GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Patrice Vigier

 

 

Не бояться быть другим

 

 

 

Guitarist, Декабрь 2012

Дэйв Бёрлак

Перевод с английского

 

 

 

На протяжении трёх десятилетий, Патрис Вижье производит исключительно хай-эндовые модернистские инструменты, которые пропитаны практичностью, а не винтажной одержимостью. Мы отправились во Францию, чтобы узнать, что заставляет его сердце биться.

 

Не так уж много элитных гитарных производителей, которые бы не распахивали свои двери перед любопытным носом журнала Guitarist. Только не Патрис Вижье. Несмотря на то, Что Вижье основал свою компанию ещё в апреле 1980 года, он всегда отказывал нам в нашей просьбе. Мы давно хотели посетить его, не только потому, что хотели увидеть Париж  (хотя его штаб-квартира находится в далёком пригороде, в Гриньи). Гитары Vigier просто великолепны. Недаром на них играют такие музыканты, как Рон Бамблфут Таль, Гатри Гован, покойный Шон Лейн, не считая других, хотя уже эти три имени говорят о многом.

"Мне было 22 года, когда я основал Vigier" – рассказывает Патрис – "Но я занимался ремонтом ещё с 20 лет. Через мои руки прошло много гитар, и я замечал, что в них было хорошо, а что не так. В процессе этой практики формировалось моё мировоззрение. Практика этих двух лет – это то, что заложило корни Vigier Guitars. И с тех пор оно никогда не менялось. Я думаю, что выбрал удачное направление, так что я придерживаюсь него. Единственная проблема в том, что люди консервативны, и придерживаются того, с чем они хорошо знакомы, принимая в штыки что-то другое".

 

Ах, да. Вижье всё делает по-своему, и довольно хорошо. С чего бы начать? Ну, например с безанкерного грифа 10/90, представляющего собой сэндвич из двух брусков клёна с зажатым между ними хребтом из карбонового волокна. Да, и Вижье предпочитает для производства гитар древесину, выращенную во Франции. Французскую ольху, например, для корпуса, французский клён – для грифа. Более того, для накладок грифа применяется композитный фенолвуд (материал из целлюлозы, пропитанной фенольной смолой, который гораздо стабильнее чёрного дерева, и очень твёрд). И, конечно же, не забудем про безладовые металлические накладки грифа, сперва из латунного, а затем из стального сплава. Вибрато Vigier вращается на игольчатых подшипниках. Ритейнеры – из обрезанных хвостиков от струн с бобышками. Нулевой лад на всех гитарах и басах. А верхний порожек не приклеен, и служит лишь направляющей для струн, так что его можно менять в соответствии с калибром струн. Гитары GV оборудованы бриджем оригинальной конструкции и звукоснимателями Amber немецкого производства. Но и это ещё не всё. Ещё в '80х Vigier применяли монолитные карбоновые грифы, сложную электронику с фильтрами, бустерами, и даже способностью сохранять настройки в пресеты, как на гитарах, так и на бас-гитарах. И, конечно же, необычайно красивые футуристические бодишейпы.

 

 

Ранние Эксперименты

 

Если сегодняшняя линейка инструментов Vigier: гитары Excalibur, GV, Expert и Marilyn, плюс басы Excess, Passion и обладает некоторыми необычными фишками, это ничто по сравнению с тем первым десятилетием. Однако, в 1991 году, Vigier выпустил серию Excalibur, довольно приятных на глаз даблкатов со слегка смещёнными контурами рогов, к которым позже присоединились бас-гитары Excess, которые пошли по той же протоптанной дорожке. Неудивительно, что рассуждения Vigier нашли свое отражение в этом более традиционном, и весьма успешном, повороте событий.

 

"Непривычный дизайн был ещё одной причиной отталкивающей музыкантов от гитар Vigier. Я сделал свой выбор: важно, чтобы музыканты играли на инструментах или, по крайней мере, хотели их попробовать. Если они это делают неохотно, потому что их пугает их форма, это вдвойне печально в отношении хорошего инструмента. Вот почему я перешёл на более традиционный дизайн".

 

Помимо бодишейпа, была и до сих пор есть, ещё одна причина, по которой музыканты неохотно принимали Vigier. Не в последнюю очередь, тот факт, что они  сделаны во Франции, а не в Калифорнии или Нэшвилле. "У всех нас есть предубеждение" – признаёт Вижье. "Если бы я производил шампанское, и при этом был американцем, это было бы намного сложнее, чем, если бы я был французом".

 

"Когда ты производишь электрогитары, это американская вещь, и я это понимаю, без проблем. Оттуда пришла рок-музыка, и, конечно же, из Великобритании. Но если ты представляешь себе французскую музыку, ну я не знаю, например аккордеон, то ты не представляешь, чтобы он звучал в рок-музыке. Быть французом и работать во Франции, определённо усложнило ситуацию. Помню, один человек сказал мне, например, что я никогда не продам французскую гитару в Великобритании. Я доказал, что это не так. Это не только Великобритания. Это весь мир, даже Франция! У всех представление, что гитара должна быть сделана в Америке. Но возьмите Мориса Дюпона [ещё одного известного на весь мир французского гитарного мастера]. Он известен своими цыганскими джазовыми гитарами, и они идеально вписываются в атмосферу Парижа".

 

"Но я сделал выбор остаться в родной стране, и надеюсь, что мы открыли людям глаза. Они покупают британскую, немецкую, испанскую или французскую гитару, просто потому что она им нравится".

Передовое мышление

 

"Мне не нравится прошлое, мне нравится будущее" - редкое заявление, которое можно услышать в нашем мире винтажных гитар.  Тем не мнение, заявление Вижье ясно прослеживается в его гитарах. Он не пытается выглядеть "не от мира сего" или экспериментатором. Хотя, ему удалось продать лишь одну безладовую гитару Surfretter за 17 лет, прежде чем их стал использовать Рон Таль, а затем и Гатри Гован. По большей части его проекты просто практичны.

 

"Я вижу проблему, и я должен её решить. Это как антабка [Латунный дюбель вкручен глубоко в корпус, а уже в него ввинчивается болт, фиксирующий антабку]. Почему? Потому что у нас был один хэви-металист, и он постоянно вырывал антабки с мясом. Так что, если я вижу проблему, я её решаю, и это не ради выпендрёжа. Это как наши тремоло. Я ненавижу, когда гитара расстраивается. Это как нулевой порожек. Не я его изобрёл, но я его использую, потому что он хорош. И я теперь его эмиссар, потому что никто другой их не использует. Первый раз, когда я его увидел, я сразу же понял, что это логично, с ним меньше трения, чем с обычным верхним порожком".

 

Именно решение проблем привело к созданию системы 10/90, используемой в грифах Vigier, впервые применённая на пятиструнных басах Arpege в 1988 году.

 

С  1984 года Вижье был одним из пионеров применения карбона. "Гитары с карбоновыми грифами отлично звучат, но карбон вызывает ассоциации с пластмассой" – говорит Вижье. "Поэтому я нашёл компромисс: 10% карбонового волокна на 90% древесины". Карбоновое усиление используется на множестве грифов многострунных басов. Paul Reed Smith использует безанкерные грифы, армированные карбоном, на своих хай-эндовых акустиках, но не на электрогитарах. "Каждый день у меня возникают мысли, что я могу ошибаться. Но я сравниваю. Я смотрю на традиционный гриф и вижу что хорошо, а что плохо. Для меня графитовый [армированный] гриф – лучше. Он очень стабильный. Я не говорю, что у нас не возникает проблем, но они минимальны. Если дерево склонно к изменению геометрии, этого не предотвратить, его всё равно поведёт. Но для нас это крайне редко. Процесс изготовления выходит дороже. Даже при элементарной шлифовки грифа, карбон образует очень мелкую пыль, которая проникает в клён. Это требует много работы. Чтобы сделать рельеф идеальным, мы должны быть очень аккуратны".

 

 

GV

 

Последний бодишейп Vigier – носит имя его покойного отца – Жоржа Вижье, который работал с Патрисом в компании с самого первого дня. Это синлкат (первый для Vigier), вдохновлённый Les Paul с двумя звукоснимателями и раздельным бриджем со стоптейлом. Но вместо того, чтобы сделать её традиционно из красного дерева со вклеенным грифом, GV – ольха с болчёным кленовым грифом (хотя в 2011 году Vigier выпустил лимитированную серию GV Mahogany).

 

"Либо вы витаете в мире снов и живёте иллюзиями, ибо делаете что-то основанное на фактах" – оправдывается он. "Я не создаю гитару, полагаясь на иллюзии или какой-то религиозный культ. Я смотрю на факты и слушаю факты. И факт в том, что вклеенный гриф на GV не увеличит сустейн ни на миллисекунду. Так что я не собираюсь делать этого. Это бесполезно. Красное дерево? Если вы проведёте слепой тест одного GV из красного дерева, а другого из ольхи, вы услышите две прекрасно звучащих гитары. Просто послушайте. Честно говоря, когда певец орёт в микрофон, или барабанщик сходит с ума на ударной установке…Ладно, проехали. Для меня есть вещи, которые для гитары гораздо важнее, чем порода дерева. Я не говорю, что это неважно, но для электрогитары это вторично. На акустике да, это совсем другое…"

 

GV воплощает в себе практически всю философию дизайна Vigier и опыт почти трёх десятилетий создания гитар. "Это будет развиваться" – говорит Патрис. "Это, наверно, лучшие гитары, которые мы когда-либо производили. Мы воплотили в них весь накопленный багаж знаний: лёгкая гитара, сбалансированная тембрально, с сустейном, интонацией. 20 лет назад я принял решение отказаться от радикальных форм, но продолжать продвигать технологии. Так что GV – это красивый бодишейп, но она не традиционная. Рон Таль ежедневно использует ее, выступая с Guns 'N Roses". Патрис захотел показать его новую подписуху, которая наверно будет уже реализовано к тому времени, когда вы прочтёте этот материал. Задумывается ли он, что окончательная отделка будет подгоняться гитаристом, под то, чтобы соответствовать своему  имиджу и эстетике группы. Вижье не против? В ответ он только пожимает плечами.

High Tech Distribution

 

В 1987 году Вижье открыл дистрибьюторскую сеть High Tech Distribution, для распространения ряда продуктов во Франции, а затем в Великобритании. Наряду с гитарами Vigier, компания продаёт струны Earnie Ball, гитары Music Man, звукосниматели DiMarzio и продукцию других брэндов. Вижье признаёт, что этот шаг, возможно, заставил его отвлечься от производства гитар, но очевидно, что это даёт компании доход, намного превышающий тот, который она получает от производства относительно небольшого числа инструментов, не более пятисот в год. Из 20 сотрудников штаб-квартиры Vigier шесть человек занимаются изготовлением гитар, а 14 человек заняты в сфере дистрибуции.

 

Неудивительно также, что большинство гитар Vigier оборудованы звукоснимателями DiMarzio. GV Metal поставляются с DiMarzio D Activator, но GV Wood (кроме версии с P-90) и GV Rock оборудованы хамбакерами Amber.

 

"Звукосниматели Amber производятся Вольфгангом Даммом в Германии. Он производит ограниченное число звукоснимателей. Я знаком с ним уже давно, и он часто просит меня попробовать его звукосниматели. Когда мы работали над GV, я попросил его прислать мне несколько сетов. У нас собралось около шестидесяти разных датчиков, и мы залепили их все изолентой, чтобы нельзя было внешне определить, где из них какой, пронумеровав сверху маркером. Так что я не знал, какую марку я тестирую. У меня было 2 гитары. Если мне нравился сет на одной, я сравнивал его со следующей парой на другой".

 

"Как я потом узнал, звукосниматели Amber оказались теми, что понравились мне от начала и до конца. В конце концов,  меня остались они и ещё один сет другого производителя. Но в итоге я остановился на Amber" Мы не могли удержаться, чтобы не спросить, что это была за другая марка. "Я не могу сказать вам! Нам постоянно говорят, что DiMarzio хороши для одного, Seymour Duncan для другого, а Bare Knuckle для третьего… Люди просто упрощают. Но когда вы серьёзно относитесь к тому, что делаете, вы должны игнорировать это и слушать ушами".

 

 

Современный подход

 

Вижье очень трепетно относится к большинству из своих технологий. Его лак является современным материалом, а не нитроцеллюлозой старой школы. "Есть ли у кого-нибудь настолько чувствительные уши, что он может слышать лак, когда это 0,00… процентов корпуса? Это пиздёжЪ! Конечно, это важно с точки зрения экстерьера, но я не люблю, когда корпус покрыт толстым полиэстером. Это выглядит дёшево и отдаёт цыганщиной. Мы используем очень тонкое покрытие, потому что это деревянный инструмент, и мне претит заливать его пластиком, как глазурью. Но, честно говоря, я мог бы изменить толщину лака, и мои гитары всё равно звучали бы точно так же. Я не вру. Покрывая гитары тонким слоем лака, мы показываем, как делать инструменты. Люди, которые у нас работают – настоящие профессионалы, и они думают лишь о качества".

 

Неужели Патрис Вижье гнёт пальцы на протяжении тридцати лет, опуская корифеев гитарной индустрии? "Нет, я не гну пальцы" – смеётся он. "Я очень уважаю всех остальных производителей. Делать гитару не так-то просто. Я счастлив, быть частью этого, и очень рад, что я всё ещё ей остаюсь".