Сила ветра
Ник Армингтон, Ларс Лофас
Music Technology, декабрь 1987
перевод с английского
Поскольку духовые синтезаторы набирают обороты, мы отправили Ника Армингтона и Ларса Лофаса найти и поговорить с людьми, ответственными за разработку Yamaha WX7 и Akai EWI.
Духовые синтезаторы уже появились, а вместе с ними появились новые инструменты и новые проблемы. Мы разыскали двух специалистов, участвовавших в создании инструментов Akai и Yamaha, чтобы поговорить об их разработке и перспективах.
ЛЮБОЙ, кто достаточно стар, чтобы вспомнить оригинальную версию "La Bamba", принадлежит к поколению, больше знакомому с биг-бэндами и симфоническими оркестрами, чем с синтезом Фурье и секвенсированием в реальном времени. То, что можно назвать реальными инструментами.
Но в наши дни духовые - это горячая тема. Такие исполнители, как Майкл Брекер, Кортни Пайн и Дэвид Сэнборн, привносят новый романтизм в популярную музыку. Все больше и больше духовые инструменты занимают центральное место, и даже традиционные духовые секции, вроде тех, что звучат в Earth Wind and Fire и Tower of Power, пользуются успехом у Фила Коллинза и Дэвида Боуи.
Что еще более важно, у духовиков теперь есть возможность выйти на сцену не только для случайного соло или фонового заполнения, потому что электронная революция наконец-то добралась до духовиков в виде EWI (Electronic Wind Instrument) и EVI (Electronic Valve Instrument) от Akai и WX7 от Yamaha. Духовые синтезаторы позволяют традиционным исполнителям создавать новое разнообразие звуков и тембров. По сути, духовые синтезаторы продвигают традиционные клавишные технологии на несколько шагов вперёд, добавляя новую степень контроля к уже существующим звуковым генераторам.
Инструменты
Чувствительная к силе удара клавиатура синтезатора - относительно недавняя инновация, и даже с появлением MIDI такие элементы исполнения, как полифоническая чувствительность к афтатачу [силе давления нажатой клавиши – прим. переводчика], по-прежнему отсутствуют у большинства синтезаторов. Духовые инструменты, с другой стороны, получают большую часть своего воздействия через диапазон звуков и контроль над ними.
Новое поколение духовых синтезаторов и контроллеров от Akai и Yamaha было специально разработано для решения проблемы контроля. Вероятно, даже если вы никогда не видели духовой синтезатор, вы много раз слышали его, потому что до сих пор они были доступны лишь избранным, хотя и широко использовались в кино, джинглах и сессионной работе.
Чтобы лучше понять, что происходит в этой области, мы подробно поговорили с двумя людьми, сыгравшими важную роль в развитии духового синтеза: Сэлом Галлиной, который работал с компанией Yamaha над проектированием и разработкой духового контроллера WX7 MIDI, и Найлом Стайнером, который разработал язычковый духовой инструмент EWI-1000 и помповый EVI-1000 для компании Akai.
Галлина - консультант по разработке для Yamaha, а также один из самых популярных сессионных музыкантов Нью-Йорка. Он описывает себя как "ребёнка, который никогда не играл в бейсбол в детстве", сосредоточившись вместо этого на изучении музыки и работе с электроникой. Музыкальный опыт Галлины простирается от джаза до рока и классики.
Стайнер вырос в штате Юта, позже переехал в Калифорнию, где работал над созданием прототипов электронных духовых контроллеров для использования в киносъёмках и студийной работе. Он изучал игру на трубе и музыку в Университете Юты, позже играл с Симфоническим оркестром Юты. Его влияние простиралось от Майлза Дэвиса до Ицхака Перлмана (еврейского композитора/музыканта), и по сей день он считает себя представителем редкой породы - профессиональным музыкантом и профессиональным разработчиком.
Оба они заинтересованы созданием звуков и текстур, которые позволяют использовать их соответствующие инструменты в полной мере. Однако способы, с помощью которых они создавали или помогали создавать свои инструменты, столь же разнятся, как и конечные результаты.
Вы оба подошли к созданию своих инструментов, исходя из личных потребностей. В некотором смысле, вы делаете достоянием общественности то, что было частью вашей жизни на протяжении многих лет. Как вы начинали?
Галлина: Ну, я начал играть, когда мне было девять лет, на блок-флейте. Я перешёл на флейту, гобой, кларнет, саксофон - в общем, на всё. Мне очень нравилось играть, поэтому я начал много выступать сам и с группами. Я приходил в клубы со своим альт-саксофоном, весь обвешанный проводами. Мне очень нравился альт, и я ставил на него звукосниматели и другие устройства, которые делал сам. Это было в конце шестидесятых. Я часто играл в Max's Kansas City [ночной клуб в Нью-Йорке – прим. переводчика] с группой под названием Krom.
Стайнер: Я изучал музыку в Университете Юты и профессионально играл на трубе. Я начал думать о том, как сделать электротрубу в конце шестидесятых, по крайней мере, с точки зрения конструкции. Дальше всё пошло по нарастающей.
Значит, между ними было довольно много прототипов?
Да. Первый EVI вышел в 1979 году. Его выпустила компания Crumar, и он сильно отличался от более поздних. Думаю, я сделал около пяти или шести основных прототипов, используя преимущества новых технологий, а в некоторых случаях даже придумывая их, когда не мог найти того, что хотел.
Я не задумывался о модификации трубы, чтобы электрифицировать её, поэтому мои проекты всегда начинались с нуля. Это были инструменты сами по себе, поэтому я также был занят изучением схем синтезаторов и тому подобных вещей, которые я встраивал в инструменты.
Вы должны знать, что меня больше всего интересуют звуки и то, на что способна электронная музыка. Мне нравилось играть с этими огромными 15-дюймовыми колонками, получая от них множество различных звуков. Я делал все свои собственные инструменты - я называл их "Кромулайзеры". Однажды я обнаружил, что если подойти достаточно близко к динамику с саксофоном, который был соединён проводами с октаверами, то давление, исходящее от динамиков, резонирует с саксофоном. Поэтому я начал нажимать на клавиши и играть на инструменте таким образом, получая невероятные гармонические структуры.
Комплектующие в то время были дорогими - вы платили 15 долларов за переключатели, которые сейчас стоят 50 центов, так что это было непросто. Но я стал устанавливать на саксофоны реле, которые управляли некоторыми ранними синтезаторами, например, ARP Odyssey. Я просто подключал реле к шинам клавиатуры после того, как вынимал клавиатуру - так клапана саксофона играли на синтезаторе. Позже у меня появился компьютеризированный саксофон с реле, подключенными к синтезаторам и контроллерам.
Значит, всё это привело к вашей работе над EWI/EVI и WX7?
На самом деле я профессионально играл на ранних версиях EVI примерно с 1973 года. Конечно, с годами его конструкция стала более совершенной, но основные концепции остались прежними. Сила и уникальность этого инструмента заключается в том, что он обладает повышенным контролем и выразительностью. Я начал сотрудничать с Akai совсем недавно, летом 1986 года. Им понравились прототипы, которые я использовал, и они очень старались улучшить программное обеспечение устройства. EVI довольно требователен к программному обеспечению, и я смог получить гораздо больше от него с помощью нового софта.
Yamaha нашла меня, на самом деле, около трёх лет назад. Я уже довольно хорошо освоил аналоговые звуки на синтезаторах, а они только начинали видеть успех своего цифрового FM-синтеза. Сначала я не совсем понимал, что из этого получится, поэтому я держал рядом свои Oberheim и ARP, чтобы быть уверенным, что смогу получить нужные мне звуки.
Yamaha всегда верили, что их успех придёт благодаря привлечению лучших инженерных талантов - они инвестируют в мозги и креативность, а многие их лучшие и самые успешные идеи пришли от музыкантов - они прислушиваются к людям. Поэтому начало моей консультационной работы с Yamaha было посвящено тому, чтобы понять, что я хочу видеть от духового контроллера.
Мы сразу решили, что разработка будет вращаться вокруг MIDI и использовать все контроллеры параметров, которые они встраивают в свои синтезаторы, например, контроль дыхания, который на самом деле используется недостаточно. Это удивительная функция.
Значит, факторы разработки появились довольно рано?
Абсолютно. Я видел около пяти версий WX7 до последней, которую они выпускают сейчас. Они взяли многие идеи, которые я использовал в аналоговых синтезаторах, особенно матричные концепции, и перенесли их в сферу MIDI. Это довольно сложное маленькое устройство для того, что весит меньше полкило.
Одна вещь, которую я считал очень важной, - это сохранение определённых пользовательских возможностей инструмента. Например, клавиши на WX7 регулируются, что очень важно для саксофонистов. Также есть множество регулировок в динамике мундштука, так что он имитирует различные электронные ощущения, чтобы соответствовать различным стилям игры.
Раз уж мы затронули эту тему, конструкция мундштуков на обоих инструментах кажется совершенно разной. Как каждый из вас подходил к этой части инструмента?
Одним из самых важных соображений для EVI и EWI было найти хороший датчик давления в мундштуке, чтобы воспринимать давление дыхания и преобразовывать его в напряжение. Когда я только начинал, не было ничего доступного, поэтому я потратил много времени на разработку собственного датчика давления. Я не беспокоился об имитации эффекта геркона, а вместо этого работал над эффектом диафрагмы. Я также работал над тем, чтобы найти способ сделать питчбендинг и вибрато плавными и текучими так, чтобы это было приятно исполнителю.
Этот мундштук - нечто совершенно новое - это не попытка имитировать что-то другое, а скорее идеальный мундштук для этого инструмента. Например, у EWI есть естественное вибрато, создаваемое прикусыванием мундштука. Конечно, на нём также можно использовать двойные трости, чего нельзя сделать на саксофоне.
Все язычковые эффекты и круговое дыхание просты, потому что мундштук ненавязчив.
У WX7 есть трость, но она не вибрирует. Мы сделали мундштук по типу привычного мундштука для кларнета/саксофона. В настоящем саксофоне трость просто формирует звуковую волну, но в WX7 трость действительно управляет всем инструментом. Внутри мундштука находится датчик давления, подключенный к A/D-преобразователю. Там же находится рычаг вибрато, металлический рычаг, который невероятно отзывчив, и ещё несколько секретов.
Для WX7 мы адаптировали многие технологии контроллера дыхания Yamaha. Но важнее то, что их синтезаторы имеют возможность использовать все преимущества управления дыханием, вы не найдете этого во многих других". Мундштук WX7 настраивается под исполнителя и позволяет ему управлять афтатачем, велосити [силой атаки - прим. переводчика], питч-бендом и, конечно, дыханием.
Я думаю, что этот инструмент преодолевает многие недостатки более ранних духовых контроллеров и добавляет инновации, которых не было ни на одном предыдущем инструменте любого типа. Кроме того, я играл на них всех, и общая отзывчивость этого мундштука просто невероятна.
А как насчет конструкции остальной части инструмента?
Я хотел, чтобы инструмент был лёгким, подстраивался под исполнителя и был прост в использовании при первом взятии его в руки. Например, клавиши расположены в стандартной 14-клапанной системе Бёма, к которой привыкли саксофонисты. Затем под инструментом находится набор кнопок для переключения октав, удержания аккордов и сустейна, MIDI-контроллер питч-бенда и клавиша MIDI-передачи, которая может посылать сообщения програмчейндж.
А что это за функция удержания аккордов?
Хотите верьте, хотите нет, но WX7 может передавать данные более чем по одному MIDI-каналу, поэтому вы можете строить и удерживать эти масштабные аккорды, просто используя функцию удержания аккордов. Это превращает меня в своеобразный оркестр.
Найл, мы смогли найти только одну подвижную часть на EWI - набор маленьких роликов на нижней стороне.
Верно. Они служат для выбора октавы. У инструмента семиоктавный диапазон, и вы просто проводите большим пальцем по ним, чтобы выбрать октаву. Кроме них, на контроллере нет других движущихся частей, за исключением гибкого мундштука.
Все остальные части инструмента чувствительны к нажатиям, что позволяет играть с большей динамикой и точностью. На EVI многие функции, которыми трубач управлял бы губами, управляются левой рукой. Специальные клавиши для трелей находятся рядом с основными клавишами клапанов.
А EVI или EWI подключаются к одному и тому же блоку управления...
...который называется EWV2000 MIDI Sound Module. Это комбинация элементов управления инструментами и модулей аналоговых синтезаторов, с выходами на другие MIDI-устройства. Вам нужно иметь и то и другое, потому что EVW2000 содержит много элементов управления для EVI и EWI, что позволяет исполнителю изменять многие параметры во время игры, например, чувствительность дыхания, глубину модуляции и подобные функции.
То есть, по сути, любое MIDI-устройство может быть подключено к любому из инструментов?
WX7 подключается к небольшому батарейному блоку, который крепится к поясу, и вы просто подключаете к нему MIDI-кабель. Отдельного блока управления нет, что делает WX7 абсолютно портативным на сцене. Когда появятся беспроводные MIDI-передатчики, я смогу полностью отказаться от шнура. Я подключаю WX7 к стойке с двумя сигнальными процессорами и одним тон-генератором. Это всё, что мне действительно нужно для создания большого шума.
EWV2000 имеет на борту полную систему MIDI-патчинга, и вы можете регулировать ряд параметров устройства во время игры. Если повернуть регулятор чувствительности дыхания до упора вверх, вам даже не придется дуть в инструмент - обычное комнатное давление приводит в действие электронику, так что вы можете играть клавишами и возиться с ручками управления на звуковом модуле.
Все слышали эти инструменты, но какие звуки в них встроены?
Многие звуки для EWV2000 я создал сам. Конечно, вы можете обойти звуковые генераторы и обратиться непосредственно к сэмплерам или другим MIDI-устройствам, или вы можете направить выход внешних источников звука через EWV2000, используя его возможности VCF и VCA, управляемых дыханием.
Во-первых, в традиционных клавишных синтезаторах EG обычно настроен на определенную комбинацию атаки, затухания, задержки и отпускания. Но EVI и EWI управляют этими параметрами, поэтому вы можете получить широкий диапазон огибающих от самого контроллера.
На самом деле, можно сказать, что один патч на EVI/EWI - это как 10 патчей на обычном синтезаторе, благодаря диапазону выразительности. Звуки в модуле имеют тенденцию быть более продолжительными. Ритмические вещи мы оставили для клавишных. Но, конечно, дыхание может быть использовано для открытия фильтров, VCA или обоих. Таким образом, существует бесконечное множество комбинаций, и мы сделали так, чтобы их можно было легко добавить к 64 пресетам.
Сэл, вы, вероятно, наиболее известны своими звуками, даже задолго до того, как вы играли на WX7.
Приятно слышать. Я действительно очень забочусь о звуке. Я потратил много-много лет на изучение того, как работают звуки, не в школе, а запираясь в комнате и пробуя разные вещи. Меня раздражает то, что слишком часто эти компании тратят миллионы долларов на разработку чипа LSI, а потом не тратят ни цента на анализ и воспроизведение звуков.
Многие люди, которые слышали ваше выступление на выставках NAMM и BMF прошлым летом, были просто потрясены вашим исполнением Хендрикса...
Джими Хендрикс и Джимми Пейдж - великие. Я создал этот звук под названием "Power 1", чтобы отдать им дань уважения. То же самое происходит и со всеми другими моими звуками. Меня не волнует, что для получения нужного мне звучания мне приходится работать до четырёх утра. Как только я получаю этот звук, я могу закрыть глаза и почувствовать, что я играю на этом инструменте. Это настоящий кайф, когда вся эта работа окупается.
Хотя оба инструмента довольно новые, как другие профессионалы отреагировали на концепции, заложенные в них?
Думаю, очень хорошо. Многие люди не знают, как часто EVI звучит в различных проектах. Я использовал его в партитурах к фильмам "Свидетель", "Звездный путь III", "Нет выхода", "Роковое влечение", а также во многих телевизионных сериалах, таких как "Святой Эльзевер" и "Тихая пристань". Майкл Брекер использует EWI и в восторге от него.
Я думаю, что, как и во всём новом, всегда есть люди, которых нужно убедить, но как только они услышат инструмент, они будут довольны. Многие люди, которые использовали духовые контроллеры в прошлом, знают об их прежних ограничениях, особенно о проблемах с изменением питча. Мне никогда не нравились регуляторы высоты тона - концепция была сложной, и хотя я смог сделать несколько рабочих прототипов, в которых использовались регуляторы высоты тона, я никогда не получал от них правильного "ощущения".
Для профессионала "ощущение" имеет решающее значение. Поэтому, хотя трубачам придется узнать кое-что новое об EVI, я думаю, им это очень понравится. Саксофонисты, вероятно, сразу же воспримут EWI. Для них это очень удобно.
Я использовал прототипы WX7 с момента их разработки и до сих пор, на альбомах для RCA, CBS, Polygram, Arista и Capitol Records, а также на бесчисленных сессиях джинглов и скоринга. На самом деле, что постоянно меняется, так это содержимое моей стойки эффектов. Сейчас, чтобы получить все те звуки, которые я делаю, я использую Yamaha TX81Z.
Значит, вы оба видели положительную реакцию на то, что выходит из электронных мозгов?
Совершенно точно. Люди, настоящие люди, понимают, что это просто очередная эволюция в музыке, и они с удовольствием идут навстречу.
Я считаю, что духовики мыслят совсем иначе, чем клавишники. Клавишники склонны играть ритмично, в то время как духовики более подвижны. Духовые инструменты, естественно, более выразительны, поэтому каждая нота выделяется своей уникальностью. Многие из звуков, которые я запрограммировал в EWV, разработаны с учетом этой мысли.
Как вы думаете, может ли быть негативная реакция со стороны более традиционных исполнителей?
Трудно сказать. Конечно, профессиональное комьюнити здесь, в Лос-Анджелесе, быстро подхватило эту штуку. Она проста в использовании, и многие люди говорили мне, что им приятно на ней играть. Но о мнениях так трудно судить.
Всегда есть люди, которые возмущаются переменами или прогрессом. Это те, кто говорит: "Зачем использовать лампочку, если есть отличные свечи?" Но если говорить серьёзно, музыканты довольно быстро поймут ценность духовых контроллеров, как только попробуют их. Всегда найдутся пуристы, которые ненавидят всё, что электрифицировано, и мы можем увидеть обратную реакцию, как это было, когда появилась электрогитара. Но посмотрите, как все это расцвело. Перемены есть перемены, и я за них.
Говоря о переменах, каким вы видите дальнейшее развитие духовых синтезаторов и музыки в целом?
Я очень надеюсь, что в скором времени появится стандарт MIDI2. Когда впервые придумали MIDI, это была простая система управления. Никто не думал о таймкоде, указателях позиции в партитуре или необходимости использовать более 16 каналов. MIDI - это как Бруклинский мост... слишком много народу, а полос не хватает.
Сейчас, когда повсюду появляются 32-битные технологии, мы не можем рассчитывать на то, что MIDI навсегда останется в 8-битной сфере со скоростью 31 килобод.
Я думаю, что духовые синтезаторы продвинутся настолько далеко, насколько люди позволят им продвинуться. Об этом так трудно судить. Где я вижу постоянные улучшения, так это в области разработки программного обеспечения и того, как программное обеспечение связано со звуком.
В этой области японцы проделали огромную работу, и будет интересно понаблюдать за развитием систем, поскольку они все меньше полагаются на аппаратное обеспечение и все больше - на программное.