GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Nikky Sixx

 

Когда Сикс встретил 5*

 

Никки Сикс рассказывает о том, как происходила эпопея с Mötley Crüe - и как в неё попал Джон Файв

 

*Игра слов: Сикс по английски звучит как 6, а 5 как Файв – прим переводчика

 

 

 

 

 

 

Guitar World, октябрь 2023

Джо Боссо, фото – Росс Халфин

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

Когда было подтверждено, что басист Mötley Crüe Никки Сикс примет участие в материале для обложки этого номера (он согласился ответить на присланные на его имейло вопросы), он попросил сосредоточиться на том, "что происходит сейчас: гастроли, музыка, и ничего о Мике Марсе". В то время это внешне не показалось нам странным или значительным (возможно, немного рок-звёздная причуда), и ничто не указывало на то, что вокруг ухода Марса с поcта гастролирующего участника Mötley Crüe разворачивается какая-то драма, юридическая или иная.

 

Спустя некоторое время появились новости об иске Марса против группы, и стало понятно, почему Сикс предпочёл обойти стороной этого "слона в посудной лавке". Поскольку мы тщательно избегали задавать басисту даже самые расплывчатые вопросы о Марсе, мы были более чем удивлены, когда он назвал гитариста по имени и рассказал о своих личных переживаниях.

Когда и как Джон Файв попал в поле вашего зрения? Когда вы узнали о нём?

 

Я слышал о Джоне за несколько лет до того, как встретил его. Потом мы познакомились и сразу стали друзьями. Мы тусовались вместе, и всё время что-то всплывало. Помню, мы с Десмондом Чайлдом работали над песней Мит Лоуфа и Джон предложил поработать над ней вместе с нами. Я ответил: "Это здорово". С годами мы скорешились, я стал сочинять песни вместе, и мы написали "Lies of the Beautiful People", которая стала песней номер один для Sixx: AM. Мы были друзьями, музыкантами, просто сидели на заднем дворике и играли на гитаре, болтали про "Hee-Haw" и семидесятые. Он стал действительно хорошим другом, соратником - а теперь он и в группе.

 

Что в его игре вас поразило? Чем он отличался от своих современников?

 

Джон умеет играть так технично, и в то же время в его игре столько эмоций. Очевидно, что он может играть в любом стиле и даже сочетать их между собой. С Джоном удивительно сотрудничать: ты спрашиваешь: "А ты мог бы сделать это...?" А он: "Да". "Эй, ты не мог бы сделать то...?" "Вот так?" С ним здорово и интересно общаться - будь то его игра на гитаре, как композитора, а теперь и на сцене. Это буквально как если бы у тебя был младший брат. Это такое приятное чувство.

 

Мы и представить себе не могли, что Мик не сможет гастролировать и будет вынужден уйти из группы. В середине - даже не в середине - огромного тура мы должны были спросить себя: "Хотим ли мы подвести фанатов?

 

Хотим ли мы подвести Live Nation? Хотим ли мы подвести Def Leppard? Хотим ли мы подвести самих себя, потому что оригинальный участник нашей группы больше не может гастролировать?" Мы должны были глубоко, глубоко проанализировать, что мы собираемся делать. [Что же касается] Джона, то, зная всех участников группы, и я, имея с ним творческие и дружеские отношения, и даже находясь с ним в студии, где он записывал материал вместе с группой для фильма "Грязь" [байопик о группе Mötley Crüe - прим. переводчика], мы почувствовали, что в сложившейся ужасной ситуации не было ничего страшного - мы не спрашивали и не искали. А потом это стало просто очевидно. Если и был "тот парень", то это был Джон. Как я уже сказал, мы этого не ждали, но раз уж нам пришлось оказаться в такой ситуации, мы очень довольны тем, что происходит сейчас.

 

Вы когда-нибудь думали: "Если бы нам нужен был кто-то, то Джон Файв был бы тем самым парнем"?

 

Нет, мы никогда не заморачивались на этот счёт - никогда не говорили: "Никки не в группе. Кого мы возьмём?". Я имею в виду, Никки в группе. Томми в группе. Мик в группе. Винс в группе. Именно Мик, сказав: "Я не могу быть в группе", заставил нас принять решение - которого мы, кстати, не ожидали.

Расскажите мне о том, как в группе обсуждали, кого взять в состав. Вы всегда считали Джона главным кандидатом? Вы сказали, что он "отвечает всем требованиям".

 

Я поговорил с Томми и Винсом и сказал: "Мы оказались в такой ситуации. Как вы думаете, что нам делать?". Мы немного поговорили об этом, и тут всплыло имя Джона. Мы все сказали: "Ну, если он свободен". Это было бы идеальным решением, не только как друг, но и как человек, как музыкант - конечно, прежде всего как музыкант Я позвонил Джону и сказал: "Ладно, это будет немного странно..." А поскольку мы общаемся почти каждый день, он ответил: "Что может быть более странным, чем твои приколы?" [Смеётся] Я говорю: "Ну, это будет лучше всех наших шуток". Наступила тишина, и он сказал: "Сочту за честь". Мы такие: "Ладно, начинаем". Знаете, мы думали: "Это серьёзные перемены для нас". Я помню, как мы шли на репетицию, и это было ощущение, ну, бесшовности, если это можно так сказать. Это не имеет никакого отношения к чему-либо, кроме того, что Джон был так подготовлен.

 

На первой же репетиции я спросил ребят: "Что вы хотите исполнить?". Винс или кто-то ещё предложил: "Давайте попробуем сыграть какую-нибудь песню". Мы сказали: "Давайте просто исполним первую песню из сета", которой на данный момент является "Wild Side". Мы сыграли "Wild Side" - она перешла в "Shout at the Devil". Мы закончили "Wild Side" и вроде как притёрлись, а потом началась эта чехарда из звуков с ремейка "Shout at the Devil" '97-го года - фидбека и свеллов. Джон начал исполнять свеллы. Я посмотрел на Томми, и заиграл "Shout at the Devil". Мы закончили её и даже ничего не сказали, а сразу перешли к "Too Fast for Love". Мы отыграли всю программу - без перерыва. И мы такие: "Ну, думаю, репетиция группы окончена". Мы начали хохотать.

 

Его личность, его профессионализм, его чувство авантюризма как гитариста, его понимание того, что так важно во многих соло, которые играл Мик; его желание чтить это, не желая делать что-то другое во время "Home Sweet Home"; желание придерживаться того, что фанаты ожидают и хотят услышать, и на чём выросли... это был просто замечательный опыт.

 

У Томми и Винса были какие-то другие кандидатуры на примете?

 

Нет, мы поговорили о Джоне, и на этом всё закончилось. Я имею в виду, что мы как бы были уверены. Потому что они тоже его знали. Это не было что-то вроде: "Мы в дерьмовой ситуации. Давайте просто возьмем гитариста, а потом возьмём... другого гитариста, а потом возьмём ещё одного гитариста". Мы искали кого-то, кто хотел бы быть здесь с нами постоянно.

Что касается той первой репетиции, что бы вы сделали, если бы по какой-либо странной причине у Джона и группы не сложилось?

 

[Долгая пауза] Мы бы облажались, я так думаю.

 

Как много музыкальной свободы вы предоставляете Джону?

 

В рамках структуры песен важно, чтобы Джон исполнял то, что люди привыкли слушать, соляки, и сохранял аутентичность песен. За пределами этого - полная свобода. Если он хочет исполнить гитарное соло или добавить реплику в конце песни, то в этот момент он полностью свободен.

 

Очевидно, что эти песни группа играла тысячи раз. Но в каких-то мелочах вы заметили, что кто-то вносит какие-то музыкальные коррективы, чтобы подстроиться под игру Джона?

 

Я думаю, что в целом группа - бас, барабаны и гитара - в своей основе это рок-группа. Но когда ты играешь с другим музыкантом, всё немного меняется. Так, например, я обнаружил, что, играя в Brides of Destruction или "Sixx: AM"... Думаю, мы стали лучше понимать, что Джон играет песни, а мы слышим Джона и нас... и это как "О, вау, это звучит правильно. Звучит плотно. Звучит точно в цель". И это заряжает энергией. Чувствуется позитив.

 

 

 

 

Bonus

 

 

If Sixx was 9*

 

Гитароцентричный ретроспективный взгляд на девять студийных альбомов Mötley Crüe

 

*Игра слов, отсылающая к творчеству Джими Хендрикса

 

 

 

Эндрю Дэйли

Guitar World, октябрь 2023

перевод с английского

 

 

 

Легко воспринимать Mötley Crüe как нечто само собой разумеющееся. Но если отвлечься от недавней драмы вокруг группы и вместо этого сосредоточиться на музыке, которую они создали за последние 40 с лишним лет, нам наверняка напомнят, что их влияние на рок и метал неоспоримо. Поэтому, чтобы вернуть внимание к музыке, которую мы все знаем и любим, мы представляем вам путеводитель по всем девяти студийным альбомам Mötley Crüe.

 

 

Too Fast for Love (1981)

 

Если вы не выросли на этом альбоме, или если у вас есть отвращение к кожаным шмоткам, значение дебютного альбома Mötley Crüe может быть для вас непонятным. Конечно, он немного дикий и очень грязный, но факт остаётся фактом: Mötley Crüe изменили направление игры, выпустив Too Fast for Love. Не забывайте, что эта пластинка вышла ещё до того, как хаер-метал вошёл в моду. Так что в ретроспективе такая вещь, как "Live Wire", с её тяжёлыми риффами и неистовым соло, была совершенно необычной. А кто может забыть такие потрясающие песни, как "Piece of Your Action" и "Too Fast for Love", которые практически закрепили за Mötley Crüe статус королей Сансет-Стрип?

Shout at the Devil (1983)

 

После такого дебюта, как Too Fast for Love, было нелегко. Но они продолжили с Shout at the Devil, который считается одним из лучших альбомов группы. Некоторые группы посмотрели бы на сырую природу такого альбома, как Too Fast for Love, и сочли бы это недостатком. Но только не Mötley Crüe. Напротив, группа как бы оттолкнулась от этого звучания, ещё больше убедившись в том, что с хаер-металом не стоит шутить. Конечно, такие песни, как "Shout at the Devil", с мощными пауэр-аккордами, затянутыми в эхо-эффекты, только способствовали этому. Так же, как и не менее абразивная и разрывающая уши "Looks That Kill".

Theatre of Pain (1985)

 

Что бы вы ни говорили о группе Mötley Crüe по поводу их нерегулярного творчества в последнее время, но если вернуться к восьмидесятым, то они были просто плодовиты. И это хорошо, учитывая растущий успех каждого последующего релиза. Хотите доказательств? Вспомните Theatre of Pain, образец жанра, который вырвался на свободу, взлетел вверх по чартам Billboard и приземлился на шестой строчке.

 

И, кстати, альбом стал четырежды платиновым. Не так уж и плохо, а? Theatre of Pain также продемонстрировал сдвиг в сторону более коммерческого звучания, о чём свидетельствуют такие песни, как квинтэссенция пауэр-баллады "Home Sweet Home", в которой Мик Марс исполнил одно из лучших и самых блюзовых соло. А в кавер-версии песни Brownsville Station "Smokin' in the Boys Room" Марс властвует над композицией, как и подобает боссу со Стратом.

Girls, Girls, Girls (1987)


О Girls, Girls, Girls уже давно говорят, что это "блюз-роковый альбом" Mötley Crüe. И хотя это спорно, но не факт, что Girls, Girls, Girls смог найти способ улучшить своего предшественника, поднявшись на второе место в чартах Billboard. Он мог бы стать номером один, если бы Уитни Хьюстон не помешала усилиям Mötley Crüe своей собственной классикой восьмидесятых, Whitney. В любом случае, мы полагаем, что здесь можно найти блюзовые элементы, ведь Марс не раз давал понять, что восхищается этими исполнителями. Но не ошибитесь - Girls, Girls, Girls и его хитовый сингл "Wild Side" - это не что иное, как выверенный до мелочей фуршет хаер-метала, которым Марс наслаждается, используя одни из самых запоминающихся и лучших гитарных партий, которые вы только можете услышать в этом жанре.

Dr. Feelgood (1989)

 

Считающийся последним альбомом Mötley Crüe "классической эпохи", Dr. Feelgood также является одним из лучших альбомов Mötley с точки зрения гитары. Из 11 композиций Dr. Feelgood Марс участвовал в сочинении восьми песен. И с этой плодовитостью он создал множество великолепных риффов и невероятно сексуальных соло. Мы все знаем и любим заводную открывашку "Kickstart My Heart", а также буги в духе старого доброго времени в таких песнях, как "Rattlesnake Shake" и "Same 'Ol Situation (S.O.S.)". И, конечно же, заглавная песня содержит рифф и соло, которые могли быть найдены только на глэм-метал альбоме. Так что есть все основания утверждать, что Dr. Feelgood - это лучший час Mötley Crüe. Но это горькая сладость, поскольку вскоре после этого Винс Нил покинет группу.

Mötley Crüe (1994)

 

Когда в '92-м году Mötley Crüe пришли в студию, чтобы поработать над продолжением "Dr.Feelgood", всё вроде бы было хорошо. Но вскоре Сикс, Ли и Марс рассорились с Нилом, что привело к его увольнению или уходу из группы. Конечно, им нужен был вокалист, но приглашение Джона Кораби, совсем не похожего на Нила, было неожиданным. Неожиданностью стало и то, что Mötley Crüe решили выпустить свою версию гранж-альбома. Но, опять же, если бы у бабушки... Тем не менее, несмотря на то, что альбом Mötley Crüe является изгоем среди остальной дискографии, он по-прежнему остаётся высокой планкой. Кораби уже долгое время считался отличным риффмейкером и ритм-гитаристом, и его присутствие словно заново открыло Марса. Благодаря этому, а также обновлённому подходу, такие песни, как "Misunderstood", запоминаются так же хорошо, как и их удачное название.

Generation Swine (1998)

 

Воссоединение с Винсом Нилом было неизбежно. Mötley Crüe (и их поклонники) просто не были согласны с тем, что Кораби играет альтернативный-метал. И результатом этого воссоединения стал альбом 1998 года Generation Swine, он же "альбом воссоединения" Mötley Crüe. Интересно, что, несмотря на то, что Нил вернулся в состав, некоторое влияние Кораби сохранилось. И, несомненно, дух альтернативного метала по-прежнему присутствует на альбоме. Но хотя такие песни, как "Afraid" и "Beauty", наполнены прекрасными риффами и соло, нельзя отрицать, что чего-то не хватает. И это подтверждается недавним откровением Марса в вызывающе откровенном интервью Rolling Stone о том, что он был "вытеснен из процесса принятия решений" для Generation Swine.

 

Он продолжил: "Я не думаю, что осталась хоть одна нота, которую я сыграл. Они не хотели, чтобы моя гитара звучала как гитара, в принципе. Они хотели, чтобы она звучала как синтезатор. Я чувствовал себя таким бесполезным. Я исполнял партию, они стирали её, и кто-то другой приходил и играл".

New Tattoo (2000)

 

Интересно, что Mötley Crüe назвали эту пластинку "Новая татуха", хотя на ней присутствуют старые темы. Но мы полагаем, что так и было задумано! Для этого альбома Mötley Crüe отказались от мрачного, угрюмого духа альтернативного метала в пользу риффов, соло и атмосферы, напоминающей о расцвете восьмидесятых. О, и, кстати, Томми Ли здесь не найти, поскольку он взял и покинул группу сразу после того, как они помирились с Винсом Нилом. Упс.

 

Что касается гитары, то кто бы ни исполнял её обязанности, она отличается гипертрофированным подходом, который кричит: "Мы любим восьмидесятые!" в таких песнях, как "Hell on High Heels" и "New Tattoo". Но если верить Марсу, это был не он. В ранее упомянутых вопросах и ответах Rolling Stone Марс говорит, что "не участвовал в создании этих песен, так как меня не приглашали", и добавляет: "Кажется, я сделал один ликбез по этому альбому". Но если вы спросите Сикса, то его версия такова: "Мик играл на соло-гитаре, ритм-гитаре и любой другой гитаре, которая звучит на этой пластинке".

Saints of Los Angeles (2008)

 

Годы, потраченные на выпуск Saints of Los Angeles, стоили того, ведь Mötley Crüe создали свой самый звучащий "по-мотливски" альбом с 1989 года. После нескольких лет перерыва вновь воссоединившиеся Сикс, Ли, Нил и Марс сделали то, что, вероятно, следует считать самым настоящим духовным продолжением "Dr. Feelgood". Это не значит, что Saints of Los Angeles так же "хорош", как Dr. Feelgood. Но нельзя отрицать, что заглавная композиция, а также "Face Down in the Dirt" и "This Ain't a Love Song", чертовски хорошо пробуждают призраков. И это во многом благодаря способности Марса умело сочетать мощные хуки и запоминающиеся риффы с фирменным бандитским вокалом Mötley Crüe и мрачными образами. Но стоит отметить, что ему помог бывший участник Guns N' Roses Ди Джей  Эшба. По слухам, Марс вроде как согласился с утверждением Сикса, что "Мик с трудом играл свои партии, так что здесь смесь Ди Джей и Мика, и мы всегда ставили Мика в центр внимания, если, конечно, он не мог играть свои партии или помнить свои партии".

 

Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.