. Это была Boss CE-1 Chorus Ensemble, педаль эффектов, которая породила самую успешную династию продукции, когда-либо существовавшей в музыкальной индустрии (см. выше). Вместе с ней появился Roland DC-50 Digital Chorus - громоздкий настольный прибор, во многом обязанный своей конструкцией Space Echo, но это был вовсе не цифровой процессор, а аналоговая BBD-линия задержки и эффект хоруса! Почти неизвестный сегодня, DC-50 не имел большого успеха.

 

 

Веха: Гитарный синтезатор GS-500/GR-500

 

GS-500 и GR-500 стали выдающимся достижением. Конечно, Roland производили не каждый компонент...

 

GS-500 представлял собой сильно модифицированную гитару Ibanez, с одним хамбакером и гексафоническим звукоснимателем для управления GR-500, отдельными переключателями для каждой из четырёх секций синтеза, переключателями для выбора звучания самой гитары, синтезатора или обоих одновременно, а также эквалайзером. Всё это выглядело как великолепно изготовленный, но очень тяжёлый инструмент, в корпусе которого располагались магниты, подающие выходной аудиосигнал обратно на струны, создавая, таким образом, систему "бесконечного сустейна". GS-500 действительно был намного больше, чем просто гитара, подключенная к тон-генератору!

GS-500 - модифицированная гитара Ibanez, используемая для управления GR-500, через соединяющий их многожильный кабель с уникальным 24-пиновым разъемом.

 

 

Если у GS-500 и было какое-то ограничение, то оно заключалось в том, что вы могли подключить его к внешнему миру только с помощью тяжёлого многожильного кабеля, уникального для комбинации GS/GR-500. Без него вы становились обладателем не более чем большого, тяжёлого пресс-папье. Учитывая, что запчастей теперь не осталось, вы даже не сможете собрать копию, а похожий кабель, который использовался для для следующих гитарных синтезаторов Roland, был распаян по-другому и работает некорректно. Хотя музыкантов это очень расстроило, для Какехащи и Roland это стало огромным плюсом, когда прототип гитары был украден - а затем возвращён как "непригодный для использования" - всего за несколько часов до его мировой презентации в Австралии.

 

Модуль синтезатора GR-500 (на фото ниже) был потрясающим, с пятью секциями генерации звуков - G, P, B, M и S, - на которых можно было играть по отдельности или в любой комбинации. Это были непосредственно схемы Guitar, Poly-ensemble, Bass, Melody и секция Ext. Synth, предназначенная для взаимодействия и управления внешними устройствами  SH-5, System 100 или System 700 [заметьте MIDI в те времена ещё не существовало - прим. переводчика]. Схема Poly-ensemble, в которой использовались независимые выходы гексафонического звукоснимателя, была интересной и давала то, что позже стало фирменным звуком Roland "смычковая гитара", но именно схема Melody поражала воображение музыкантов, поскольку именно в ней происходил настоящий синтез.

Звукогенерирующий блок GR-500 для гитарно-синтезаторной системы GS-500 и ножной контроллер FC-50 к нему.

 

 

Звуки генерировались с помощью традиционной архитектуры VCO/VCF/VCA, напоминающей самые ранние синтезаторы серии SH, но с рядом очень важных бонусов. Например, VCA был чувствительнвм к динамике, а выход Poly-ensemble был входом в микшер соло-синтезатора, так что вы могли вводить полифонический звук в сигнальный тракт VCF/VCA. Ещё одним замечательным новшеством стала система выходных шин, позволяющая направлять звуки, генерируемые каждой из схем, на любой из трёх выходов, а также на глобальный выход "Mix". Кроме того, напольный контроллер PC-50 Preset Controller позволял настраивать три микса для секций P, B, M и S и выбирать между ними с помощью ножных футсвитчей. Четвёртый футсвитч возвращал управление гитаре. Я никогда не встречал упоминаний о PC-50 в документации Roland - единственная причина, по которой я знаю о его существовании, заключается в том, что он у меня есть!

 

 

Основная продукция, запущенная в 1977 году

 

 

Усилители, микшеры и акустические системы: гитарные усилители серии GA мощностью 20, 30, 40, 60, 120 Вт, басовые усилители серии GB мощностью 30, 50 Вт, усилители Jazz Chorus JC-60A и JC-120A, басовый усилитель серии SB мощностью 100 Вт.

Продукция Boss: BF-1 Flanger, GE-10 Graphic Equalizer, OD-1 Overdrive, PH-1 Phaser,

SP-1 Spectrum.

Эффекты: DC-10 Analog Echo, RE-301 Chorus Echo.

Гитарные синтезаторы: GR500 + GS500 Guitar-Synth System.

Электропиано: MP-700,  усилитель MPA-100 для MP700.

Органы: VK-6, VK-9.

Секвенсоры: MC-8 Micro Composer.

 

 

 

1977

 

К началу 1977 годовой оборот Roland достиг почти 30 миллионов долларов США, что примерно в сто раз превысило оборот 1972 года. Это сделало корпорацию Roland почти такой же крупной, какой была Ace Electronics на пике своего успеха, но создало свои собственные проблемы: Какехащи и его команда менеджеров были сильно перегружены работой и не имели достаточно времени для контроля за ростом и направлением. Какехащи решил, что вместо того, чтобы ограничивать деятельность Roland, он привлечёт в компанию дополнительных сотрудников, включая старших администраторов, финансового управляющего и - что самое радикальное - руководителя отдела исследований и разработок. В принципе, это означало, что на рынок начнет выходить большее разнообразие идей и продукции. В дополнение к этим изменениям Какехащи продолжил реализацию своего плана по созданию группы родственных компаний, каждая из которых специализировалась бы в определённой области музыкальных технологий. Хотя эти границы со временем размылись, идея была здравой, и 20 апреля 1977 года он основал компанию Roland ED. Не будучи заметным для конечных пользователей в течение многих лет, имя "ED" впоследствии стало ассоциироваться с некоторыми из самых революционных разработок корпорации.

 

Но задолго до того, как эти изменения заметно отразились на ассортименте продукции, Roland уже осваивали новые области, и в 1977 году выпустили ряд устройств, которая оказала глубокое влияние на всю музыкальную индустрию.

 

Первым из них стало MP-700 - 75-нотное электронное фортепиано в корпусе домашнего типа, в котором впервые была применена взвешенная клавиатура для электронного инструмента. При весе в 65 кг оно становилось ещё менее портативным из-за опционального усилителя MPA100, который выдавал 120 Вт через четыре 10-дюймовых динамика. К сожалению, звук MP-700 не оправдывал ни его размер, ни вес, ни стоимость. Обладая недостаточной чувствительностью к силе удара и имея всего два аналоговых фортепианных звука, "сочный" клавесин и два варианта баса в двух нижних октавах, оно не оказало никакого влияния на продажи электромеханических пианино Rhodes, Hohner и Wurlitzer, которые доминировали в популярной музыке. Тем не менее, оно имело огромное значение, поскольку стало прародителем цифровых фортепиано Roland, которые в 1986 году сформировали и затем стали доминировать на тогда еще не существовавшем рынке домашних электронных фортепиано.

 

Одновременно с MP-700 компания Roland выпустила пару электронных органов. До недавнего времени не было широко известно, что в 1971 году компания Hammond предложила передать производство и распространение B3 и его собратьев японской компании Ace Electronics, но Какехащи отклонил это предложение из-за растущих расходов и сокращения продаж. Но с выпуском Roland VK-9 и VK-6 стало ясно, что он считает, что рынок для органов в стиле Hammond всё еще существует.

 

VK-9 был флагманом этой пары и был создан по образу Hammond B3. Имея пару пятиоктавных клавиатур, четыре набора рычагов, которые можно было использовать как мануалы, электронные эффекты хорус/вибрато, перкуссию, 25-нотную педальную клавиатуру, дополнительную стойку и дополнительную скамью, он также предлагал ряд инноваций, таких как 62/5" рычаг в первой группе и 8" Bright рычаг для педалей. Существовал даже комплект конвертеров, позволявший подключать его к колонкам Leslie или Roland Revo.

 

Модель VK-6 была спинет-версией, с двумя 49-нотными клавиатурами и двумя наборами рычагов, без рычага 62/5", без стойки и с 13-нотной педальной клавиатурой. Тем не менее, в стандартную комплектацию входили коннекторы для подключения Лесли и Revo, а также, что удивительно, выходы CV и Gate, что означало, что вы могли играть на соадёинённом с ним моносинтезаторе, не отрывая рук от самого органа. Уже одна эта особенность должна была обеспечить некоторый успех, но, поскольку сегодня в обращении, похоже, нет ни одного VK-6, похоже, что, как и VK-9, он имел в лучшем случае ограниченный успех. Так что, возможно, главная сенсация была в другом...

Первый секвенсор Roland, компьютеризированный MC-8 с управляющими напряжениями и триггерами, который обладал поистине ошеломляющим объемом нотной памяти в 16 КБ.

 

 

Во-первых, был революционный MC-8 MicroComposer, первый секвенсор с микропроцессором. Он позволял вводить информацию о нотах с помощью клавиатуры и, должно быть, выглядел очень современно для того времени. Но хотя его сердце билось в цифровом режиме, а информация о нотах хранилась в огромной по тем временам оперативной памяти объемом 16 Кбайт, с миром он управлялся в чисто аналоговом виде: восемь выходов управляющего напряжения и триггеров дополнялись шестью импульсными выходами для синхронизации с драм-машинами или для использования в качестве импульсов переключения для модульных синтезаторов.

 

Максимальная длина секвенции составляла 5200 нот, что было огромным шагом вперёд по сравнению с восьми-, двенадцати- и шестнадцатишаговыми секвенсорами того времени. MC-8 даже позволял назначать несколько CV на один канал триггера, создавая таким образом полифонические партии в общей секвенции. Поскольку он стоил около восьми тысяч долларов, неудивительно, что во всём мире было продано всего 200 штук, но, учитывая огромный скачок вперед, который он представлял, неудивительно, что многие музыканты выражали своё благоговение перед ним.

 

Но это было ничто по сравнению с тем, как были подняты брови при виде GS-500 и GR-500, первых в мире гитарно-синтезаторных систем (см. выше). Выпущенная всего за месяц до ARP Avatar, комбинация GS/GR была далека от совершенства, но, в отличие от неудачного Avatar, она неплохо работала и была способна воспроизводить огромный спектр звуков, ранее доступных только клавишникам. Возможно, из-за того, что от гитаристов требовалась особая техника, чтобы избежать глюков и ошибок трекинга, GR-500 имел ограниченный коммерческий успех. Тем не менее, среди пользователей было несколько знаменитостей, самым известным из которых, пожалуй, был Стив Хэкетт, который впоследствии стал приверженцем легендарного гитарного синтезатора Roland GR... Ах, но я забегаю вперёд. Как прародитель всех гитарных синтезаторов Roland, GS-500 и GR-500 занимают особое место в истории.

Одни из первых гитарных эффектов Boss в формате компакт-педали, PH-1 Phaser, OD1 Overdrive и SP-1 Spectrun, выпущенные в 1977 году.

 

 

Ах да, и давайте не будем забывать о продукции Boss, выпущенной в 1977 году. После нескольких экспериментов с эффектами в стиле Roland, такими как BF-1 Flanger, именно в этом году Boss запустили свой классический формат примочек Boss, как показано выше на фотографии OD-1, выпущенного в том году. Это огромное свидетельство в пользу конструкции, что спустя почти 30 лет тот же металлический корпус, резиновый пэд, утопленные ручки и FET-переключение можно найти в огромном ассортименте педалей Boss, выпускаемых в настоящее время.

 

 

Веха: CR-78 CompuRhythm

 

Никто не обратил особого внимания на CR-78, когда он впервые появился. Какехащи утверждает, что это был первый музыкальный инструмент, содержащий одну из этих новомодных микропроцессорных штуковин, но на первый взгляд он казался не более интересным, чем любой из множества ритм-боксов других производителей. Он предлагал всего 14 звуков и четырёхнотную полифонию и, несмотря на приятный дизайн, многочисленные рисунки боссановы, самбы, мамбо, бегина, румбы и вальса мало чем могли развеять впечатление "домашнего органа". Тем не менее, в CR-78 была пара волшебных моментов. Это функция Program Rhythm и программатор WS-1 Writing Switch, который сделал эту небольшую коробочку первой драм-машиной, позволявшей создавать, хранить и воспроизводить созданные пользователем паттерны.

Предшественнища всех великих драм-машин Roland, CR-78.

 

 

На протяжении трёх лет CR-78 оставалась практически неизвестной, но в 1981 году Фил Коллинз выпустил песню "In The Air Tonight", и маленький Roland мгновенно стал неотъемлемой частью музыкального лексикона почти каждого уважающего себя музыканта. Действительно, её ограниченные возможности выдержали испытание временем, и CR-78 до сих пор используется на всевозможных записях, в основном в эмбиент-музыке и других формах электроники. Многие сохранившиеся устройства сейчас оборудованы MIDI-модулями, но наличие внешнего тактового входа 12PPQN (48 импульсов на четверть) означает, что вам не нужно взламывать корпус вашего винтажного сокровища, если вы этого не хотите.

 

У CR-78 был младший брат, CR-68. Он разделял звуки и ритмы своего (в конечном итоге) прославленного собрата, но не обладал многими его исполнительскими возможностями и не был программируемым.

 

 

Основная продукция, запущенная в 1978г.

 

 

Усилители, микшеры и акустические системы: гитарный усилитель Cube 40 (40 Вт), гитарный усилитель GA-50 (50 Вт), усилители Jazz Chorus JC-50, JC-200 и J-C200S, Revo RD-125L и RD-155L,  басовый усилитель SB-200 (200 Вт).

Продукция Boss: CS-1 Compression Sustainer, DB-5 Driver, DM-1 Delay Machine, DS-1 Distortion, GE-6 Graphic EQ, TW-1 T Wah.

Эффекты: DC-20 Analog Echo, DC-30 Analog Delay, GE-810 Graphic EQ, GE-820 Graphic EQ, PH-830 Stereo Phaser, RV-100 Reverb, RV-800 Reverb.

Электропиано: MP-600 Combo Piano.

Драм-машины: CR-68 Human Rhythm Player, CR-78 CompuRhythm.

Синтезаторы и высокотехнологичная продукция: полифонический синтезатор JP-4 Jupiter 4, монофонический синтезатор MRS-2 Promars, RS-09 Organ/Strings, RS-505 Paraphonic Strings, монофонические синтезаторы SH-1, SH-7 и SH-09.

 

 

1978

 

В середине семидесятых Roland имели двух дистрибьюторов в США. Multivox отлично справлялись с работой на Восточном побережье, но не имели возможности проникнуть на огромный и важный рынок Западного, поэтому в 1976 году Какехащи утвердил лос-анджелесскую компанию Beckman Musical Instruments в качестве своего дистрибьютора на Западном побережье. Когда обе компании работали параллельно, стало очевидно, что BMI Тома Бекмана была более успешной, поэтому в 1978 году Roland и BMI создали компанию Roland US, каждая из которых владела 50 процентами акций нового совместного предприятия. Хотя неблагоприятные финансовые условия и фундаментальные разногласия по поводу того, как с ними бороться, впоследствии заставили Roland выкупить долю Бекмана и сделать Roland US первым дочерним подразделением компании. Стратегия совместного бизнеса была близка сердцу Какехащи, и в то время это казалось хорошим шагом.

 

В том же году появились первые результаты расширения команды разработчиков, произошедшего в 1976 году, и был отмечен взрывной рост ассортимента продукции Roland. Появилось больше усилителей, больше эффектов Boss, две новые линейки рэковых и настольных эффектов, больше синтезаторов, ещё одно электропиано, больше акустических систем... и несколько ставших классическими устройств, включая полифонический синтезатор JP-4 Jupiter 4 Compuphonic, монофонический синтезатор SH-09 и ставшая легендарной CR-78 CompuRhythm (см. выше).

Первый настоящий полифонический синтезатор Roland, Jupiter 4.

 

 

Выпущенный в рамках серии Compuphonic (подробности см. ниже), Jupiter 4 стал первым настоящим полифоническим синтезатором Roland, родившимся в мире, где доминировали Sequential Circuits Prophet 5, Oberheim OBX, Korg PS-3000 и Yamaha CS-80. Маловероятно, что Какехащи и его команда разрабатывали JP-4, чтобы конкурировать с кем-то из них, потому что, как SH-1000 и SH-2000, он был разработан для дополнения к на органу. Более того, имея всего один VCO на голос (в то время как каждый из конкурентов предлагал два или, в случае PS-3300, три), он всегда должен был быть бедным звуковым родственником. В отношении клавиатуры он также немного проигрывал: его четыре октавы плохо конкурировали с пятью у американцев. Кроме того, максимальная полифония в четыре голоса была вдвое меньше, чем у Yamaha, и затмевалась 48-голосной полифонией Korg серии PS. Ему также не хватало чувствительности к силе удара и давления [афтатач - прим. переводчика], как у CS-80. А при наличии всего 10 заводских пресетов и места только для восьми пользовательских, его память казалась довольно скудной даже для 1978 года. С какой стороны ни посмотри, JP-4 был немного слабоват.

 

С другой стороны, его вспомогательные возможности ставили конкурентов в тупик. У него был фирменный хорус Roland и три опции Unison, которые превращали его в мощный моносинтезатьр, если, конечно, вы не хотели, чтобы в вашем звуке было больше одного питча. Был и отличный арпеджиатор, который, пожалуй, наиболее известен тем, что его использовал Ник Родс из Duran Duran. Но не только электропоп-группы начала восьмидесятых в конечном итоге взяли на вооружение Jupiter 4, и список их поклонников сегодня воспринимается как энциклопедия "Кто есть ху"  той эпохи.

 

У JP-4 был еще один трюк в рукаве - его цена. При цене всего в 1800 фунтов стерлингов он был намного дешевле своих конкурентов и пришёлся по душе тем, кому Prophet 5 и OBX были просто не по карману.

Сородич Jupiter 4 по серии Compuphonic, MRS-2 Promars.

 

 

Если репутация Jupiter 4 с годами улучшилась, то репутация его сородича по Compuphonic, моносинтезатора MRS2 Promars, не изменилась. Отчасти это может быть связано с тем, что два его осциллятора не были по-настоящему независимыми, или с тем, что слегка хлюпающие VCF и VCA сохраняли архетипично роландовский - то есть чистый и чёткий - характер, а в 1978 году большинство музыкантов всё ещё были привержены более жирным звукам Moog'ов и ARP. Тем не менее, обладая мощными возможностями модуляции и средствам управления, Promars был хорошим инструментом, который был незаслуженно обойдён вниманием.

64-нотный преемник MP-700, электронное комбо-пиано MP-600 1978 года.

 

 

В 1978 году Roland выпустил еще семь клавишных инструментов. Из них мы можем смело игнорировать показанное выше пианино MP-600, 64-нотный преемник MP-700. Модель RS-09 Organ/Strings, сочетавшая в себе очень простой органный звук с ограниченной секцией String Ensemble, была лишь немного интереснее.

 

Лучше был Roland RS-505 Paraphonic Strings, который заменил RS-202 и объединял стрингс, основную полисинтезаторную секцию и бас-секцию. Очень похожий на ARP Omni, выпущенный тремя годами ранее, RS-505 был ограничен использованием одного фильтра и энвелоп-фильтра для всего инструмента, а не для каждой ноты. Однако, в истинно роландовском стиле, здесь был неожиданный бонус: аудиовход, который позволял пропускать внешний аудиосигнал через его великолепный эффект Ensemble на четырёх BBD.

Один из лучших синтезаторов стрингс Roland, парафонический RS-505.

 

 

А что же с моносинтезаторами Roland? SH-1 был удивительно удобным одноосцилляторным инструментом, который впоследствии стал популярен среди синти-поп-групп, таких как Depeche Mode и Erasure. В отличие от него, громоздкий SH-7 был самым сложным интегрированным моносинтезатором, когда-либо выпущенным компанией. Он предлагал дуофонию и множество функций синтеза, но это был провал. По какой-то причине он звучал тонко и неинтересно, и немногих музыкантов прельщали его размеры и перспективы.

 

Но потом появилась модель SH-09, которая, несмотря на то, что была самой дешёвой, легкой и якобы наименее мощной из всех трёх моделей, стала ещё одной принятой со временем классикой с ещё одним "кто есть кто?" среди поклонников и пользователей. Как и SH-1, она предлагала всего один осциллятор, "заморозку" и удержание, задержанное вибрато, автоколебательный фильтр и вход для внешнего сигнала с энвелоп-фильтром... всё это было здорово. Но если сосредоточиться на количестве функций, то можно упустить главное: SH-09 был одним из тех редких инструментов, в которых целое превосходило сумму составляющих.

Одноосцилляторный SH1.

 

 

Compuphonic System

 

До разработки Compuphonic System органы управления всех синтезаторов Roland были частью самих схем синтезатора. В отличие от них, органы управления микропроцессорных JP-4 и Promars сообщали о своём состоянии компьютеру. Затем компьютер определял напряжения, управляющие VCO, VCF и VCA. Поэтому можно предположить, что в каждой модели есть как минимум один AD и один DA преобразователь, и что все регуляторы будут демонстрировать слышимую ступенчатость параметров. И вы будете правы. Как и все аналоговые синтезаторы с памятью, Jupiter 4 и Promars были гибридами аналоговых сигнальных трактов и цифрового управления.

 

В качестве процессора использовалось примитивный восьмибитный чип Intel 8048. Roland мультиплексировал данные от ручек, слайдеров и переключателей таким образом, что полностью изменяемые элементы управления использовали по шесть бит, а переключатели - два других. Это означало, что для каждого регулятора или слайдера было всего 64 возможных положения. Ограниченное разрешение усугубляло проблемы квантования параметров, но ускоряло работу с данными и сокращало потребность всего синтезатора в памяти до 128 сообщений ОЗУ.

 

 

Эпилог

 

К началу 1979 года Roland стали одним из главных брэндов в производстве инструментов для рок-н-ролла. Гитаристы обожали усилители Jazz Chorus, а эффекты Boss уже глубоко проникли на рынки, где ранее доминировали Electro-Harmonix и MXR. Аналогично, Space Echo стали стандартом де-факто. Затем появились гитарные синтезаторы GS-500/GR-500, драм-машина CR-78, секвенсор MC-8 MicroComposer и огромный модульный синтезатор System 700. Конечно, на рынке обычных моносинтезаторов все еще доминировали Moog и ARP, а Sequential Circuits и Oberheim, казалось, полностью завладели рынком полисинтезаторов. Но казалось, что ничто не может остановить прогресс Какехащи и его команды, и ещё пару лет всё так и будет.

 

Но даже в 1978 году появились первые сигналы... надвигался кризис, который едва не вышеб бы Roland из бизнеса. Как мы знаем, компания выжила, но ей пришлось преодолеть ряд серьёзных трудностей... о которых мы расскажем во второй части.

 

Продолжение будет обубликовано в ближайшее время.

 

 

Вернуться к оглавлению