Накануне долгожданной международной выставки производителей музыкальных инструментов и оборудования, зимнего NAMM Show, японская корпорация Рорандо Кабущики Гайщя, более известная как Roland, анонсировала новый моделирующий гитарный процессор семейства V-Guitar.
Некоторые наверно попытаются меня поправить, назвав его гитарным синтезатором, ведь он работает с так называемым "MIDI-датчиком", однако это не так. V-Guitar хоть и имеет на борту MIDI-конвертер, позволяющий подключить внешний синтезаторный модуль и играть его звуками, а также моделирует аналоговый волновой синтез винтажного GR-300 с помощью виртуальных осцилляторов и фильтров, однако сам по себе в полной мере синтезатором не является. Да и Roland GK – это не MIDI-звукосниматель, а полифонический или гексафонический звукомниматель, для индивидуального снятия синалов с каждой струны, которые потом могут быть обработаны отдельно и смикшированы или разведены на разные каналы/дорожки/усилители и т.д. Появившийся в 1995 году напольный Roland VG-8 стал первым в мире гитарным процессором, предлагающим физическое моделирование, причём не только усилителей, преампов и оконечников, гитарных педалей, акустических кабинетов, но и звукоснимателей, а также самих гитар, как электро, так и акустик (и близких к ним щипковых инструментов вроде банджо, ситара и т.д.) и их настройки. При этом, одна гитара может одновременно быть несколькими виртуальными инструментами (пропущенными через разные усилители и обработку или меняющими строй), как звучащими одновременно, так и меняющимися при переходе со струны на струну или игре на разных участках грифа. Из за свой дороговизны, спрос на устройства V-Guitar был стабильным, но не массовым, а с появлением Line6 Variax он пошёл на спад, и 2009 году был снят с производства последний процессор Roland VG-99, выпускавшийся в настольном формате. Он был хоть и со своими странностями вроде встроенного Ribbon-контроллера (не логичнее было бы сделать выносной, крепящийся к пикгарду или верхней деке, как это у GTC Revpad), но очень интересный и заслуживает отдельного обзора. Roland хоть и признал своё поражение Line 6, однако в 2014 году взял реванш, выпустив относительно недорогой и компактный Boss GP-10. А после того, как в октябре 2023 года Line 6 (точнее их нынешние хозяева Yamaha) решили прекратить производство Variax, у Roland появилась возможность снова стать монополистом в области моделирования виртуальных гитар.
Внешне Boss VG-800 очень похож на своего собрата GM-800, который как раз и является самым настоящим гитарным синтезатором. Поскольку у VG-800 на один футсвитч меньше, то и ширина его соответственно тоже меньше. Как и GM-800, VG-800 заточен на работу с цифровыми полифоническими звукоснимателями нового поколения Serial GK (GK-5/GK-5B), так что для работы с предыдущими аналоговыми поколениями, использующими 13-пиновый разъём понадобится адаптер GKC-AD. При этом настройки позволяют адаптироваться к любым гексафоническим моделям, будь то Roland GK-2/GK-3, Yamaha, Axon, Fishman, L.R.Baggs, RMC, GraphTech и т.д. В сравнении с Roland VG-99, в плане аппаратной части Boss VG-800, кажется проще. Производитель отказался от таких вещей, как S/PDIF, Ribbon- и D Beam-контроллеров (нафига они гитаристу, руки которого постоянно заняты?), зато на борту имеется разрыв Send/Return для подключения внешних эффектов между моделируемыми преампом и усилителем мощности/виртуальным акустическим кабинетом. Что же касается внутреннего процессинга, то у VG-800 он превосходит и Boss GP-10 и Roland VG-99, с гораздо большими возможностями построение цепи обработки, с разделением на параллельные участки и последующим микшированием. Конечно же, VG-800 не помешали бы такие современные функции, как загрузка импульсных откликов и тонматчинг, но будем надеяться, что в будущем Roland в новых прошивках реализуют и их.