ВЫ МОЖЕТЕ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ, ПОДДЕРЖАВ
GUITARBLOG.RU ДОНАТОМ
НА ЛЮБУЮ СУММУ
2200700600531718
2202205340221164
История JAM Pedals
Как греческий "кулибин" сделал свои примочки знаменитыми
на весь мир.
Sinesquares
июнь 2023
перевод с английского
Если вы фанат гитарных педалей, вы наверняка замечали на разных педалбордах яркие "коробочки", которые сразу же привлекают внимание своим необычным оформлением. Чаще всего эти примочки выпущены компанией JAM Pedals из греческих Афин. Они производит гитарные педали уже более 15 лет и прочно закрепили за собой высокую репутацию благодаря ручной сборке, ручной росписи и вниманию к каждой мелочи.
Так как мы оба находимся в Афинах, у меня появилась возможность посетить мастерскую JAM и пообщаться с Яннисом Анастасакисом, основателем компании. Мы отлично побеседовали о его истории, о том, как он начал создавать педали для известных гитаристов по всему миру, и о планах на будущее JAM Pedals!
Яннис, расскажите, как вообще зародился этот проект.
Я начал конструировать педали в 2005 году, в основном для себя, а всего год спустя, в 2006 я стал продавать их друзьям и нескольким магазинам здесь, в Греции. С 2007 года я начал участвовать в зарубежных выставках, и тогда мои примочки начали поставляться в другие страны помимо Греции. Первые выставки были в Италии, и именно там я познакомился с известным итальянским гитаристом Массимо Варини, который попросил меня сделать кастомовую именную педаль. Это привело меня к EKO, которые позже стали дистрибьютором JAM Pedals в Италии. Благодаря этому я стал продавать намного больше педалей, а после участия в выставке MusikMesse во Франкфурте компания взлетела и к 2008–2009 году и начала продавать свою продукцию по всему миру.
В 2005 году, когда онлайн-ресурсов по изготовлению примочек было гораздо меньше, как вы вообще увлеклись их конструированием?
В 2005 году я учился на инженера-электронщика, поэтому хорошо разбирался в схемах и принципах их работы. Также я играл на гитаре, и один друг посоветовал мне начать экспериментировать с педалями. Поскольку у меня уже были некоторые познания в электронике, я находил схемы в интернете, обсуждал их на форумах и начал экспериментировать. Я доверял своим ушам в том, что звучит хорошо, и внёс множество изменений и усовершенствований в конструкцию. Я также начал проектировать и собирать педали примерно в то же время, что и Христос из Crazy Tube Circuits (ещё одна всемирно известная греческая компания по производству гитарных примочек), и мы много обсуждали эту отрасль. Когда я начал получать положительные отзывы о своих педалях, я подумал, что, возможно, смогу превратить это в бизнес, создал веб-сайт и начал заниматься этим более активно.
Какую педаль, вы выпустили первой под маркой JAM?
Первой педалью был Rooster – это требл-бустер, затем Fuzz Phrase – германиевый фузз, и к 2007 году у нас было около 6–7 различных моделей.
Сегодня JAM – это очень уважаемый брэнд бутиковых аналоговых педалей ручной работы. За последние годы рынок музыкального оборудования сильно вырос, и все конкурируют, предлагая больше функций, цифровое управление и т.д., но вы по-прежнему остаётесь верны своим корням и выпускаете "простые и классические" педали, при этом стабильно удерживая свои позиции на рынке. Как вам это удаётся?
Прежде всего, гитаристы как целевая аудитория сильно отличаются от синтезаторщиков и многопрофильных продюсеров. Они по-прежнему ищут "особенный" винтажный звук, который проявляется в их гитарах, ламповых усилителях и, конечно, педалях. А поскольку купить винтажную гитару семидесятых или оригинальный Fuzz '65 года или Univibe крайне дорого, мы увидели этот пробел и решили точно воссоздать некоторые из этих классических схем. Например, наша педаль Retrovibe – это клон Univibe, звучащий как можно ближе к оригиналу. Сделать это не так просто, как кажется, потому что довольно сложно найти компоненты, которые обеспечат аналогичный звук. То, что выделяет JAM среди других, – это внимание к мелочам, которые позволяют максимально точно воссоздать винтажный звук.
Ещё одна вещь, на которой мы сознательно акцентируемся – стараемся сделать наши педали максимально простыми. Мы стремимся делать их компактными, даже если оригинальная педаль, вдохновившая нас, в оригинале имела массивный металлический корпус, и добавляем только те ручки, которые действительно нужны для работы. И, конечно, с ярким оформлением.
Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной справа.
Да, если внимательно посмотреть на педалборд профессионального гитариста, там в основном самые простые педали. Несколько вариантов, которые хорошо звучат и упрощают жизнь.
Именно, поскольку это наша основная клиентура, мы стараемся делать педали надёжными и удобными для работы в студии или на сцене. Никаких дисплеев, никаких сложных меню, просто хороший звук. Даже нашу самую многофункциональную педаль Delay Llama Xtreme, где у есть несколько второстепенных элементов управления, вы всё равно можете использовать её как обычный аналоговый дилей с минимальным набором ручек. Если захотите углубиться – пожалуйста, но опять же, без множества элементов управления, которые могут вас сбить с толку. Вы можете настроить свой звук, затем одновременно нажать пару футсвитчей, и кратковременным их удержанием и сохранить пресет. Мы целенаправленно делали её и простой для гитариста, который хочет играть без заморочек, и для того, кто хочет экспериментировать и исследовать необычные звуки. И семейство Delay Llama в целом с 2007 года стали одними из наших самых узнаваемых и продаваемых моделей!
Вдохновлён ли Delay Llama какой-либо другой педалью? И в целом, сколько из ваших моделей вдохновлены другим устройствами, а сколько – оригинальные идеи?
Да, наша главная цель была создать аналоговый дилей, который звучал бы как ленточное эхо. Именно поэтому у неё такой лоу-файный характер. Аналоговый дилей может быть настолько чистым, насколько вы захотите, но мы решили сделать его лоу-файным, чтобы он звучал как классический эффект ленточного эха.
В целом, когда я только начинал, все мои проекты основывались на винтажных педалях. Попутно я экспериментировал с этими схемами, добавляя или изменяя детали, чтобы усовершенствовать их и создать что-то новое. Бывали случаи, когда я начинал с чего-то уже существующего, а в итоге создавал совершенно уникальную педаль. И в этом вся суть. Мы не стремимся просто сделать клон. Мы всегда стараемся добавить несколько дополнительных функций и внести изменения в соответствии с нашими потребностями и ожиданиями. Но у нас есть и полностью оригинальные разработки, например Harmonious Monk, который является на 100 % нашей оригинальной схемой.
Давайте поговорим о дизайне ваших педалей. Мне кажется, вы единственная компания в мире, которая производит педали серийно, и при этом вручную оформляет каждую из них. После 15 лет вы продолжаете расписывать каждый экземпляр, хотя могли бы просто печатать рисунки на корпусах.
Ну, это началось как личное увлечение. Когда я только начинал конструировать педали, я занимался всем сам: концепцией, схемами, пайкой и, конечно, росписью. Но как только компания стала больше, я решил нанять художника (Аггелоса Кралиса), чтобы он занимался оформлением каждой педали. Мои первоначальные рисунки были гораздо более абстрактными, как картины Джексона Поллока, но со временем мы решили, что на каждой педали будет какая-то фирменная деталь, которая останется неизменной. Например, на Rooster изображён петух, на Llama – ламa и так далее.
Но до сих пор у нас есть возможность заказать индивидуальное оформление для каждой педали. Мы всегда принимали заказы на любые варианты и стараемся выполнить их все! За эти годы мы получили столько безумных запросов. Кто-то просил нас разместить на педали свою личную коллекцию марок, жена одного гитариста прислала нам своё полуобнажённое фото, чтобы нарисовать её в стиле пин-ап на педали в подарок мужу, и даже был случай, когда кто-то разместить на педали своё свадебное фото (это был один из немногих заказов, который мы не выполнили, ха-ха).
Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы передать часть процессов на аутсорсинг и наладить массовое производство?
Думал, и для компании нашей величины, думаю, мы, вероятно, единственные, кто до сих пор делает всё вручную. Мы могли бы штамповать схемы, но это уже не то. Поэтому пока у нас есть возможность делать всё самостоятельно, мы остаёмся верны этому подходу. Мы травим платы, используем компоненты с выводами (монтируемые в отверстия), собираем всё здесь и тестируем каждую педаль по звуку. В JAM работает почти 40 человек, тогда как в компании по производству педалей схожего размера, которая не производит всё вручную, их 10. Но приятно иметь людей, разделяющих ту же страсть и являющихся, по сути, художниками. Но приятно работать с людьми, которые разделяют ту же страсть и к тому же ещё и музыканты, и именно поэтому мне до сих пор нравится этот производственный процесс.
И ещё одна особенность, которую предлагает только JAM – мы делаем кастомовые сборки, объединяя несколько педалей в одном корпусе. Любой может заказать кастомовую педаль с любым количеством педалей JAM, и мы соберём её для него. Это особенно удобно для гастролирующих артистов, которым нужна с собой лишь одна педаль и один блок питания, а не целый педалборд.
Каково будущее JAM Pedals? Какие педали вы хотите добавить в модельный ряд?
У нас куча планов на будущее! Есть несколько типов эффектов, которые мы пока не производим, но хотели бы создать. Педаль реверберации находится сейчас в стадии разработки, также в планах октавер, кольцевая модуляция и флэнджер.
А как насчёт добавления цифровых компонентов в ваши педали?
Я вовсе не против цифровых педалей. Единственное, что мне не нравится – когда цифровые педали пытаются звучать как аналоговые. Цифровые педали, конечно, догнали конкурентов, и некоторые из них звучат очень похоже на аналоговые, но, на мой взгляд, аналоговые педали всё равно звучат лучше. Я не слышал цифровых дилеев, хорусов, фильтров, фуззов и т.д., которые звучали бы как аналоговые. Цифровые компоненты добавляют много гибкости и функций, но теряют в звуке, который для нас гораздо важнее.
Если принять цифровой характер педали и не пытаться имитировать аналог, потенциал огромен. Но мы по-прежнему считаем, что нам есть куда расти, используя аналоговые технологии с некоторыми цифровыми дополнениями, такими как темпочейндж, пресеты и т.д., и мы хотим продолжать изучать мир аналогового звука.
Рынок гитарных педалей так стремительно вырос с 2005 года. Что вы думаете о том, что индустрия музыкального оборудования стала такой крупной за последнее десятилетие?
С тех пор, как я начинал, многое изменилось. Сегодня тренд во многом задают музыканты-любители, которые любят экспериментировать с педалями, синтезаторами и т.д., а поскольку музыкальное оборудование стало гораздо более доступным, всё больше народу присоединяются. Когда началась пандемия, мы думали, что продажи резко упадут, потому что музыканты перестали ходить в студии и гастролировать, но мы были удивлены, увидев, что продажи за этот период выросли вдвое.
Профессиональные музыканты также склонны долго использовать определённое оборудование. Если оно им подходит, им трудно перейти на что-то новое. Но любители часто покупают и продают оборудование, они следят за новинками и хотят пробовать всего по больше. Они играют важную роль в индустрии и, вероятно, именно они стали причиной бурного роста рынка!
Какая педаль JAM – ваша любимая? и какая педаль другой компании вам нравится больше всего?
Мой любимый эффект – это дилей, поэтому назову Delay Llama Xtreme. Эта педаль стала инновационной для JAM с множеством дополнительных функций, и поскольку я люблю экспериментальную, авангардную музыку, она моя любимая.
Из педалей других производителей мне нравится Boss 505 Loop Station. В ней содержится несколько встроенных эффектов и множество дорожек для лупинга, так что только обходясь лишь ей и моей гитарой, я могу создавать столько многослойных звуков. Но если быть честным, так как это больше утилитарная педаль, недавно я снова стал экспериментировать с ринг-модуляторами, поэтому одна из моих любимых – Ring Stinger от Lovetone!
Какую самую большую награду вы получили за столько лет работы над этим проектом?
Моя самая большая награда – это, безусловно, видеть, как мои педали используют артисты по всему миру. Когда мои любимые музыканты, используют мои педали, это огромная награда. Артисты вроде Билла Фризелла, Джона Скофилда, Грэма Коксона, Sonic Youth и Blur, и это лишь некоторые из тех, у кого в педалбордах можно встретить педали JAM, и это очень приятно.
Хотя забавно, что сегодня это уже не стимулирует продажи. Люди сейчас больше доверяют инфлюенсерам, YouTube и т.д., чем признанным артистам, которые каждый день гастролируют и играют музыку. По моему мнению, если вам нравится определённая группа или артист и вы хотите создавать похожую музыку, логично было бы посмотреть, что они используют, и приобрести это, если хотите звучать как они.
И лучший комплимент, который я получаю о наших педалях, – это то, что педали JAM – музыкальные. Музыкальные в том смысле, что они вдохновляют играть музыку и вкладывают в неё душу!
Несколько заключительных мыслей от Sinesquares
Встреча с Яннисом и командой JAM для этого интервью была настоящим удовольствием. И очень вдохновляет видеть, как местная компания добивается успеха на этом сумасшедшем рынке, который в последние годы, похоже, всё больше движется по корпоративно-капиталистическому пути. JAM – это компания, которая остаётся верной своей концепции и уважает своё ремесло и клиентов. Они могли бы пойти на компромиссы за все эти годы, но решили продолжать делать педали именно так, как хотели с самого начала, не жертвуя качеством и ручной работой, которые являются характерной чертой их брэнда.
Если у вас будет возможность опробовать их педали, просто сделайте это. Вы точно услышите влияние настоящего аналогового оборудования, созданного вручную на ваш звук, и влюбитесь в них!