Многих недостаточно опытных гитаристов пугает процесс установки струн на классическую гитару, и совершенно зря. На самом деле ничего сложного в этом нет.
Струнодержатель классических гитар (а также и укулеле) отличается своей конструкцией от вестерн-гитар. Вместо перпендикулярных пробок, именуемых бридж-пинами, струны продеваются в отверстия, параллельные верхней деке. Однако встречаются и исключения из правил. На гитарах Lowden, Takamine и Ovation можно встретить струнодержатель без пробок, похожий на классику, а на укулеле Washburn U50 с пробками, как на вестерне.
Поскольку все металлические струны имеют на одном конце специальный шарик, их установка не вызывает вопросов. Но что касается струн для классической гитары (и укулеле), то оба конца струны обычно ровно обрезаны, и зацепиться им в отверстии струнодержателя просто нечем.
Конечно же, можно встретить и нейлоновые струны с шариками, но мало того, что это большая редкость, так консервативные классические гитаристы ещё и презирают их. Все преподаватели стараются учить своих студентов так, как их учили преподаватели, и преподаватели их преподавателей, и пре-пре-преподаватели, придерживаясь ортодоксальных канонов, установленных ещё до того, как Антонио де Торрес в середине 19 века создал окончательную концепцию конструкции классической гитары.
Все современные нововведения, такие, как например усиление грифа анкерным механизмом, ортодоксальные классики считают ересью, а струны крепят старым дедовским методом, передаваемым из поколения в поколение, обвязывая их вокруг бриджа. И хотя разные музыкальные школы могут придерживаться своих версий узлов, все они очень похожи. Хотя, в последнее время некоторые испанские производители всё же внедряют простую и эффективную конструкцию струнодержателя Морено с дополнительными шестью отверстиями, не требующую вязки.
На самом деле процесс установки струны на классическую гитару очень прост, и занимает не более полминуты.
Для начала нужно подготовить струну, проще говоря, просто размотать её из бухты.
Пропускаем свободный конец струны в отверстие струнодержателя, в направлении противоположном грифу, как показано на рисунке 1.
Рис. 1
Делаем петлю (рис. 2) и скручиваем её на пару оборотов, как показано на рис. 3.
Рис. 2
Рис. 3
Удерживая скрутку, чтобы она не размоталась (рис 4), продеваем в петлю другой свободный конец, как показано на рис. 5 и 6.
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Прижимая хвостик к верхней деке, затягиваем узел (рис 7), следя за тем, чтобы он попал в паз с отверстиями бриджа, со стороны противоположной грифу, и надёжно там прижимался нашим узлом.
Рис. 7
Итак, после того, как мы закрепили конец струны с одной стороны, то есть на бридже, переходим к закреплению другого конца, на колке.
Как и конструкция бриджа, конструкция колков классической гитары отличается от вестерна.
Во-первых, голова грифа имеет два слота, а колки расположены в другой плоскости (хотя, производятся и вестерн гитары со слотами в голове и таким же расположением колков, как правило, переиздания классических винтажных моделей, вроде гитар Martin с индексом VS).
Во-вторых, на валы колков классической гитары надеты пластиковые втулки, обладающие очень низким коэффициентом трения, то есть очень скользкие, и если струну не закрепить должным образом, она просто выскользнет из отверстия, при попытке настроить гитару. Особенно это касается голых синтетических или жильных струн.
Для предотвращения этой ситуации, необходимо закрепить струну самозатягивающимся узлом. Процедура схожа с той, что описана выше.
Продеваем струну в отверстие колка в направлении противоположном верхнему порожку, как показано на рисунке 8.
Рис. 8
Тут я сделаю небольшую паузу, чтобы рассказать об одном лайфхаке.
Чтобы гитара меньше расстраивалась, число витков на колке должно быть минимальным. Однако, третья струна, оплетена очень тонкой канителью, склонной к деформации и протиранию.
Чтобы увеличить срок жизни третьей струны, я советую оставить на колке небольшой запас, и время от времени перетягивать струну, чтобы сместить точку соприкосновения канители с ладовыми порожками, пока она ещё не слишком деформировалась и не протёрлась. Это позволит сэкономить не только деньги на покупку нового комплекта струн, но и нервы.
Но вернёмся к нашему процессу.
Оставив необходимый провис струны над грифом (минимальный для всех струн и с запасом для третьей), продеваем свободный кончик обратно в отверстие колка, так, чтобы получилась петелька, как на рис. 9.
Для пущей надёжности делаем скрутку, как и в прошлый раз (достаточно одного оборота), и продеваем свободный конец в петлю, как на рис. 10.
Рис. 9
Рис. 10
Затягиваем полученный узел (рис 11.) и настраиваем высоту звука, периодически оттягивая струну от грифа, для надёжной затяжки узлов, пока строй не перестанет плыть.
Рис. 11