Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого не знать. Это — гигант мысли, отец Рок-н-Ролла. Именно благодаря ему десятилетиями формировался саунд рок-гитары, начиная с Джими Хендрикса и до наших современников.
Даже сейчас, на восьмом десятке, Майк не растерял пороха и продолжает ежегодно поражатьновинками, когда казалось бы в современном гитаризьме уже невозможно изобрести новых эффектов.
в 60е годы прошлого века, Майк Мэтьюс работал в IBM, в свободное время играя на клавишных в различных R&B коллективах, где познакомился с пока ещё только набирающими популярность музыкантами, в дальнейшем перевернувшими представление о рок-саунде. Инженер по образованию (Майк окончил Корнельский Университет), Майк занимался ремонтом аппаратуры и даже разработал несколько своих собственных фуззов, которые реализовал через известного производителя гитар - Guild.
В октябре '68го Майк покинул IBM, имея на руках 1000 долларов. Взяв в банке ещё 5000, Майк открыл свою собственную компанию - Electro-Harmonix. Первыми педалями были несколько преампов, линейный LPB-1, микрофонный Ego, требл-бустер Screamin' Bird и бас-бустер The Mole.
Через полгода, появилась примочка Big Muff, с которой к Майку пришёл триумф. Big Muff сразу же взяли на вооружение Джими Хендрикс, с которым Майк когда то уже лабал вместе, когда тот ещё выступал под псевдонимом Джими Джеймс, а также Карлос Сантана. Позже Big Muff взял на вооружение взял Дэвид Гилмор, и до сих пор, Big Muff является одной из самых востребованных гитарных примочек за всю историю гитаризма.
Успех Electro-Harmonix развивался стремительно. В '71м был представлен комбик Freedom, работающий на батарейках, в '75м фэйзер Small Stone и флэнжер Electric Mistress, в '76м аналоговый дилей Memory Man. В '76м был представлен цифровой дилей с задержкой до 2 секунд, а в '82 задержка достигла уже 16 секунд. В '80м был представлен доступный по цене фразовый сэмплер Instant Repay.
Успех, к сожалению оказался не долгим. Сперва рынок заполонили дешёвые японские и тайваньские примочки, а позже, с появлением компакт-дисков, наступила новая эра - эра цифры. Гитаристов привлекли цифровые процессоры удобством управления и возможностью запоминать пресеты. Предварительно запрограммированные цепочки эффектов и положения регуляторов каждого аффекта можно было записать в память устройства вызвать нажатием одной кнопки.
Потерпев ряд неудач и пару раз обанкротившись, Майк, в отличие от других производителей, не стал продавать брэнд и патенты, а занялся другим бизнесом, начал налаживать поставки ламп для усилителей из СССР, Чехословакии и Югославии, сначала для Ampeg, а затем и для Fender, Peavey, Mesa Boogie, Crate, Soldano, Marshall, Fender.
В '88м Майк создал New Sensor Corporation, а год спустя Sovtek, брэнд для ламп. Этот преиод совпал со сменой моды в гитаризме. На рынке появились процессоры с ламповыми узлами (Если взять старые журналы Guitar Player и др., можно заметить, что до начала 90-х, гордостью рекламных листовок позиционировался мощный чип, а в начале 90-х уже радиолампа). А потом мода полностью переключилась на аналоговые примочки, особым вниманием стали пользоваться примочки с лампами на борту. В '99 Майк выкупил саратовский Рефлектор и начал скупать брэнд-нэймы и патенты производителей ламп, выбывших из этого бизнеса - Tungsol, Mullard, Genalex.
Дела пошли в гору, и Майк возродил производство примочек Electro-Harmonix, не только возродил, но и вывел на новый уровень, ежегодно представляя новые эффекты, с новым, не похожим ни на что звучанием, в то время, как остальные производители топчутся на месте, занимаясь клонированием друг-друга.
Вот, например, одна из современных интересных разработок Electro-Harmonix - B9 Organ Maschine, открывающая новые горизонты для гитаристов:
P.S.
Эта статья была написана в 2014 году для журнала Guitarz Magazine, где и была опубликована в 2015. С тех пор Electro-Harmonix не только расширили серию Organ Machine, но и представили огромное количество новых интересных дивайсов.