GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Carl Verheyen

 

 

Интервью с гитаристом Supertramp

 

 

 

 

 

 

 

Эндрю Дэйли

Фото - Chipster PR

VW Music, март 2021

перевод с английского

Я всегда был поклонником гитаристов. Идея лид-гитариста всегда восхищала меня. В идеальном мире я бы умел играть... но увы... я не умею. Может быть, когда-нибудь, но не сегодня.

 

Если говорить о гитаре, точнее, о лид-гитаре, то сегодня с нами один из лучших и самых разносторонних гитаристов - Карл Верхайен. Вы можете знать его по его долгой карьере сольного исполнителя, сессионщика и, конечно же, как лид-гитариста группы Supertramp с 1985 года.

 

Как я уже говорил, сегодня у меня в гостях один из лучших гитаристов в мире. Не верите мне? Карл даже вошёл в десятку лучших гитаристов мира по версии журнала Guitar Magazine, но если вам этого недостаточно, то, возможно, вам стоит побаловать свои уши некоторыми его ликами с его грядущего нового альбома Sundial, который вы можете приобрести здесь.

 

А пока наслаждайтесь беседой с Карлом. Мы говорим о его ранней любви к Beatles, жажде джазовой музыки, присоединении к Supertramp и вхождении в "банду" как участника. Это интересная беседа. Вникайте.

Карл, спасибо, что нашли время поговорить с нами. Это был странный год, не так ли? Как вы держитесь во время этого, казалось бы, постоянно бушующего пожара в мусорной корзине?

 

У меня всё идёт довольно хорошо, учитывая все обстоятельства. С 1 августа по 8 декабря мне пришлось отменить 43 концерта, но я использовал 2020 год, чтобы освоить несколько новых навыков, например, программу для записи ProTools в моей домашней студии и медиатор для большого пальца, технику, которая очень чужда нам, гитаристам, играющим плоским медиатором.

 

Расскажите нам свою предысторию. Как вы пришли в музыку? Что послужило, так сказать, пропуском?

 

Я помню, как мои родители устроили вечеринку и наняли трио: гитара, фортепиано и бас. Я просидел у ног гитариста всю ночь, пока меня не заставили лечь спать. Вероятно, это был первый раз, когда я увидел, как музыка создаётся вживую, и это произвело на меня большое впечатление, когда я был маленьким ребенком. Затем, в подростковом возрасте, на местных телеканалах было несколько передач для подростков о сёрфинге, и саундтреком к ним была сёрф-музыка. Я не мог насытиться этой реверберированной сёрф-гитарой до тех пор, пока в 1964 году в США не приехали Beatles.

Как артист и гитарист, кто был одним из ваших самых первых и наиболее важных влияний?

 

Очевидно, Джордж Харрисон, а также Роджер МакГуинн из The Byrds. Далее последовали Майкл Блумфилд и Эрик Клэптон, а затем Джими Хендрикс. В те времена популярность и виртуозность электрогитары в стиле рок стремительно росли, это был захватывающий период. Но когда в середине '70-х я занялся джазовой гитарой, я понял, что рок-гитаристы сильно отстали. Поэтому на некоторое время я переключился и около пяти лет изучал джаз с закрытыми глазами. Такие люди, как Уэс Монтгомери и Пэт Мартино, оказали на меня огромное влияние. В конце концов, я пришёл к изучению всех различных стилей после того, как однажды в 1980 году услышал по радио поучительное соло Джо Уолша.

 

Давайте погрузимся внутрь и поговорим о Sundial. Что послужило источником вдохновения? Расскажите нам о процессе записи и о том, как этот альбом появился на свет.

 

Помимо моей группы, у меня есть сайд-проект Cranktones, состоящий из лучших студийных и гастролирующих музыкантов Лос-Анджелеса. Мы не так часто играем, потому что все заняты на сессиях высокого уровня и гастролях с такими людьми, как Джеймс Тейлор, Марк Нопфлер, Бёрт Бакарак, и я со своей группой, так что свободное время совпадает редко. Я получил возможность записать эту группу в Sweetwater Studios в Форт-Уэйне, штат Индиана, и сразу же ухватился за этот шанс. Затем я записал свою гастрольную группу в Лос-Анджелесе в студии Sunset Sound. В Criteria, в Майами, я передублировал вокал и ещё немного передублировал гитарув Kingland Studios в Клирлейке, штат Айова. В общем, я был повсюду! Cranktones - это группа с двумя барабанщиками (Джон Ферраро и Чад Вакерман) в стиле Allman Bros, поэтому эксперименты с ритмом повлияли на некоторые вещи.

Теперь подробнее о вашем новом альбоме. В лирическом плане, какие темы вы исследовали во время написания Sundial? Чем отличалось ваше творчество для этой пластинки от того, что мы видели в прошлом?

 

Я знаю, что это звучит банально, но за последний год я стал лучше осознавать бодрящую силу музыки. Я заметил песни или части песен, которые всегда вызывали у меня улыбку или бурные эмоции. Иногда, давая урок игры на гитаре, я играю небольшой фрагмент мелодии, и мне приходится сдерживать слезы из-за силы текста и гармонической модуляции. Поэтому на этой пластинке я сосредоточился на этой эстетике как в лирике, так и в музыке. На альбоме есть песня под названием "Garfunkel", которая рассказывает о случайной встрече с Артом Гарфанкелом в возрасте 15 лет. Наша семья была в поездке по Альберте, Канада, и мои родители захотели выпить в лобби отеля "Lake Louise Chateau". Детей отправили на озеро побросать камешки, но по дороге я увидел большой белый рояль и сел играть вступление "Bridge Over Troubled Water". Как раз в такт первому куплету я услышал голос через плечо... и это был Гарфанкел! Он, вероятно, шёл через лобби, чтобы подколоть меня, и, конечно, я полностью замер!

 

Sundial охватывает так много различных жанров. Я слышу здесь рок, фанк, ска, соул и даже несколько афро-вещей. Учитывая, что этот альбом как бы отказывается быть классифицированным, что вы думаете об идее жанровых ограничений в целом?

 

У меня была долгая карьера в студиях Лос-Анджелеса, я играл на тысячах пластинок, телевизионных шоу, фильмов и рекламных роликов. Секрет этого успеха заключается в универсальности: если вещь в стиле кантри, на которой вы играете, отклоняется в сторону рок-интерпретации, а всё, что вы умеете - это играть на гитаре Telecaster в стиле кантри, вас не позовут на весь альбом. Я видел, как парня в ковбойской шляпе и сапогах отправляли домой! В конце концов, эта часть моей "основной работы" перешла в мою сольную карьеру, и я понял: Я не связан специализацией! Как бы я ни восхищался Альбертом Кингом или Стиви Рэем Воном, одними из величайших блюзменов всех времен, я не мог ограничиться одним стилем музыки в трёх тональностях. Есть гораздо больше.

Давайте вернемся немного назад. Вы присоединились к Supertramp в 1985 году, верно? Как вы оказались в группе? Вы записали с группой несколько невероятных альбомов. Оглядываясь назад, что вы думаете о своём пребывании в группе?

 

Да, однажды в 1985 году я участвовал в записи альбома одной вокалистки, а инженером был британец. Мы отлично поладили на сессии и обменялись номерами. Вечером он разговаривал с инженером Supertramp, который рассказал, что они прослушивали гитаристов и им не понравились первые 18, которых они услышали. Итак, мне позвонили в полдесятого вечера и назначили прослушивание на десять утра следующего дня. Придя, я извинился, что не знаю ни одной из их мелодий, и они сказали: "Мы не хотим играть ни одной из наших чёртовых мелодий, давай сыграем блюз!". Так что я сходу влился в коллектив и был принят на работу в тот же день. По сей день я считаю Рика Дэвиса одним из своих самых больших наставников. Он научил меня тому, как нужно устраивать шоу мирового класса, будь то в маленьком городке в Ньюфаундленде или в Королевском Альберт-холле в Лондоне.

 

Это ваша 18-я сольная пластинка, верно? На мой взгляд, это одна из лучших работ, которые вы когда-либо записывали. После стольких лет, как вам удаётся сохранять свою музыку такой свежей и актуальной?

 

Я практик. Я играю постоянно, иногда просто для того, чтобы услышать, как ноты звучат в воздухе. Когда я не готовлюсь к следующему живому выступлению, я занимаюсь в свободной форме. Я не работаю над техникой или фишками, просто нанизываю линии из головы. Я могу плыть вверх по грифу, играя мелодическую идею в тональности фа минор, и на полпути перейти в тональность си мажор. Дуга линии и её мелодический размах могут дать что-то для записи в моём"сборнике ликов". Я записываю линии, идеи песен, транскрипции для других музыкантов и аккорды с конца семидесятых. Я думаю, что в настоящее время "количество томов" моего "сборника" составляет около 28 штук.

Как артист и гитарист, как вы и ваш стиль эволюционировали с годами? Как бы вы сравнили Карла Верхайена 2021 года с Карлом Верхайеном конца восьмидесятых? Что изменилось?

 

Ввосьмидесятые была мода на шред-гитаристов, которой я ненадолго увлёкся, особенно на первых двух альбомах. Я не буду называть имён, но через некоторое время стало трудно отличить кого-то из этих шред-гитаристов друг от друга, за исключением Эдди Ван Халена. Всё это стало звучать неактуально, и я интуитивно перешёл к более классическому звучанию, которое, казалось, лучше соответствовало моему стилю. Звук стал гораздо важнее для меня, и я понял, что именно скомпрометировало разницу между классическим и временным звучанием. Хороший пример - Том Петти. Эти ранние вещи Heartbreakers до сих пор не потеряли своей актуальности. На самом деле, "Turn Turn Turn Turn" группы The Byrds до сих пор выпрыгивает из радиоприемника, когда я её слышу!

 

А как обстоят дела в музыкальном бизнесе в наши дни? В каком состоянии находятся дела? Что бы вы хотели, чтобы изменилось?

 

Я бы хотел, чтобы эфирное радио не было такой корпоративной катастрофой, когда плейлисты радиостанций соситавляются компаниями для того, чтобы получить наибольшее количество слушателей в это время суток из определённой демографической группы. Прошли те времена, когда творческие диджеи крутили то, что им нравится. В детстве, когда мы росли в Лос-Анджелесе, мы слушали другие группы, чем наши соседи из Сан-Франциско на севере. Мы увлекались Buffalo Springfield и The Doors, а они слушали Jefferson Airplane и Quicksilver Messenger Service. То же самое можно сказать о Нью-Йорке и Балтиморе. И, конечно, постоянная жалоба всех записывающихся музыкантов в наши дни: потоковое вещание - отстой! Я считаю так: Если вам нравятся конкретные исполнители, вы должны голосовать за них. Проголосуйте за их возможность выпустить ещё одну пластинку, купив эту.

Что вы думаете о социальных сетях в отношении творчества? Временами они кажутся всеохватывающими, не так ли? Артисты больше не просто артисты. Они и сами себе пиарщики. Это помогает или мешает?

 

Сейчас это необходимое зло, которое отнимает время от творческих начинаний. Я начал замечать около пяти лет назад, когда на каждую сессию, которую я делал для другого артиста, приезжала съемочная группа на половину студийного времени. Я помню, как один барабанщик на сессии встал и сказал: "Вы платите мне за то, чтобы я играл на вашей пластинке, а не снимался в вашем фильме!". Но я старался, пока не мог гастролировать, поддерживать своих поклонников небольшими видео и "информационно-развлекательными" материалами. Во многих отношениях это положительный момент.

 

На протяжении многих лет вы были адъюнкт-преподавателем студийной джазовой гитары в Школе музыки Торнтона при Университете Южной Калифорнии, а также в Музыкальном Институте. Что вам больше всего нравится в преподавании?

 

Я прошёл практически всё, чем только можно заниматься как музыкант в музыкальном бизнесе. Я начинал играть на школьных танцах в подростковом возрасте, а в 20 лет перешёл на свадебные банкеты и в клубы. Я ворвался на студийную сцену и стал играть на пластинках и в саундтреках к фильмам в качестве главного солиста с 105 музыкантами в комнате. Я играл на самых больших сценах мира с Supertramp и руководил собственной гастролирующей группой с 1988 года. Думаю, я просто хочу поделиться своим опытом в надежде, что он поможет новому поколению обрести радость от создания музыки своими руками, а не с помощью компьютера.

Мы знаем о вас как о рок-гитаристе, но как насчет джазовой стороны вещей? Насколько большую роль сыграл джаз в вашем становлении как музыканта и гитариста?

 

Джазовая импровизация - это высокий уровень общения, который выводит человека на другой уровень сознания. Я помню, как играл в маленьком джазовом заведении в Ньюпорт-Бич под названием "Studio Café". Однажды вечером я был в ударе и сыграл длинное соло на мелодию "There Is No Greater Love". Припев за припевом я придумывал идею за идеей, с широко открытыми глазами и "в теме". В конце песни все участники группы сказали: "Чувак, это было невероятно!". Я поблагодарил их за приятный комплимент, но они сказали: "Только не во время твого соло! Тёлка в конце бара оголила сиськи прямо перед тобой!". Но я был так увлечён музыкой, что не заметил этого, хотя смотрел прямо на нее. К этому состоянию я стремлюсь на каждом живом выступлении, но это не всегда получается. Но помимо импровизации, джаз научил меня красоте гармонии. Я анализирую песни Брайана Уилсона, Леннона/Маккартни, Пола Саймона, Элтона Джона, братьев Гибб и многих других, чтобы понять, почему они работают и что делает их современными стандартами.

 

Помимо музыки, чем еще вы увлекаетесь и почему? Как ваши другие увлечения влияют на вашу музыку и вдохновляют вас?

 

Меня вдохновляет изобразительное искусство, я часто посещаю музеи мира во время гастролей. Я читаю множество биографий, и не только о музыкантах. Я счастлив в браке уже почти 40 лет, что редкость в рок-н-ролльном бизнесе, но я черпаю много вдохновения в отношениях с женой. На самом деле, песня "Sundial" вдохновлена её концепцией времени и моим примирением с тем фактом, что она никогда не беспокоилась о минутной стрелке на часах!

Вы увлекаетесь винилом? Кассеты? CD? Или вы теперь предпочитаете цифровой формат? Где вы предпочитаете покупать музыку? Назовите несколько альбомов, которые значат для вас больше всего и почему?

 

В этом году я подарил себе на Рождество хай-эндовый проигрыватель. Я люблю винил и по-прежнему покупаю много компакт-дисков. Во время пандемии мне пришлось прибегнуть к покупке новой музыки через интернет, но покупка пластинок всегда была приятной частью жизни, начиная с подросткового возраста в Пасадене и еженедельных походов в PooBah's Record Shop на Фэйр-Оукс. Продавцы хватали меня и рекомендовали таких людей, как Чик Кориа и Бетти Картер. Некоторые важные альбомы... слишком много, чтобы их упоминать, но если ограничиться только гитаристами, то я бы назвал Beatles VI (американский релиз), Wheels of Fire группы Cream, Axis Bold as Love Хендрикса, Live at the Fillmore группы The Allman Bros, Smokin' at the Half Note Уэса Монтгомери, We'll Be Together Again Пэта Мартино, Standard Brands Чета Эткинса и Ленни Брю, Night of the Living Dregs группы Dixie Dregs, Fair Warning группы Van Halen, все записи Police, все записи Рая Кудера, Guitar Shop Джеффа Бека, Songlines Дерека Тракса... и ещё десятки других!

 

Последний вопрос. У вас была долгая, успешная и многоуровневая карьера. С учётом сказанного, как ветеран "сцены", что бы Вы могли посоветовать молодым артистам, желающим попробовать свои силы?

 

Как музыкант, учитесь, снимая других исполнителей, которыми вы восхищаетесь. Это "входной этап", который важен до тех пор, пока вы не усвоите стили и авторские почерки своих героев. В определённый момент станет важно, что для того, чтобы звучать как вы, вам нужно будет обратить процесс вспять и начать заставлять музыку звучать по-другому. Писать свои собственные линии, создавать свои собственные аккорды, заставлять простой аккорд D звучать так, как ВЫ хотите, чтобы он звучал. С открытой душой и упорным трудом начнёт формироваться стиль. Остальное встанет на свои места, но будьте готовы изобретать себя заново каждые пять лет!