NoBels, Nordland Electronics
Себастиан
Var Guitar, декабрь 2020
перевод с английского
Nobels ODR-1 - один из самых впечатляющих овердрайвов в истории, имеющий легендарную репутацию среди гитаристов Нэшвилла. С момента своего выпуска он появился на тысячах записей и вдохновил десятки подражаний, включая недавний овердрайв Belle от Wampler. ODR-1 был спроектирован инженером из Гамбурга Каем Тачибана, который разработал его для компании Nobels в начале девяностых. Под брэнднеймом Nordland Electronics Кай недавно выпустил ODR-C, усовершенствованный вариант оригинальной схемы ODR-1.
Кай любезно согласился дать интервью Var Guitar. Спасибо, Кай!
Как Вы начали разрабатывать педали?
Я увлёкся электроникой в 10 лет. Гитара появилась чуть позже: сначала простая классическая акустическая гитара, а через несколько лет - реплика Stratocaster от Cimar. Параллельно я постоянно возился со всякой всячиной. Я читал множество журналов по электронике и собрал множество электронных конструкторов. Позже я превратил своё хобби в профессию.
Я прошёл стажировку в качестве радио- и телевизионного техника, а после стажировки на 2 года пошёл служить на флот. Я служил во 2-й эскадрилье морской авиации (Marinefliegergeschwader 2) и ремонтировал радиостанции истребителей Lockheed Starfighter.
До Nobels я работал техником в No1 Music Center в Гамбурге и ремонтировал все виды электроники. Позже я разработал несколько полезных модификаций для JHS Rockbox, которые превратились в Nobels Sound Studio-1 [гитарный предусилитель для наушников аля Rockman].
Так родился брэнд Nobels. Так я перешёл из No1 в Nobels и затем разработал почти все устройства Nobels.
Летом 1992 года у меня возникла идея включить в линейку Nobels педали эффектов. Поскольку мой отдел разработок находился в одном здании со всемирно известным музыкальным магазином No1 Music Center, я, естественно, ежедневно общался с самыми разными музыкантами, поэтому знал, что в то время пользовалось спросом. Мы начали с четырёх различных моделей, которые наиболее часто использовались музыкантами в то время. Одной из них был овердрайв Nobels ODR-1, который существует до сих пор, спустя 27 с лет. Я разработал все варианты Nobels ODR-1, включая новую версию BC и ODR-Mini.
Одна из вещей, которая меня больше всего восхищает в ODR-1, заключается в том, что для миллионов людей, сами того не осознавая, фирменным звуком кантри-гитары является Telecaster в ODR-1. Могли ли Вы предположить, что ODR-1 станет таким культовым звуком?
В то время я уже заметил, что педаль была хорошо принята на сцене Нэшвилла, но, конечно, тогда я не представлял, насколько знаменитым станет звук ODR-1. В то время я был озабочен только тем, чтобы создать овердрайв с максимально естественным звучанием.
Что побудило Вас вернуться к схеме ODR-1 и приступить к созданию ODR-C?
Для меня звук ODR-1 всегда был единственным овердрайвом. Однако я обнаружил, что ODR будет звучать гораздо лучше, если использовать высококачественные и хорошо согласованные компоненты. Эта идея не покидала меня на протяжении многих лет. В середине 2018 года у меня наконец-то появилось достаточно свободного времени и сил, чтобы заняться этим.
Собрать ODR-1 для меня было недостаточно. Я понимал, что для некоторых гитар его звучание слишком басовитое. Поэтому нужен был срез низов. Для напористого соло-звучания также должен быть хорошо звучащий регулятор середины. Я также хотел, чтобы овердрайв звучал менее компрессированно. Для этого я разработал регулятор O.D.C. (Overdrive De-Compress). Самой важной задачей было то, что если не использовать 3 дополнительные звуковые опции, то оригинальный звук ODR-1 должен был сохраниться.
Помимо собственных творений, какое у Вас любимое гитарное оборудование?
Я по-прежнему предпочитаю использовать свой Fender Bullet 1981 года. В бриджевой позиции стоит Gibson Dirty Fingers, который можно переключить в режим сингла. С помощью этой гитары я уже разработал ODR-1. Я также люблю практически все разновидности Telecaster.
Я использую старый транзисторный усилитель Pearce G2R со встроенным цифровым ревербератором. У меня есть несколько других ламповых усилителей, но сейчас это мой любимый усилитель. Он подключен к кабинету 1×12 Mesa/Boogie с кастомовым динамиком Eminence.
И наконец, есть ли у Вас какие-нибудь советы начинающим примочкоделам? (На случай, если кто-то, прочитав это интервью, захочет стать следующим Сусуму Тамура или Каем Тачибана).
Мои советы, которые я сам использую в своей работе:
При тестировании звука - помните, что уши устают! Следует остановиться через 15 минут и продолжить проверку не раньше, чем на следующий день! И да: это требует времени!
Мой бывший босс (Джо из Shadow Electronics) всегда говорил: Червяк должен быть вкусным для рыбы - не для рыбака...
Клиент - король! Относитесь к своим клиентам так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Проблемы случаются. И только от вас зависит, как вы с ними справитесь!
От переводчика: Многих может удивить японская фамилия Кая. На самом деле он немец, и его фамилия, полученная при рождении - Эстерайх. А японская фамилия досталась ему от приёмных родителей.