Дьявол в деталях
Гэри Графф
Guitar Player, ноябрь 2023
перевод с английского
Он сделал рокабилли снова крутым и возродил интерес к биг-бэнду в эпоху гранжа. Выпустив свой новый альбом The Devil Always Collects, рок-н-рольщик Брайан Сетцер рассказывает о том, что движет его безграничным творческим потенциалом, и делится информацией о гитарном оборудовании, которое стоит за его музыкой.
Брайан Сетцер, как он пел когда-то в группе Stray Cats, создан для скорости. И вам придётся утопить педаль в пол, чтобы не отстать от него - особенно когда речь идёт о его музыке. За последние почти 50 лет - в основном в составе Stray Cats и самостоятельно - Сетцер озадачивал и приводил в замешательство слушателей и был мастером делать то, чего вы меньше всего ожидали. Просто носить кок и играть рокабилли в конце семидесятых, когда доминировали AOR и панк, было бы достаточно нонконформистски, но Сетцер, которому сейчас 64 года, сделал карьеру на том, чтобы заставлять нас удивляться, и радовать нас гораздо чаще, чем нет.
Сетцер родился в Массапекве на Лонг-Айленде и начинал с игры эуфониуме в джазовых оркестрах своей школы. В подростковом возрасте его можно было встретить в клубе Village Vanguard в нью-йоркском районе Гринвич-Виллидж, но он быстро находил связи между широким разнообразием джаза, который он любил, и современным роком. Особенно его привлекал рокабилли, с его татухами, бриолином и громким, открытым звуком гитары Gretsch 6120. Он и его брат Гэри создали группу Tomcats, которая превратилась в Stray Cats с добавлением Ли Рокера (урождённого Дракера) на контрабасе и Слим Джима Фантома (МакДоннелла) на барабанах.
Лонг-Айленд, да и вся Америка в целом, не были особенно привлекательным инкубатором для "бродячих котов", поэтому Сетцер, Рокер и Фантом нашли более удачливую судьбу в Лондоне, где был больший интерес со стороны поклонников и коллег-музыкантов. Дэйв Эдмундс принял Stray Cats, выпустив одноимённый дебютный альбом 1981 года, который достиг шестого места в британских чартах и дал начало синглам Топ-10, таким как "Runaway Boys" и "Rock This Town". Выпустив в том же году Gonna Ball, группа скомпилировала оба альбома в Built for Speed и вернулась за океан, где MTV помогло воплотить задуманное и превратить Stray Cats в золотую сенсацию и на родине.
Затем для Сетцера начались действительно интересные события. Первый распад Stray Cats в 1984 году вывел его в мир в качестве сольного исполнителя без каких-либо условий. Сетцер играл с группой Роберта Планта Honeydrippers, а затем удивил мир своим сольным дебютом The Knife Feels Like Justice в 1986 году, написанным в стиле хардленд-рок. Четыре года спустя он представил Brian Setzer Orchestra - биг-бэнд из 18 человек, который играл джамп-блюз (его исполнение песни Луиса Примы "Jump, Jive an' Wail" стало саундтреком к рекламе Gap), получил пару премий "Грэмми" и положил начало ежегодным рождественским турам.
На протяжении последних четырёх десятилетий он сочетает выступления с BSO, воссоединениями Stray Cats и сольными альбомами - один из них, Wolfgang's Big Night Out в 2007 году, был наполнен шестиструнными интерпретациями классических композиций и получил номинацию на премию "Грэмми" в категории "Лучший альбом кроссовера классики". В его альбоме 2011 года Setzer Goes Instru-Mental!, еще одном номинанте на премию "Грэмми", оригинальные композиции сочетаются с трио-кавер-версиями "Blue Moon of Kentucky" Билла Монро, "Cherokee" Рэя Нобла и других.
Осенью этого года Сетцер выпустил альбом The Devil Always Collects, продолжение альбома 2021 года Gotta Have the Rumble и второе подряд сотрудничество с продюсером Джулианом Рэймондом. Как и предыдущий альбом, 11-песенный сет был записан дистанционно: Сетцер и инженер Джейсон Оррис работали в студии Terrarium в Миннеаполисе, где проживает гитарист, и пересылали файлы Рэймонду в Нэшвилл. Сетцер и его постоянный автор текстов Майк Химельстайн работали над пятью композициями, а его жена Джули стала соавтором одной из них ("Psycho Suzie").
Он также исполнил кавер-версии "Girl on the Billboard" Дела Ривза и "Play That Fast Thing (One More Time)" Ника Лоу. Те, кто обратил внимание - а таких немало - заметят, что основной гитарой на этот раз стал "Франкенштейн" 1957/'58 годов Gretsch Duo Jet, который придаёт The Devil Always Collects цельнокорпусное звучание, но при этом остаётся верным твангу, который является его фирменным знаком.
И, пожалуй, самое приятное, что Сетцер снова отправляется в путь - впервые после праздничного тура BSO в 2018 году - обновлённый и, по его словам, готовый греметь снова.
Брайан зажигает со своим Gretsch 6120 1959 Relic в цвете Tropical Coral.
Вы записали Gotta Have the Rumble и The Devil Always Collects одним и тем же способом, дистанционно. Что вас привлекает в этом процессе?
Прежде всего, конечно, приятно просто пройтись по кварталу, как на работу, а в конце дня вернуться домой. В этом есть что-то хорошее. Но, знаете, старая школа мышления заключается в том, что вы собираете всех в одной комнате и делаете запись. Именно так всё и происходило, и я всегда считал, что так и должно быть, а это перечеркивает всё. Потому что, если подумать, даже если вы все в одной комнате, вы как бы находитесь в своей собственной комнате. Даже когда я записываю пластинки с Stray Cats или с группой из трёх человек, басист играет на акустическом инструменте, и у него много утечки, поэтому мы помещаем его в маленькую комнату для вокалистов. Мы называем её аквариумом, потому что его можно увидеть только через стекло. Так что он не совсем в той же комнате. А барабанщик отгорожен экраном, потому что он очень громкий, и невозможно избежать утечки в микрофон. Так что, когда вы находитесь в разных местах, не всё ли равно, в одном ли вы месте или в разных частях страны? Эти записи действительно звучат хорошо, даже если мы не были "вместе".
Как вы поняли, что хотите, чтобы эта запись звучала именно так?
Я всегда позволяю им быть такими, какими они хотят быть. Всё всегда начинается с сочинения, что бы ни вышло. Это как включить кран, как я люблю говорить. Как только я начинаю играть, всё выходит само собой.
Эта пластинка, на мой взгляд, звучит немного более, если не сказать лучше, попабилли или сайкобилли. В ней немного больше остроты. В рокабилли, безусловно, можно пойти разными путями. Например, можно использовать больше кантри. Этот вариант кажется немного более интенсивным, и я просто пошел по этому пути.
Была ли какая-то первая песня или две, которые положили начало альбому?
Думаю, первой песней, которую я сочинил для него, была "Rock Boys Rock". Я не получал того звука, который хотел получить от 6120; он просто не соответствовал тому, насколько бешеной стала песня. Поэтому я подключил Duo Jet, который у меня есть, - это "Франкенштейн" Duo Jet '57-го [корпус] и '58-го [гриф], и я просто сделал его немного громче, чем обычно. Мы с Джейсоном посмотрели друг на друга и сказали: "О чёрт возьми, вот оно!" Такие мелочи вдохновляют тебя продолжать сочинять, двигаться в определённом направлении. На предыдущей пластинке это был старый ревербератор, который заставил меня сочинять песни. На этой пластинке это был Duo Jet.
Брайан держит в руках Duo Jet расцветки Blue Sparkle, выцветшей до зелёного оттенка. У него корпус '57-го года и гриф '58-го, и это единственный в мире Gretsch Duo Jet такого цвета.
Какова история Duo Jet?
Он был у меня почти всю мою жизнь. Думаю, что изначально он был привезён из Канады, и над ним много работали; я не уверен, что в этой гитаре действительно осталось много от Duo Jet. Я использовал его на своём альбоме Rockabilly Riot Vol. 1 [2005], когда делал кавера на все сессии Sun [Records], и он звучал великолепно, потому что я хотел получить старый сингловый звук. Но когда в этот раз я выкрутил её немного громче, чем следовало, он превратилась в этакого флэнджерного монстра. Какая великолепно звучащая гитара!
Я не знаю, что в ней такого. Она почти как Telecaster, но не такая мягкая. В ней больше тванга. Так что я использовал её на большей части записи, и это моя первая запись, где я не так часто играл на 6120.
Можно услышать Duo Jet в качестве вдохновения в такой песне на этой пластинке, как "Black Leather Jacket", которая является своего рода экстремальной, по-хорошему - почти металом.
Да. [напевает мотив] Она более мрачная, чем весёлые рокабилли. Может быть, это из-за того, что я так долго сидел дома - я стал немного раздражительным, как и все остальные. Мне стало обидно, так что, возможно, [песня] получилась в этом направлении. Эти песни просто развиваются сами, понимаете? Я их не контролирую. Я думаю, что они управляют мной. The Devil Always Collects был похож на маленького монстра. Этот рифф просто убил меня.
Как вы стали Gretsch-меном, и что удерживает вас на этом пути сегодня?
Эти вещи до сих пор приносят мне наибольшее удовольствие. Помимо старых мотоциклов, старых машин - это гитары Gretsch. Я купил одну из них [его оранжевую 6120 1959 года] в конце семидесятых, потому что хотел быть похожим на Эдди Кокрана. Я даже не знал, будет ли она хорошо звучать. Тогда никто не знал, кто такой Эдди Кокран, и я нашёл её по объявлению в местной газете за сто баксов. Это такой особенный звук. У людей, которые играют на цельнокорпусных гитарах, такого не бывает, но звук выходит из усилителя, возвращается через гитару, и вы можете контролировать, сколько сустейна вы хотите, сколько фидбека вы хотите, и всё это качает. Вы чувствуете это. Для меня это лучшая вещь в мире.
И правильный усилитель?
Опять же, это просто вопрос удачи. Я приобрёл Fender Bassman. Он 1963 года выпуска. Я взял его, потому что мне нужно было победить Слим Джима на барабанах. Это громкий усилитель - просто такая комбинация. Когда я заработал немного денег и вернулся из Англии, я подумал: "Теперь я куплю то, на чём играют все остальные, и купил Fender Stratocaster и большой усилитель Marshall. Но я никогда не мог превзойти Gretsch через Bassman.
Инструменты и оборудование Брайана на 2023 год: 1. Пружинные ревербераторы Fender Reverb 1962 (спереди) и 1963 (сзади) годов выпуска. 2. Ламповый усилитель Gretsch 6169 Western Cowboy 1960 года. 3. Gretsch White Penguin 1956 года и Gretsch White Falcon и 1958 года. 4. Усилитель Fender Bassman 1963 года и Roland Space Echo. 5. Gretsch 6156 Playboy 1958 года. 6. Echo Fix EF-X3 Chorus Echo. 7. '57/'58 Duo Jet Blue Sparkle. 8. Gretsch 6120 1960 года.
Когда вышел альбом Ready to Rumble, Вы говорили о том, что у Вас остались несколько песен, написанных вместе с Джо Страммером. Рассматривали ли Вы их для этого альбома?
Нет. Это был другой стиль. У меня есть три или четыре [песни], но мне нравится думать, что я сохраняю память Джо. Я не говорю о нём слишком много. Мы были близкими друзьями. Мне нравится хранить память о нём так, как, я думаю, ему бы хотелось. Если эти песни когда-нибудь увидят свет, я, наверное, посоветуюсь с Люсиндой, его вдовой, - "Не будет ли ничего страшного, если я сделаю это?" - просто потому, что я очень уважаю его.
Каково было работать с ним?
Мы с Джо были просто друзьями по семейному отдыху. В своё время Джо со своей семьёй приезжал в Калифорнию, где я тогда жил, и мы проводили вместе всё лето, просто как друзья. А потом мог сказать: "Эй, Джо, у тебя есть тексты песен, которые ты пишешь с той группой, которая у тебя есть, The Clash? [смеётся] И он садился и писал тексты, а я сочинял для них песни. Пару из них я использовал, а эти три или четыре я отложил и забыл о них.
Так что мы делали это просто для удовольствия, но мы никогда не говорили о наших группах. Мы говорили обо всём, кроме того, что мы друзья, и о кадиллаках. Мы ездили к мексиканской границе. Он был очарован американской культурой и всегда хотел посмотреть, на что она похожа.
Помню, однажды мы остановились, потому что в поле играли в покер ковбои, и он хотел с ними поговорить. Я сказал: "Джо, может быть, тебе не стоит останавливаться и разговаривать с этими ребятами", но он это сделал. [смеётся] Я думаю, что они отнеслись к нему снисходительно, потому что знали, что он из других мест, потому что у него был забавный акцент. А он любил такие вещи - сумасшедшие американские штучки. Нам было очень здорово вместе. Он похож на меня, но он был англичанином, верно?
Есть ли у песен нового альбома какая-нибудь история, связанная с тем, что они сидели и ждали своего часа?
Нет. Обычно я копаюсь в том, что у меня есть; начинаю с чистого листа. Иногда я копаюсь в своих старых кассетах, и что-то может броситься мне в глаза - гитарный приём или название песни. Но это не так часто. Да и то, это всего лишь отправная точка, а дальше я буду двигаться в другом направлении.
Сияние Gretsch. (слева направо) Hot Rod Green Sparkle, 1957/'58 Duo Jet Blue Sparkle, 6120 года и Hot Rod Candy Magenta.
В анонсе The Devil Always Collects вы сказали, что на концертах в этом году вы будете играть "немного сольной гитары и небольших фишек, которые я придумал сам". Это означает, что вы действительно будете играть соло, то есть без аккомпанемента?
Да, я хочу сыграть несколько сольных гитарных вещей, только один. Это то, чего я никогда раньше не делал. Я просто сыграл несколько местных концертов в небольшом пабе в соседнем квартале, просто чтобы посмотреть, как всё пройдёт и как всё будет звучать. Я не играл довольно давно, поэтому хотел посмотреть, как работают мои уши - как работает мой мозг после перерыва. И я хотел сыграть несколько сольных инструментальных вещей. Например, у меня есть версия "Georgia on My Mind", которую я всегда хотел исполнить. Я сыграл "Cherokee" в прямолинейном, почти джазовом варианте. Я сыграл блюграсс, который вдохновил меня из прошлого. Я просто играл, и это очень понравилось, я думаю, потому что не так много людей, которые играют так, как я, если честно. Люди были очень заинтересованы, так что я собираюсь продолжать это делать, вставлять это в середину концерта или что-то в этом роде.
Никто не играет так, как вы, - вот в чём суть дела. Откуда взялся тот репертуар, который вы исследуете все эти годы?
Мне просто нравилась самая разная музыка, и я чувствовал, что ограничивать себя только одним стилем - это всё равно что использовать три пальца, когда у тебя их пять. Первой музыкой, которую я помню, была рокабилли, которую я слышал дома, Элвис, музыка к телепередачам и мультфильмам. Вы когда-нибудь слушали, насколько хороша тема из "Мэнникса" или тема из "Рокки и Буллвинкля"? [речь идёт о старом детективном телесериале и о мультфильме про лося и белку - прим. переводчика] Это невероятно! На меня действительно повлияла вся эта музыка, которую вы просто слышали по телевизору. Это может показаться глупым, но вся эта музыка была написана так хорошо. Я думаю, что ребята, которые писали эти вещи, пришли из той эпохи, когда писали композиции для биг-бэндов, и всех этих замечательных телесериалов с заставками. Так что это было моё первое знакомство с музыкой, когда однажды, придя домой после школы, ты смотришь старые мультфильмы и думаешь: "Ух ты, что это такое?" И впитываешь в себя всю музыку. Я до сих пор могу напевать эти старые песни. Я думаю, что многие люди могут. Она была написана очень хорошо, и это вдохновило меня.
Чем был привлекателен рокабилли и почему, на ваш взгляд, он сохраняет свою привлекательность вот уже почти 70 лет?
У него самая лучшая энергетика. Он чист. Это изначальный дух рок-н-ролла. Знаете, что Джимми Пейдж сказал Слим Джиму? "Знаешь, второе соло на альбоме [Джина Винсента и Blue Caps] "Double Talkin' Baby", которое исполнил Клифф Гэллап? Я до сих пор его играю. Это самая потрясающая вещь". Рокабилли обладает определённой чистотой и энергией.
Почему так произошло? Я думаю, многие ребята были молодыми, вернулись с войны, и им было нечего делать. Или, может быть, они нашли себе занятие по душе и вдруг начали возиться с электроникой, что привело к гитарам. Я не знаю. Но это очень интересно: Первые рокабилли, ребята из Вирджинии, играли иначе, чем ребята из Канзас-Сити. У них было радио. У них не было компьютеров. У них не было различных способов восприятия музыки. Что бы ни звучало [по радио], это было то, что оказывало на них влияние. В те времена у вас был Джеймс Бёртон из Луизианы, который играл совсем не так, как Клифф Гэллап из Вирджинии. Всё было очень местечково. А Клифф Гэллап привнёс немного джаза, приехав из Нью-Йорка. В их игре можно было услышать регион.
Брайан играет на своём Gretsch Hot Rod Candy Magenta.
Rolling Stones были первыми поклонниками Stray Cats, и вы даже выступали перед ними. Каково это было?
Когда они впервые пришли к нам, я знал, наверное, три песни Rolling Stones. Я вообще мало что о них знал. Я знал "Honky Tonk Women" и хиты. Я был больше увлечён Карлом Перкинсом и Джерри Ли Льюисом. Я знаю, что это звучит дико, но я открыл для себя [Роллингов] после того, как они открыли нас. Одно время они, кажется, хотели подписать с нами контракт на каком-то рекорд-лейбле, который они собирались основать, но, по-моему, они так и не сделали этого.
Вы действительно получили одобрение от своих героев. Это должно было быть приятно.
Ребята из рокабилли, с которыми я познакомился, были так рады за нас. Они были просто счастливы, что снова слышат настоящую музыку. Для меня это было истинным волнением, когда я встретился с этими ребятами: "Ты тот самый парень, который сделал "Red Hot"!". Это значило для меня больше, чем встреча с нынешними людьми.
Ваша карьера, как правило, идёт вразрез со временем - Вы играли рокабилли, когда были популярны панк и новая волна, и биг-бэнд, когда господствовал гранж. Вы прирождённый нонконформист или противоречивый человек?
[смеётся] Это моя мама, просто её упрямство. Возможно, мне досталось немного этого. Я уверен, что это сработало против меня. Но мне посчастливилось заниматься тем, чем я всегда хотел заниматься. И играть на гитаре, и чтобы кто-то обратил на это внимание, не говоря уже о том, чтобы играть такую музыку, которая продержалась несколько лет в пятидесятые. Я удивлён, что это вышло за пределы моего гаража. Мне очень повезло, что она понравилась другим людям. Это никогда не станет такой масштабной вещью, как кантри или хард-рок, но это моя вещь.
Есть ли что-то такое, что удивило бы людей, которые знают только Stray Cats или, может быть, Orchestra?
У меня была группа новой волны под названием Bloodless Pharaohs. Это была первая группа, которая заставила меня играть в панк-рок клубах [Нью-Йорка]: CBGB, Max's. Я не пел. Это было похоже на Roxy Music в сочетании с рок-н-роллом. Вы должны были это услышать. Это был действительно интересный материал. Я просто был в теме всего этого. В один вечер я играл с Pharaohs, в другой - с какой-то кошачьей группой - Bobcats, Stray Cats... Мы постоянно меняли названия. Но, да, Bloodless Pharaohs. Мы записали альбом, но я не уверен, что его можно где-нибудь найти.
С позиции старшего поколения [Сетцер смеётся], что вы можете посоветовать, как выработать свой особый стиль?
Ну, это хороший вопрос. Когда я только начинал, я слышал людей по радио, и мне очень нравилось, что у них есть свой собственный, особый звук. Первое, что я подумал, наверное, самое важное: "Я хочу получить свой собственный звук", и каким-то образом я наткнулся на комбинацию Gretsch-Bassman. На меня повлияло много людей, но я добился своего собственного звука. Вы должны каким-то образом найти это. Вы должны найти этот голос, используя комбинацию гитары и усилителя или что-то ещё. Вам не нужен сумасшедший Les Paul через Marshall; вы можете получить что-то уникальное. Другое дело, что не нужно ограничивать себя - комбинируйте любую музыку. Нет никаких правил. Я говорю, что вы следуете правилам весь день; когда вы играете на гитаре, это единственный шанс не следовать правилам. Так что во многом это просто продолжать пробовать, а потом вдруг найти свой собственный звук. Это можно сделать.
Со своим 6120 1960 года.
Что бы Вы посоветовали для того, чтобы продолжать расти и постоянно совершенствоваться, как вы к этому стремитесь?
Я думаю, что нужно сохранять позитивный взгляд на жизнь. Очень легко пойти по тёмной дорожке. Я думаю, что позитивный настрой поднимает вас над болтовнёй о негативе, особенно в интернете. Понимаете, я вырос не на интернете. Когда в интернете стали высказывать своё мнение, не неся за это никакой ответственности, меня это сначала очень шокировало. Это действительно шокировало. Я думаю, что сегодня, особенно в молодости, нужно быть выше этого и не обращать на это внимания. Просто быть самим собой, стараться сохранять позитивный настрой. Конечно, если люди говорят тебе, что делать, не слушайте их. Просто продолжайте делать так, как вам хочется. Это лучший совет, который я могу дать.
Есть ли что-то, что вы ещё не сделали, но хотели бы сделать?
Я просто хочу вернуться в свою лужу и снова играть, потому что прошло уже много времени. Я бы хотел немного поработать в трио, а в следующий раз сыграть со Stray Cats, потому что это лучшая рокабилли-группа. Самая лучшая. Так что, возможно, я сделаю это следующим летом.
У меня есть два альбома собственных песен, которые я хочу сыграть, и как только я их закончу, я вернусь и сыграю с Stray Cats. В этом есть своя химия. Это волшебство, которое невозможно выразить словами. Это то, что заставляет вас возвращаться. Вы хотите запечатлеть этот кусочек магии, потому что мы не знаем, почему это происходит, и хотим это понять.
Брайан Сетцер благодарит Адама Мейера из Mill City Lutherie в Миннеаполисе, который восстановил гриф двух его 6120, а также лютье из Twin Cities Уайатта Овермана. Альбом The Devil Always Collects уже можно купить или прослушать онлайн.
Огромное спасибо Сергею Тынку, автору единственного русскоязычного гитарного журнала Guitarz Magazine за этот и многие другие предоставленные материалы для перевода.
С Hot Rod Green Sparkle.