50 лет инноваций и стабильности
К 50-летнему юбилею, руководитель D'Addario оглядывается на смелые шаги, которые помогли ему сохранить актуальность.
Стив Ноппер
Billboard, декабрь 2024
перевод с английского
Чтобы добиться яркого звука в своем знаменитом соло 1965 года для песни The Who "My Generation", Джон Энтвистл купил дешёвый бас Danelectro, снял с него струны, разработанные Джоном Д'Аддарио-старшим, и переставил их на свой Fender. Затея работала до тех пор, пока одна из струн не порвалась – и Энтвистлу пришлось купить еще пару Danelectro только ради струн.
Джим Д'Аддарио, построивший многомиллионную империю гитарных струн на основе прежних инноваций своего покойного отца Джона, рассказывает эту историю в серии видеороликов Jim's Corner, посвящённых 50-летнему юбилею компании. Корпорация D'Addario, которая помимо своих знаменитых гитарных струн продаёт пластики для барабанов, трости для саксофонов, педалборды, беруши и другие аксессуары для музыкантов в 3300 розничных точках, получила в прошлом году доход в 220 миллионов долларов по всему миру и насчитывает 1100 сотрудников, совершила корпоративный триумфальный марш, сочетая историю с рекламой "When You Know You Know", в которой снялись такие молодые музыканты, как Крис Стэплтон, Херман Ли из DragonForce и Иветт Янг из Covet.
"Большинство людей относится к своим струнам весьма безразлично, и они обычно слушают своего учителя или ориентирутся на артиста, который продвигает продукцию, чтобы побудить их попробовать наши струны", – говорит Д'Аддарио, ныне председатель совета директоров компании, которую он назвал в честь своей семьи в 1974 году. "Те, кто знает, действительно уверены, что наши струны лучше, и стабильнее" [от переводчика: фактически, компания гораздо старше, просто прежде она носила имя Darco (производное от D'Addario & Archaic Company); в 1969 году Джон Д'Аддарио старший продал Darco компании C.F.Martin, сохранив за собой пост генерального директора, а в 1974, покинув Darco, вместе со своими сыновьями Джоном младшим и Джимом заново создал компанию под брэнднеймом D'Addario; а вообще производством струн занимались и более старшие поколения семьи Д'Аддарио].
Помимо серии видеороликов, компания, зародившаяся в начале шестидесятых, когда подросток Джим сопровождал своего отца-гитариста [вообще-то джазового контрабасиста - прим. переводчика] на конференции по музыкальному бизнесу, выпустила пиво Eddie Ate Dynamite (GoodBye Eddie) [в честь фразы, используемой для запоминания настройки гитары (EADGBE с шестой струны по первую) – прим. переводчика] в начале декабря; провела презентацию по этому случаю, на которой выступил участник группы Infamous Stringdusters; и провела большую часть 2024 года, выпуская ограниченные партии продукции и струн в ретро-упаковке.
Д'Аддарио признаёт, что компания сталкивается с неблагоприятными факторами в отрасли – по его словам, бизнес музыкальных инструментов сокращается на 2-3% в год, что негативно сказывается на компании, чьи гитарные струны составляют 45% её бизнеса. "Люди покупают гитару своему ребёнку, и если он не играет, они больше не убирают её на чердак или в подвал. Они выставляют её на eBay", – говорит Д'Аддарио. "Все, что продаёт дилер, будет конкурировать с этим инструментом. Это очень серьезно повлияло на инструменты, покупаемые в розницу".
Но в основном Д'Аддарио настроен оптимистично, описывая гитарные педалборды, на разработку которых его компания потратила два года, блоки питания для педалбордов с USB-пауэрбанками и струны с покрытием, которое противостоит "влаге, поту, коже, грязи". Д'Аддарио говорит: "Мы ведём список идей для каждого брэнда. В него попадают безумные вещи. Когда у нас появляется возможность, мы включаем их в список активных проектов". Здесь он рассказывает о прошлом и настоящем компании в часовой беседе по Zoom из своей рабочей лаборатории в Фармингдейле, штат Нью-Йорк.
Что, как вы надеетесь, люди узнают о D'Addario из мероприятий, посвященных 50-летию компании?
Это не 50-летие семьи, производящей струны, это 50-летие торговой марки D'Addario. Мой отец и мой дед боялись ставить свою фамилию на продукцию. Итальянцы подверглись бы дискриминации, и это название было труднопроизносимым. Они чувствовали, что на некоторых рынках его могут не принять. В августе '74-го я сказал: "Нет, мы получим признание за производство конкретных товаров, и наша фамилия будет стоять на них".
В начале девяностых в упаковке струн, в общем конверте из прозрачного пластика с вычурной бумажной этикеткой находились отдельные конверты для каждой из шести струн – бумажный конверт с указанием каждой соответствующей ноты. Таким образом, упаковка состояла минимум из восьми предметов, а иногда в ней присутствовала и небольшая реклама. Моя дочь, Эми училась в старших классах, и они изучали вопросы экологичности, переработки и упаковки, а я, сидя на кровати, менял свои струны и у меня остался весь этот мусор, когда я закончил. Она сказала: "Ты должен что-то с этим сделать, это просто преступно, ты выбрасываешь столько мусора в помойку лишь для того, чтобы поменять струны".
И это заставило меня задуматься. Я придумал систему, при которой "шарики" на конце струны окрашиваются в разные цвета, а затем всё это складывается в один коррозийно-устойчивый пластиковый пакет и кодируется по цвету, так что серебристый цвет – это такая-то нота, а золотистый – такая-то. Это позволило избавиться от 75 % упаковки. С тех пор мы сберегли миллиарды деревьев и миллионы кубометров углекислого газа, не попало в атмосферу. Это одна из тех вещей, которые отличают наши струны. Это один из способов, с помощью которого мы можем определить используются ли наши струны на сцене. В противном случае это очень сложно. Вы можете нанести логотип на упаковку, но когда они играют на сцене, его не видно [зато заметив разноцветные "шарики", можно предположить, что это струны D'Addario – прим. переводчика].
Семейный бизнес. Джим Д'Аддарио с женой, дочерью и внучкой
Какие звёздные музыканты являются вашими самыми преданными клиентами?
Многие джазовые ребята, например, Пэт Метени, который мой давний друг, и Джулиан Лейдж. Но есть и когорта новых людей, некоторых из которых я, возможно, не знаю. Джон Маклафлин, Блейк Миллс, Молли Таттл, Билли Стрингс, Крис Тайл из Nickel Creek, Сьерра Феррелл, мандолинистка [которая] собирается стать суперзвездой – вот артисты, которые действительно тяготеют к нашему брэнду, потому что они знают, что получат самую лучшую продукцию.
Как изменился рынок музыкальных инструментов с тех пор, как вы начали свою деятельность?
Он стал совсем другим. Мы также производим барабанные пластики и палочки, подструнники для малых барабанов, гитарные ремни и шнуры. Мы производим пластики для акустических барабанов, барабанные палочки и другие аксессуары для барабанщиков. Рынок акустических барабанов составляет 40-60% от того, что было в 2004 году. Барабаны стали цифровыми. Вместо 20 000 барабанных пластиков в день мы производим всего 10 000. Другое дело, что гитара была солирующим инструментом, но теперь это не так. Вы не слышите гитарного соло в каждом хите; вы слышите повторяющиеся ритмы, электронные и синтезированные звуки.
Насколько сильно это вас беспокоит?
Мы видели такое много раз – в начале девяностых все увлеклись видеоиграми, и на протяжении трёх-четырёх лет гитарный рынок не имел особого роста. Но потом рост вернулся. Рынок акустических гитар был в упадке на протяжении всего десятилетия восьмидесятых, а потом появился "MTV Unplugged" и, бинго, акустическая гитара снова обрела популярность. Она всегда возвращается.
Семейный бизнес в надёжных руках. Джим с племянником, Джоном Д'Аддарио III (сыном Джона Д'Аддарио младшего, внуком Джона Д'Аддарио старшего, правнуком Кармина (Чарльза) Д'Аддарио и наследником империи D'Addario)
Какие у вас планы на пенсию, если таковые имеются?
Мы не хотим продавать наш бизнес. Наша фамилия изображена на продукции. Струны D'Addario – это как Titleist для мячей для гольфа, как лента Scotch. Когда вы заходите в музыкальный магазин, от 40 до 50% струн на витрине – это наш брэнд, и это почти во всех странах мира. Мне было бы неприятно заходить в магазин и видеть перекошенную упаковку или слушать жалобы людей на качество [от переводчика: к счастью, семейное дело есть кому продолжить, место генерального директора занимает племянник Джима, Джон Д'Аддарио III].