GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Lynn Ellsworth

 

 

Легендарный лютье великих музыкантов

 

 

 

 

 

Мартина Эренклу

Rock & Bluese Muse

Август 2017

Перевод с английского

 

 

 

В то время, когда продажи гитар известных брэндов, как говорят, пошли на спад, есть гитары ручной работы, которые, возможно, восполняют часть потерь. Среди таких особенных гитарных мастеров - Линн Эллсворт, легендарный лютье, который на протяжении многих лет делал гитары для многих великих музыкантов. Эллсворт сделал культовую гитару Эдди Ван Халена Frankenstrat, а также гитары для Эрика Клэптона, Пита Таунсенда, Джо Уолша и многих других.

 

Что побудило меня поговорить с Линном, так это его репутация производителя гитар с потрясающим, и я действительно имею в виду потрясающим, звуком. После просмотра видео, на котором гитарист Макс Уоттерс играет на гитаре со звучанием, которого я никогда раньше не слышала, я узнала, что его Страт был сделан Линном Эллсвортом.

 

Линн был очень любезен, поговорить со мной по телефону.

Не могли бы вы рассказать о гитарах, которые вы производите?

 

В колледже я играл в группе с Уэйном Чарвелом, и с тех пор мы остались хорошими друзьями. Тогда я делал копии антикварной мебели здесь, в Такоме. Уэйн связался со мной и попросил сделать гитару из экзотической древесины. Так я и сделал. Я сделал две гитары с корпусами из великолепного цельного куска палисандра, который больше не достать. Я отправил их в Калифорнию, и не успеешь оглянуться, как я уже делал гитары для Пита Таунсенда, Джона Кея из Steppenwolf и его лид-гитариста Бобби Кокрэна - всё через Уэйна Чарвела. Потом мы начали делать их для других музыкантов.

 

В то время я называл их Boogie Bodies, потому что мы делали только корпуса. Тогда я не делал ни грифа, ни всей гитары. Через некоторое время люди начали спрашивать меня, почему бы вам не сделать гриф и не сделать целиком гитару? Так мы и сделали. И мы продавали их под названием Boogie Bodies.

 

Как вы вышли на всех этих знаменитых музыкантов?

 

Когда они приезжали сюда с концертами, я узнал, что если подъехать к воротам на катафалке, то они открывают ворота. Они хотят знать, что ты с ним здесь делаешь. Я заранее узнавал, кто является гитарным техником (известного) музыканта, приглашал его, а затем показывал ему гитару. Техник приходил в восторг от неё, а затем делал продажу за меня. Он показывал музыканту и говорил: "Посмотрит на эту вещицу".

Что отличало гитары Уэйна и мои гитары от всех остальных, так это то, что они были полыми и сделаны из экзотических пород дерева, таких как стеганый клён, палисандр, зебрано и тому подобное.

 

Мой друг, Флойд Роуз, подошёл ко мне, когда я показывал гитару группе в Пуяллапе, штат Вашингтон, и спросил: "Что бы ты сказал, если бы я выпустил тремоло-систему которая бы не расстраивалась?".

 

Я ответил: "Дружище, сделай это, и ты станешь миллионером".

 

Флойд сказал мне, что он это сделал. И будь я проклят, если у этого парня не было тремоло, которое бы расстраивалось.

 

Значит, вы использовали тремоло Флойда?

 

Да. Для ребят, которые хотели машинку, я ставил на их гитары Floyd Rose, а потом я делал заготовки для Floyd Rose, потому что он не успевал за производством. Но главная причина, по которой Boogie Bodies были так востребованы, - это экзотические породы дерева. Мы были первыми производителями, которые стали делать хот-род гитары, ставить хамбакеры на Страты и использовать экзотические породы дерева. Вот что отличало их от других.

 

Как насчет гитар, которые вы делаете сейчас?

 

Сейчас мои гитары - это копии популярных бодишейпов гитар, и я делаю их из 2000-летней секвойи из старых сараев и лодочных причалов на озере Пенд-Орейл, штат Айдахо. Я нахожу куски, в которых больше всего сучков, которые имеют больше характера, чем остальные, и покупаю их. Потом я везу их домой, долго рассматриваю и решаю, что будет смотреться лучше всего. Я использую красную пихту для топа и ламинирую её поверх секвойи.

Гитары теперь весят вдвое меньше обычных, а их звучание и сустейн не имеют себе равных. Выходите на сцену, и ничто с ней не сравнится. Если вы не услышите разницы между этой гитарой и вашей гитарой, то вы зря потратили деньги.

 

Что происходит, когда вы стучите по обычной гитаре, неважно, куда вы стучите, она звучит одинаково, тон одинаковый. Если вы возьмёте мою гитару и постучите по ней, вы получите четыре или пять оттенков звучания, разные частоты, потому что она полая. Если вы постучите по гитаре, которую я сделал для вас, там есть басовая нота, которую корпус гитары модифицирует, усиливает, если хотите, звук, который издает струна. Так что вы можете играть пронзительные для уха высокие ноты, а потом взять низкую ноту, и вы будете клясться, что эту ноту взял басист.

 

Они очень красивые, а звук, который я слышала, был просто сумасшедшим. Дело только в тоне или есть что-то еще?

 

Прежде всего, вес. Les Paul очень тяжёлый. Мои вдвое легче. Второе - когда вы включаете его в усилитель и включаете питание, и корпус, и гриф вибрируют как сумасшедшие. Потому что я не покрываю эти гитары лаком. Я наношу на них пчелиный воск, чтобы сделать более гладкими. Вы не должны запечатывать поры дерева, потому что именно там вы получаете вибрацию.

 

А когда вы берете ноту, она не хочет исчезать. Ну, это Святой Грааль для гитариста - сустейн. Когда я показываю свои гитары, я говорю: "Пусть тон и играбельность будут решающим фактором. Забудьте о брэнде. Подключите её, закройте глаза и скажите мне, что вы думаете. 99 процентов скажут: "Я не могу поверить, какой звук исходит из этой гитары".

Это очень круто!

 

О, это здорово. Мы сделали одну гитару лучшему гитаристу в Спокане, его зовут Бобби Паттерсон. Он играл на своём Les Paul, а мы принесли на концерт ему копию Страта, которую я сделал. Она почти ничего не весила. Он не взял и 10 нот, вышел на громкую связь и сказал: "Это самая крутая гитара, на которой я когда-либо играл в своей жизни". После выступления все в группе сказали: "Чувак, ты должен купить эту гитару". И он купил ее. Вот так мы и продаём, из уст в уста. Мы просто даём их в руки гитаристам, и мне больше ничего не нужно делать. Гитары продаются сами. Я передаю их в руки людей, которые дружат с музыкантами. Сейчас я делаю прототипы для Pearl Jam, Heart, Alice in Chains и Стива Миллера.

 

Для кого еще вы делали гитары?

 

Билли Гиббонс. Уэйн сделал одну для него. Среди тех, с кем я встречался и кому лично продавал гитары - Мэнни Чарльтон из Nazareth, Эдди Ван Хален, конечно же, Эрик Клэптон, Робин Трауэр, Сантана. Комментарий Робина Трауэра был таков: "О, ты испортил Страт, ты поставил на него два хамбакера". В следующий раз, когда я увидел Робина Трауэра, он играл на Страте с двумя хамбакерами.

Гитара Мэнни Чарльтона из Nazareth

 

 

 

Может быть, всё что вам нужно делать, это приходить на концерты, вручать артистам свои гитары и давать им играть.

 

Я делал это с Брюсом Спрингстином, хотите верьте, хотите нет. Гитара была великолепна. Он хотел её купить, а я не мог её продать. Он спросил меня, не сделаю ли я ему точно такую же гитару. Я ответил ему, что могу сделать такую же, но не могу гарантировать, что она будет звучать точно так же. Каждый кусок дерева немного отличается. Они немного по-разному реагируют на то, как они росли на дереве, на сучки в них или на фактическую структуру дерева. Он разозлился. Это было 30 лет назад, по-моему.

 

Как я привёз одну из своих гитар Эрику Клэптону, я подъехал на своём катафалке и позвал его гитарного техника. Это была великолепная гитара, Страт из зебрано. Я сделал только 12 таких гитар. Я сказал гитарному технику: "У меня тут есть гитара". Техник ответил, что Клэптона это не заинтересует, потому что он эндорсер Fender, и они дают ему все гитары, которые он хочет. Я спросил, могу ли я показать ему гитару.

 

Я открыл гитарный кейс, и гитарный техник сказал: "Эрик Клэптон обделается, когда увидит это".

 

Я спросил, могу ли я остаться, чтобы показать ему гитару. Позже в тот же день я действительно встретился с Клэптоном. Когда он открыл кейс, он сказал: "Это самая великолепная гитара, которую я когда-либо видел". Она выглядела так, как выглядит тигриный глаз. Клэптон спросил меня, что я хочу за гитару. Я ответил, что только то, что в нее вложил - тысячу долларов. Он сказал, что это слишком дёшево. Он заплатил мне за неё и позвонил позже, чтобы я изменил профиль грифа. Что я и сделал.

Гитара Эрика Клэптона

 

 

Расскажите мне, почему вы делаете гитары. Не может быть, чтобы только ради денег. Должно быть что-то ещё.

 

Мне это нравится. Я определённо делаю это не ради денег. Выйти на сцену, вручить музыканту гитару, дать ему сыграть несколько нот и увидеть выражение его лица - это стоит того. Это заметно сразу. И для меня это стоит многого. У меня просто мурашки бегут по телу, когда парень зажигает, и ты получаешь этот звук, и все в группе говорят: "Срань господня! Это невероятно".

 

Вот почему я этим занимаюсь. Это ради любви к творчеству и помощи кому-то получить лучший звук, лучший инструмент.

 

(Пауза)

 

Вы знаете, как заработать небольшой гешефт в музыкальной индустрии?

 

Как?

 

Начните с большого. (Смех)

 

Отличный способ. (Смех)

 

Многие люди знают меня здесь, в Спокане, некоторые нет, и они говорят, что это тот парень, который водит белый катафалк Cadillac. Они могут не помнить моего имени, но они помнят машину.


Значит, вы делаете это ради любви к искусству.


Это точно.

 

P.S. Линн больше не связан с Lynn Ellsworth Guitars LLC

 

 

 

Если вам понравился перевод и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).