Недостающее звено
Как поиски в интернете привели меня к давно потерянному первому прототипу Steinberger - возможно, самому революционному басу за последние 40 лет.
Дон Гринвальд
Premier Guitar, Январь 2011
Перевод с английского
Я являюсь заядлым коллекционером Steinberger уже много лет, поэтому я всегда нахожусь в поиске редких и необычных вариантов безголовых графитово-углепластиковых басов и гитар, которые Нед Стайнбергер представил в 1979 году и которые впоследствии получили известность в руках таких музыкантов, как Гедди Ли из Rush и Эдвард Ван Хален.
На этом снимке вы можете увидеть две антабки ремешка и хромированную фурнитуру первого прототипа.
Нед сам не является музыкантом, но он заинтересовался конструированием инструментов благодаря известному производителю басов Стюарту Спектору. Они начали сотрудничество, и этот опыт пробудил в Неде интерес к басам. Поскольку Нед не был музыкантом, у него не было опыта или предвзятых представлений о том, как должен выглядеть или работать бас. Возможно, этот подход с чистого листа в значительной степени стал причиной раннего успеха Неда - так же, как и успеха Лео Фендера в '50-е и '60-е годы. При внесении изменений в конструкцию Лео полагался в первую очередь на отзывы покупателей. Учитывая эти яркие примеры (и множество других), можно утверждать, что, не будучи музыкантом, можно получить много преимуществ для яркого, новаторского конструктивного решения - вместо того, чтобы смотреть на вещи так, как они были или "должны" быть сделаны, конструктор может замечать проблемы и искать решения, которым не мешают традиции.
Steinberger Sound был относительно небольшим производителем, первоначально расположенным в Ньюберге, штат Нью-Йорк. С 1976 по 1991 год я владел гитарным магазином в 20 милях от него, в Покипси, и был авторизованным дилером Steinberger в '80-е и '90-е годы (сейчас я работаю на Headless USA, продавца винтажных Steinberger). Поскольку я жил так близко к оригинальной мастерской, я часто посещал её - иногда для того, чтобы познакомить артиста с Недом, а иногда для того, чтобы привести клиента для заказа кастомового инструмента.
За годы моей охоты за инструментами Steinberger я обнаружил, что они делают много инструментов на заказ и в единственном экземпляре - этот факт является обоюдоострым мечом для коллекционера. Это делает увлекательным поиск редкого и необычного инструмента, но также и превращает приобретение такого инструмента в довольно дорогое удовольствие.
Несколько лет назад мне посчастливилось найти и приобрести один из самых ранних серийных басов Steinberger - самый ранний из тех, что я встречал до этого момента. Большинство деталей соответствовало серийной версии оригинального баса L2, но было и несколько особенностей, характерных для прототипа, например, отсутствие серийного номера и крышки отсека для 9-вольтовой батарейки. По всей видимости, это был один из первых полудюжины или около того басов, которые были разосланы некоторым выдающимся мировым музыкантам. Я слышал, что такие басы, как этот, были предоставлены таким легендарным басистам, как бог фьюжна Джако Пасториус, Билл Уайман из Rolling Stones, сессионный ас Лиланд Склар и Энди Вэст из группы Dixie Dregs.
До того, как автор обнаружил первый прототип Steinberger с композитной конструкцией (который он ласково называет "утконосом" или "недостающим звеном"), он никогда не сталкивался с басами Steinberger, которые были бы старше этого L2 раннего производства.
Уникальные особенности этой ранней версии L2 включают большие рельефные логотипы EMG на крышках звукоснимателей, а также хорошо заметные шестигранные болты, крепящие крышку топа.
В течение многих лет до меня доходили слухи о пропавшем прототипе баса Steinberger. Мне попалась фотография причудливо выглядящего баса, который, казалось, имел композитный гриф, но также, похоже, имел как бы "голову" только со стороны корпуса. Я слышал историю о том, что этот бас был самой первой попыткой Неда создать бас из композитных материалов, но неподтверждённые слухи, ходившие в комьюнити Steinberger, говорили, что он был потерян или украден в то время, и что с тех пор его больше не видели. Это означало, что он пропал без вести почти на 35 лет! Эта история напомнила мне рассказы о неуловимой гитаре Gibson Moderne, подтверждённый образец которой так и не был найден (пока).
Теперь, когда у меня есть бизнес, связанный с моей любовью ко всей продукции Steinberger, многие клиенты обращаются ко мне напрямую, когда у них есть гитара или бас Steinberger, которые они хотят продать. Но я по-прежнему провожу много времени в интернете - обычно на eBay, Craigslist или многочисленных интернет-форумах, посвящённых гитарам и бас-гитарам.
Уникальными особенностями этого L2 раннего выпуска являются большие рельефные логотипы EMG на крышках звукоснимателей, а также заметные шестигранные болты, крепящие панель топа.
В начале августа 2011 года я наткнулся на объявление о продаже баса якобы Steinberger, который не был похож ни на один Steinberger, с которым я когда-либо сталкивался. На самом деле, продавец извинялся в объявлении за использование термина "Steinberger" в названии, потому что он не был до конца уверен, что это одна из разработок Неда. Он утверждал, что нашёл его на аукционе по продаже конфиската в Техасе. Он разместил много фотографий и описал его как очень необычный на вид, но утверждал, что он "отлично звучит". Я написал ему письмо и попросил связаться со мной, чтобы мы могли обсудить бас более подробно. После обсуждения в течение нескольких минут мы сошлись на очень разумной цене - чуть меньше $1000! Я заплатил ему через PayPal и попросил прислать мне трэкинг-номер, для отслеживания отправления, когда бас будет в пути.
Конечно, я был в полном восторге - я был уверен, что только что приобрёл редкий прототип Steinberger по очень низкой цене. Но по мере того, как проходили дни без ответа и номера отслеживания от продавца, я начал беспокоиться. На третий день я снова написал ему, чтобы узнать, что происходит. Через несколько часов он ответил и сказал, что рылся в Интернете и нашёл фотографию, которая убедила его, что это действительно очень редкий Steinberger. Он сказал мне, что не хочет выполнять свое первоначальное соглашение и вернёт мне деньги. Я, конечно, был очень расстроен - я упустил живого йети. Недостающее звено ускользнуло из моих рук и больше никогда не появится. Когда я спросил продавца, что он собирается делать, он ответил, что планирует выставить его на eBay за возмутительно астрономическую сумму.
Я позвонил своему другу Джеффу Бабицу, чтобы обсудить ситуацию, и мы решили, что я должен попытаться приобрести бас. К счастью, продавец провёл некоторое время на моем сайте, поэтому я обратился к нему с предложением. В двух словах я сказал: "Как вы видите, я коллекционер - один из немногих, кто тратит серьёзные деньги на такие инструменты". Я сделал ему очень щедрое предложение, и после небольших переговоров мы, наконец, договорились о цене. Учитывая то, что произошло ранее, я не был уверен, что сделка действительно состоялась, пока не получил трэкинг-номер на следующий день.
В день прибытия посылки я принёс запечатанную коробку в дизайн-студию Джеффа для презентации. Джефф медленно разворачивал слои пузырчатой плёнки, чтобы открыть невероятное зрелище. Поскольку он 10 лет проработал на оригинальной фабрике Steinberger, Джефф сразу узнал работу Неда и его стиль дизайна. Осмотрев инструмент, он не сомневался, что перед ним именно Steinberger. Так много деталей были похожи по концепции на более поздние басы L2, что это никак не могло быть чем-то другим. Самым очевидным признаком была карбон-графитовая конструкция корпуса и сквозного грифа. Но у баса также была фенольная накладка грифа, которая использовалась на более поздних инструментах Steinberger, и знаковый поворотный коленный упор, а также фиберглассовая панель топа.
Одними из наиболее очевидных конструктивных отличий этого первого прототипа баса Steinberger от серийных моделей являются грубая текстура композитного корпуса и рельсовые хамбакеры.
Нед, ты получил фотографии и электронное письмо, которое я отправил тебе вчера?
Да, получил, Дон. Это просто потрясающе! Я продал этот бас Стиву Фрейдману примерно в 1979 году, и с тех пор я его не видел. Со временем он немного постарел и изменился, но, похоже, остался практически в сохранности. Надеюсь, то же самое можно сказать и обо мне.
Где вы смастерили этот бас?
Этот бас был спроектирован и изготовлен в Бруклинском кооперативе деревообработчиков, членом которого был и Стюарт Спектор. Как дизайнер мебели, я был естественно заинтригован электрогитарами и басами, которые делал Стюарт. Вместе со своим помощником, Билли Томасом, Стюарт научил меня всему, что я знал об электробасах того времени.
В первом композитном прототипе Steinberger использовались готовые колки с открытой механикой, расположенные в по-диогонали на торце корпуса.
Как вы пришли к такому необычному дизайну?
Я помню, как смотрел первый фильм Звездные Войны - в то время это была новинка - и увидел сцену в футуристическом баре, где все экзотические персонажи со всей галактики выпивали и слушали группу. Группа играла на гитарах и бас-гитарах типа Fender, которые были разработаны в сороковые и пятидесятые годы - задолго до наступления космической эры. Это показалось мне неправильным, и это натолкнуло меня на мысль, что было бы интересно разработать более современные инструменты для будущего.
Какое место этот бас занимает в эволюции ваших разработок?
Этот бас был самым первым инструментом, который я отлил из углеродного волокна. Я закончил его примерно в 1977 году. Я сделал только один такой бас [таким образом], и гипсовый слепок для него давно утрачен, так что этот инструмент был и останется единственным в своем роде. Гриф и корпус были отлиты как единая, цельная конструкция из жёсткого, непрерывного волокна, идущего от "головы" грифа до колков. Форма была сделана с высокими бортами, чтобы волокно могло пропитаться смолой, пока оно лежит в форме. Деревянные формовочные блоки зажимались в пресс-форму, чтобы выдавить излишки смолы и сформировать поверхности конструкции. К этой конструкции привинчивается тонкая крышка из формованного стекловолокна, на которой размещается электроника в маленькой капсуле под крышкой. Он имеет фенольную накладку грифа и обычные лады. Колковая часть и полностью регулируемый бридж с фиксирующимися сёдлами были сделаны из алюминия Бобом Кретчмаром, замечательным мастером, живущим в Бруклине. Оригинальная отделка была выполнена чёрным лаком.
Первая модель Steinberger из углеродного волокна прототип имел лопатообразный придаток, который поворачивается вниз для использования в качестве коленного упора или вверх для использования с ремнём.
Чем этот бас отличается от вашей окончательной серийной версии?
Этот инструмент обладает большинством особенностей, которые в конечном итоге стали отождествляться с басами Steinberger, включая контурную поворотную пластину, отлитую из стекловолокна, которая может вращаться, чтобы на басу можно было играть в любом положении. Основные отличия заключаются в том, что у него обычные колки и практически нет корпуса. Кроме того, в отличие от последующих серийных моделей, у него регулируемый анкер.
Какой марки эти звукосниматели?
Звукосниматели были намотаны на заказ на месте. Это было ещё до того, как я узнал о пикапах EMG. Я не очень хорошо помню схему темброблока, но уверен, что он была очень простой. Расположение регулятора громкости и обе ручки в какой-то момент были изменены, думаю, в лучшую сторону.
Спасибо, Нед. Я поражён тем, как много вы ещё помните о басе, который сделали почти 35 лет назад!
Я только что отправил вам несколько фотографий инструмента, когда он был новым, включая одну, где я держу его в руках. Этот бас всегда был одним из моих любимых, и я очень рад, что он наконец-то всплыл. Отличная работа, Дон.
Я играл на множестве басов Steinberger за последние 30 лет, так что у меня довольно хороший взгляд на вещи, когда дело доходит до оценки прототипа. Есть как сходства с серийными Steinberger, так и различия, и ни одно из них не является удивительным. Поскольку он состоит из того же карбон-графитового материала, что и серийные модели, ощущения от грифа примерно такие же, как и у купленных в магазинах Steinberger. Читаемость и сустейн также схожи, опять же благодаря одинаковой технологии изготовления. Главное отличие, которое я заметил, - это звучание звукоснимателей. Практически все басы Steinberger, на которых я играл, имели установленные на заводе активные EMG, но, как сказал Нед в нашем телефонном разговоре, звукосниматели на "утконосе" были намотаны вручную, в единственном экземпляре. В отличие от знаменитого звучания L2 при подключении, этот бас не обладает глубокой насыщенностью тона и высокой чёткостью звучания. Он не звучит плохо, но и не так хорош. Тем не менее, я считаю, что его качество настолько высоко, что он может отлично работать в студии или на сцене именно в том виде, в котором он находится сейчас. То, что самый первый карбон-графитовый бас Неда настолько хорош, свидетельствует о его невероятном провидении.
На этой фотографии конца семидесятых Нед Стайнбергер держит свой первый прототип из углеродного волокна - тот самый, который был обнаружен недавно, спустя более 35 лет.
Найти и заполучить этот давно потерянный прототип баса было захватывающим приключением. Я чувствовал себя так, будто спас пропавшее сокровище - как если бы мне попался Epiphone "Log" Леса Пола или первый Esquire Лео Фендера. Я очень рад, что могу разделить волнение и чувство глубокого удовлетворения от этого события с другими музыкантами, которые уважают и ценят гений Неда Стайнбергера.
В заключение я хотел бы поблагодарить Джеффа Бабица за его полезный взгляд на вещи и прекрасные воспоминания о деталях конструкции столь давнего времени, Роберта Томпкинса за его фантастические навыки фотографирования, Хэпа Каффнера за его знания и моральную поддержку, и, конечно же, Неда Стайнбергера из NS Design за то, что вдохновил меня своими замечательными инструментами.
Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).