GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Celestion Greenback, Heritage G12M,

 

G12EVH

Большинство начинающих гитаристов, взяв гитару в руки, тут же испытывают глубочайшее разочарование, почему же никак им не удаётся добиться звучания хоть как-то приближенного к саунду их кумиров. Сперва они списывают это на недостаточные навыки игры. Подучившись, списывают на плохой инструмент. Купив гитару подороже, и в очередной раз, разочаровавшись, они начинают менять звукосниматели, но опять ничего не выходит. Далее они думают, что дело в примочке. Покупают сперва серийные педали от Boss, MXR, Ibanez, затем бутиковые, потом гоняются за винтажными, "теми самыми, правильными”, но в итоге звук опять не тот. В конце концов, большинство смиряется с этим и уповает на то, что звёзды играют на каких-то волшебных, специально сделанных для них инструментах и примочках, а для простого обывателя производители гитар специально делают гитары похуже, чтобы оградить звёзд  от конкуренции.

История же показывает огромное количество примеров, когда великие гитаристы, не достигнув ещё звёздного статуса, записывают свои лучшие альбомы на обычных серийных инструментах, не самых дорогих, из ближайшего магазина, а то и на кривых самопалах, собранных на коленке.

В чём же тут секрет?

Полноценный гитарный саунд формируют не только и не столько дерево и звукосниматели, как принято считать,  а в гораздо большей степени усилитель и акустическая система.

Чтобы понять это, просто сравните звучание гитары в линию со звучанием в комбик, и почувствуйте разницу. Именно усилитель и колонка – основа гитарного саунда. Даже супердорогой кастом шоп в плохой усилитель будет звучать хуже, чем дешёвый ширпотреб в хороший аппарат. Да, дешёвая гитара будет менее удобна, она будет фонить, расстраиваться, у неё будут паразитные биения, волчки и прочая дрянь, но в целом, в хороший комбик  она будет звучать очень близко к тому, что можно услышать на альбомах. А дорогой кастом шоп, воткнутый в музыкальный центр или паршивый комбик будет звучать ничуть не лучше чем неподключенная гитара с приложенным к корпусу ухом исполнителя и ни одна примочка ситуацию не исправит.

Гитара лишь инструмент, формирующий исходный звуковой сигнал. Она должна быть удобна для лёгкого звукоизвлечения, хорошо строить, не давать петуха на отдельных нотах, не затыкаться. Усилитель же подготавливает звук для окончательной подачи, где конечным звеном является динамик. Даже пресловутый сустейн – заслуга не столько вклеенного или сквозного грифа. Он легко добивается на хорошей громкости за счёт обратной связи между гитарой и динамиком.

Я помню стародавнее интервью гитариста Metallica, Кирка Хэммета, где он рассказывал как он, будучи ещё подростком, работая в Burger King, откладывал деньги, чтобы купить Gibson Flying V своей мечты. Что он с ним только не делал, какие звукосниматели не ставил, ничего не помогало заставить гитару зазвучать, пока он, наконец, не воткнул её в Marshall. Только тогда он и понял, что гитара – это лишь одна из составляющих полноценного саунда. Сколько же перспективных гитаристов бросили это занятие так и не добившись более-менее сносного звучания.

Подведу итог сказанному выше. Чтобы получит саунд вашего кумира, одних гитары и примочки недостаточно. Обязательно нужен гитарный усилитель. Даже если вы играете дома, нужен усилитель с динамиком нормального размера, полноценно воспроизводящего частоты гитарного диапазона, ни как не 6-дюймовой пукалкой, а диаметром хотя бы 8, а лучше 12 дюймов.

Тут возникает ещё одна проблема:

Практически любой гитарный комбик, даже самый паршивый, вдруг раскрывает себя, если его включить в нормальный внешний кабинет.

В чём же тут секрет?

А тут опять же всё очень просто. Многие производители экономят, и втыкают в комбики обычные среднечастотные ширпотребные динамики, не заточенные под гитарный саунд. Эту ситуацию можно легко исправить, если заменить динамик на тот, который предназначен именно для гитары. Как и звукосниматели, в  гитарные динамики заложена определённая эквализация, позволяющая получить правильный именно гитарный звук.
Приведу пример из своего собственного опыта.

В середине первой декады нулевых я приобрёл для домашних занятий недорогой комбик Kustom 12 Gauge. Сейчас эта модель уже не производится, но ему на замену пришёл KG112 от тех же самых Kustom.
До этого у меня было много разных усилителей. Когда-то это был Marshall Valvestate 8080, который я сменил на Fender Hot Rod Deluxe, потому что хотел полноценный ламповый аппарат. Fender оказался слишком громким для дома, и я сменил его на хоть и более мощный Crate Vintage Club, но с двумя полноценными каналами и, самое главное, с мастер-громкостью, позволяющей заниматься дома не нервируя родственников и соседей. После я играл в связке преамп-оконечник-обработка-кабинет. Это были то Marshall JMP1, то ADA MP1, оконечник и кабинет Marshall и различные приборы обработки от Rocktron, Roland, Yamaha и др.

Я даже использовал одно время радиосистему AKG со всем этим набором, когда у меня было место на рэковой полке для Boss VF-1 и оставалось ещё полурэковое пространство ещё для одного прибора.
В конце концов, я завязал с живой работой, продал весь этот набор, но для сессионной работы мне нужен был какой-то комбик дома, и я взял простейший транзисторный Kustom.

12 Gauge меня привлек, прежде всего, полноразмерным динамиком. В то время это был первый недорогой 12" комбик на рынке, позволяющий играть дома на малой громкости. Тем не менее, он оказался достаточно большим и громким, не смотря на свои 20Вт. Сперва я ставил его на кресло, уткнув динамиком в спинку, дабы не нервировать соседей, но потом плюнул на них и просто поставил его посреди комнаты, попутно используя как столик для пива и закуски.
Изначально он звучал не ахти, но не то динамики имеют свойство разыгрываться, не то ухо со временем замыливается, через пару лет он даже на собственном дисторшне без внешних примочек зазвучал практически не хуже Дайма лучших альбомов Pantera. Может я, конечно, себе льстю, но звучал он и правда неплохо.

В то время я снимал квартиру и подо мной жила очень вредная бабка, которую моя игра на гитаре очень доставала, и я подумал, что я могу решить проблему, установив в комбик динамик с большим сопротивлением. Я подумал, если усилитель в комбике 4-омный, то поставив фирменный 8-омный динамик я сделаю его хотя бы раза в полтора тише.

И вот я приобрёл динамик G12H Anniversary.
Тогда я не выбирал какой-то специальный динамик. Дело в том, что они не держат почему-то динамики в магазине, а привозят их с загородного склада по предоплате, и я взял то, что было на местном складе.
Вопреки моим надеждам, комбик зазвучал ещё громче (родной китайский динамик оказался таки восьмиомным, но чувствительность видимо была ниже), но кардинально изменился характер звука. Что бы я не пытался играть, будь то Megadeth, Van Halen, Motley Crue или Pantera, это был тот фирменный гитарный звук, что я привык слушать на пластинках.

С тех пор я начал глубоко изучать характер различных динамиков и сделал определённые выводы. Я даже стал различать их на слух. Слушая Оззи я слышу, в какой песне Закк лабает через Celestion Greenback, а в какой через Electro Voice EVM12. Я и вам рекомендую провести те же эксперименты, благо, фирменный динами по цене вполне сопоставим с фирменным гитарным звукоснимателем. Я думаю, если вы попробуете, вы обязательно найдёте именно тот динамик, который более всего подойдёт вам.

От себя же я, для домашних занятий я порекомендую обратить внимание на Celestion Heritage G12M и Celesrion G12EVH.

Что же такое Heritage G12M и чем он так хорош?

Во первых, это одна из немногих моделей, которая производится в Англии!,  а не в Китае.

Во вторых,  эта модель изготавливается по оригинальным спецификациям динамика Greenback.

Celestion Heritage – это переиздание того самого легендарного Greenback, по тем самым технологиям, используемым на старой фабрике в Темза-Диттоне, поскольку на новой фабрике в Ипсуиче изменили технологию, чтобы увеличить мощность гринбека, в ущерб его тембральным характеристикам. Поскольку на новых динамиках название компании было указано как Rola Celestion, старые получили прозвище "pre-Rola", хотя на момент появления Гринбэка, Rola уже лет 20 как поглотила Celestion. Однако, сегодня  смешно видеть, что прозвище Greenback "пре-ролавских" G12M стало официальным именем современных китайских зеленожопов, а оригинальные Heritage этого имени не имеют.
Heritage G12M появились на рынке благодаря ребятам из Matchless, которые скупили и уже исчерпали все запасы NOS пре-ролавских гринбэков. Огромное спасибо, конечно, стоило бы сказать блоку NATO, косвенно приложившим руку к появлению этого динамика.

Дело в том, что медную проволоку для Heritage поставляет производитель, основная продукция которого попадает в категорию военной промышленности, и он не может поставлять продукцию китайцам, как потенциальному противнику. По этой же причине в России в 2015-2016 случился серьёзный перебой со струнами Elixir и отчасти ботинками Ecco, когда компании Gore, основная отрасль которых медицинская и военная промышленность, запретили поставлять продукцию в Россию согласно санкциям. Благодаря этому, переиздание динамиков реализовали в Англии, а не в Китае.

В чём же различия между китайским Greenback и Heritage G12M?

Heritage чуть менее мощный, 20Вт RMS против 25 зеленожопа.

У Heritage, равно как и у пре-ролавского гринбэка не так замылены верха, и не так бубнят низа. Этот динамик звучит прозрачнее на чистом звуке, особенно заметно с усилителями Vox, и у него больше презенса, очень заметного с Marshall.

У Heritage более чёткий и не такой бубнящий низ, идеальный для рифов с дисторшн. Именно дж-дж-дж, а не па-па-па.

Также у Heritage G12M есть родной брат, именная модель Эдди Ван Халена G12EVH.

Разницы между этими динамиками почти нет, хотя правильнее сказать совсем нет. Единственное чем они отличаются, так тем, что у EVH магнит обтянут не зелёным пластиком, а чёрным, и на жопе наклейка в фирменных ванхаленовских полосках. В остальном это тот же самый пре-ролавский гринбэк, того же Английского! производства, ничем не отличающийся от Heritage G12M. Кстати, у местного дистрибьютора OEM версия EVH (не в индивидуальных коробках, а по 4 в одной общей) сейчас стоит на почти на треть дешевле китайского Greenback.

Постскриптумом замечу ожидаемый вопрос от поклонников не менее легендарного динамика Celestion Vintage 30, почему я рекомендую именно зеленожопа или Ван Халена.

Vintage 30 – великолепный динамик, ничем не хуже зеленожопа, но…

Он очень мощный, очень пробивной, идеальный для живой работы, но в этом обзоре я писал больше о домашних комбиках и кабинетах. V30 отлично ложится в микс, но не так комфортен для игры без группы, его гораздо труднее раскачать маломощным усилителем. Если вы играете с записью, то Vintage 30 вам, возможно, подойдёт больше, но если вы играете без ансамбля, один, сам, то проверьте сами, с зеленожопом играть комфортнее.

(с) 2016