GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Mike Lipe

 

 

 

Интервью

 

 

 

 

Др.Мэтт Уорнок

Guitar International, декабрь 2010

Перевод с английского

 

 

От переводчика: Майк Липи – один из самых уважаемых электрогитарных лютье в мире. Ветеран вьетнамской войны и Ibanez, Майк стоит у истоков LA Custom Shop. Майк изготавливал гитары для ведущих артистов Ibanez: Steve Vai, Joe Satriani, Paul Gilbert… После ухода из Ibanez, Майк пару лет поработал в Yamaha, а позже, как сторонний мастербилдер других производителей, включая Peavey, Fender и PRS. Именно к Майку обратились Dean, за четырёхгрифовой гитарой для Майкла Батио. (Первая четырёхгрифовка, созданная Уэйном Чарвелом совместно с Gibson, была украдена во время тура Nitro в Эль-Пасо, Техас ещё в конце '80х. И только в 2004, благодаря разборной конструкции, фанаты вернули Майклу пару семиструнок).

Несколько лет назад экономика резко пошла на спад и, кажется, что в секторе гитаростроения возникли две новые парадигмы. Во-первых, крупные компании, такие как Gibson и Fender, во время спада снизили цены на свою продукцию, сделав свои инструменты более доступными для обычного человека, чем многие и воспользовались. Но был и еще один, более неожиданный побочный продукт рецессии. Люди начали искать топовые инструменты, которые дадут им максимальную отдачу от вложенных средств [действительно, с середины первой декады нулевых и на протяжении десяти лет, был огромный всплеск интереса к кастомшоповым гитарам, даже у нас в России, в то время как продажи фирменных серийных инструментов среднего и высокого ценового диапазона упали, проигрывая рынку вторички – прим. переводчика].

 

Не пугаясь дороговизны услуг частных мастеров, люди, похоже, начинают больше задумываться о покупке кастомовой гитары, которая будет сделана вручную из лучших материалов и сохранит свою ценность с течением времени. Таким образом, в то время как крупные компании, в течение последних нескольких лет, возможно, наблюдали рост цен на свои недорогие модели со стороны азиацких OEM-фабрик, частные производители смогли выжить там, где другие потерпели неудачу, благодаря мастерству и качеству своей продукции.

 

Одним из таких лютье, чья репутация и высококачественные гитары позволили ему пережить экономические потрясения последних нескольких лет, является калифорнийский мастер Майк Липи. В то время как именитые лютье обращаются к зарубежным фабрикам и стандартным породам дерева для изготовления своих инструментов [очевидно намёк на Rasmus by Suhr, представленных в том же году, когда вышла статья – прим. переводчика], при изготовлении кастомовых гитар, Липи использует американскую фурнитуру и экзотические породы дерева, такие как, например, манго. Можно подумать, что, сса против ветра, он отчуждает себя от потенциальных покупателей, но это не так.

 

Сосредоточившись на качестве и индивидуальности своих гитар, а также опираясь на многолетний опыт создания инструментов для некоторых крупнейших имён в гитаростроении, Липи за последнее десятилетие удалось развить свой бизнес, завоевав репутацию среди гитарного сообщества, как производитель одних из самых хорошо звучащих и самых красивых гитар на рынке.

 

Недавно Guitar International встретился с лютье Майком Липи, чтобы обсудить его годы работы над гитарами в Ibanez LACS, запуск его частной компании и его работу с Майклом Анджело Батио над четырёхгрифовой гитарой.

Мэтт Уорнок: Некоторые частные лютье делают только один тип гитар, например, арктоп или флэттоп, или одну форму корпуса, но вы делаете самые разные инструменты в зависимости от желания клиента. Что побудило вас предложить такое разнообразие бодишейпов?

 

Майк Липи: Ну, я работал в кастом-шопе Ibanez в течение нескольких лет, и производилось по специальному заказу, потому что я просто делал инструменты для знаменитостей, таких как Стив Вай, Джо Сатриани, Пол Гилберт и прочих. Всё, что я делал, было особенным, сделанным по индивидуальным спецификациям. Так что, всё, что я делал на протяжении своей карьеры, я делал как изготовитель кастомовых гитар. Что бы вы ни захотели, я бы это сделал. В основном я занимался только гитарами. Я также сделал несколько дульцимеров и мандолин, но это были редкие случаи.

 

В основном, большую часть времени я работал на компанию, но также делал несколько кастомовых гитар для себя или знакомых. Когда в 2000 году я решил уйти и открыть собственное дело, я сперва женился и провёл год на Таити, полностью погрузившись в спячку на целый год. [смеётся] После возвращения оттуда я понял, что хочу снова делать гитары. Я работал на разные компании. У меня на стене висели золотые и платиновые пластинки от музыкантов, для которых я делал гитары через Ibanez, но я никогда не получал никакого признания как мастер, под своим собственным именем.

 

Я занимаюсь гитарами примерно с '75-го или '76-го года, начинал в музыкальных магазинах, ремонтируя Fender и Gibson. Когда я начал делать гитары, я пытался передать оба стиля этих инструментов, но со своими модификациями. У меня был образ мышления, что колесо уже придумано, но я могу его подправить и сделать лучше.

 

Сейчас я остановился на двух популярных стилях, которые есть на сайте, но когда я только начинал, я пытался наводнить рынок всем, что только мог сделать и, возможно, это было слишком. [смеётся] Сейчас я переделываю свой сайт, чтобы лучше организовать мой модельный ряд, так что в скором времени они должны появиться на сайте.

Я заметил, что вы делаете цельнокорпусные гитары с внутренними акустическими полостями. Это ваша фирменная черта, то есть вы создаете только гитары с полостями, или это просто опция, которую можно выбрать при заказе гитары?

 

Я делаю и то, и другое. Я начал применять полости, в основном, чтобы облегчить вес гитар. Я продаю гитары, в большинстве, солидным людям в зрелом возрасте, которые, как и я, сейчас на подъёме, и у нас у всех больные спины и всё такое, так что тяжелые гитары нам просто больше не подходят. У меня есть Les Paul '69-го года, на котором я просто не могу играть, он меня убивает. Всё началось с этой идеи, и Telecaster отлично звучит, особенно модели Thinline, так что всё началось с размышлений об этих моделях.

 

У меня есть несколько заказчиков, которые покупают гитары с полостями, но большинство всё же предпочитают цельные корпуса. Я также делаю пару полуакустических моделей с вклеенными грифами, но их не так часто заказывают. Сейчас у меня около семи таких гитар, но в условиях жёсткой экономической ситуации, когда эти модели стоят около 3 000 долларов, большинство не может позволить себе потратить деньги на такую гитару. Поэтому это инструменты специально для тех, кто хочет играть на определённой гитаре.

Помимо дизайна корпуса, какие индивидуальные опции можно выбрать, заказывая гитару у вас?

 

Я собирался опубликовать варианты на своём сайте. Я занимаюсь этим уже много лет, думаю, я использовал все существующие звукосниматели, поэтому мне показалось, что выбор опций из меню займёт вечность. Кроме того, у многих компаний, производящих звукосниматели, есть минимальный порог для заказа, поэтому сложно купить всего несколько штук, чтобы использовать их в паре гитар для клиента.

 

За эти годы я перепробовал все существующие звукосниматели, и мои любимые сделаны парнем по имени Джерри Амальфитано. Он делает звукосниматели по моим спецификациям или согласно хотелкам заказчика. Я всегда пользовался его услугами и старался отдавать предпочтение американским комплектующим, чтобы гитары были американского производства. Я работал с японцами на протяжении многих лет и считаю, что их детали не так хороши, сталь не так хороша.

 

Так что мне нравится использовать именно это, но я сделаю всё, что захочет получить заказчик, пока могу достать комплектующие. Иногда бывает сложно достать звукосниматели от частного производителя, но я сделаю всё возможное, чтобы это произошло. Если я упираюсь в стену, то иногда прошу клиента прислать мне запчасти напрямую, если они у него есть, но в большинстве случаев я могу получить всё, что пожелает заказчик, в плане того, что касается деталей. Доступно множество опций, но я рекомендую свои любимые, прежде чем продолжить дальше.

Часто ли к вам обращаются клиенты с запросами на конкретные породы дерева, или большинство просто описывают свой желаемый звук, ощущения и вес, а затем вы предлагаете, какие породы дерева лучше всего подойдут?

 

Именно так. Они просят дать им рекомендации, некоторые люди твёрдо стоят на своем, и это нормально, но большинство просят дать им рекомендации. На самом деле есть только четыре популярных вида древесины для корпуса, о которых спрашивают заказчики: красное дерево, ольха, липа и болотный ясень. Они создают разные оттенки звучания, поэтому я объясню, что это за звук и какие звукосниматели лучше сочетаются с определёнными породами дерева. Например, с болотным ясенем хамбакеры иногда звучат слишком грязно, поэтому с этим деревом чаще всего лучше сочетаются синглы.

 

Кроме того, экзотические топы, которые я использую, довольно тонкие, четверть дюйма или около того, и они играют не слишком большую роль в общем формировании звука. Но они немного меняют тон, например, топ из клёна будет чуть ярче, чем из коа. Я объясняю это людям, и многое из этого просто для косметики.

 

У меня есть приятель родом из Болгарии, который снимает для меня видео на YouTube [Ivo Stan, он же Иво Станчев – прим. переводчика], он отличный гитарист, и когда дело доходит до звука, даже слово "педант" недостаточно описывает его вкусы. [смеётся] Он действительно держит меня в тонусе, и я просил его предложить то-то и то-то, и он давал мне свои идеи изменений, которые кажутся такими незначительными, но для его ушей они действительно имеют значение. Я использую много древесины манго для изготовления гитар, она имеет схожие тональные характеристики с коа, но она более уникальна, и её труднее найти, и он может рассказать мне обо всех мельчайших изменениях, которые манго привносит в звучание гитары.

 

Я тоже играю на гитаре, но часто у меня нет времени просто сесть и по-настоящему поиграть, вникая в нюансы звучания, поэтому я могу использовать его в качестве подопытного кролика для оценки древесины, и он отлично справляется с этой задачей, давая мне отзывы и предложения.

Вы делали гитары для известных музыкантов, любителей и всех остальных. Есть ли разница к подходу, когда люди заказывают гитару в зависимости от их способностей как музыканта, или, когда дело доходит до этого, подход одинаков?

 

Я ко всем подхожу одинаково. Даже когда я работал с известными музыкантами, мне приходилось общаться с ними, чтобы получить их спецификации и прочее, и я не смог бы выполнить свою работу, если бы думал, что они боги или что-то в этом роде. Я должен был относиться к ним как к любому человеку, который хочет заказать гитару, я не мог считать их другими или особенными, ничего бы не вышло, если бы я так поступал.

 

Я отношусь ко всем одинаково, но когда гитарист с авторитетным именем говорит, что хочет сделать что-то определённым образом, я не пытаюсь отговорить его от этого. У них есть очень веская причина для того, чтобы сделать определённую вещь, даже если она необычная, они знают, чего хотят, и поэтому вы просто делаете гитару в соответствии с этими спецификациями.

Я должен спросить об этом, потому что на вашем сайте есть ваша фотография с четырехгрифовкой Майкла Анджело Батио. Мне уже много лет интересно, кто сделал эту гитару. Это были вы?

 

Да, это моя работа, я сделал все эти гитары. Парнем, который сделал самую первую двухстороннюю гитару, был Уэйн Чарвел. Уэйн был для меня своего рода гуру, он всегда был доброжелателен и пытался помочь мне с самого начала своими идеями и тому подобным. После этого у меня был магазин в Бёрбанке, прежде чем меня пригласил Ibanez, он назывался The Guitar Doctor, и именно там я впервые встретил Майкла примерно в 1983 году. Когда он перешёл к Dean, у них не было никого, кто мог бы сделай ему четырехгрифовую, и он позвал меня.

 

Я сделал четыре двухгрифовых гитары и одну четырёхгрифовую. Вероятно, это была самая большая проблема, с которой я когда-либо сталкивался при изготовлении гитары. У этой гитары четыре корпуса и четыре грифа с двумя флойдами и двумя фиксированными бриджами без тремоло, и всё это весит больше 10 кило. Я перепробовал всё, что мог, чтобы уменьшить вес этой гитары, потому нет смысла держать такую тяжёлую гитару, которая выглядела бы круто, но на ней невозможно было бы играть.

 

После того, как мы её сделали, нам пришлось чесать репу и придумывать, как он будет его держать. Какой ремень он мог бы использовать, чтобы удержать её на месте и обеспечить доступ ко всем четырем грифам. Мы думали о ремнях типа аккордеоновских, даже о маленькой подставке, на которую ее можно было бы поставить на сцене, и я так и не узнал, что они придумали для этого, но, в конце концов, они справились. Эту гитару можно разделить на отдельные гитары. Вы можете использовать две нижних или две верхних. На самом деле, вы можете менять любые из четырёх гитар друг с другом, будь то левосторонние или правосторонние и т.д.

 

Он, знаете ли, немного странный парень. Играть всех этих грифах одновременно и не запутаться, думаю довольно сложно. Эта гитара определённо была для меня самым большим вызовом. Майкл из Чикаго, но он приезжал сюда, в Калифорнию, чтобы снимать видеоролики для Dean, заходил в гости, и мы обсуждали гитару, пробовали разные решения, и, наконец, он остался доволен. Это заняло некоторое время, но мы справились.

 

От переводчика: К сожалению, в конце 2018 года великого мастера не стало. Майк Липи скончался от рака.