Электрогитара – самый развивающийся музыкальный инструмент за последние 100 лет. Ни один другой инструмент не получил столько усовершенствований, механических и электронных прибамбасов, новых приёмов исполнения, сколько электрогитара. И что самое удивительное, рок-гитаристы настолько изобретательны, что даже технические недостатки гитары превращают в достоинства. Взять, к примеру, перегруз и искажения сигнала. Если сперва с ними старались бороться, то со временем, искажения превратились в самые выразительные и популярные гитарные эффекты овердрайв и дисторшн. То же самое можно сказать и о заводке. Если сперва обратную связь считали паразитной и старались с ней бороться, то с течением времени, гитаристы научились управлять обратной связью или фидбэком.
Пионерами, осмысленного использования фидбэка в музыкальном контексте считаются конечно же Beatles. Пример можно услышать во вступлении к композиции I Feel Fine. Хотя ещё в конце 50х Link Wray использовал перегруженное звучание гитары, продырявленные динамики и обратную связь.
Первым кто начал использовать фидбэк не как разовую фишку, а выстраивая на нём целые партии, был Пит Таунсенд, но окончательно фидбэйк вошёл в арсенал гитарных приёмов в конце ‘60-х с подачи Джими Хендрикса, Джефа Бека, Лу Рида, Дэйва Дэйвиса. и других выдающихся гитаристов времени. Инструментальная композиция Third Stone From the Sun Джими Хендрикса – яркий пример тех лет.
С совершенствованием гитарного усиления, совершенствовалось и качество фидбэка, он становился всё контролируемее и музыкальнее. Наиболее ярчайшие примеры музыкального фидбэка демонстрирует альбом Flying in a Blue Dream Джо Сатриани. Великолепные примеры владения филбэком можно услышать у Гэри Мура. Появились даже целые музыкальные стили, построенные вокруг этого эффекта, например Ambient, построенный полностью на дилэях, фидбэках и шумовых эффектах, или творчество групп Jesus and Mary Chain и Sonic Youth.
Основными трудностями для получения хорошего контролируемого фидбэка были необходимость в мощном усилителе, кабинете с достаточной площадью динамиков и пространстве, позволяющем найти оптимальное расстояние между гитарой и динамиком, и при этом не мешать остальным музыкантам. Появление такого устройства как Sustainer, решило все эти проблемы, и позволило завести даже неподключенную к усилителю гитару.
Сейчас трудно спорить кто же является изобретателем сустейнера. В конце '80х годов прошлого столетия, на рынке появилось сразу три производителя, предлагающих очень похожие устройства, Fernandes из Японии, Floyd Rose с сустейнером производства немецкой компании Schaller и американский Maniac Music с сустейнером Sustainiac. Каждый из этих производителей своим путём пришёл к идее сустейнера, но думаю идеи были схожие.
В конце 80-х Fernandes представили компактную гитару Nomad (на внутреннем японском рынке серия называется ZO) со встроенным комбиком. Динамик этой гитары располагался под струнами, и на большой громкости создавал обратную связь.
Проявив интерес к полученному эффекту, возникла мысль, а нельзя ли использовать не как комбик, а только как устройство для создания фидбэка, если удалить у динамика диффузор. На таком близком расстоянии достаточно магнитного поля излучателя, а конус издающий звуки просто лишний.
После удаления диффузора заметили сходство полученного устройства с электромагнитным звукоснимателем. Что динамик – катушка в магнитном поле, что звукосниматель – катушка в магнитном поле.
Не обязательно ограничиваться применением сустейнера только для создания длинных висячих нот. Сустейнер значительно облегчает исполнение легато, тэппинга, флажолетов.
Для того, чтобы получить гитару с сустейнером, вам необязательно покупать отдельное устройство и потом интегрировать его в гитару. У Fernandes очень много разных моделей гитар с уже предустановленным сустейнером. Схему управления эффектом можно рассмотреть на примере модели FR Deluxe JPC.
При включении ближнего тумблера в верхнее положение, активируется сустейнер. При этом включается бриджевый звукосниматель, и селектор звукоснимателей не работает.
Дальний тумблер имеет три положения. крайние включают режим сустейна или режим фидбэка, а в среднем положении оба режима, где баланс между сустейном и фидбэком регулируется дальним потенциометром. В выключенном состоянии драйвер сустейнера работает как нэковый звукосниматель. Интересно то, что на эту гитару установлены пассивный хамбакер и активный сингл EMG, но при этом они управляются общим темброблоком.
Самыми активными пользователями сустейнера Fernandes являются Стиви Вай, Керри Кинг из Slayer, Эдж из U2, оба гитариста King Сrimson: Роберт Фрипп и Эдриан Белью, бывший гитарист Genesis Стив Хэккет, Нил Шон, Рудольф Шенкер из Scorpions, Фрэнк Марино из Mahogany Rush, Андреас Киссер из Sepultura, Пол Гилберт, Марти Фридман, Блюз Сарацино и другие известные гитаристы.
В заключении хотелось бы упомянуть ещё нескольких устройствах, позволяющих добиться управляемого фидбэка на малой громкости.
Maniac Music одно время производили ещё одну версию Sustainiac, которая крепилась к головке грифа вызывая её механические колебания для продления звучания струн. Кроме того, Music Maniac производили внешние напольные модули управления сустейнером Sustainiamp.
Ebow, или так называемый электронный смычок. Электромагнитное устройство, внешне напоминающее канцелярский степлер. Заставляет струну вибрировать при приближении.
Boss FB-2 Feedback Booster, эдакий офердрайв, удерживая педаль включения которого запускается фидбэк. Подобной функцией обладал и Boss DF-2 Super Feedbacker and Distortion, производившийся с 1985 по 1989 год.
Fernder Runaway – примочка в формате педали экспрессии, закрытием которой достигается эффект фидбэка.
Далее идея продолжила развитие. Для того, чтобы нагрузить компактный усилитель без потери КПД, нужна небольшая катушка с сопротивлением 8, ну максимум 16Ом, гитарные же звукосниматели оборудованы катушками с большим количеством витков и высоким сопротивлением в десятки килоом. При желании вполне можно уместить обе катушки в корпусе стандартного звукоснимателя, разве что придётся буквально немного увеличить его высоту.
Кроме того, было замечено, что при изменении полярности подключения, меняется и характер обратной связи. Если возбуждающий элемент сустейнера, или как именуют его Fernandes, драйвер, находится в фазе со звукоснимателем, подающим сигнал на микроусилитель, то получается эффект бесконечного сустейна, а если в противофазе, то возникает фидбэк, высокая заводка в районе пятой гармоники. Если же оборудовать драйвер двумя катушками, включенными между собой в противофазе, то с помощью регулятора баланса между ними, можно добиться плавного перехода от сустейна к фидбэку, регулируя продолжительность сустейна, прежде чем он перейдёт в фидбэк.
Fernandes производит две модели сустейнера, Sustainer и Sustainer Lite. Между собой они отличаются тем, что версия Lite работает только в двух режимах, сустейн и фидбэк. На самом деле электроника обеих версий приктически ничем не отличается, просто на плате версии лайт установлен двухпозиционный переключатель режимов, вместо трёхпозиционного, и не припаяна колодка для подключения регулятора сустейна, отвечающего за то, насколько долго будет звучать нота до перехода в фидбэк. На самом деле, если надо, переключатель легко меняется на трёхпозиционный, а регулятор припаивается контактам платы, хотя редко кто использует этот режим.
Для того, чтобы излучатель легче раскачал струну, его устанавливают как можно ближе к середине струны, на место нэкового звукоснимателя. Наводки излучателя должны быть изолированы от звукоснимателя, поэтому для съёма звука используют наиболее удалённый звукосниматель, то есть бриджевый.
Чаще всего сустейнер используют с дисторшн, для создания эффекта естественного фидбэка, на чистом звуке реже, слишком уж необычное получается звучание, особенно в режиме гармоник.
Интересный эффект получается на безладовых гитарах с твёрдой накладкой из металла или стекла. Звучание становится схожим со слайд-гитарой, педал-стил и даже со скрипкой.