Positive Grid – одна из наиболее стремительно развивающихся компаний в музыкальной индустрии на сегодняшний день. Начиная с создания продвинутого программного обеспечения для гитаристов на платформе iOS, и добившись огромных успехов в области программного обеспечения для компьютерных студий, Positive Grid вышли на новый уровень, выпустив на рынок гитарного оборудования приборы для живой работы, серьёзно потеснив таких монстров, как Kemper от Access и Axe FX от Fractal Audio.
Моё знакомство с продуктами этой компании началось, когда у меня появился iPad, и это совпало с появлением первой программы Positive Grid, Jam Up.
Первое же знакомство с Jam Up раскрыло для меня огромные возможности iPad и его превосходство над мобильными девайсами на других платформах. Я до сих пор считаю, что iPad входит в категорию приборов Must Have для всех гитаристов. Перепробовав все гитарные приложения из Apstore, я убедился, что по скорости отклика в реальном времени и натуральности звучания, моделируемых программой усилителей и примочек, Jam Up заметно превосходит своих ближайших конкурентов Amplitube и Ampkit, не говоря уж об остальном софте. Именно эти три приложения до сих пор установлены на моём айпаде, хотя Ampkit я не использую совсем, а Amplitube очень редко, только лишь как средство многоканальной звукозаписи. Эта функция, к сожалению, в JamUp реализована слабо, в формате портастудии, в то время как Amplitube предлагает полноценный секвенсор, а для цифровой студии Final Touch, моя старенькая модель айпада всё таки слабовата. Упомянутый Final Touch – ещё один продукт Positive Grid, мощнейшее средство пост-продакшн, требующее устройства с большей производительностью, чем мой iPad 2. Тем не менее, со всеми остальными задачами компьютер вполне справляется, не смотря на то, что ему уже почти десять лет.
Следом за Jam Up, Positive Grid выпустили ещё одно приложение для iOS, заставившее говорить о компании, как об одном из самых серьёзных игроков на рынке компьютерного моделирования. Эти приложением стала программа Bias Amp, воспроизводящая топономику гитарного усилителя. Bias Amp позволяет гитаристу заглянуть внутрь схемотехники гитарного усилителя и детально разобраться в работе всех его компонентов, и влиянии каждого на формирование звука. В этом приложении гитарист может виртуально менять лампы, трансформаторы, вращать подстроечные резисторы, переключать режимы работы компонентов, и всё это в реальном времени. Каждый узел электроники представлен детально. Также можно менять виртуальные кабинеты, их конфигурацию, динамики, микрофоны, снимающие звук, их расположение, и акустические свойства помещения, где всё это происходит. Можно менять даже дизайн корпуса усилителя, включая обшивку, дизайн панелей, ручек, всего, что только можно представить.
Кроме того, приложение Bias Amp интегрируется как в упомянутый уже выше Jam Up, так и приложения других разработчиков, например Garage Band или любое другое. Но и это уже не всё. Все усилители, созданные пользователями, можно выложить в интернет, и делиться или обмениваться ими с другими гитаристами по всему миру.
На этом Positive Grid не остановились. Появились новые приложения. Следующая программа, Bias FX, очень похожая на Jam Up, позволила уже строить цепочки эффектов и усилителей не последовательно, как это реализовано в Jam Up, а в разветвлённой конфигурации, используя сплиттеры и разрывы усилителей. И, наконец, Bias Pedal, схожая с принципом Bias Amps, позволила воспроизвести топономику любой гитарной педали, будь то дисторшн, хорус, дилей, абсолютно любая примочка, так же детально, как это реализовано для усилителей.
После колоссального успеха на рынке мобильных приложений, Positive Grid вышли на следующий уровень, выпустив приложения для компьютеров на платформах MacOS и Windows. В приложениях для более серьёзных настольных компьютеров (ну и ноутбуков, конечно же) появилась новая функция, новейшее достижение последних лет – Matching.
Этим термином назвали принцип цифрового клонирования звучания на основе анализа существующего звукового примера. Другими словами, как сэмплинг у клавишника. То есть берётся источник, например усилитель, примочка, или аудиотрек, компьютер анализирует его параметры, и моделирует достоверно похожий звук, который можно использовать для исполнения музыки. И это не синтез, это виртуальная обработка звука, то есть не как у клавишников, когда вы нажали кнопку, воспроизводится кусочек записи, тут всё зависит от поданного на вход гитарного сигнал, учитывая все нюансы звукоизвлечения и приёма игры. Изобретение просто фантастическое, как освоение космоса.
Кроме приложений для гитаристов, Positive Grid выпустили приложения для продюссеров и профессиональных студий, такие как упомянутый уже выше Final Touch, но на них я заострять внимание не буду. Познакомив вас с общим представлением о продуктах компании, я перейду к самой интересной части, непосредственно к обзору педали, с которой я хотел бы вас познакомить.
Итак, после колоссальных успехов на поприще компьютерных приложений, Positive Grid вышли на следующий уровень, воплотив свои идеи уже не программно, а аппаратно. Bias Distortion Pro – это напольное устройство, имеющее на борту 20 гитарных примочек овердрайв, дисторшн, фузз и иже с ними. Все примочки обладают возможностью запоминания положений их регуляторов и вызова в реальном времени. Всё как во всем знакомых напольных процессорах эффектов.
Ранняя версия педали выглядела весьма странно. В винтажном стиле аля Moog, с деревянными щёчками. На мой взгляд, такой корпус больше подошел бы больше педали модуляции, или процессору для акустической гитары.
Дело в том, что дизайн корпуса выбирался голосованием на сайте, где победили диванные гитаристы, подверженные влиянию интернет аукционов старого барахла.
Второе поколение получило уже более практичный полностью металлический корпус в удобном для педалборда формфакторе. Выглядит корпус очень солидно и добротно. Начиная с ручек и заканчивая каждым винтиком, всё внушает качество. Очень понравилось решение с резиновыми муфтами кнопок, предотвращающие их выламывание грубой обувью.
На тыльной панели прибора расположен ряд гнёзд для подключения и коммутации. Прежде всего, это стандартное гнездо питания от адаптера 9 вольт, хотя педаль запросто питается и через гнездо микро USB, как с внешнего компьютера, так и от телефонного зарядника.
Естественно присутствуют гнезда входа и выхода, необходимые для подключения гитары и усилителя. Кроме того, педаль оборудована гнездом для подключения педали экспрессии, а также элементами управления по MIDI, гнёздами входа и сквозного канала.
Устройство принимает MIDI команды, как переключения программ, так и контроллеров. Педали экспрессии можно использовать абсолютно любые, прибор позволяет их откалибровать, не прибегая к подключению ПК, посредством многофункциональной кнопочки на задней панели, той же самой, которая отвечает за включение блютуз.
За переключение пресетов отвечают четыре кнопки. На первые первые три можно назначить любые три из двадцати примочек, загруженных в прибор (опять же, всё это можно сделать, не прибегая к подключению компьютера). Червёртая кнопка включает буст со своим собственным регулятором гейна и переключателем режима между требл-бустером, подъёмом громкости, или добавлением гейна. Замечу, что бустер можно поместить как в начало, так и в конец цепочки, то есть до или после дисторшна.
Любая из кнопок вызова пресетов может работать как в режиме холодного труЪ байпаса, так и в режиме буферизированного электронного байпаса. По умолчанию байпас буферизированный, но вы можете переключить педаль в труЪ, присоединением источника питания при нажатой и удерживаемой соответствующей кнопке, однако имейте в виду, что отключив буфер, качество сигнала будете зависеть от длины проводов.
Элементы управления регуляторами примочек очень похожи на приборную панель очень популярного мультимедийного комбика Yamaha THR. Вращающийся регулятор Preset обладает мультифункциональным назначением. В своём обычном режиме он вызывает необходимую примочку. Нажатие регулятора переключает банки памяти, в этом случае светодиоды вокруг него переключаются с красного цвета на синий и обратно. Каждый из светодиодов, как и на подобном регуляторе Yamaha, подписан Boost, Metal, Fuzz, Overdrive и т. д., но эти подписи весьма условны. Когда вы загружаете в прибор собственные примочки (об этой возможности я расскажу ниже), у вас чистый звук с компрессором может оказаться в ячейке памяти подписанной Metal, или наоборот, экстремальный дисторшн в ячейке Boost. Но если вы выполните инициализацию, сбросив все настройки до заводских пресетов, всё будет соответствовать подписям.
Стоит только повернуть любую другую ручку, будь то Gain, Low, Mid, Blend и т. д., нажатие мультифункционального переключателя уже вместо переключения пресетов будет работать как функция Store, то есть запись конкретного положения регуляторов для того пресета, в котором вы находитесь.
Не все функции прибора доступны для регулировок с панели управления. Отсюда вы не можете управлять шумодавом, компрессором, более детальной эквализацией, и другими параметрами, доступ к которым открывается только с компьютера, который можно подключить к педали либо посредством USB кабеля, либо по воздуху, посредством блютуз. И именно работа с компьютером, раскрывает неограниченные горизонты Bias Distortion Pro.
При покупке прибора у официального дилера, вы получаете карточку с кодом для бесплатного скачивания программного обеспечения Positive Grid. Если же вы приобрели педаль у серого поставщика или с рук, есть вероятность того, что программное обеспечение придётся покупать отдельно.
Покупателю любого прибора Bias, производитель предлагает бесплатно пять программ. Это собственно Bias Pedal, для работы как с педалью, о которой конкретно и идёт речь, так и в комплексе с остальным программным обеспечением, Bias Amp, позволяющая редактировать, создавать и клонировать усилители и кабинеты, Bias FX, позволяющая работать с цепочками эффектов и усилителей, в которую интегрируются означенные выше программы, а также приложения Pro Series Compressor и Pro Series EQ, с широкими возможностями от топономики профессиональных студийных компрессора и эквалайзера, до мэтчинга для этих виртуальных устройств. Все программы также работают и в качестве VST плагинов компьютерной студии, в Cubase, Cakewalk, Logic Pro, Ableton Live, Garage Band и многими другими, и, конечно же, собственной мощной программы от Positive Grid - Final Touch.
Программное обеспечение предлагается для трёх платформ. Windows, MacOS и iOS. Странно, что нет версии для Android. Производители Музыкального софта не жалуют Android за тормознутость в реальном времени, и хотя IK Multimedia и поместили на Play Market Amplitube, работать с ней невозможно, не сколько из за задержки, сколько из за дичайшей обратной связи при включении во вход для гарнитуры, а звуковой карты на микро-USB я ещё не встречал. Но всё таки это упущение, по хорошему, могли бы сделать хотя бы программу для загрузки образов из Tone Cloud, о котором мельком упомянул, и подробнее расскажу ниже.
Итак, перейдём к программному обеспечению, а именно основной программе для работы с устройством - Bias Pedal.
Соединив прибор с компьютером, вы можете использовать их следующим образом:
1) Включить гитару в компьютер (тут я рекомендую пользоваться звуковой картой, а не входом для гарнитуры и устройствами типа iRig), и использовать Bias Distortion Pro как контроллер для управления программным обеспечением. Поворот любого регулятора будет дублироваться программой, включая переключение пресетов мультифункциональным переключателем, однако кнопки A, B и C работать не будут, а будут лишь весело подмигивать лампочками. При этом кнопка Boost будет работать в своём привычно режиме.
2) Включить гитарный тракт в педаль, и управлять ею с компьютера. На самой педали ручки вращаться не будут, они не механизированные, но параметры регуляторов всё таки будут управляться с компьютера дистанционно.
3) Загружать отредактированные, сэмплированные или скачанные из интернета примочки в ячейки памяти педали.
Итак, что же нам позволяет делать программа Bias Pedal
На экране компьютера мы видим собственно саму примочку (текущий пресет), все её узлы и компоненты, а также несколько дополнительных вспомогательных меню и опций.
Кнопочка с изображением шестерёнки в верхнем правом углу открывает глобальное меню, где вы настраиваете параметры своей звуковой карты, аккаунта (заведя аккаунт, вы получаете доступ к библиотекам примочек опубликованных в интернете другими пользователями), а также доступ к службе поддержки и прочим вспомогательным функциям. В открывающемся там же подробном меню вы можете в настройках аудио выбрать источник звука, будь то звуковая карта, вход гарнитуры или внутренний источник компьютера, который вам может понадобиться если вы захотите клонировать звук из аудиофайла, или, например с ютуба. Там же вы можете настроить качество сэмплирования и битрейт звуковой карты, чтобы найти наилучшее соотношение задержки на процессинг и обработку с АЦП преобразованием и частотой сэмплирования. Вещь сугубо индивидуальная и очень сильно зависит от возможности и производительности вашей звуковой карты.
В нижнем меню отображены регуляторы чувствительности и громкости входного и выходного сигнала, а также некоторые дополнительные функции. Например, там есть отключаемый шумодав, где вы можете тонко настроить шумоподавление, чтобы гитара не фонила, но и в то же время, чтобы прибор или программа не резала хвосты на длинных нотах. Вещь сугубо индивидуальная, очень сильно зависящая от того, что за гитару вы включаете. Там же, в меню Amp Room (меню недоступно, когда компьютер соединён с педалью), Вы можете выбрать усилитель, наиболее близкий к тому, в который будет включаться педаль, чтобы иметь представление о конечном звуке, а не том, как педаль будет звучать в линию. Предлагается на выбор несколько наиболее популярных усилителей, от Vox и Marshall до Mesa/Boogie и Soldano, а также их основные настройки Gain, Master, эквализация, Presence и т. д. Вы даже можете поместить педаль до или после усилителя, или вообще послушать, как она будет звучать в линию.
В верхнем меню открывается доступ как к библиотекам примочек находящимся в памяти компьютера и прибора Bias Distortion Pro, так и к интернет-сообществу Tone Cloud, куда вы можете сохранять свои собственные примочки и делиться ими с другими гитаристами через всемирную сеть интернет, или откуда скачивать примочки созданные другими гитаристами.
Теперь перейдём к топологии. Начнём справа налево.
Крайний правый блок в цепочке — функция мэтчинга (эта функция доступна только на MacOS и Windows, на iOS не работает). Это самая главная фишка программ Positive Grid, реализованная в большинстве их приложений. Как я уже писал выше, эта функция позволяет на анализе существующего аудиосигнала создать примочку способную воссоздать такой же звук. Как это работает:
Вы включаете гитару в компьютер, без каких либо эффектов, если в тракте есть какие либо примочки, выключаете их в байпас. Выбираете режим Source, нажимаете кнопку, и около минуты играете абсолютно любые фразы, рифы, соляки, всё что хотите. Программа анализирует вашу манеру игры (если вы слажаете, не беспокойтесь, программа смеяться не будет), и делает для себя соответствующие выводы.
После этого вы можете включить чужую примочку, которую вы позаимствовали чтобы склонировать и, выбрав режим Target, нажимаете кнопку и играете. Не обязательно играть те же самые фразы, компьютер всё равно сделает свои выводы сам. После анализа он предложит звук максимально похожий на тот, что вы хотели получить, мало того, ещё и адаптированный под вашу манеру игры. В каждом блоке виртуальной схемотехники программы все регуляторы и параметры займут положения наиболее близкие к тем, как их представляет компьютер. Далее вы уже можете либо пользоваться клоном, либо отредактировать его на свой вкус. Самая крутая вещь, это то, что программа работает не только с поданным на вход звуком примочки, которую вы хотите снять, но даже с любой аудиозаписью. Выдёргивает оттуда дисторшн и предлагает вам похожий. Полученный образ вы можете слегка подправить прямо тут же банальным трёхполосным эквалайзером, и подкорректировать уровни. Я экспериментировал именно с записями, а не с клонированием примочек, и когда через гарнитурный вход замэтчил фрагмент песни The Four Horsemen группы Metallica, я получил на очень похожий звук, если не считать того, что программа мне нарулила очень странную бочкообразную эквализацию, которую я просто потом сбросил в линейную. Уж очень много лишнего ревера накрутили в оригинальной записи. Слегка его подшаманив, и перенеся в JamUp, я на практике оценил близость исходника и сэмпла. Это даже доставляет некоторый дискомфорт при игре вместе с записью, гитара настолько сливается с оригинальной фонограммой, что я не слышу где я играю, а где Metallica.
Хоть в секции мэтчинга и присутствует простенький трёхполосный эквалайзер, назначение его чисто номинальное. Дело в том, что в цепи есть два очень крутых эквалайзера, с неограниченным набором функций. Оба эквалайзера вы можете поместить на любом участке внутренней топологии примочки, хоть в начало, хоть в конец, хоть в любое место между блоками. Оба эти эквалайзера могут работать как в графическом, так и в параметрическом режимах. Кроме того, вы можете задать его параметры не выставлением фейдеров, а нарисовав пальцем на экране замысловатую фигуру. Обе эквалайзера можно и совсем отключить в байпас, как и любой другой электронный блок в цепи.
Продолжим путешествие справа налево.
Следующий блок — это модуль окончательной обработки и модуль питания. Тут у вас есть компрессор с широким набором регулируемых параметров, а также эмулятор источника питания. Вы можете менять вольтаж, тип батареек, и любую другую мелочь, и заметить как всё это влияет на звук.
Clipping Stage, собственно модуль формирующий дисторшн. Тут всё то же самое, формирователь звука, обрезные фильтры, ручка Gain, синхронизированная с главным экраном и педалью, а так же регулятор Biasing, управляющий между чистым сигналом и насыщенным гармониками.
Ещё раз следующим блоком повторяется второй эквалайзер, который можно переместить в любое место цепи, ну и собственно меню Custom Panel.
В этом меню вы можете выбрать форм-фактор педали, другими словами её корпус. Предлагаются варианты всех наиболее популярных производителей, таких как Boss, MXR, Ibanez/Maxon, Rockron, Digitech и множество других. Вы можете выбрать количество, расположение и дизайн ручек. Даже расцветку корпуса можно выбрать, подгрузив картинку. Но учтите. Расцветка сохранится только на вашем компьютере или в тонклоуде, загрузив примочку в Distortion Pro и обратно, картинка сбросится по умолчанию до расцветки того корпуса, который вы выбрали за образец.
Кроме версии Distortion Pro, Positive Grid предлагает и более компактные бюджетные версии, двухкнопочную Distortion Twin, и однокнопочную Distortion Single, а также педали дилея и модуляции как в версии Pro, так и в компактных. Редактируются они той же самой программой Bias Pedal, но блок-схема и набор функций совершенно другие, хотя и такие же детализированные. К каждой из них также прилагается бесплатный пакет программ.
Ещё раньше, до релиза Bias Distortion Pro, Positive Grid представили усилители и преампы, работающие и редактируемые как педаль, которую я описал. К сожалению, я только мельком ознакомился с Bias Head, но впечатления более чем позитивные. Начиная с того, как я сперва восторгался упаковкой, потом качеством метала корпуса, ещё вслепую, на ощупь, я понял, что прибор серьёзный. Поиграл я на нём всего минуты две, позвонили и срочно нужно было бежать, но я обязательно найду время ознакомиться с прибором досконально. Потенциал у него, на мой взгляд, очень серьёзный.
На Youtube можно увидеть сравнение приборов Bias с Kemper и Axe FX. Кто-то в комментариях хвалит Kemper, кто-то Bias, кто-то Axe, но заметно, что гитаристами эти приборы воспринимаются как девайсы одного уровня. От себя скажу лишь, что все тесты, что я видел — абсолютно тупые, сравнивают заводские пресеты одного прибора, с заводскими пресетами другого и третьего. Почему никому ещё в голову не пришло замэтчить на каждом из приборов банальнейший Ibanez Tube Screamer и сравнить?
Что отличает продукцию Positive Grid от подобных устройств Kemper, Fractal, Atomic и иже с ними.
В отличие ото всех перечисленных приборов, Bias Distortion и любые другие железные продукты компании не являются процессорами. Это всего лишь накопители со встроенным интерфейсом и элементами управления. Это просто педаль для загрузки пресетов и управления. Благодаря тому, что педаль не имеет собственных мозгов, она значительно доступнее в цене. Зачем ей мозги, если всю работу выполняет компьютер.
Кроме того, поскольку вся редакция пресетов Bias выполняется не аппаратно, а программно, тут можно отметить ещё массу преимуществ:
1) Вся внутренняя архитектура прибора на экране компьютера выглядит как на ладони. Всё управление наглядно и интуитивно, даже если вы управляете прибором со смартфона.
2) Блуждая в многостраничных меню Axe FX или Kemper, можно позабыть, до какого параметра вы хотели добраться, прежде, чем вы наконец-то найдёте его.
3) Железо имеет свойство устаревать, спросите об этом своего клавишника. Отцифровщики, процессоры, и прочие мозги Axe FX и Kemper сегодня это прогресс, а завтра уже годятся безнадёжно устарели. Программное же обеспечение развивается, и программисты добавляют всё новые фичи. В первой версии Bias Amps, например не было, мэтчинга, во второй он появился, в третей появится какая-нибудь ещё более крутая фишка
4) Возможности не ограничены самим прибором. Как я уже сказал, Bias Distortion Pro и другие приборы компании — это всего лишь комбинация накопителя с интерфейсом. Их возможности зависят лишь от компьютера, с которого вы загружаете в них пресеты. Гораздо легче объяснить жене и детям для чего вы проапгрейдили домашний комп, чем зачем вы купили новую дорогущую гитарную обработку.
5) Кроме самих компьютеров развиваются и звуковые карты, да и ваши финансовые возможности могут тоже вырасти. Сперва вы покупаете какой-нибудь Behringer UCG-102, затем какую-нибудь карту от Steinberg, потом что-то ещё круче. В Axe FX вы так легко отцифровщик не замените.
Если вы следите за новостями современной музыкальной индустрии, вы можете заметить, что всё больше и больше музыкантов отдают предпочтение Positive Grid
Michael Weikath, Neil Zaza, Marty Friedman, Stephen Carpender, это я перечислил лишь те имена из списка артистов, с творчеством которых я знаком, компания гораздо шире, и в их числе можете оказаться и вы.
Пропустив один из эквалайзеров, который находится по умолчанию между выходным каскадом и блоком питания, посмотрим что умеет блок Output Stage.
Сердцем, как выходного модуля, так и модуля преамапа, является элемент, отвечающий за формирования звука. Тут вам предлагается выбрать то, на каких элементах собрана ваша примочка. Варианты: германий, кремний, биполярные транзисторы, полевые или лампа.
Допустим, замэтчили вы саунд вашей любимой группы, программа построила схему, а там транзисторы. А вам религиозные убеждения не позволяют пользоваться транзисторами, некошерно это и нехаляльно. Переключили схематику на лампу, подправили эквализацией, и обет свой не нарушили.
Также в этом модуле есть пара переключаемых обрезных фильтров и ещё один эквалайзер, являющийся и темброблоком примочки. Именно эти регулировки задублированы как на главном экране, повороты их синхронны, так и с педалью, если она используется в качестве контроллера.
(c) 2017