GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Судьба Дика Денни


Человек, которого многие считают самым выдающимся британским конструктором гитарных усилителей, на самом деле был глухим на одно ухо, но пробитая барабанная перепонка Дика Денни, возможно, стала его судьбой. Из-за своего недуга он был освобождён от военной службы во время Второй мировой войны и направлен на завод по производству боеприпасов Vickers, что навсегда изменило траекторию его жизни.

В предвоенные годы Дик увлекся джазовой музыкой и радиоэлектроникой. Первые эксперименты привели к неизбежному выводу из строя семейного радиоприёмника, но навыки Дика совершенствовались, а заработок на заводе позволил ему покупать компоненты. Работа в компании Vickers также означала, что Дик освободился от ненужного стажёрства в парикмахерской своего отца, и, что, возможно, самое главное, познакомила его с человеком по имени Том Дженнингс.

Во время войны радиолюбительская деятельность была запрещена, поэтому, будучи гитаристом, Дик обратил свои электронные навыки на создание усилителей. Его целью было создать громкий, но в то же время маленький и лёгкий усилитель, и у него было достаточно возможностей для их опробования.

Заводы по производству боеприпасов по понятным причинам были излюбленной мишенью для бомбардировок Люфтваффе, и поэтому сотрудники компании Vickers проводили длительное время в укрытиях во время воздушных налётов. Развлечения в убежищах были в недостатке, поэтому для поддержания морального духа Дик, Том Дженнингс и несколько других сотрудников устраивали музыкальные перформансы - эти выступления вместе с Дженнингсом давали Дику возможность проверить и доработать конструкции своих усилителей.

Перспективы


Дженнингс был явно впечатлён работой Дика и, будучи человеком предприимчивым, обсудил с Денни возможность создания совместного предприятия, в рамках которого они вместе будут производить усилители для органов и аккордеонов. Однако из этой затеи ничего не вышло, и после окончания войны пара разошлась в разные стороны и потеряла связь.

К 1951 году Дженнингс руководил довольно успешной фирмой Jennings Organ Company, но вскоре стало очевидно, что для развития бизнеса необходима диверсификация. Он также владел музыкальным магазином и заметил растущий интерес к гитарам в первые годы рок-н-ролла.

Поскольку в Великобритании было очень мало гитарных усилителей, а стать импортёром американских усилителей Gibson и Fender было нецелесообразно, Дженнингс попытался адаптировать один из своих органных усилителей для гитары. Это оказалось неудачным, и проект был отложен.

Тем временем Дик Денни занялся ремонтом электроники и радиоаппаратуры, подрабатывая гитаристом в эстрадных группах. Однако в 1952 году у него случилось воспаление лёгких, и он был вынужден взять отпуск для восстановления.

Дик продолжил работу над гитарными усилителями, и к 1955 году его усилия увенчались созданием 15-ваттного комбоусилителя с оконечиком на 6V6 и одним 12-дюймовым динамиком. В следующем году он добавил схему вибрато, вдохновлённую Wurlitzer, с модификацией, которая также обеспечивала тремоло.

 

К сожалению, усилитель Дика был склонен к шуму из-за использовавшихся в нем октальных ламп предусилителя. Переделка с использованием ламп EF86, ECC83 и EL84 позволила решить проблему шума, сохранив тембр звучания.

Сначала Дик собрал два таких усилителя - один для себя, другой для своего коллеги. Впечатлённый творением своего друга, коллега решил, что для него найдется более широкая аудитория, и, по воле провидения, решил отнести усилитель в магазин Тома Дженнингса, чтобы узнать, не хочет ли он заказать ещё парочку. Дженнингс вскоре понял, кто именно создал усилитель, и через пару дней позвонил Дику, чтобы предложить ему работу. Компания Jennings Musical Industries (JMI) была организована в 1957 году для запуска усилителя Дика в серийное производство под маркой Vox.

Обретение себя


Хотя оригинальный усилитель был неплохим первым шагом, прежде чем его конструкция будет готова для широкой публики, необходимо было провести много доработок. Но к концу января 1958 года первый усилитель Vox был готов, и его назвали AC1/15, позже сократив до AC15.

AC15 быстро завоевал популярность, и вскоре его стали использовать такие звёзды того времени, как Shadows. Но если для эстрадных групп 15 Вт было вполне достаточно, то новым рок-н-ролльщикам требовалась большая громкость - хотя бы для того, чтобы слышать себя поверх кричащих фанатов. В конце 1958 года Vox представили ещё два усилителя - AC4 и AC10, но это было движение в неправильном направлении для солидных групп.

Shadows попробовали 60-ваттный Fender Twin на Чарнинг-Кросс [в магазине Jennings - прим. переводчика], и хотя они были впечатлены громкостью, они предпочитали более ровный и насыщенный звук Vox с его более мягкими характеристиками овердрайва. Они предложили сделать "двойной AC15", но Дженнингс не согласился.

В документальном фильме BBC Vox Pop бывший инженер JMI Родни Энджелл вспоминает, как предложение Дика о двойном AC15 было отвергнуто Дженнингсом как "слишком тяжёлый, слишком громкий, слишком большой" и что Дик должен "успокоиться и забыть об этом".

Но Дик знал, что он что-то задумал, и, признав лампы EL84, катодное смещение и отсутствие отрицательной обратной связи ключевыми составляющими тембра Vox, Дик начал создавать несколько сдвоенных версий AC15 для Shadows без одобрения и ведома Дженнингса. Однако долго молчать ему не пришлось - Дженнингс заметил дополнительные заказы на комплектующие и в ярости вызвал Дика в свой кабинет. Завязалась настоящая ссора, но Дик вышел оттуда с разрешением на сборку ещё 10 экземпляров после того, как Дженнингс сказал ему "под свою ответственность".

Остальное, как говорится, уже история. В конце 1959 года группа Shadows получила первые три экземпляра AC30, а через несколько лет они стали основой для самой великой группы всех времён - Beatles. Некоторые даже считают AC30 величайшим гитарным усилителем всех времён - и без настойчивости и убеждённости Дика Денни он мог бы так и не быть создан.

Dick Denney

 

И это всё о нём…

 

 

Дартфорд в Кенте может претендовать на то, чтобы внести два долговременных и глубоких вклада в развитие гитарной музыки: Rolling Stones и усилители Vox. Мы рассказываем о человеке, который помог создать поп-музыку...

 

 

 

 

 

Хау Прайс

Guitar Magazine Online

Сентябрь 2018

перевод с английского

Top Boost


Ранняя модель AC30/4 имела четыре входа и пентодный предусилитель на EF86, но EF86 оказаиась слишком ненадёжными для работы на большой громкости. Предусилитель был перепроектирован с использованием более надёжного двойного триода ECC83, что позволило получить дополнительный канал и шесть входов. Эта версия, представленная в 1960 году, получила название AC30/6.

AC30/6 неизбежно звучал иначе, поскольку имел меньший коэффициент усиления, чувствительность и чистоту звучания. Покупатели жаловались, что их Страты звучат не так, как записи Shadows, поэтому Vox попыталась найти временное решение, выпустив специализированную версию для соло-гитар под названием AC30/6 Treble, но Дик знал, что нужно что-то большее.

Дик и его команда разработали дополнительный модуль, построенный на L-образном металлическом шасси с лампой ECC83, а также регуляторами высоких и низких частот. Помимо более широкой вариации тембра и дополнительных верхов, этот модуль "Top Boost" восполнил недостающее усиление.

Хотя утверждается, что Дик подражал твидовым Fender конца пятидесятых, на самом деле модуль Top Boost является точной копией тонарма Gibson GA70 - в комплекте с заземлённым регулятором низких частот, который многие считают ошибкой конструкции.

AC30/6 также можно было заказать с предустановленным модулем, и именно этот AC30 можно услышать на ранних записях Beatles. Многие считают AC30/6 Top Boost окончательной версией, но в последнее время взгляды стали смещаться в сторону AC30 без топ буста.
 

Испытание огнём, водой и медными трубами


Хотя Дик наиболее известен как разработчик усилителей и эффектов, он занялся одним из самых необычных и инновационных устройств Vox - гитарным органом. Его идея состояла в том, чтобы объединить механические части гитары Phantom с осцилляторами Vox Continental. Трёхпозиционный селектор обеспечивал воспроизведение обычных звуков электрогитары, органных звуков, которые запускались простым прижатием струн, а также комбинацию обоих вариантов.

К грифу подведено множество проводов, соединённых с ладами [каждый лад был разделёнтна шесть контактов, для каждой из струн, поэтому в режиме органа нельзя было исполнять пальцевые бенды (высота тона задавалась рассоянием между бриджем и контактом лада), но можно было исполнять вибрато рычагом в комбинированном режиме- прим. переводчика], и с помощью специального электронного медиатора можно было играть арпеджио. Он мог даже генерировать ритм, но инструмент был очень тяжёлым, довольно дорогим и из-за проблем с производством на ранних стадиях приобрёл репутацию ненадёжного.

Несмотря на репутацию Vox как обладателя кристально чистого звучания, Дик также может претендовать на звание одного из пионеров чего-то более грязного - фузза. Он утверждал, что разработал раннюю схему фузза на двух германиевых транзисторах Mullard OC77, что позже подтвердил Пол Джеймс из рекламного отдела Vox, который помнит, что прототип был встроен в жестянку из-под бульонных кубиков OXO. Дик был уверен, что фузз будет продаваться, но вечно скептически настроенный Том Дженнингс возненавидел этот звук и наложил вето на проект.

Конечно, компания Vox включилась в игру с фуззом, выпустив итальянскую версию легендарного Tone Bender - некоторые даже предполагают, что это работа Дика. Сам Дик утверждал, что в 1965 году подарил Beatles прототип Vox Tone Bender, который был использован на альбоме Rubber Soul. В 1965 году компания Vox анонсировала Distortion Booster 816 [в формате похожем на ампплаг - прим. переводчика], а в 1966 году выпустила его на рынок. Некоторое время Брайан Мэй вставлял его в свою гитару, а Дик впоследствии разработал педаль дисторшна для Colorsound.

Дик также разработал эхо-машину Vox и беспроводной микрофон, но в середине шестидесятых в компании Vox произошло множество изменений.

Vox populi [глас народа или воля народа (латынь) - прим. переводвика]

 

Когда в сентябре 1967 года Том Дженнингс покинул компанию, Дик вскоре последовал за ним. Он продолжал работать на различных заказчиков, но справедливости ради следует отметить, что самая важная работа Дика была завершена уже к 1965 году.

 

Внучка Дика Эмили Тёрнер вспоминает, как "он гастролировал по всему миру, демонстрируя оборудование Vox", иногда выступая по американскому телевидению. Он также настраивал оборудование для Beatles и Rolling Stones на важных концертах". По всей видимости, Дик любил Beatles и с удовольствием общался с Джоном Ленноном, который из-за бороды называл его "няшным козликом".

 

Однажды фанаты приняли его за битла и порвали на нем одежду. Они явно не обратили внимания на скромный кардиган, который Дик обычно носил, и на его козлиную бородку в стиле трад-джаз. Он также пришёл на помощь Beatles на концерте в Скарборо, когда несколько усилителей на колёсиках начали съезжать с наклонной сцены в направлении музыкантов. После этого на их колёса были установлены тормоза.

 

На странице в Facebook, созданной в его честь, говорится, что "Дик был душевным, весёлым и страстно любил музыку". В более поздние годы он установил в своей гостиной восьмидорожечную студию, на которой записал всех своих внуков, поющих вместе с ним песню Blue Moon.

 

В доме Дика было полно электронных компонентов и печатных плат, а в гараже - "всякой всячины, которая может пригодиться". Он называл всех "братан" и с удовольствием пил Blue Nun [немецкое игристое вино - прим. переводчика] или хороший портвейн, затягиваясь сигарой.

 

Хотя Дик так и не разбогател, он чувствовал себя довольным тем, что зарабатывал на жизнь, получая деньги за то, что, по сути, было его хобби, и, возможно, именно в этом и заключалась суть дела. Он сочетал рабочие знания в области электроники с чувством музыканта и отличным слухом, чтобы добиться тех звуков, которые ему нравились, используя технологии и компоненты того времени.

 

То, что бесчисленные гитаристы по достоинству оценили усилители Дика, свидетельствует о его мастерстве и рассудительности. Чего нельзя сказать о многих высококвалифицированных инженерах-электронщиках, работающих в той же области. Дик умер через несколько месяцев после своего 80-летия, 6 июня 2001 года, оставив после себя сына, пять дочерей и самое замечательное звуковое наследие.