Фразовый сэмплер, или, как его чаще называют, лупер, Boss RC-5 вышел на рынок осенью 2020 года одновременно с ещё одним подобным лупером другого формата, Boss RC-500 и напольным гитарным процессором Boss GT-1000.
Я даже уже не берусь подсчитать, какое это уже поколение луперов Boss, поэтому особо подробно на истории останавливаться не буду, а перейду после небольшого исторического экскурса к разбору функционала самой примочки.
Пращуром всех луперов Boss можно считать гитарную педаль Boss DSD-2 Digital Sampler/Delay, довольно редкого зверя середины восьмидесятых, выпускавшегося менее года. Это была педаль похожая на Boss DD-2, по сути те же яйца. Пара отличий заключалась лишь в том, что, во-первых, DD-2 позиционировался как бы как стерео, хотя на самом деле у него помимо основного выхода был ещё и директ-аут. На DSD его заменили на триггерный вход, позволяющий синхронизировать его с драм-машиной, имеющей функцию передачи команды старт-стоп с соответствующего выхода, а, во-вторых, работой фразового сэмплера. На Boss DD-2 фраза просто закольцовывалась и воспроизводилась, пока педаль удерживалась нажатой. На DSD-2 педаль работала как старт(запись)-стоп. Кроме того, Boss DSD-2 позволял записывать наложения.
Как я уже упомянул, Boss DSD-2 не продержался в производстве и года. Дело в том, что благодаря техническому прогрессу, достигшему в восьмидесятые в Японии своего бума, элементная база значительно подешевела. У Roland/Boss появился шанс увеличить продажи за счёт снижения цены, однако поскольку дилеры только закупились прежней моделью, снижать на неё цену грозило предъявами. Поэтому Boss DSD-2 был переиздан как DSD-3, с небольшими косметическими изменениями. Трёшка продержалась на рынке не намного дольше.
Позже функция полноценного лупера появилась и в педалях Boss DD, но настоящий взлёт луперов Boss начался в 2001 году с запуска новой серии Loop Station. Уже первенец Loop Station, Boss RC-20, заключённый в корпус двухпедальной примочки-полупроцессора умел не только записывать пятиминутные лупы с наложением и управлением темпом в реальном времени, сохраняя высоту, но и обладал такими полезными функциями, как, к примеру, квантайз, автоматически регулирующий границы цикла. Но самое главное то, что Loop Station вышел за рамки гитарной примочки. Он позволял записывать аж 10 лупов плюс один "одноразовый" луп, не сохраняемый в памяти. Эти десять лупов сохранялись в памяти устройства даже при выключении питания, и между ними можно было переключаться. Причём помимо гитары Boss RC-20 позволял записывать вокальные лупы с микрофонного входа и сэмплировать аудиозаписи с аукса. Позже его сменила усовершенствованная версия RC-20XL, позволяющая записывать уже 16-минутные лупы.
С тех пор популярность луп-процессоров, используемых на живой сцене, росла как снежный ком.
В 2006 году появился пра-прадедушка Boss RC-5, фразовый сэмплер-лупер в форм-факторе гитарной примочки, Boss RC-2. Одновременно с ним вышел более навороченный лупер-процессор RC-50, позволяющий зацикливать и смешивать несколько треков, и давший старт целому направлению луперов Loop Station, включая диджейские настольного формата. Но их мы на этот раз опустим, остановившись на компакт-педалях.
Итак, родоначальником компакт-педалей Loop Station был RC-2. Умел он практически всё то же, что и RC-20XL за исключением того, что не имел микрофонного входа. То есть в него нельзя было петь. Зато аукс для источника фонограммы сохранился, позволяя записывать лупы с источника фонограммы. Правда, одновременно с гитарным входом использовать его было нельзя. Ради компактности регуляторы громкости лупера и гида, некоего подобия драм-машины, объединили в одну концентрическую ручку, а ряд кнопок заменили поворотным галетником Mode.
В 2011 году модели Boss RC-20XL и RC-2 сменили модели RC-30 и RC-3, позволяющие не только записывать аж 99 стерео-лупов общей сложностью до трёх часов, но обмениваться ими по USB с компьютером, в качестве wav-файлов. Оба устройства обзавелись сегментным дисплеем. Кроме того, производитель решил проблему фазировки, что позволило использовать аукс одновременно с инструментальным входом. Обе педали были представлены на зимней выставке NAMM Show в начале года, а в сентябре к ним добавился Boss RC-1, в том же самом формате гитарной примочки – простой и интуитивно понятный чисто гитарный лупер, без аукса, позволяющий записать 12-минутную стереопетлю, с возможностью наложения фраз.
И вот, осенью 2020-го, Boss RC-3 сменила более современная модель Boss RC-5.
Boss RC-5 – серьёзный шаг вперёд в сравнении с предыдущей версией Boss RC-3. Он по-прежнему позволяет записать до 99 стерео-петель, но память устройства увеличилась до 13 часов. Устройство обзавелось полноценным ЖК-дисплеем с подсветкой и MIDI, что позволяет интегрировать его в педалборд, и управлять всеми функциями в реальном времени с помощью MIDI-контроллера. Кроме того, ритмы драм-машины обзавелись вариациями, которые можно выбирать в процессе игры в реальном времени. Хотя есть у пятёрки и один серьёзный недостаток, о котором я расскажу в самом конце. Давайте подробнее остановимся на том, что же умеет эта чудо-коробочка, в сравнении с предыдущей версией, RC-3, и за что продавцы просят лишние три тысячи рублей (разница в РРЦ на момент релиза новинки около 20%).
Ну, во-первых, разница в разрядности АЦП при одной и той же частоте сэмплирования. Трёшка была 16-битной, а пятёрка – 32-битная. Заметно ли это на слух? Ну, как поётся в некогда популярной песне: уши у людей разные… Кто-то видит цвет фиолетовым, а кто-то различает оттенки, от фуксии до лилового.
Во-вторых, объём памяти трёшки позволял записать 99 треков, суммарно до трёх часов. Объёма памяти пятёрки хватает на 13 часов тех же 99 треков, до полутора часов непрерывной записи на один трек.
Драм-машина трёшки обеспечивала 10 музыкальных стилей, 2 из которых и стилями не назвать, просто отстукивание по хай-хэту или хай-хэт + бочка. У пятёрки же 57 ритмических паттернов с двумя вариациями для каждого.
Ну и информативность. У трёшки это сегментный дисплей на две цифры, у пятёрки же полноценный ЖК-дисплей, да ещё меняющий цветовую гамму в зависимости от функционала. Но самое главное, наглядно показывающий, в каком месте лупа вы находитесь в данный момент.
Кроме того трёшка не поддерживала MIDI, пятёрка же оборудована гнёздами MIDI-входа и выхода, реализованными на мини-джеках (TRS-mini).
Выросло и потребление, батарейки типа "Крона" хватало на три часа непрерывной работы Boss RC-3. У Boss RC-5 её хватает на 2 часа непрерывной работы.
Зато у трёшки был полноценный аукс. У пятёрки же аукса нет, и это может быть серьёзным аргументом в пользу того, чтобы поискать Boss RC-3 на авитах.
Кстати, буквально на днях, Boss анонсировали ещё пару новинок, самый навороченный на сегодняшний день (середина октября 2021 года) напольник RC-600, и обновлённый десктоп RC-505MkII, о которых я обязательно напишу в ближайших материалах.
Если вам понравился обзор и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной в самом низу страницы (справа).