В последние годы всё больше компаний стараются удешевить затраты на производство, и переносят производство в страны третьего мира, Корею, Индонезию, Китай, Вьетнам, Индию.
Зачастую, экономя на оплате труда, и полностью автоматизируя производственные процессы за счёт роботизации и ЧПУ, можно позволить применять более дорогие комплектующие, и поднять качество продукта. Но чаще всего это не приносит успехов, не всегда квалифицированного работника может заменить машина. Но, к сожалению, в последнее время музыкальный бизнес перекраивается по не очень оптимистичному сценарию.
Существуют крупные холдинги, построенные по подобию Procter & Gamble. Они просто скупают имена знаменитых раскрученных брэндов и выжимают из них все соки, экономя на затратах на производство, вкладываясь исключительно в рекламу. Экономя всё больше и больше, компании роняют качество продукта, за него работает лишь знаменитое раскрученное имя.
Полуакустический телекастер серии Neoclassic 10 от Fujigen
В любом бизнесе, не только музыкальном, разработчик и производитель конечного продукта не являются одной и той же компанией. Очень много именитых брэндов не имеют своего собственного производства, а являются по сути лишь дизайнерским бюро, размещая заказы на сторонних OEM фабриках.
В Японии самый востребованный OEM производитель гитар — Fuji Gen Gakki (Fujigen Instrumental Manufacturing Co., Ltd.), из города Нагано. Услугами Fujigen пользуется огромное количество знаменитых на весь мир гитарных брэндов.
С 1960 года Fujigen производили и производят гитары под марками Ibanez, Fender Japan, Yamaha, Greco, Orville by Gibson, Epiphone Japan, Gretsch (цельнокорпусные модели), Music Man серии (EX и EXS), Heartfield, Schecter Japan, G&L, Ampeg, Dean, DBZ, Line6, Zemaitis, Mosrite, Roland и др.
С каждым годом всё больше компаний отказывались от размещения заказов на Fujigen. К чему затраты на производство качественных гитар, куда проще клепать вагонами ширпотреб, размещая заказы где-нибудь в самом низкооплачиваемом регионе Китае.
В конце концов, Fuji Gen Gakki решили выйти на рынок со своими собственными гитарами, которые производятся под марками Fujigen и FGN.
Гитара, о которой пойдёт речь, производится под брэнднэймом FGN в рамках серии Neo Classic 10.
По сути это осовремененный Fender TN70/MAHO, производившийся на этой же производственной линии для Fender Japan.
Корпус гитары изготовлен из красного дерева, в котором выфрезерованы акустические полости, и эфа на верхней деке. В отличие от большинства полуакустических инструментов, гитара не имеет топа. Крышка, закрывающая доступ к акустическим полостям, расположена снизу корпуса.
Гриф - из цельного куска клёна и крепится к корпусу четырьмя саморезами сквозь металлический нэкплэйт.
Гитара укомплектована колками Gotoh в винтажном стиле и трёхсёдельным телекастеровским бриджем от тех же Gotoh.
На этом сходство с базовой моделью заканчиваются, и начинается ряд модерновых отличий.
Первое, это компаундный радиус рабочей поверхности грифа, конус 250/350мм. В отечественных журнальных очерках и на псевдогитарных форумах ошибочно принято считать, что это делается для облегчения игры, якобы аккорды легче играть на закруглённом грифе, а соло на плоском.
Это полная чушь, на самом деле это сделано для того, чтобы при исполнении бендов струна не затыкалась о следующий лад.
Второе отличие — запатентованная Fujigen система установки ладов Circle Fret System (CFS).
Дело в том, что верхний порожек уже нижнего, и струны непараллельны друг другу, а расходятся от головки грифа к струнодержателю веером. Суть CFS в том, что лады не прямые, а немного закруглены — не так утрированно, как показано на рисунке, а совсем слегка, практически незаметно на глаз. В результате этой, казалось бы, незаметной детали, каждая струна пересекает каждый лад под одним и тем же углом, 90 градусов, но не это главное.
Попробуем немного вспомнить школьный курс геометрии.
Если абстрактно взять отдельный лад и внимательно его изучить, это будет равнобокая трапеция. Поскольку струны расходятся веером, то средние струны оказываются короче крайних, их длина отличается примерно настолько, насколько отличаются высота трапеции от её боков. Радиус CFS выбран именно таким образом, чтобы скомпенсировать эту разницу. Это помогает решить серьёзные проблемы нестроевича, присущего ладовым инструментам.
Ещё одно отличие FGN от TN70 это количество ладов: их не 21, а 22.
Профиль грифа FGN более блюзовый, не овальный, а слегка, но не экстремально V-образный.
Следующее отличие в покрытии тыльной стороны грифа. У FGN лак глянцевый только в районе головки, рабочая же поверхность сатинированная, что решает проблемы потных рук. Подобное решение можно встретить у Music Man.
Ещё одно отличие, бронзовые сёдла бриджа. И наконец, нэковый сингл заменили на хамбакер.
В остальном гитара стилистически сохраняет дизайн прототипа от Fender. Головка грифа незначительно отличается от телекастеровской. Логотип выполнен в японском стиле.
Надпись "Made in Japan" на обратной стороне встречается аж 2 раза, 1 раз на серебристой печати серийного номера, и второй раз на крупной чёрной печати патента.
Качество изготовления безупречно, всё аккуратно причёсано и вылизано. Лады закатаны идеально. Я не встретил ни единой огрехи, даже самой малой помарки.
Гитара комплектуется стильным чехлом.
Для теста гитары я воспользовался двумя комбиками, ламповым малышом Brunetti Singleman и транзисторным Ctate VTX65.
На бриджевом сингле гитара сохраняет узнаваемый саунд телекастера. В нэке звук более "тванговый", даже если умеренно дёргать струны, без усилий. Комбинация же обоих звукоснимателей даёт узнаваемую "шизгару". Гитара очень хорошо дружит с кранчем, хамбакер достаточно легко подгружает любой усилок, а фон бриджевого сингла минимален даже на большом гейне. Свою штуку баксов гитара более чем оправдывает, особенно если учесть, что на сегодня за эти деньги другие производители предлагают гитары в лучшем случае корейского или индонезийского производства.
(с)2010
PS. Обзор, что вы только что прочли, я впервые опубликовал ещё в 2010 году. С тех пор изменилось очень многое. В том числе это коснулось и сабжа. Сегодня эта модель называется NTL11 и её спецификации изменились. Корпус приобрёл более матовое, дышащее и приятное на ощупь покрытие. Поменялись некоторые элементы дизайна (цвет логотипа, пуля анкера…) А главное снизились как цена, так и курс йены (относительно доллара и других валют кроме российского фубля) в выгодную для покупателя сторону. Кроме того, теперь производится модель не только с кленовой, но и с палисандровой накладкой (ранее палисандр изредка встречался на гитарах этой модели с совсем ещё старым, "макаронным" логотипом и "барсучьей" спинкой грифа), да и цветовая гамма стала шире, помимо натуральной, появились и цветные модели под прозрачным лаком, подчёркивающим красоту фактуры дерева.