GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

У сайта guitarblog.ru заканчивается сертификат безопасности (https). Вы можете оказать помощь, задонатив на продление сертификата, воспользовавшись формой в правом нижнем углу страницы

Nuno Bettencourt

 

 

На шестом небе

 

 

 

 

 

Маттиас Минер

Gitarre & Bass, июнь 2023

 

 

 

 

 

Спустя 15 лет после выхода своего последнего на сегодняшний день студийного альбома американская рок-группа Extreme выпустила новую работу с потрясающим гитаристом Нуно Беттенкортом. В соответствии с хронологией диск называется Six и в очередной раз демонстрирует 56-летнего мастера струн как выдающегося гитариста и глубокомысленного современного музыканта. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о его группе, о его участии в творчестве поп-звезды Рианны и о тёмной стороне карьеры, которая началась слишком рано.

Нуно Беттенкорт на гастролях с Рианной (Фото: Маттиас Минер)

 

 

 

Нуно, когда, как и где вы решили записать новый альбом Extreme?

Когда, как и где? Этот вопрос звучит так, словно речь идет о допросе в ФБР! (Смеётся). Ну, это был скорее длительный процесс, чем конкретное время. Нам уже не 21 год, мы не живем в одном доме, не спим на одном матрасе, не торчим в студии вместе 24 часа в сутки. Все живут где-то в разных местах, я - на Восточном побережье, остальные - на Западном. Тем не менее, происходит постоянный обмен мнениями, мы постоянно сочиняем, меняем или отбрасываем идеи.

В итоге наш новый альбом был готов ещё до начала ковидобесия, но мы намеренно задержали его выпуск, потому что не хотим выпускать саундтрек к пандемии, а хотим как следует отпраздновать новую пластинку. У нас был материал для трёх или четырех новых дисков, и всякий раз, когда я объявлял в интервью, что новая работа находится в процессе создания и скоро будет выпущена, никто не хотел мне верить. Но это было правдой. Многие другие группы выпускали свои альбомы раньше, потому что им нужно было гастролировать и зарабатывать деньги. Для них это был вопрос экономического выживания. Однако, к огорчению моих товарищей по группе, деньги меня никогда не интересовали.

Когда бы я ни выпускал сингл или альбом, он должен иметь для меня существенное значение, лирическое, мелодическое и гитарное. Это должно быть как в 14 лет. Если ты не увлечён тем, что делаешь, и не хочешь поделиться этим со своими друзьями, то тебе нечем поделиться с миром. Во всяком случае, я так это понимаю. Именно поэтому мне потребовался весь 2017 год, чтобы осознать первые по-настоящему сильные номера и почувствовать: "Теперь происходит что-то действительно интересное!" Для меня альбом - это как строительство. Нужен прочный фундамент, нужны три-четыре песни, которые задают направление. Остальное следует как бы само собой.

Фото: Джесси Лирола

 

 

 

О каких трёх-четырех номерах, заложивших основу новой пластинки, идёт речь?

Возможно, кто-то удивится, но мы говорим о "Rise", "#Rebel", "Save Me" и "The Mask", более тяжёлых номерах. Они задают направление. В то же время Extreme всегда отличался от других групп, например, такими песнями, как "More Than Words" или теперь "Beautiful Girls". В плане звучания мы не похожи на Queen, но у нас та же философия: нам всё равно, что думают люди. Если основа правильная, то всё остальное разрешено, даже произведения, написанные на фортепиано или на акустической гитаре".

"Rise" - это открывашка нового альбома, но на это место было четыре или пять других кандидатов. То же самое касается и "#Rebel", а для "Beautiful Girls" было ещё четыре-пять акустических номеров на выбор. Вопрос всегда стоял так: какие композиции лучше? Если у нас есть ощущение, что мы вообще не хотим пропустить какую-то песню, она остается на альбоме.

 

Какое оборудование Вы использовали для записи альбома "Six"?

Мне жаль, что уже несколько десятилетий приходится давать один и тот же скучный ответ: Это по-прежнему мой Washburn N4, а в последнее время - Washburn Nele, версия Telecaster, которую я использовал на двух или трех песнях. Я добавил свой Boss GT-8, в основном для эха и хоруса, и Marshall JCM 2000 DSL, который, я уверен, удивит многих.

Но я выбрал довольно необычную настройку эквалайзера, поэтому усилитель звучит не так, как обычно. Я ставлю высокие частоты на 1 или 2, презенс - на 2, средние - на 2 и бас - на 4 или 5. Я также играю на высокой громкости, потому что тогда усилитель звучит удивительно тепло и не так кашеобразно. Я играю громко, и он звучит громко, но не грубо. Я также использую педаль Rat с 14 или 15 лет, но не для дисторшна - эта функция почти полностью отключена - а с регулятором громкости между 9 и 3 часами, фильтр в среднем положении, так что низы звучат очень плотно и перкуссивно.

Незаменимый для Нуно Boss GT-8 (Фото: Маттиас Минер)

 

 

 

Удивительно, что Вы так долго оставались с этими инструментами без изменений.

Звук по-прежнему исходит от пальцев. На каком бы усилителе я ни играл, он всегда звучит как я. Вот почему я использую только несколько эффектов, почти никаких излишеств. Потому что боюсь, что иначе люди меня не узнают. Гитары и усилители, хорошие или плохие, всегда звучат как я и заявляют о себе в общем звучании.

Конечно, интересно играть на Les Paul или Stratocaster, но я остановился на своих гитарах Washburn, потому что они мне нравятся. У Брайана Мэя, Джеффа Бека или Джимми Пейджа тоже типичные, очень характерные гитары. Когда ты нашёл инструмент, который передаёт именно то, что ты хочешь выразить, очень трудно потом что-то изменить.

В какой степени Ваша игра на гитаре развилась или изменилась с момента основания Extreme?

Я могу отметить лишь несколько изменений. Поэтому я всегда выбираю сравнение с Queen или Led Zeppelin: эти группы тоже делали что-то своё. Про наш новый сингл "Rise" говорят, что это современный рок. Хорошо!? Но что такое современный? И что такое трехлетняя давность? Мы, музыканты, живем в пузыре. Конечно, я слушаю другую музыку и люблю другие группы. Но все происходит в тот момент, когда что-то создается.

Pornograffitti, а также III Sides To Every Story были моментальными фото, эмоциональными, психологическими, физическими. Возьмите "Get The Funk Out": люди говорили, что мы не вписываемся в то время, потому что используем духовые. III Sides Of Every Story вышел во время расцвета Nirvana. Люди снова говорили: "Что вы делаете, ребята?". Когда вышел альбом Waiting For The Punchline, все говорили: "Довольно мрачно для Extreme, довольно депрессивная музыка".

Сейчас с альбомом "Six" всё очень похоже: вы уже можете прослушать всю пластинку, в то время как люди пока знают только "Rise" и, возможно, думают, что он идеально вписывается в это время. Но начиная с "Banshee", вы думаете о типичном альбоме Extreme, девиз: ожидайте неожиданного!

Основная гитара Нуно в Extreme: Washburn N4, а также хорошая альтернатива: N7 натурального цвета с флойдом и топлоком. (Фото: Маттиас Минер)

 

 

 

Эта способность пригодилась Вам и тогда, когда Вы играли в концертной группе поп-звезды Рианны, не так ли? Именно благодаря Вам концерты превратились в рок-шоу. Научились ли Вы чему-нибудь на этих выступлениях?

Несомненно! Всегда чему-то учишься. Концерты Рианны не были поп-концертами в истинном смысле этого слова. Группа состоит из потрясающих музыкантов, которые лучше, чем в большинстве рок-групп. Барабанщик раньше работал со Стиви Уандером, он потрясающий парень. Именно поэтому я пригласил вас тогда на наш концерт в Антверпене, чтобы удивить вас. Люди спрашивали: что Нуно делает с Рианной? Но я отвечаю: есть всего несколько гитаристов, которые могут охватить весь диапазон - от регги до поп-музыки и клубных вещей. Не говоря уже о прекрасных пауэр-балладах и акустических номерах. Можете мне поверить, у меня были заняты руки. Всё, чему я научился за свою жизнь, было идеальной подготовкой к этой работе.

Возможно ли услышать некоторые вещи, которым Вы научились у Рианны, на альбоме Six?

Безусловно! Не думаю, что я играю что-то, что сыграли бы другие гитаристы, просто те партии, которые пришли мне в голову. Когда я вчера возвращался домой, то услышал по радио песню Бритни Спирс "Hit Me Baby One More Time". Конечно, я мог бы проигнорировать эту песню, но я представил себе, как этот номер будет звучать с Extreme в студии. Наверняка вы не смогли бы сказать, что это песня Бритни Спирс.

На меня влияет все: радио, телевидение, кино, все эти влияния накапливаются во мне. Но потом, когда мы играем, это приобретает нашу собственную ДНК, даже если в промежутках я использую звук, похожий на Брайана Мэя. Недавно Брайан написал мне: "Слышал твою новую песню. Твоё соло просто фантастическое, но я не вижу связи, когда ты говоришь, что на тебя повлиял я". Может быть, может быть, эта партия была вдохновлена классическим произведением. В этом, в конце концов, и заключается красота музыки, а не в том, чтобы сказать: "Я рокер, я слушаю только Led Zeppelin". Почему Джимми Пейдж использовал скрипичный смычок? Почему Джимми Пейдж использовал скрипичный смычок, почему он выстраивал свои гитарные гармонии определённым образом? Просто есть не только рок-н-ролл.

Недавно меня пригласили в Steve Vai Camp, и я стал каждый день обучать кучу студентов. Один из них сказал мне: "Не поймите меня неправильно, вы великий музыкант, но я ненавижу духовые в Extreme!" Я ответил: "Я могу это понять, потому что ты любишь Metallica, тебе нравятся более тяжёлые группы. Так что если ты спросишь меня, почему мы испортили наши тяжёлые песни духовыми, то этот вопрос будет для меня комплиментом". Кто-то другой мог бы обидеться, но я говорю "спасибо", потому что студент косвенно признаёт, что мы отличаемся от Metallica. Это важный момент! Я объяснил ему, что это хорошо, что он признал это отличие. Я сказал ему: "Тебе, наверное, из идолопоклонства понравилось, когда Metallica работала с оркестром?" (Смеётся.) Речь идет о развитии, зрелости. Я большой поклонник Beatles, но мне тоже не все их песни нравятся. Вы также учитесь на том, что вам не нравится.

Если Extreme никогда не вписывался в рамки, почему Вы ушли из группы в 1996 году?

Потому что я был глуп. Я был молод и неопытен. Когда молодая группа находится в репетиционном зале, у тебя большие мечты. Твои друзья должны работать на обычной работе, а я спал в репетиционном зале и просто хотел заниматься музыкой. Я был голоден, спал на коробках без подушек, но мне было всё равно. Потом мы получили контракт на запись альбома, и всё в корне изменилось. Потому что никто из нас не был морально готов к тому, что должно было произойти. Когда ты 19/20-летний выпускник средней школы, ты ничего не знаешь о контрактах, бюджетах. Вы нанимаете людей, которым доверяете, чтобы они честно обо всем позаботились. До этого момента ты был только в репетиционном зале и не продал ни одной пластинки.

И вдруг вы оказываетесь в дороге в гастрольном автобусе. Тебе это нравится, ты проводишь со своей группой 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Да, я люблю своих товарищей по группе, они мне как братья, но только не 24 часа в сутки. Внезапно у тебя появляется куча работы, встречи с прессой и так далее. Тебе это нравится, но это повторяется изо дня в день. В какой-то момент настроение меняется, и ты думаешь: вообще-то я хотел заниматься музыкой, а не работой, но теперь это занятие превратилось в работу. Внезапно на тебя ложится огромная ответственность. Окружающие постоянно говорят тебе: "Сделай это, сделай то!" Встречи, интервью на радио, продвижение альбома, что означает не просто говорить о нем, а продвигать его. Так продолжается годами, и постепенно многое теряется. И вдруг самое лучшее, что может случиться с музыкантом, превращается в самое худшее: ты продаешь много пластинок, у тебя сингл номер один, твоя мечта сбывается.

Так зачем же быть недовольным? Откуда вдруг берётся депрессия? Вы сами этого не понимаете. Но ведь никто не говорил вам, что так будет. Никто не предупредил. В школе не было уроков, которые бы тебя к этому подготовили. Теперь все хотят поговорить с Нуно, все хотят чего-то от тебя. Нет больше репетиционной комнаты, нет больше стремления стать лучшим гитаристом на свете. Успех только призывает менеджеров к действию, и они требуют: "Сейчас! Не упусти свой шанс! Не отпугивайте своих поклонников!"

Вместо запланированного трёхмесячного тура вы вдруг оказываетесь в дороге на полтора года, переезжая с одного континента на другой. И что происходит за это время? Ты теряешь свою девушку, ты больше не видишь свою семью. Я не хочу вызывать здесь жалость, типа: "Бедная богатая рок-звезда!" Я просто хочу объяснить, почему я ушёл из Extreme. Фанат видит нас только на сцене, максимум раз в год. После шоу он идёт домой, трахает свою девушку и на следующий день возвращается на работу. Но для тебя все по-другому. Ты - лидер группы, ты не можешь уйти домой.

Оглядываясь назад, могу сказать, что в то время мне не хватало руководства. Вместо этого вокруг нас были только люди, которые хотели заработать на нас деньги. Но мы делали это не ради денег, мы просто хотели быть на сцене. Конечно, три горячих обеда в день - это неплохо! Хорошая новая машина - это неплохо! Но проблема была в том, что мы потеряли баланс. А без правильного баланса всё идет кувырком: Браки, финансы, политика, планета Земля. У нас всегда было "Вперёд! Вперёд! Давай! Вперёд!" И так на протяжении многих лет. Люди говорили нам: "Вы всегда хотели быть рок-звездами! Это и есть жизнь рок-звезды!"

Его серый N4 и другой цвет, другой строй: белый N4 (Фото: Маттиас Минер)

 

 

 

Так было со многими успешными музыкантами в те годы!

Где-то в 1995 или 1996 году мы играли на огромном фестивале с Nirvana, Soundgarden, Шерил Кроу, с Родом Стюартом, Пейджем/Плантом, Smashing Pumpkins и другими. Так что мы были частью чего-то действительно грандиозного. Я помню, как увидел человека, который сидел в грязи за кулисами на парковке и барабанил палкой по земле. Это был басист то ли Soundgarden, то ли Pearl Jam, точно не помню. Я подошёл к нему и спросил: "Эй, что случилось?". Он ответил: "Меня всё достало!".

Через несколько минут он должен был выступать перед 70 000 зрителей, делить сцену с известными людьми, встречаться со своими кумирами. Но он просто хотел уйти. Я не мог его понять, я сказал: "Смотри, там большие ворота, за ними ряды такси. Почему бы тебе не пойти домой?" Как можно чувствовать себя запертым в своем привилегированном положении только потому, что ты не можешь поехать домой? Несколько лет спустя мы выступали с Перри Фарреллом и его Satellite Party, и я снова встретил этих ребят. Я спросил: "Как долго вы гастролируете?". Ответ был: "Две недели!" Я: "Когда вы собираетесь домой?" Они: "Завтра!" Потом они объяснили мне, что больше не делают таких бычьих туров. Две недели на гастролях, две недели дома - вот что я называю здоровым балансом!

 

Nele - последняя совместная работа Нуно Беттенкорта и Washburn.