История хайгейновых усилителей
От стены стэков до современных технологий моделирования, тяжёлое звучание прошло долгий путь со времён Айомми.
Пол Кобыленски
All About Amps Vol.23 от Premier Guitar
Май 2024
перевод с английского
Ни один из типов гитарных усилителей не является столь однозначной частью музыкального жанра и культуры, как хайгейновые. На современном рынке усилителей существует широкий ассортимент моделей, способных добиться тяжёлого звука, от громоздких стэков до мини-голов в стиле "ланчбокс", но их объединяет цель. Хайгейновые усилители - краеугольный камень мира электрогитар, и их агрессия слышна в каждом музыкальном стиле под солнцем.
Споры о том, с чего начался хайгейн, не утихают, но все сходятся во мнении, что Тони Айомми и Black Sabbath приложили к этому немало усилий.
"Первой пластинкой, которая действительно повлияла на меня в плане звука, была Sabbath Bloody Sabbath", - говорит создатель хард-контента Sweetwater и бывший гитарист Grim Reaper Ник Боукотт. "Это был брутальный по звучанию альбом. Айомми был настолько впереди планеты всей".
Не забывайте, что в то время, когда Айомми начинал свою карьеру, не было хайгейновых усилителей. Вместо этого, объясняет Боукотт, "он делал свои вещи с модифицированным Dallas Rangemaster (требл-бустер) и включал его в (Laney) Supergroup, часто настраиваясь в C#. Вот насколько он был впереди всех".
Звук Айомми и влияние Black Sabbath были настолько значительными, что гитаристы по всему миру переняли его, отточив до более динамичного, выверенного стиля. Это было начало хэви-метала, и даже величайшие рокеры мира утверждают, что ему до сих пор нет равных. Роб Зомби сказал: "Причина, по которой сегодня нет больше хороших риффов в хэви-метале, заключается в том, что их все уже сочинил Айомми", - добавляет Боукотт. "Это напоминает вам о том, насколько гениальны эти песни".
Marshall JCM800
Представленная в 1981 году серия Marshall JCM800 открыла двери на рынок хайгейновых усилителей.
Как и Laney Айомми, ламповые усилители того времени не давали быстрого отклика, плотного низа и сильного дисторшна, которые требовались музыкантам. Ближе всего на рынке к этому был Marshall 1959 Super Lead, он же Plexi [получивший прозвище "плекси" из за якобы "плексигласовой" панели под органами управления на ранних моделях, хотя на самом деле это поликарбонат, в отличие, к примеру, от Orange, где реальный плексиглас – прим. переводчика]. Хотя эти усилители, безусловно, перегружали звук, они выдавали свой дисторшн только тогда, когда звучали слишком громко для большинства выступлений.
Гитаристы умоляли о создании усилителя, который давал бы им звук Ван Халена, Рэнди Роадса и Новой Волны Британского Хэви Метала, и при этом был бы таким, которым можно было бы пользоваться. В Англии Джим Маршалл откликнулся на эту просьбу. В 1981 году он выпустил один из самых знаковых гитарных усилителей всех времён - Marshall JCM800 2203, оборудованный регулятором мастер-громкости [от переводчика: вообще-то, мастер-громкость, равно как и модель 2203, появилась в 1975 году, а появившийся в 1981-м JCM800 стал результатом редизайна JMP MV после завершения 15-летнего дистрибьюторского контракта с Rose-Morris. схема осталась та же, но поменялись номиналы некоторых компонентов, анодное напряжение и внешний вид. при этом Mesa/Boogie Mark I, с регулятором мастер-громкости, о котором будет рассказано ниже, серийно производился с 1972 года].
Впервые знаменитый Marshall'овский дисторшн можно было получить на подходящей для концертов громкости. Усилитель стал хитом, а JCM800 быстро заложил основу для будущих разработок. "Для меня 800-й - это основополагающая модель в области хайгейна", - замечает Боукотт. "Они повелевали восьмидесятыми".
Серия Mark от Mesa Engineering
Первые Boogie были созданы, когда Рэндалл Смит из Mesa "разогнал до предела маленький (Fender) Princeton".
Однако не только Marshall продвигал перегруз в ту эпоху. Первые усилители Рэндалла Смита и Mesa Engineering - комбо в стиле Fender, которые Смит назвал "Boogie", - также ознаменовали переход от винтажа к современности собственным голосом хайгейна.
"В самом начале я выжимал всё возможное из маленького [Fender] Princeton", - отмечает Смит. "Он был в 80 раз злее обычного усилителя! У него был потрясающий кранч. В аккордах и мелодиях появился тот голос, который сделал Карлоса (Сантану) таким знаменитым. Вы могли переходить от самого богатого, самого удивительного чистого звука Fender к такому уровню дисторшна, который никто никогда не слышал прежде".
Те первые Boogie положили начало одному из самых уважаемых имён в гитарном усилении. Усилители Смита, известные теперь как Mark I, вскоре стали любимыми для многих известных гитаристов.
За годы своего существования усилитель Boogie имел множество модификаций и наборов функций. Каждой из них была присвоена цифра, отличающая их конструкцию, а на Mark II с его более тяжёлым и агрессивным звуком обратил внимание мир хэви-метала.
В частности, одна группа, заглянув в раболаторию Смита в восьмидесятые, вознесла себя и свои усилители до невероятных высот.
"Metallica, я помню, как они появились", - смеётся Смит. "Это были молодые ребята. Они пришли на фабрику и взяли несколько IIC+. И всё. Это было то, что они искали с точки зрения звука. Они сказали: ""Окей, это то, что мы слышали в своих головах"".
Смит никогда не считал свой Boogie гитарным усилителем для хэви-метала, но огромный успех Mark IIC+ на альбомах Ride the Lightning и Master of Puppets навсегда изменил это мнение.
Моддинг усилителей
JCM800 и серия Mark от Mesa вместе положили начало новой эре в гитарном усилении. Но, как это всегда бывает, гитаристы по-прежнему хотели большего. Многие даже модифицировали свои усилители в поисках нового, более тяжёлого звука.
Вскоре сообщество модификаторов усилителей превратилось в отдельную индустрию, и такие известные специалисты, как Хосе Арредондо, Ли Джексон и Сизар Диас, выжимали из схем максимум звука и гейна. Модифицированные усилители стали основным хайгейновым оборудованием для всех - от Стива Вая и Пола Гилберта до Джерри Кантрелла из Alice In Chains.
Игра в моддинг стала настолько популярной, а моддеры настолько уважаемыми, что многие начали выпускать собственные модели усилителей. Такие брэнды, как Bogner, Friedman и Rivera, - лишь некоторые из тех, кто обязан своим быстрым успехом увлечению моддингом. Даже Майк Солдано принял в этом участие.
"Я занимался модификациями Marshall, как и все остальные ребята", - признаётся он. Когда я начал приобретать известность в Лос-Анджелесе, люди приносили мне свои Marshall и говорили: "Эй, можешь сделать так, чтобы мой Marshall звучал вот так?"".
Soldano SLO-100
Майк Солдано говорит, что создал свой первый хайгейновый усилитель для себя, но вскоре узнал, что другие гитаристы тоже хотят такой.
Репутация Солдано была вполне заслуженной. Как отцу Soldano Super Lead Overdrive (SLO) 100, многие приписывают ему начало современного рынка бутиковых хайгейновых ламповых усилителей.
Будучи молодым гитаристом, он столкнулся с той же дилеммой гейна и громкости, которая мучила всех начинающих рокеров того времени. Будучи ранним пользователем усилителей Boogie от Mesa, он думал, что решил эту проблему, но, хотя Boogie и имели высокий уровень гейна, это не был "хайгейновый усилитель". Не удовлетворившись Mesa и желая избежать мучений с Marshall без мастер-громкости, он соорудил свой собственный.
"Я уже знал, как должна звучать моя гитара", - говорит он. "Я слышал это на записях, но я знал, что они добиваются этого с помощью пост-эффектов, используя плекси в больших, гигантских помещениях с громкостью, доведённой до 11. Я был полон решимости создать усилитель, который бы давал мне такой звук на любой громкости, в любое время, в любом месте".
"Я достал кучу старых пособий по радио сороковых и пятидесятых годов, и каждый вечер, приходя с работы, я садился в своей комнате и возился, собирал схемы и пробовал разные вещи".
Солдано был в восторге от своего нового творения, но именно реакция других гитаристов на усилитель подсказала ему, что он сделал что-то особенное.
"Чтобы включить его, мне нужно было отнести его на репетиционную базу моего друга. Каждый раз, когда я это делал, все вокруг начинали стекаться в комнату и спрашивали: "На чём вы там играете? Я хочу попробовать! Тогда я понял, что этот звук нужен не только мне. Были и другие люди, которые тоже его хотели".
Это заняло некоторое время, но, в конце концов, новый усилитель Солдано начал кружить головы всем нужным людям. "Когда я только приехал в Лос-Анджелес, я встретил Ховарда Лиза", - вспоминает он. "На следующее утро я отправился на встречу с ним в Rumbo Recorders и взял с собой усилитель. Он подключил его, сыграл пару нот и сказал: "Это круто, я его куплю". Потом один чувак, Тони, сумел поставить усилитель перед Стивом Лукатером, и Стив был без ума от этой штуки. Однажды я проверял свой автоответчик, а там были звонки от Лу Рида, от Вивиана Кэмпбелла и от Майкла Ландау. Все они спрашивали об этом SLO!".
Если JCM800 положил начало хайгейновым усилителям, то SLO-100 стал первым ламповым усилителем, созданным для этой цели. Он полностью изменил индустрию усилителей и, как и Telecaster Лео Фендера, остаётся индустриальным стандартом, который практически не изменился и сегодня.
Немецкое хайгейновое вторжение
Вдохновлённые впечатляющим гейном, сустейном, и гибкими возможностями контроля громкости SLO, производители начали увеличивать гибкость настроек своих усилителей по всему миру. Наконец-то они стали предоставлять все возможности гейна и управления, которые так нужны гитаристам.
Немецкие производители, такие как ENGL, Diezel, Hughes & Kettner и Bogner из Лос-Анджелеса, сделали себе имя благодаря легендарным хайгейновым головам, таким как Savage, VH4, TRIAMP и Uberschall. Для европейских метал-гитаристов это был рассвет новой эры [от переводчика: замечу, что ENGL, и Hughes & Kettner начинали с того, что они называли "цифровыми усилителями" - аналоговых на самом деле усилителей с цифровым программируемым управлением].
"ENGL Savage был моим основным концертным усилителем на протяжении, наверное, семи лет", - говорит гитарист Haunted, YouTube-блогер и владелец Solar Guitars Ола Инглунд. "В то время не так много других брэндов могли дать вам такой безумно плотный, современный метал-звук без использования буста. Вы просто подключаете гитару, и она звучит невероятно".
Серия Mesa Rectifier
"Dual Rectifier просто заполонил всё в годы гранжа, - говорит Майк Солдано.
Между Marshall'ами, Mesa'ми, обилием модифицированных усилителей и усилителей из Германии, в конце восьмидесятых и девяностые было много хай-гейна, который можно было предложить. Тем не менее, новый усилитель от знакомого производителя определил следующие пару десятилетий.
"В девяностые годы это был (Mesa) Rectifier", - говорит Боукотт. "В восьмидесятые был JCM800, а в девяностые - Rectifier'ы".
"Dual Rectifier просто заполонил всё в годы гранжа", - вторит ему Солдано. "Не было ни одной группы, которая бы не играла на Rectifier".
Сегодня усилители серии Mesa Rectifier от Рэндалла Смита - это окончательный вариант хайгейновых усилителей. Все - от Metallica и Korn до Soundgarden и Cannibal Corpse - используют их для создания самых тяжёлых звуков в истории рока. Поэтому удивительно, что они были разработаны кем-то, кто больше любит Сантану, чем Sepultura. По словам Смита, он был удивлён не меньше других.
"Мы не ожидали, что Rectifier'ы окажутся настолько популярными", - говорит он. "Дошло до того, что нам пришлось бороться с этим имиджем. Музыканты говорят: "Mesa - это хайгейновые метал-чуваки. Мне это неинтересно". Но это была всего лишь одна серия! (Смеётся)".
Peavey 5150 и последователи
Peavey 6505 и EVH 5150 - потомки оригинального Peavey 5150, разработанного Эдди Ван Халеном и конструктором усилителей Джеймсом Брауном.
Хотя по популярности Rectifier'ы от Mesa не имели себе равных, один усилитель всё-таки превзошёл их по силе воздействия и агрессивности: Peavey 5150. Созданный конструктором усилителей Джеймсом Брауном и Эдди Ван Халеном, который до этого играл на SLO-100, 5150 быстро вышел за рамки классической рок-героики и заложил основу для новой породы экстремального хайгейн-звучания.
Альбом Burn My Eyes группы Machine Head стал, пожалуй, первым релизом, который вывел усилитель на метал-сцену, а использование легендарным продюсером/инженером Энди Снейпом на бесчисленных записях закрепило его на этом месте. Такие группы, как In Flames, Killswitch Engage и Arch Enemy, также использовали эти усилители с огромным успехом.
"5150 был, пожалуй, самым агрессивным усилителем", - говорит Инглунд. "Я помню, что выбирали либо 5150, либо Rectifier, (это был) выбор девяностых. Если вы играли в серьёзной метал-группе, то это был один из них".
Как и Rectifier, 5150 претерпел множество изменений с момента своего появления. Самое заметное произошло, когда Эдди передал свою торговую марку 5150 Fender для запуска EVH и линейки усилителей 5150 III. Не желая отказываться от одного из самых популярных хайгейновых усилителей, Peavey подправили его внешний вид и переименовали в 6505. Мир потерял героя, когда Эдди скончался в 2020 году, но он оставил нам две линейки усилителей, которые войдут в историю хай-гейна.
Полупроводниковый хайгейн и Даймбэг Даррелл
В девяностые и двухтысячные в моде были только ламповые хайгейновые усилители. Но несколько полупроводниковых и гибридных усилителей также обеспечивали самую тяжёлую музыку той эпохи. Самым известным из этих усилителей был Marshall Valvestate 8100. Многие музыканты критиковали его холодный, зубастый голос, но Боукотт говорит, что другие построили на нём карьеру.
"Marshall выпустил Valvestate в начале девяностых, и такие люди, как (гитарист и вокалист Prong) Томми Виктор, взяли этот усилитель на вооружение. Это был его звук в "Snap Your Fingers, Snap Your Neck"".
Виктор был не единственным, кто использовал 8100; он также звучал на альбоме Wisconsin Death Trip группы Static-X и, по слухам, сформировал звучание ранних Meshuggah. Однако ни одному из музыкантов, играющих на 8100, не приписывают такого влияния и дикости, как Чаку Шульдинеру из Death. Подключаясь к своему 8100, он, по общему мнению, создал дэт-метал.
Конечно, был еще один герой хайгейна, который более чем заслуживает упоминания, когда речь заходит о полупроводниках девяностых. Даймбэг Даррелл из группы Pantera и его усилители Randall RG100 и Century 200 звучали настолько тяжело, необычно и на новом уровне, что мало кто даже пытался копировать его звук.
"У Даймбэга был самый характерный металл-звук и я не думаю, что кому-то удалось его повторить", - комментирует Инглунд. "Это был его звук, и ничей больше. Он просто перегружал его до чёртиков и больше, добавлял все эти удвоители, реактивные флэнджеры и прочее. Это был полупроводниковый звук".
Развитие цифрового моделирования
Наследие Line 6 Pod продолжает жить, поднимаясь на сцены повсюду в модели Helix.
То, как гитаристы получают свой хайгейн-звук, радикально изменилось с годами, и это никогда не было так очевидно, как в последние пару десятилетий. Вместо стен из усилителей и кабинетов 4x12 в наши дни мы получаем удивительно похожие звуки от компактных цифровых рэковых и напольных процессоров. Развившись из оригинального Line 6 POD, цифровое моделирование теперь определяет эту эру гитаризьма.
Изначально его относили к средствам для домашнего использования, но с конца двухтысячных такие группы, как Periphery и Animals As Leaders, все чаще стали использовать моделирующие устройства, такие как Fractal AXE-FX, Kemper Profiler, Neural QuadCortex и флагманский Helix от Line 6. Безупречный звук, впечатляющая музыкальность и мощные риффы этих групп открыли шлюзы хай-гейна для нового поколения. Они утвердили моделирование как законный инструмент для профессионалов и даже покорили рокеров старой школы, таких как Боукотт. "Там есть потрясающие вещи", - говорит он. "Можно утверждать, что лучшего времени для гитариста ещё не было, если не считать ступора при принятии решений".
Влияние цифрового моделирования усилителей невозможно переоценить. Будь то физическое устройство или бесчисленные недорогие программные симуляторы усилителя, все они звучат реалистично, замечательно реагируют и открывают мир возможностей маршрутизации и управления. Они настолько распространены, что многие молодые гитаристы даже никогда не владели ламповым усилителем.
Ламповые усилители и импульсные отклики
Revv G20 - одна из растущего числа современных голов в стиле ланчбокс с возможностями импульсной свёртки, сочетающих в себе портативность и хайгейн.
Так убьёт ли цифровое моделирование хайгейновые усилители? По общему мнению, скорее всего, нет, но ламповые усилители должны развиваться. Ответ может заключаться в импульсных откликах (IR).
Импульсные отклики - это цифровые сэмплы реальных акустических кабинетов и микрофонов, загруженные в моделирующее устройство или компьютер. Они позволяют услышать хорошо записанный кабинет, не подключаясь к реальной колонке.
Все больше брэндов добавляют IR-возможности в небольшие ламповые усилители типа "ланчбокс". Такие головы, как Revv G20 и ENGL Ironball Special Edition, являются первопроходцами в этом подходе и достигают идеального баланса между традициями и удобством. Рэндалл Смит является их поклонником, и даже Солдано присоединился к тусовке со своим Astro-20.
"Я считаю, что это большой эволюционный шаг. По мне, так это уже предел", - говорит Смит. "Главное, что у вас есть ламповый усилитель. Вы не жертвуете им, чтобы получить достоинства цифровых и моделирующих устройств".
Солдано поддерживает энтузиазм Смита, говоря: "Я думаю, что для домашней звукозаписи он полностью займёт достойное место. Это идеальный усилитель для записи. Вы можете установить его на своем рабочем столе. Вам даже не нужно подключать к нему акустический кабинет. Вы можете подключить его прямо к своему цифровому микшерному пульту и загрузить него различные импульсные отклики. Вы можете делать удивительные вещи без каких-либо децибел звука в комнате".
Долгая лета хайгейновым ламповым усилители
Гибридные ламповые технологии помогают обеспечить светлое будущее хайгейновым ламповым усилителям. Тем не менее, Солдано, Смит, Инглунд и Боукотт согласны с тем, что ламповые усилители всё равно никуда не денутся.
"В любой пятничный вечер в любом баре любого города вы всё равно увидите парня или девушку с 50-ваттным полустэком, которые зажигают на нём", - говорит Солдано.
"Метал-сообщество всё ещё хочет движущегося воздуха", - добавляет Инглунд. "Это то, что невозможно смоделировать. Вы не можете объяснить это, но когда вы стоите перед усилителем, это так легко обосновать".
Боукотт также согласен с этим, но говорит, что впечатления выходят за рамки подключения. "Я помню, как в своё время ходил на концерты Diamond Head и Judas Priest. У них была такая огромная стена (стэков), что, прежде чем они сыграли хоть одну ноту, вы подумали: "Это будет круто!". В этом было что-то визуально ощутимое".
На протяжении десятилетий хайгейновый звук принимал разные формы. От влияния Айомми до техно-дэт безумия таких групп, как Archspire, он навсегда вошёл в лексикон электрогитары. По мере его развития меняются и средства, которые мы используем для его достижения.
Ничто не заменит физическое взаимодействие с перегруженной ламповой головой. В то же время сегодня ничто не сравнится с удобством и возможностями цифрового моделирования. Но, возможно, будущее за гибридным подходом. Что бы ни происходило дальше с нашими любимыми тяжёлыми звуками, есть еще множество легендарных производителей, технологических новаторов и музыкантов, стремящихся к новым рубежам, которые работают над тем, чтобы гитарный хайгейновый звук оставался здесь и сейчас.