Те, чья юность прошла в '80-е, наверняка застали моду на модульные дивайсы. Помните магнитофоны Сатурн, Томь, Вега, у которых отстёгивались колонки и вынимальсь отдельные блоки - плеер или портативный радиоприёмник. Те, кому повезло больше, могут вспомнить модные в то время японские магнитофоны Sharp, Panasonic, JVC, Sanyo и т.д. Одно время был бум на модульную технику, и появлялись универсальные комбайны, сочетающие в себе всё, как швейцарский нож - радиоприёмник, магнитофон, акустическую систему. Более продвинутые могли включать в себя ещё проигрыватель дисков, телевизор. Я видел Sharp, у которого даже выдвигалась портативная мидиклава из под откидной крышки расположенной под дэкой. Но самые навороченные дивайсы, разбирающиеся на большое количество отдельно работающих блоков я увидел уже в начале '90х у Yorx. Продукция этого загадочного брэнда продавалась в различных павильонах ВВЦ на ВДНХ.
Вы наверно заметили слово Guitar в названии блога, и поэтому я предлагаю сегодня вспомнить не аудио-видие-шмидео технику, а модульные гитарные процессоры того времени.
Идея объединить напольные примочки в одну систему пришла в головоу Питу Корнишу еще в начале 70х, а в самом начале 80х Yamaha предложили педалборд, в который можно было крепить гитарные примочки определённых стандартизированных габаритов. Производилось 3 модели педалбордов, Это были SB-40, рассчитанный на 4 педали, SB-100 - на 7 педалей в 2 ряда и самый навороченный SB-200 - двухрядный, со встроенным патчбеем, вмещающий до 11 педалей.
Педалборды были заточены под примочки Yamaha и Korg первых серий.
В сборе педалборды получались очень тяжёлыми, и в '83м инженеры Yamaha и Korg предложили новое решение.
Все гитарные эффекты имеют один совершенно одинаковый узел - кнопку включения. Японские инженеры создали лёгкий пластиковый педалборд, уже оборудованный кнопками, в который можно было вставлять различные модули эффектов, похожие на картриджи игровых приставок. Хотя идея с катриджами конечно не нова, подобное применялось ещё в середине '70х на гитарах Electra. На шасси располагалось пять кнопок, четыре из которых включали соответствующий эффект, а пятая отключала все эффекты.
Yamaha производила шасси под индексом PSE-40A, а Korg - PME-40X.
Получился гитарный процессор с открытой архитектурой, как у компьюторов IBM, конфигурацию которых можно было собрать из плат заточенных на работу со стандартизированной шиной.
Предлагалось огромное множество картриджей как от Korg, так и Yamaha. Гитарист мог вспомнить счастливые детские годы, и, словно играя в кубики, собирать собственный гитарный процессор.
Время течёт стремительно, и технологии развиваются. Появление на рынке цифровых устройств позволило менять эффекты внутри процессора не механически, а программно, и даже записывать изменения положения регуляторов каждого эффекта. Модульные процессоры быстро были сняты с производства, и стали частью истории, как компакт-кассеты, компакт-диски, дискеты и прочие забавные вещи из прошлого.