GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Dave Friedman

 

 

"Если у меня в голове появляется идея, я не вижу причин, по которым я не могу её воплотить": Дэйв Фридман о мотивации и звуке

 

 

Дэйв Хантер

Guitar Magazine Online

Июнь 2020

перевод с английского

 

 

После трёх десятилетий работы в качестве гуру усилителей для звёзд Дэйв Фридман знает толк в классическом британском рок-саунде, и утверждает, что в 100-ваттнму усилителю-голове отведены ещё долгие годы жизни.


На протяжении всей истории гитарного усиления можно встретить редких производителей усилителей, у которых "хватало слуха", чтобы распознать и воспроизвести тот звук, который искали музыканты. Дэйв Дженнингс, несомненно, обладал ими в компании JMI/Vox, о слухе Говарда Дамбла ходят легенды, как и о слухе Кена Фишера из Trainwreck. А в последнее время Дэйв Фридман снова и снова доказывает, что способен воспроизводить звук, который питает рок XXI века.

Если он слышал это один раз, то он слышал это тысячу раз: "Некоторые люди говорят, что мои усилители не звучат как Marshall. Ну, во-первых, какой Marshall вы имеете в виду? И какой ориентир? Он не звучит как JVM? Или 900, или 2000, или 800? Они все разные. Или Plexi? Когда кто-то произносит слово "Plexi", о каком звуке Plexi вы говорите? Вы имеете в виду AC/DC, или раскочегаренный Ван Халена? Или что-то среднее между ними, классический рок типа Free, Led Zeppelin, Aerosmith или что-то в этом роде? О чём вы говорите?"

Действительно. О чём вы говорите? Дело в том, что Фридман отточил тот яростный слуховой кайф, который мы несколько обобщенно называем "Marshall'оидным звуком", до такой степени, что его усилители часто предлагают более прямой путь к классическому саунду британского рока, чем сами винтажные оригиналы. Вы можете подумать, что вам нужен 50-ваттный Plexi, но попробуйте взять Friedman Small Box и подключить к нему Dirty Shirley, и вы поймёте, что вас по-настоящему заводит.


В двух словах, если это относится к рок-гитаре, то Дэйв Фридман в совершенстве владеет этим звуком. На протяжении многих лет он создавал его для многих величайших музыкантов мира, и даже до того, как вы узнали о существовании Дэйва Фридмана, велика вероятность того, что убийственный звук рок-гитары, который вы слышали из радиоприёмника или со сцены концертного зала, был получен благодаря усилителям, которые он собрал или модифицировал.
 

На западное побережье

 

Будучи заядлым гитаристом и помешанным на оборудовании в юные годы в Детройте, Фридман вскоре после окончания школы в возрасте 18 лет отправился в Калифорнию. Он сразу же влился в рок-индустрию Лос-Анджелеса и быстро завоевал доверие - и авторитет самых разных звёздных гитаристов.

"В 18 лет я пошёл работать в компанию Andy Brauer Studio Rentals", - рассказывает Фридман. "Они занимались сдачей в аренду студий и инструментов, а также их транспортировкой для всех ведущих студийных музыкантов, таких как Стив Лукатер, Дин Паркс, Майк Лаундау, Дэн Хафф - всех этих ребят. Именно там я начал своё музыкальное становление. В то время у него был чел, который делал для него оборудование и рэки, и этот чел ушёл. Я наблюдал за его работой и сказал: "Эй, я думаю, что смогу сделать это для тебя!"


В конце восьмидесятых - начале девяностых Фридман перешёл на работу к Брюсу Эгнейтеру в компанию Egnater Amplification и вскоре стал соавтором в создании нескольких новаторских ламповых преампов и голов, включая оригинальный четырёхканальный ламповый рэковый преамп Egnater IE-4, ещё до-Rocktron'овский, с оригинальным навесным монтажом.

"Брюс был наставником для моего будущего в том, что касается усилителей", - говорит Фридман. Но также очевидно, что молодой конструктор - тогда ему еще не было и 20 лет - был невероятно целеустремлённым. "Я всегда был целеустремленным челом", - говорит он. "Я всегда работал. Если у меня в голове появляется идея, я не вижу причин, по которым я не могу её воплотить".

 

 

Моды и рокеры

 

Пропасть между работой востребованным техником и созданием собственного брэнда Фридман преодолел с помощью нескольких модификаций усилителей, а в конечном итоге и сборки их на заказ, которые всё чаще стали запрашивать артисты.

"Я занимался модификацией Marshall'ов с помощью разработанного мной канала IE-4, - вспоминает он, - это было где-то в начале-середине девяностых. В какой-то момент времени, в каком году, я уже не помню, я сделал усилитель на заказ для Билли Говарделла из группы A Perfect Circle. Ему очень нравился его усилитель Naylor Superdrive 60, но он хотел немного соединить его со своим 100-ваттным Marshall. Таким образом, модификация как бы представляла собой преамп Naylor, но в усилителе мощности присутствовало некоторое содержание ДНК Marshall.

"Именно с этим усилителем он записал первый альбом Perfect Circle и все известные работы, которые он когда-либо записывал после этого. И был короткий период времени, когда я выпустил серию усилителей под названием Naked Amplifiers, которые были клонами этого оригинального усилителя. Вероятно, это было в конце девяностых или начале двухтысячных. Было несколько усилителей для США и небольшая партия для Японии, около дюжины усилителей".


Вернитесь на два десятилетия назад и взгляните на рынок усилителей в 2000 году, и вы подумаете, что гитаристы меньше всего нуждаются в очередном большом 50- или 100-ваттном клоне Marshall; однако именно это и сделал Фридман, и его усилители настолько глубоко проникли в суть того, что слышали музыканты в своих головах, что стали практически в одночасье пользоваться успехом. Усилители Friedman появились на прилавках магазинов, и вскоре как трудолюбивые профессиональные музыканты, так и "воины выходного дня" обнаружили, что у них есть доступ к звуку некоторых величайших мировых звёзд.

О гейне

 

По мнению самого Фридмана, ключ к успеху заключался в том, чтобы определить, какие именно звуки классического рока действительно нужны музыкантам, и воплотить их в устройствах, способных воспроизводить их стабильно, эффективно и на той громкости, которая требуется в современных концертных залах. Как рассказывает Фридман, первое чаще всего заключается в гораздо меньшей мощности, чем, по мнению музыкантов, им требуется, а второе требует применения органов управления, чтобы сделать их пригодным для использования.


"Иногда, - говорит Фридман, - если дать людям именно тот звук, который они просят, может быть, даже конкретный усилитель - попросить их сыграть именно через то оборудование, которое использовалось на той или иной знаменитой записи, - они могут быть шокированы, узнав, что гейна гораздо меньше, чем они думали".

"Я имею в виду, что я тоже делаю усилители с высоким запасом гейна, но это не обязательно то, чем славятся мои головы. Я делаю это для тех, кто хочет большего. Для меня квинтэссенцией усилителя является старая схема Plexi Super Lead с Variac на 10. Именно такова моя голова, которая при правильной настройке дает достаточно высокий уровень гейна, но гейна старой школы. Знаете, это больше похоже на Plexi школы Ван Халена, если можно так выразиться.


"Именно оттуда всё и пошло с моими усилителями. У меня есть оригинальный 50-ваттный Marshall Plexi '68-го года, который я много лет эксплуатировал с вариатором - я использовал его в качестве подопытного кролика, я делал с ним кучу вещей - но изначальный тембр моего канала BE был создан для того, чтобы клонировать этот звук. Когда-нибудь я хочу снять видеоролик, в котором возьму свой усилитель BE-100 Deluxe и скажу: "Давайте сравним его с 2203, Plexi, другими классическими моделями и попробуем клонировать их звучание", просто потому, что мне надоело, что люди говорят: "Он не звучит как Marshall", понимаете?"

О мастер-громкости


Одним из наиболее заметных достижений Фридмана, по мнению многих гитаристов, которые любят его усилители, является способность воспроизводить классический рок с великолепным звучанием на любой громкости, которая требуется в конкретном месте - или вообще тихо, что часто случается в наши дни. Схемы мастер-громкости большинства усилителей Фридмана сами по себе не представляют ничего оригинального или даже особо продвинутого. Напротив, именно то, как он формирует, позволяет добиться масштабного звучания на меньшей громкости и неизменно динамичной игры даже на небольших клубных или репетиционных уровнях.

"В моей мастер-громкости нет ничего особенного, - признаётся Фридман, - это просто то, как звучит весь усилитель. Я настраиваю усилители, как правило, на низких уровнях громкости, и я думаю об этом примерно так же, как при микшировании записи: если вы микшируете на низких уровнях громкости и добиваетесь того, что всё сбалансировано и звучит отлично, то при увеличении громкости всё звучит просто замечательно. Если же смикшировать запись на высокой громкости, а затем убавить ее - сделать все наоборот, - то это, как правило, звучит совсем не так, как надо".

"Поэтому я настраиваю усилители на низкой громкости, но при этом создается ощущение, что звук громкий, понимаете? Я не добавляю много низов в преампе, потому что считаю, что это обычно мешает гейну. Звучание становится более перегруженным или пердящим, или как бы вы ни хотели это назвать. Поэтому я специально убираю большую часть низких частот в преампе усилителя, но это немного компенсируется в усилителе мощности. Таким образом, все эти настройки, изменения преампа и прочее - вот часть того, почему эта мастер-громкость, похоже, работает отлично. Никто больше не выпускает 100-ваттных усилителей, а нам удаётся продавать их в огромном количестве".


Чтобы прояснить ситуацию, Фридман подтверждает, что индивидуальные регуляторы каналов в его усилителях - а это то, что есть в большинстве из них, - это не хвалёная мастер-громкость после фазоинвертора, которой так восторгаются многие фанаты усилителей и любители-самопальщики, а старые добрые регуляторы на выходе преампа, которые сдерживают ярость до фазоинвертора.

 

"Пост-фазоинвертор - это интересная концепция, - размышляет он, - но мне она в целом не нравится, поскольку она лишает усилитель петли отрицательной обратной связи, поэтому при уменьшении громкости вы теряете часть этой отрицательной обратной связи, и усилитель становится ярче и резче. Есть некоторые способы компенсировать это, но при этом изменяется частотная характеристика.

 

"В наши дни я предпочитаю использовать что-то вроде Fryette Power Station. Особенно новую 100-ваттную модель, которую он недавно выпустил. Это потрясающее звучание. У меня был клиент, для которого я делал оборудование, Тоши Янаги, играющий в шоу Джимми Киммела, и тогда я впервые услышал 100-ваттную версию - у меня есть и другая версия - и я дружу со Стиви [Фрайеттом], поэтому я написал ему сообщение и просто проклял его, ха-ха. "Чёрт бы тебя побрал за то, что ты сделал еще лучшую вещь!""

Наблюдение за звёздами

 

Отправившись в Лос-Анджелес по стопам своих многочисленных гитарных героев около 33 лет назад, Фридман сейчас находится на высшей ступени своей карьеры, в течение которой ему посчастливилось работать со многими из них.

 

"Самое забавное, - говорит Фридман, - что Стив Стивенс был моим любимцем, Эдди Ван Хален был моим любимцем, Джейк И. Ли, Джордж Линч, Уоррен ДеМартини - я имею в виду ту эпоху - Ангус Янг, Джимми Пейдж. Позже я стал большим поклонником Тая Табора, да и вообще всего классического рока. Aerosmith, Free и тому подобные вещи. Но с большинством из этих музыкантов я работал. Думаю, единственный, с кем я еще не работал, хотя это может произойти в ближайшее время - Уоррен ДеМартини".

 

Последняя именная модель из конюшни Фридмана - JEL-100, горячая, сделанная вручную навесным монтажом, лимитированная 100-ваттная голова, созданная для бывшего гитариста Оззи Озборна - Джейка И. Ли.

 

"Он не был по-настоящему востребованным гитаристом с тех пор, как вышел из эпохи восьмидесятых с Оззи - он исчез на некоторое время, а затем вернулся", - объясняет Фридман. "Так что я сделал этот проект просто как забаву для себя. Но один чел из Fender сказал мне: "Подожди, вот увидишь. Мы продали очень много его гитар Charvel. Больше, чем мы когда-либо думали". Мы поехали на NAMM с этим усилителем и продали 150 100-ваттных голов за два дня. Просто... всё распродали. И это лимитированная серия красных усилителей с автографом, которая стоит 3700 долларов. Так что, видимо, 100-ваттник не умер. И есть определённые культовые артисты, которые всё ещё актуальны для многих людей на рынке".

 

Несмотря на то, что все усилители Friedman во многом вдохновлены стариной - большинство из них имеют звуковую ДНК, полученную от его любимой топологии Plexi-n-Variac 68-го года, - компания пока не выпускала моделей, основанных непосредственно на классике конца пятидесятых и начала шестидесятых... пока.

 

"В моей голове всё ещё крутится бизнес-модель, - говорит он, - чтобы сделать серию винтажных усилителей. Некоторые из них будут британскими, а некоторые - американскими. И мне бы очень хотелось это сделать, потому что именно оттуда все и пошло; как я к этому отношусь? Так что я бы сделал это в некотором роде клонирование, как, например, мой 50-ваттный Plexi '68-го года. Или: "Вот этот особенный Vox AC30, который у нас есть", - что-то интересное в этом роде. Возможно, это произойдёт в будущем. Хотя сейчас будущее немного нестабильно".

 

Нестабильно или нет, но мы можем быть уверены, что усилители Фридмана будут играть роль в значительной части музыки, когда она, наконец, вернётся в полном объёме... и мы даже не добрались до его педалей, звукоснимателей или новой линейке гитар, разработанной совместно с Гровером Джексоном - всё это материал для другого раза.

Дэйв Фридман (справа) и Джоэл Хокстра (гитарист Whitesnake, Night Ranger, Trans-Siberian Orchestra, Шер)