GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Max Cavalera

 

 

10 гитаристов, которые сформировали мой звук

 

 

 

 

Амит Шарма

Guitar World online

Март 2024

перевод с английского

 

 

 

 

 

Первопроходец метала рассказывает о том, как получить возможность пообщаться наедине с Ричи Блэкмором, о том, каково на самом деле пытаться сыграть Тони Айомми, чем бы сегодня занимался Чак Шульдинер - и почему он наконец-то играет на всех шести струнах... на гитаре Джеймса Хэтфилда

 

Макс Кавалера живёт риффами. Он засыпает каждую ночь, думая о них, просыпается утром, чтобы продолжить начатое, и, скорее всего, мечтает о них в остальное время.

 

Просто послушайте любой из его творческих подвигов - шесть студийных альбомов с Sepultura, 12 альбомов с Soulfly, четыре с Cavalera Conspiracy, два с Killer Be Killed, ещё два с Go Ahead And Die, плюс один с Nailbomb - и вы услышите, как далеко завела его эта одержимость.

С тех пор как он переехал из Белу-Оризонти в Аризону в 1992 году, он находит риффы в пустыне, которая его окружает, и многие согласятся с тем, что его успех огромен. Оказывается, Солт-Ривер-Вэлли (которую часто называют Долиной солнца) - самое подходящее место для охоты за гремящими метал-структурами, на которых он построил свою плодотворную карьеру.

 

"Иногда я гуляю по пустыне в их поисках", - рассказывает он Guitar World. "Я ухожу из дома, чтобы проветрить голову, возвращаюсь, сажусь с гитарой, и риффы просто льются из меня. Я нахожу свои лучшие идеи в пустыне. Они все там, ждут меня... и их очень много!"

 

Его так захватывает идея выслеживать эти повторяющиеся музыкальные идеи, что для него почти невозможно построить предложение без слова "рифф". "Все, о чем я думаю, связано с риффом", - продолжает он. "Я в полном восторге от риффов и считаю, что они не получают должной оценки! Многие гитаристы говорят о соло, но рифф - это семя, это фундамент".

 

"Это то, что закладывается в основу, как первый кирпич в доме". Мастера риффов всегда были моими любимыми музыкантами. Поэтому я одержим идеей быть рифф-мэном, риффовиком, риффовым вихрем. Да, чувак... все дело в риффе".

 

Один из самых плодовитых метал-риффотворцев всех времён, Кавалера мало кого удивит тем, что у него есть музыка для продвижения. В данном случае это второй полноформатник Go Ahead and Die, получивший название Unhealthy Mechanisms.

 

Группу дополняет его сын Игорь Амадеус, который разделяет роли гитариста, басиста и вокалиста, а также барабанщик Джонни Валлес. Вместе это трио стирает границы между дэт-металом, хардкором и краст-панком.

 

Это звучание Кавалера полушутя называет "полным мочи и уксуса", и оно позволяет ему вспомнить, как он увлекался андеграундной музыкой в подростковом возрасте. "Мы начали этот проект ради удовольствия", - отмечает метал-легенда.

 

"Никаких ожиданий. Я просто хотел джемовать со своим сыном и создавать музыку, которая почти превратила бы меня обратно в подростка, затронув все те сырые чувства, которые я испытывал в детстве. Мы сделали что-то крутое, исходящее из более экстремальной стороны метала".

 

Как он объясняет далее, каждый его проект будет иметь разные "музыкальные цели". Например, Killer Be Killed - супергруппа, которую он создал вместе с Троем Сандерсом из Mastodon и Грегом Пучиато из The Dillinger Escape Plan в 2011 году, - идеальное средство для воплощения его более мелодичных идей.

 

Soulfly, как и Sepultura, ориентированы на грув и трэш. А ещё есть Go Ahead and Die, которую он любит использовать как выход для "пещерных риффов", отдающих дань уважения ранним легендам блэка, таким как Celtic Frost и Venom, а также влиятельным панк-группам Discharge, GBH и Extreme Noise Terror.

 

И, как отмечает сам Кавалера, эти два направления не являются взаимоисключающими. "Я слышу влияние панка, когда слушаю ранние альбомы Celtic Frost", - ухмыляется он. Особенно в Morbid Tales, где риффы в дроп-D были прямо с пластинки Discharge".

 

"Это то, что мы пытались сделать на нашем первом альбоме. На новой мы немного расширили своё сознание. Влияния стали шире - это более авантюрная стилистика".

 

В этот раз Кавалера в основном использовал именную гитару ESP James Hetfield Snakebyte, а также усилители Mesa/Boogie, Peavey и Marshall. Несмотря на то, что он владеет целым рядом гитар ESP с его именем на голове, в модели Metallica было что-то такое, что пробивало насквозь с удивительной свирепостью.

 

Интересно, что впервые за последние десятилетия Кавалера выбрал полный сет струн для своей гитары, а не сократил его до четырёх. "Хотите верьте, хотите нет, но я действительно играю соло", - усмехается он. "Я никогда не делал этого раньше!"

 

"Но это не эффектные соло, а скорее шумовые, как у Пигги [Дениса Д'Амура] из Voivod, - много работы рычагом и дайв-бомб. Я называю их "камуфлироваными соло", потому что я не соло-гитарист. Обычно у меня даже не хватает струн!"

 

"Столько лет я использовал четыре, но в этот раз я снова поставил две остальные. Главное - творчески подходить к своему инструменту. Не отказывайтесь ни от чего! Нет никаких правил, всё идет в ход. Я могу записываться на самом дерьмовом усилителе в мире или на самом лучшем - всё, что создает нужный настрой".

 

И раз уж мы заговорили о риффах и звуке, бразильская метал-легенда рассказывает нам о 10 гитаристах, которые сформировали его звучание и подход к гитаре.

1. Эдди Ван Хален

 

 

Мы должны начать с Эдди! Я безумный фанат Van Halen. Они приехали в Бразилию в начале-середине восьмидесятых. Это были самые ранние времена Sepultura, а может, и чуть раньше. Я стал одержим покупкой кассет с концертными записями Van Halen. Они нравились мне даже больше, чем пластинки, потому что давали мне другой опыт.

 

Конечно, я любил пластинки, но на этих бутлегах можно было почувствовать группу, даже если это были очень дерьмовые записи. Некоторые из них были сделаны с микшерной консоли, но многие были сделаны людьми из толпы, державшими в руках кассетный плеер; тогда не было ни телефонов, ни интернета.

 

У меня была довольно большая коллекция, наверное, около 40 кассет, а также книга, полная фотографий группы. Можно сказать, я был одержим; они были моей первой группой, которой я увлёкся! К сожалению, я пропустил тот концерт: я был слишком мал, и мама не разрешила мне пойти. Я был очень расстроен из-за этого.

 

Но моя одержимость продолжается и по сей день. Эдди - одна из самых завораживающих творческих сил всех времен. Не так давно, когда мы вместе выступали в Европе, мне удалось поговорить с его сыном Вольфгангом и рассказать ему, как много для меня значит его отец. Он и понятия не имел! Он никогда не ставил меня и мою музыку даже близко к тому, что делал его отец. Он был таким приятным малым и наблюдал за всем выступлением Soulfly со стороны сцены.

2. Эдж

 

 

Этот парень - профессор, когда дело доходит до игры на гитаре. Я был его большим фанатом в течение долгого времени. На самом деле, многие тексты на альбоме Sepultura - Beneath The Remains были написаны под влиянием альбома U2 - War. Я помню, как читал все переводы текстов и чувствовал такое вдохновение - так что антивоенные песни, такие как "Stronger Than Hate" и заглавная композиция, были созданы на основе текстов Боно.

 

Эдж - отличный пример гитариста, который не боится использовать технологии. Он использует и злоупотребляет педалями. Иногда там даже нет настоящего соло или мелодии, а иногда есть настоящая партия.

 

Я думаю, что в "The Fly" у него одно из лучших соло. Многое из того, что он делает с дилеем на чистом звуке гитары, например, вступление к "Where The Streets Have No Name", - для меня это просто умопомрачительная хрень. Я помню, как услышал его в первый раз и подумал: "Блядь, это так круто!" Он определённо один из самых изобретательных гитаристов в истории.

3. Линк Рэй

 

 

Это не из моей юности, это скорее недавнее открытие за последние 10 лет. Я влюбился в звучание Линка и в итоге перелопатил весь его музыкальный архив, купив кучу виниловых пластинок. Потом я узнал, что он индеец, и это заставило меня полюбить его еще больше.

 

Я бы хотел встретиться с ним. Я бы с удовольствием с ним посотрудничал, но, к сожалению, он умер. Когда я узнал об этом, то впал в замешательство - "Rumble" была первой инструментальной композицией, которую запретили на радио в Америке, потому что она вызвала беспорядки. Я подумал: "Блядь, это так охуенно!" Как можно сочинить инструментальную композицию, которую запретили? Я хочу знать! Но эти три ноты просто сотрясают комнату. Это просто адский рифф.

 

Квентин Тарантино использовал его музыку в некоторых своих саундтреках, но я по-прежнему считаю, что Линка Рэя очень недооценивают. О нём мало кто говорит. Мне нравятся кожаные куртки, ожерелья индейцев и вся атмосфера рокабилли. Но то, что его запретили за инструментальную композицию, означает, что он навсегда останется в моих воспоминаниях!

4. Фаст Эдди Кларк

 

 

Быстрый Эдди показал нам, что не обязательно быть виртуозом, чтобы отрываться и здорово звучать. Многие из этих риффов были построены на простых аккордах, и все они исходили из панковской стороны гитары. Именно поэтому Motörhead одинаково любили и металлисты, и панки. Многие панк-рокеры ненавидели хэви-метал, но всё равно любили Motörhead, и наоборот. Все поклонялись этой группе, и они стали весьма священной величиной.

 

Когда бы я ни представлял себе Быстрого Эдди, у него всегда длинный хаер и пояс-патронташ. Это было началом трэша, если подумать. Именно оттуда Metallica черпала всю свою дурь! Всё дело в поясах-патронташах и музыкальной скорости.

 

"Ace of Spades" - это настолько культовый рифф, насколько он вообще может быть культовым. Один аккорд с тремя нисходящими нотами - вот и всё, что вам нужно! Он был идеальным гитаристом для этой группы, потому что он выглядел круто, был прикольным и мог рвать эти риффы. Мой любимый состав Motörhead, как и у большинства людей, это Фаст Эдди и Филти Энимал Тейлор с Лемми.

5. Чак Шульдинер

 

 

Он был, пожалуй, создателем дэт-метала, который так популярен в наше время. Эта музыкальная среда превратилась в огромное движение. Я обменивался кассетами с Чаком на протяжении многих лет. Я жил в Бразилии, и мы посылали друг другу письма, футболки и всё остальное. Я собственноручно печатал для него футболки Sepultura, и он надевал их на фотосессии.

 

Мы встречались всего один или два раза; первый раз это было во Флориде. Он зашёл к нам, когда мы записывали альбом Arise. Он увидел обложку и сказал: "Это похоже на кошмар с морепродуктами!" из-за крабов, держащих мозг. Это нас всех рассмешило. Он сказал: "Первое, о чём вы подумали, это морепродукты? Вы, ребята, сумасшедшие!

 

Но как же развивалась его карьера: от начала в конце восьмидесятых до более поздних работ в конце девяностых. Если бы он был жив сегодня, он бы играл этот убийственный прогрессивный метал, который бы взорвал все наши мозги.

6. Ричи Блэкмор

 

 

Наверное, это неожиданно, но я просто обожаю Deep Purple. Они так недооценены в метале. Они должны быть в одном ряду с Black Sabbath и Led Zeppelin. Послушайте ранние вещи, такие как "Hush", и они звучат как песни шестидесятых. Потом вы слышите "Smoke On The Water" - это, наверное, самый известный рифф всех времён и народов, который мы все выучили первым.

 

Ричи был особенным, потому что он соединил классическую симфоническую музыку, которую он перенял от Бетховена, с тяжёлым роком. Есть очень крутое видео под названием Deep Purple Doing Their Thing, которое вы можете посмотреть на YouTube. Это концертное выступление, где Ричи просто отрывается!

 

Вообще-то я познакомился с ним во времена Sepultura. Сначала мы были в окружении кучи народу, и он не хотел ни с кем разговаривать. Но как только я спросил: "Ты любишь футбол?", он ответил: "Да - пойдём со мной!" и отвёл меня в угол бара. Мы проговорили два часа, и всякий раз, когда к нему подходили люди, чтобы побеседовать, он говорил: "Убирайтесь отсюда! Я беседую с Максом о серьёзных вещах. Оставьте нас в покое!

 

Мы болтали о бразильском и английском футболе, о Дэвиде Бекхэме и Манчестер Юнайтед. Это был безумный момент, который я никогда не забуду. Мои товарищи по группе завидовали, спрашивали, как я это сделал. Все, что вам нужно делать, если вы встретите такого чела, - это говорить о футболе!

7. Боб Марли

 

 

Это нечто иное, чем совершенно другая область музыки: он был таким революционером с этой гитарой. Он был мастером композиции, полноценным художником во всех отношениях. Он мог сочинять удивительные аккордовые ходы и запоминающиеся мелодии, которые будут жить вечно.

 

У меня был огромный период увлечения Бобом Марли, который длился много лет. Я собирал все его вещи. Я даже трижды ездил на Ямайку и посещал его могилу. Мне довелось работать с его художником Невиллом Гарриком над тремя пластинками Soulfly. Он рассказывал мне всякие истории за многие часы разговоров о нём.

 

Мне нравится, как Боб Марли описывал свою гитару как пулемёт. Это похоже на знаменитую цитату Вуди Гатри: "Эта машина убивает фашистов!". Круто, что он смотрел на неё именно так, как на оружие. Он был великим гитаристом - может быть, не в плане соло, а скорее в плане сочинения песен и поиска правильных аккордов.

8. Дэвид Гилмор

 

 

Это ещё одно позднее для меня открытие, но когда я влюбился в Pink Floyd, они действительно многому меня научили. Эти альбомы действительно потрясающи - особенно поздние, после того как они расстались с Роджером Уотерсом.

 

Мой любимый альбом - The Division Bell, который очень недооценён. Многие не говорят об этом, но соло на этом альбоме просто потрясающие, такие мелодичные. [Дэвид Гилмор] всегда играет нужную ноту с нужной задержкой. Всё дело в атмосфере, а не в броскости. Он знает, когда нужно играть, а когда нет.

 

A Momentary Lapse Of Reason - ещё одна блестящая вещь. Дэвид Гилмор - выдающийся гитарист. Нет нужды быть слишком броским, когда у тебя такой вкус.

9. Джонни Рамон

 

Он ещё один гитарист, который показал нам, что простота может быть великой. Три аккорда - это всё, что вам нужно. У меня был шанс встретиться с ним, когда мы гастролировали с Ramones в Бразилии. Мы немного потусовались.

 

Одно из моих лучших воспоминаний - это то, как все четверо ребят в кожаных куртках наблюдали за Sepultura со стороны сцены. Я подошел к своему брату и сказал: "Посмотри на это - это как обложка альбома!", потому что они стояли в ряд в своих кожаных куртках, скрестив руки, и кивали головами, наблюдая за нашим выступлением. Такого не придумаешь! Это было так круто.

 

Они блестящие композиторы. Как и Боб Марли, они показали нам, что не обязательно быть Джими Хендриксом, чтобы быть крутым. Есть другой способ играть на гитаре, который больше связан с песнями и грувом, чем с техникой.

10. Тони Айомми

 

 

Он написал Библию для метала, и мы все мы прочли её тысячи раз! Выбрать любимый рифф Black Sabbath так сложно. Это может быть вступление "Cornucopia", но "Symptom of the Universe", наверное, победит. Этот первый рифф с припевом всегда заставляет меня думать: "Игра окончена!".

 

У нас был шанс сделать кавер, когда Sepultura выпустили Chaos A.D., и это был самый сложный кавер, который мы когда-либо записывали. Я очень нервничал, потому что Black Sabbath - это нечто священное. Ты не должен прикасаться к нему, как к какому-то религиозному артефакту.

 

Я познакомился с ним, когда Sepultura выступали перед Black Sabbath в Европе, и он был таким приятным человеком, фотографировался со всеми нашими детьми. Я прочитал его книгу "Железный человек", и это была действительно сильная вещь. Если вы читаете подобные книги и нуждаетесь в вдохновении, купите её! Он рассказывает о несчастном случае, который произошел с ним в раннем возрасте, о том, как он чуть не бросил играть на гитаре, но потом решил отказаться от этого и в итоге стал архитектором хэви-метал звучания.

 

Мне нравятся соло Тони. Они великолепны. Но, по крайней мере, для меня главное - это риффы. Чтобы придумать их раньше всех, он, наверное, даже не человек. Он, наверное, прилетел из космоса, чувак!