GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Peter Green

 

 

Интервью

 

 

 

 

 

Guitarist online, июль 2023

перевод с английского

 

 

 

 

Спустя три года после его ухода из жизни мы вспоминаем скромного гитариста Fleetwood Mac и Bluesbreakers в этом интервью 1998 года.

Питер Грин занимал особое место в сердцах британских гитаристов. Находясь в эпицентре блюзового взрыва, обрушившегося на наши берега в 1966 году, Питер участвовал в записи альбома Джона Мейолла A Hard Road, демонстрируя огромный талант блюзового музыканта.

 

Помимо инструментальной виртуозности или невероятного чувства в "Someday After A While", Грини также продемонстрировал свои композиторские способности в таких вещах, как "The Supernatural" и "The Same Way".

 

Заменив Клэптона в Bluesbreakers Мейолла и сумев с изяществом и уверенностью надеть эти огромные "божьи" доспехи, Питер ушёл из группы, чтобы создать свой собственный коллектив с коллегой по Bluesbreakers Джоном МакВи на басу, барабанщиком Миком Флитвудом и ранее неизвестными гитаристами Джереми Спенсером и Дэнни Кирваном.

 

Хотя Fleetwood Mac начинали как типичная блюзовая группа, интроспективные композиции Грина вскоре стали доминировать в творчестве коллектива. Песни "Black Magic Woman", "Man Of The World", "Oh Well Part 1 и Part 2", "Green Manalishi" и "Albatross" попали в британские хит-парады, а после широко обсуждаемого ухода Питера со сцены мы остались без него более чем на 20 лет.

 

Когда в 1998 году журнал Guitarist побеседовал с ним во время его гастролей со Splinter Group, Грин был, как всегда сдержан, отказывался от комплиментов и просто сыпал похвалами в адрес своих кумиров и влияний.

Беседа началась с вопроса о том, каково это - снова оказаться на сцене, в центре внимания...

 

Ну, я никогда не делал ничего подобного с Fleetwood Mac, так почему я должен начинать делать это сейчас? Я всего лишь замена Эрика Клэптона, я не Эрик Клэптон. Посмотрите, что случилось с Миком Тейлором благодаря тому, что он заменил меня - посмотрите, что стало потом с Rolling Stones.

 

Но после Мейолла вы добились гораздо большего. Некоторые из композиций, которые вы создали с Fleetwood Mac, стали классикой.

 

Ну, Джон Мейолл тоже был фантастическим человеком; действительно мощные синглы - даже слишком мощные, если подумать. Особенно с барабанщиком Эйнсли Данбаром - это была действительно сильная команда.

 

Вы пришли из блюза, или, как Эрик, увлеклись им благодаря Чаку Берри?

 

Я никогда не увлекался Чаком Берри; мне больше нравится Бо Диддли. Когда вы говорите "Чак Берри", это отсылает меня к группе Yardbirds; их относили к категории R&B, но это были Чак и Бо. Они исполнили песню "Little Queenie", и это было не от мира сего. Но я был фанатом Rolling Stones и Beatles. Потом я познакомился с парой девушек, и они спросили: "Кто твоя любимая группа?", и я ответил: "Rolling Stones, а кто ваша?". Они ответили: "Yardbirds", и я переспросил: "Кто это? Yardbirds?" Я даже не мог это выговорить.

 

Они сказали: "Да, тебе стоит пойти и посмотреть на них; они играют в клубах Marquee и Crawdaddy; у них очень хороший басист". Я тогда играл на басу, так что я пошёл посмотреть на них, и они оказались правы.

 

Это был очень продвинутый басист; великолепный бас Epiphone Rivoli и 50-ваттный усилитель Marshall, и он звучал потрясающе". Пол Сэмвелл-Смит играл аккорды на басу, на трёх струнах сразу, и это звучало просто супер. В общем, я попал в небольшую группу под названием Muscrats и стал играть вещи Yardbirds.

Зачит по началу на вас произвёл впечатление не Клэптон?

 

Ну, я тогда не был соло-гитаристом, я играл на басу. В любом случае, он был на другом конце сцены, так что я не очень хорошо его слышал. Но всё было очень здорово, очень захватывающе. И я решил вернуться к соло-гитаре после того, как увидел Эрика Клэптона.

 

Я видел его с группой Bluesbreakers до того, как он решил запеть, и он полностью сосредоточился на своей гитаре - у него был Telecaster - и это было действительно впечатляюще. У него был Les Paul, его пальцы были великолепны. Это отняло у меня всё: день рождения, Рождество; я забыл обо всём, просто слушал это.

 

Вся музыка, которую вы когда-либо слышали, была смыта этой группой парней, которые позволили Эрику Клэптону взять слово. Я любил Лес Пола и Мэри Форд и был удивлён, что эта гитара подходит к такому стилю, но как только она появилась в нём, это было просто... ни с чем нельзя было сравнить. Этот парень знал, как сделать из неё что-то очень тяжёлое, я так думаю.

И вам пришлось пойти и купить её?

 

Я наткнулся на неё, когда искал что-то более мощное, чем моя Harmony Meteor. Я зашёл в магазин Selmer на Чаринг-Кросс Роуд и попробовал одну. Она стоила всего 110 фунтов стерлингов, звучала великолепно, и цвет был очень красивый. Но гриф был похож на ствол дерева - как будто ствол был распилен по центру, и его половину взяли для грифа гитары.

 

Он сильно отличался от грифа Эрика, который был тонким: очень скоростной. Я никогда не видел другой гитары с таким старомодным грифом. Но я почему-то не рассматривал Telecaster и не хотел Stratocaster.

 

Знаете, Les Paul Эрика сейчас продавался бы за пятьдесят миллионов. Он был особенным. А мой был забавным, старым, милым старичком. Если бы у меня снова была возможность, я бы не продал свою Harmony Meteor, я бы продолжал на ней играть, потому что её звук был таким восхитительным на прослушивании у Мейолла. Сейчас я играю на Fender Strat и Gibson Howard Roberts Fusion, но подумываю о приобретении Gretsch Roc Jet.

 

Значит, тот звук, который давал ваш Les Paul, вдохновил вас на "The Supernatural"?

 

Нет, Майк Вернон (продюсер) придумал идею "The Supernatural". Он сказал, что видел гитариста, который играл высокую ноту, выдерживал её, а потом гонял её по всему грифу. Но я сыграл это и определился с дальнейшим развитием темы.

После Bluesbreakers Джона Мейолла вы сразу же стали сочинять отличные поп-песни. Это получилось само собой?

 

Ну, меня заставили сочинять песни. На самом деле я не композитор. Джон Мейолл спросил меня: "Чем ты ещё занимаешься?". Думаю, ему понравилась моя гармония в песне "Coming On Top Of The Hill (A Hard Road)", так что я не совсем его подвёл. Но я никогда не был по-настоящему блюзовым, как те, кто живёт в Америке. Я мог только кое-как перебиваться своей любовью к американской музыке, к рок-н-роллу, и каким-то образом от этого перешёл к блюзу.

 

Хотя вы неразрывно связаны с блюзом, в вашей музыке всегда было нечто большее, чем просто 12 тактов.

 

Как бы я ни любил блюз, я всегда считал его формат довольно ограниченным. Многие песни, которые я сочинил в прошлом, например "Man Of The World", были далеки от какой-либо блюзовой структуры.

 

В наши дни я большой поклонник того, что называют этнической музыкой, и слушаю много арабской музыки, китайской - которая, вероятно, является моей любимой - наряду с греческой музыкой базуки и музыкой танца живота, на которые я хожу при любой возможности; всевозможные вещи. Я все еще слушаю блюз, но он стоит в одном ряду со всем остальным.

 

Убеждают ли вас современные слушатели исполнять все старые песни?

 

Ну, если честно, мы не знаем, что еще можно сделать. У нас не так много мелодий. Но я исполнял "Man Of The World" столько раз - вы даже не представляете, сколько раз, - и больше не хочу.

Вам по-прежнему нравятся Beatles?

 

"Я не думаю о них. Они больше не Джон Леннон, они никогда не были Ринго Старром, Джордж, над которым я всё ещё работаю, и Пол - единственный,  кто есть - Пол Маккартни.

 

А как насчет Би Би, Альберта и Фредди Кингов?

 

Благодаря им мне не нужно ходить на работу. Их стили были достаточно просты, чтобы я мог профессионально заниматься музыкой.

 

Когда вы были с Мейоллом, вы и Клэптон были в авангарде. В то время не было никого, кто мог бы играть быстрее вас...

 

Ну, на самом деле были, но это была фигня. То, что они играли, было дрочевом; это лучшая оценка, которую можно дать. Они просто играли на скорость, даже не задерживаясь на одной ноте достаточно долго, чтобы это не выглядело как скоростной прикол.

 

Я на самом деле не знал, что я делаю на гитаре. Мне очень повезло, что у меня получилось что-то хоть отдаленно хорошее. Я метался по ступенькам, так я это называл. Но "безопасные" ноты, понимаете? И я обнаружил, что всё ускользает от меня. Это было очень неловко.