GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Marshall не были изобретателями первого гитарного усилителя. Эти лавры заслуженно принадлежат Fender, ведь всё, что производилось до Fender , по сути, являлось скорее портативными активными колонками, чем гитарными комбиками. Их задача стояла в том, чтобы донести достаточную громкость гитары до зрителя, а не сформировать характер гитарного саунда, зачастую гитарист и не слышал в полной мере своего звука, так как комбики располагались на краю сцены, динамиками к зрителю, а не к исполнителю, такого понятия как бэклайн ещё не существовало. Но появилось это понятие именно благодаря Marshall. Опираясь на опыт Fender, английский гений и владелец лондонского музыкального магазина, Джим Маршалл совершил то, без чего невозможно было бы даже представить, как бы развивалась современная музыка.

Marshall Code 25

Если спросить любого меломана, или мало-мальски знакомого с рок или поп-музыкой: "Что такое гитарный усилитель?" – можно не сомневаться, что в ответ вы услышите: "Marshall!"

 

Чем же Marshall заслужили такую репутацию, что гитарного усиления слово маршалл стало именем нарицательным, таким же, как ксерокс для копировальной техники, кеды для спортивной обуви или джип для любого полноприводного автомобиля. Если углубиться в историю, можно заметить, что Marshall практически не изобрели ничего нового за всю свою историю, кроме, пожалуй скошенного кабинета 4 x 12". На протяжении 60 лет компания лишь производит гитарные усилители и акустические колонки к ним, но не просто усилители, а самые популярные и востребованные во всём мире.

 

Взяв за основу схемотехнику Fender Bassman, и воплотив её в формате гитарной головы Fender Showman, Джим добавил к ней кабинет с четырьмя двенадцатидюймовыми динамиками. Кабинет выдавал достаточно мощи, чтобы подзвучить и сцену и небольшой зал, благодаря чему, его можно было использовать позади сцены, к тому же, решение скошенной передней стенки, задуманное Джимом чисто в эстетических целях, оказалось просто мега-гениальным. В начале 60х и в помине не было никаких порталов, не говоря уж о линейных массивах. Всё использовалось на сцене, то же и озвучивало зал. Наклонная конструкция кабинета позволяла выступать даже на небольшом стадионе, где трибуны уходят от сцены ступенями вверх, а концепция JTM45, и сменившего его 1959, имеющих несколько входных гнёзд, позволяла линковать усилители, выстраивая из них, целую стену, как это делал Джими Хендрикс и его последователи. Это стало первым успехом Marshall , но не последним.

Конец '60х –начало '70х ознаменовало новое музыкальное направление в современной музыке, зарождение и развитие тяжёлого рока. Новый стиль породил новый гитарный саунд, и появление искаженного звука, так называемого дисторшн, на который очень выразительно ложились гитарные рифы и певучие соляки. В это же время произошло ещё одно важное событие. Если раньше, мальчики и девочки ходили в разные школы, то уже в '70е годы появились школы, где обучение производилось совместно, сперва в англиях и америках, а позже даже и в Советском Союзе. Подростки обоих полов стали больше общаться и проводить время вместе, и если мальчикам хотелось похулиганить и потрясти башкой под музыку, то девочкам старших классов на совместных вечеринках хотелось медленных прижимных танцев, откуда и пошла мода на акустические баллады, перемешанные с тяжёлыми рифами или певучими соло. Вот тут-то и возникла новая задача, сделать так, чтобы добиться одинаковой громкости перегруженного и чистого звучания гитары. Реализовано это было разделением чувствительности входного каскада и громкости выходного на отдельные регуляторы.

Опять, Marshall не были первыми в этой стезе. Mesa Mark I и Sunn Model T появились гораздо раньше, однако именно Marshall, изучив опыт пионеров этого направления, довели идею до совершенства. До сих пор усилители 2203, будь то JMP MV, MK2, JCM800 или его современное переиздание с индексом X и встроенным разрывом, являются самыми востребованными гитарными усилителями и присутствуют в райдере любой рок-группы. Весь саунд волосатого рока '80х построен на 2203, и стал эталоном настоящего звучания рок-гитары.

С развитием технологий, появлялись и другие модные решения, например гибридные усилители, с ламповым преампом и транзисторным оконечником. Marshall не были первопроходцами и в этой области, первыми наибольшего успеха тут добились скорее всего Legend из Нью-Йоркских Сиракуз, ставшие известными благодаря Билли Гиббонсу из ZZ Top, но и тут, Marshall подхватили идею, и их гибридная серия Valvestate, производящаяся аж три поколения, стала самыми продаваемыми гитарными усилителями когда-либо за всю историю гитаризма.

 

Появлялись усилители с ножным переключением канала, а затем более, чем двухканальные, с кучей доп-режимов, переключением по MIDI, встроенными кабинетуляторами, средствами понижения мощности и всем прочим. Marshall собрали весь полезный функционал, и ответили на это выпуском крутивших для своего времени усилителей 6100 к 30-летнему юбилею компании, объединивших звучание всех своих предыдущих моделей в одном аппарате.

 

Также во второй половине восьмидесятых стартовала эра больших рэковых стоек, программирруемых преампов, MIDI, отдельных оконеников, и тому подобного. Marshall не были первыми в этой области. ACT MP100, трансформировавшийся в Hafler MP100T и даже ADA MP-1 появились гораздо раньше, но вышедший в начале '90х Marshall JMP-1, рэковые ламповые оконечники, и такие устройства как рэковый спикерсим SE-100, показали миру, кто здесь главный.

В 2016 году Marshall представили самый продвинутый на то время мультимедийный комбик Code, благодаря возможности обновления прошивки, он до сих пор является одним из самых крутых на сегодняшний день и на годы вперёд.

 

Среди всех подобных дивайсов, Marshall Code действительно обладают самыми безграничными возможностями. Давайте рассмотрим, чем же он так крут.

 

Marshall Code имеет открытую топономику, представляющую весь функционал, как на ладони. Вы можете управлять им как непосредственно элементами управления, так и с коппьютера посредством USB, или с мобильного устройства, через блютуз.

 

Что самое важное, доступ абсолютно ко всем функциям предоставляется как с панели управления, так и через приложения, будь то десктоп или мобильная версия. Как тут не вспомнит Yamaha THR, очень популярный усилитель, полный функционал к которому открывается только при подключении к компьютеру через USB (Хотя, с тех пор, как я впервые опубликовал этот материал, Yamaha представили второе поколение THR уже с блютуз на борту).

 

Давайте блок за блоком изучим внутреннюю топономику дивайса, а потом я расскажу уже о его звуковых и практических качествах.

 

Итак начнём.

Панель управления Marshall Code 25 имеет на борту пять разъёмов.

 

1) Входной джек. Сюда мы включаем гитару

 

2) Чуть ниже расположен разъём микро-USB, соеденяющий комбик с компьютером, через него вы можете обновлять прошивку или воспроизводить аудио-трэки через акустическую систему комбика.

 

3) Справа от элементов управления расположено гнездо ножного контроллера. Marshall производит несколько вариантов совместимых контроллеров, полноценный четырёхкнопочный 91009, или урезанный, который позволяет лишь листать пресеты.

 

4) Под гнездом ножного контроллера располагаются гнёзда для подключения внешнего аудо-плеера и выход на наушники.

Кроме того на панели расположены элементы управления всеми модулями, регуляторы секции преампа, мастер-громкость и регулятор редактирования параметров, доступных через электронное меню, а также кнопка сохранения всего, что вы накрутили.

 

Доступ к редактированию осуществляется одновременным нажатием соответствующей кнопки и нажимающегося регулятора Edit. Кратенько пробежимся по всему функционалу:

 

Первая секция, это стомпбокс или, как её называют на слэнге примочка

 

Эта секция представляет собой эмуляцию педалей, включенных в цепь между гитарой и входной секцией преампа. Marshall предлагает на выбор один из следующих эффектов

 

1) Компрессор с четырьмя параметрами регулировки

 

· Tone, другими словами ручка тембра

 

· Ratio – соотношение. Как известно, компрессор представляет собой эдакий уравнитель сигнала. Если Амплитуда превышает заданный порог, компрессор подавляет её уровень, приближая к значению этого порога, если недотягивает, то компрессор поднимает уровень амплитуды до заданного порога. То есть то что слишком громко, автоматически делает тише, а то, что слишком тихо – громче. Вот тот диапазон, насколько уровню сигнала позволено превышать или отставать от заданного порога и есть соотношение Ratio

 

· Comp – это и есть тот порог, или уровень сигнала к которому нужно приблизиться

 

· Level – собственно уровень сигнала до преампа, которым можно чистый или лёгкий подгруз

 

Переключение и регулировка между этими параметрами, также, как и параметрами остальных эффектов на панели осуществляется регулятором с функцией кнопки Edit, находящимся под ЖК дисплеем. В программном обеспечении, регуляторы выведены отдельно.

 

2) Overdrive/Distortion. Предлагается 3 варианта примочек искажения, разной градации, Guvnor, Overdrive и Distortion. Параметров регулировки три

 

· Drive – собственно гейн или уровень искажений

 

· Tone – тембр

 

· Level – уровень сигнала

 

3) Автовау. Предлагается два варианта, либо Envelope-фильтр, работающий от атаки, либо LFO, работающий от заданной скорости. Если объяснить на пальцах, энвелоп-фильтр, в зависимости от того, насколько вы резко и сильно атакуете струну, оттягивает частоту сигнала от частоты покоя, к которому до извлечения следующей ноты изменённая частота будет стремиться возвратиться в ноль, как будто вы открываете педаль вау ногой при извлечении каждой ноты. LFO же работает по принципу заданной скорости нажатия педали, то есть квакаем в темпе песни четвертями, триолями или восьмушками.

 

· Frequency определяет фильтр открывания, насколько далеко отклоняется изменённый тембр от частоты покоя

 

· Sensivity в режиме энвелоп фильтра контролирует насколько долго, отклоненная после атаки частота будет удерживаться, прежде, чем начнёт возвращаться к частоте покоя. В режиме LFO это скорость, с которой педаль открывается и закрывается

 

· Resonance регулирует величину, ширину и форму полосы фильтра, то есть форму горбулины, полупараметрического фильтра CX, который движется относительно частоты покоя.

 

4) Pitch Filter, или сдвиг тона. В простонародье гитаристы частенько называют этот эффект гармонайзером, однако это неверно. Этот эффект не гармонизирует мелодию интервалами, а добавляет заданный интервал к основному тону. Регуляторов четыре.

 

· Semitone выбирает высоту сгенерированной ноты по полутонам в пределах октавы вверх или вниз.

 

· Fine Tune позволяет слегка расстроить финальную высоту, добившись гармонических биений

 

· Regeneration насыщает гармониками, искусственно создавая фидбэк, эдакий эмибиент эффект

 

· Mix определяет отношение между исходным сигналом и сгенерированной нотой. В крайнем положении это можно использовать как сдвиг тона или каподастр.

 

Следующий блок – это предварительный каскад, или другими словами преамп. Вот тут-то и начинается самое интересное. Можете ли вы назвать другой подобный усилитель, где можно отдельно управлять настолько тонко секциями преампа и оконечника по раздельности?

 

Что нам позволяет регулировать эта секция. Во первых, вы можете выбрать как предварительный каскад как любого из классических Marshall, так и эмуляцию конкурирующих производителей. Варианты следующие:

 

Acoustic Simulator – эмулятор широкополосного усилителя для акустических инструментов, как то гитары, скрипки, Да всё, что угодно. Динамик в комбике по умолчанию стоит широкополосный, и вы можете в него хоть петь или проигрывать аудиозаписи.

 

Bluesbreaker - Эмуляция предварительного каскада легендарного 1962 им. Эрика Клэптона, не сэра, но, тем не менее, командора Британской Короны.

 

Plexi – Не менее легендарная голова 1959, кто ж её не знает, прославлена гитаристами от Джими Хендрикса и Энгуса Янга до Эдди ВанХалена и Ингви Йохансовича Мальмстина.

 

Crunch American – эмуляция преампа темнокожих конкурентов, так называемых Fender Blackface им. БиБи Кинга, вроде Twin Reverb и всей их расы, как то Dual Showman, Princeton, все, что нужно для американского блюза.

 

JCM800 не менее легендарный Marshall 2203, эталон волосатого хаер-рока 80х.

 

'50s Brittish – это уже опять эмуляция конкурирующих продуктов. Vox AC 30 с битлами, квинами, кинксами и прочими, голос Британского Вторжения.

 

JVM – современный Marshall Vintage Modern

 

DSL – опять же современные усилители 2000й серии

 

Overdrive American – привет Mesa/Boogie, Soldano и Bogner

 

Overdrive Silver Jubilee – 2555 им. Слэша, Алекса Лайфсона и Фрушанте

 

Natural No FX – Ну, как вы наверно уже догадались, просто примочки в оконечник, нет формирования окраса, однако в этом режиме доступны функции шумодава, который редактируется с любым преампом посредством доступа через меню дисплея, и эквалайзера, который доступен через регуляторы панели управления

 

Кроме этого есть ещё несколько преампов, эмулирующих чистые каналы 2245 и других усилителей, где гейн и эквализация чистого канала отличаются от драйвового в сторону минимизации, будь то свои собственный, или Fender.

Все регуляторы преампа выведены на панель управления: гейн, громкость и трёхполосный эквалайзер. Кроме того, через десктоп или мобильное приложение, в этой секции доступен и гейт, с панели управления он доступен только через меню Edit.

Как видите, одна только секция преампа уже впечатляет, но это, опять же не всё.

 

Далее идут так называемые пост-пре эффекты, то есть те, что обычно используются в разрыв междe преампом и оконечником. Тут у нас целых 3 независимых эффекта, модуляционный, временной и пространственный

 

Секция модуляции предлагает 4 варианта эффекты: хорус, флэнджер, фэйзер и тремоло

 

Хорусов два, классический хорус и вибрато, с регулировкой трёх параметров, скорости, глубины и тембра

 

Флэнджеров опять же два, реактивный самолёт или а-ля голос робота. Регуляторы скорость, глубина и регенерация, делающая эффект резче или мягче

 

Фэйзер, опять же два режима. Многие гитаристы не могут отличить фэйзер от флэнджера, так что я не буду заострять на их различиях внимания, все регулировки те же, но разный характер звука, фэйзер мягче, флэнджер жестче.

 

Ну и последний эффект в этой секции – тремоло. Тут нам предлагают опять выбор из двух вариантов, с квадратной волной типа та-та-та или с круглой – вау-вау-вау. Регулируются скорость, глубина и форма, типа баланс между квадратной и округлой формой. В одном режиме это скругление, а в другом, наоборот, оквадрачивание.

 

Следующая секция – дилей, или эхо

Предлагается четыре варианта.

 

Studio – дилей. Вариант с возможностью самой длинной задержки, аж до четырёх секунд. Эмулируется ленточный вариант дилея.

 

Регулируются параметры:

· Time – величина времени между повторами или скорость задержки.

 

· Feedback – Число повторов

 

· Frequency – та самая имитация магнитной ленты, насколько тембр каждого повтора глуше предыдущего

 

· Level - Уровень угасания каждого повтора,

 

Скорость задержки, кстати, можно задавать в реальном времени нажатием кнопки Edit на панели управления или с помощью педали футсвич.

 

Vintage – эмуляция аналогового дилея на триггерах, вроде старых педалей Boss. В отличие от тех винтажных педалей, Marshall позволяет обеспечить время задержки до четырёх секунд. Все параметры те же, что и в предыдущем режиме дилея, только вместо Frequency тут регулятор называется Age. Если в ленточных дилеях мы с каждым повтором теряем высокие частоты, то в случае аналогового дилея, каждый повтор начинает больше кряхтеть, пердеть и покашливать.

 

Multi

Ещё один интересный вариант задержки, очень похожий на арпеджиатор, только на одной ноте.

Тут вы задаёте время задержки, количество повторений и паттерн, с которым они повторяются. То есть вы сыграли ноту, а она повторяется не как обычно, с затуханием, а ТА Та та, ТА Та та, то есть громко, тише, тихо, опять громко, тише, тихо. Время, количество повторов каждой секции и число секций, а также баланс между сухим сигналом и обработанным регулируются. Ну и наконец, режим Reverce, позволяющий записывать фразы до тех же четырёх секунд, и воспроизводить во время игры. Тут параметр Delay отвечает за то, какое время вам предоставлено для записи, Feedback – количество повторов, ну и микс – отношение между исходным сигналом и перевёрнутом, в крайнем положении будут звучать только фразы перевёртыши.

 

Следующая секция – Ревер. Тут у нас ничего интересного. 4 режима, рум, холл, спринг и стэдиум. 4 параметра, Decay, то есть продолжительность затуханий, Pre-Delay – время до того, как будет услышано первое отражение, Tone – насколько каждое отражение будет держать верхние частоты и Level – уровень отраженного сигнала.

 

Вы когда нибудь видели мультимедийные комбики с независимыми секциями преампа и усилителя? Я лично не видел, видел, конечно в виртуальном мобильном приложении JamUp от Positive Grid, но такого, чтобы это реализовали в настоящем живом комбике, никогда не видел (С тех пор, как я впервые опубликовал эту статью, Positive Grid таки выпустили мультимедийный комбик комбик Spark, где реализовали это).

 

Marshall Core помимо крутой секции преампа сделали подобное и с оконечником, не правда ли круто?

 

Секция оконечника позволяет выбрать эмуляцию следующих выходных каскадов:

 

Vintage 30 Watts машалла 30-45 ватт на паре 6L6, например 2245 или JTM30

 

Brittish Class A – Vox AC30 на 84х

 

American Class AB – Mesa/Boogie, квартет 6L6

 

Classic 100W – классические стоваттники от Marshall, от Plexi и JMP-100 и до 800-900 и последующих серий

 

Жаль нет эмуляции 6V6, как, например Studio 15, почему-то, более нигде эти лампы у Marshall замечены но возможно с обновлением прошивки, вариантов оконечников будет больше.

 

Регулировок в секции оконечника две, это Presence и Resonance. Доступ к ним только через меню посредством кнопки Edit, или через приложения, компьютерное или мобильное.

 

Последняя секция – кабинетулятор.

Тут, как и в случае с преампом - вариантов масса на любой вкус:

 

1936 – кабинет 2х12" на Celestion G12-T75

 

1936V – кабинет с парой Celestion Vintage 30

 

1912 один мощный Celestion G12-B150 с тяжеленным магнитом, так называемый рэдбэк

 

1974CX один гринбэк, винтажный, эпохи лейбаков "пре-Rola"

 

1960 четвёрка Celestion G12-T75

 

1960V четвёрка Celestion Vintage 30

 

1960AX четвёрка гринбэков Celestion G12-M25

 

1960HW четвёрка Celestion G12-H30 Herritage

 

Кроме того, комбик имеет функцию тюнера

 

Marshall Code 25 позволяет редактировать и запоминать комбинации настроек, включая мастер-громкость, в 100 ячеек внутренней памяти. Кроме того, зарегистрировавшись в облачном сервисе, вы можете меняться пресетами с другими пользователями по всему миру.

Кроме того, есть ещё одна функция, доступная только с мобильного приложения:

 

Мобильное приложение позволяет передавать по блютуз песни со смартфона, однако функция бестолковая. Вы можете проигрывать только те песни, что официально купили в айтюнсе. Песни приобретённые по подписке воспроизводится не будут. Непонятно для чего тогда нужна эта функция, ведь по уму, она должна быть предназначена для воспроизведение минусовок.

 

Пролив свет на функционал Code 25, можно перейти к обсуждению собственно звуковых качеств и практического применения этого дивайса. Я не буду сравнивать его со всеми подобными мультимедийными комбиками, а сравню его лишь c самым популярным дивайсом на рынке, с Yamaha THR.

 

Если использовать THR или Code для домашней записи, то оба они ведут себя очень достойно. При прослушивании со стороны, трудно выделить кто лучше, кто хуже. И Yamaha и Marshall очень достоверно передают звучание настоящего аналогового усилителя, нюансы всплывают только в самом процессе игры.

 

1) Миниатюрные динамики Yamaha не позволяют почувствовать усилитель полноценно, не хватает настоящего панча, который передаёт полноразмерный динамик Marshall.

 

2) Marshall действительно похож на усилитель, а не на мультемедийную колонку. Лого, сетка, формфактор, всё это позволяет почуствовать себя полноценным гитаристом.

 

3) Yamaha совершенно не годится для репетиций в живой команде. Двух микропукалок THR 10 недостаточно, чтобы перекричать барабаны, даже если это электронные пэды на малой громкости. Marshall же звучит гораздо громче, и может посостязаться с ритмсекцией.

 

 

Помимо 25Вт версии, Marshall производит и более мощные варианты Code. 50Вт с одним 12" динамиком, 100Вт с двумя двенашками, а также голову 100Вт.

 

Функционал их идентичен младшей модели, но дисплей крупнее, многострочен и более информативен, ну и ручки редактирования Preset и Edit разнесены отдельно, в остальном управление ничем не отличается.

С развитием цифровых технологий, на рубеже XX и XXI веков появилось новое направление в формировании гитарного саунда – цифровое моделирование. Ещё в конце 90х можно было заметить как простейшие Line 6 Flextone и Crate DX, моторизтированные Yamaha DG, так и навороченные мидифицированные Hughes&Kettner Zentera. Уже в нулевые подобные усилители производили все кому не лень, но особого успеха они не имели. Marshall поддались этой моде достаточно поздно, выпустив в 2010 году серию JMD, которая продержалась в производстве всего пару лет. Успех цифровому моделированию пришёл позже, когда эти усилители стали мультимедийными и появилась возможность программировать и редактировать эти усилители с помощью компьютера, и наибольшую популярность достигли тут Yamaha THR. Вот тут-то Marshall и вступили в игру по-серьёзному.