GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Часть III

Усилитель: Больше, чем просто громкость

В этой части…

 

  • Знакомство  с основными типами усилителей

  • Взгляд "под капот". Что формирует гитарный саунд

  • Выбор усилителя соответствующего музыкальному стилю

  • Эксплуатация и обслуживание усилителя

Глава 10. Типы ламп и их влияние на звук

 

В этой главе

 

  • Идентификация различных типов и марок ламп
  • Понимание различий между предварительными и выходными лампами
  • Преобразование питания с помощью выпрямительных ламп
  • Поиск правильных ламп для вашего усилителя
  • Безопасная замена ламп

 

Сами по себе лампы – это сердцебиение любого лампового усилителя, поэтому, если вы хотите оптимизировать свой гитарный звук, стоит понимать различия типов ламп, их звук, их характеристики. И лампы могут быть классифицированы как расходные материалы, как гитарные струны или картриджи для принтера, и должны меняться время от времени, какими бы они хорошими ни были. Так что если у вас есть ламповый усилитель, на протяжении его эксплуатации вам необходимо владеть знаниями о покупке и установки новых ламп.

 

Как объяснялось в главах 8 и 9, лампы усиливают подаваемый в них гитарный сигнал и в процессе, вносят искажения, и в большей или меньшей степени ответственны за то, чтобы электрогитары звучали должным образом. Разные типы ламп могут звучать совершенно по разному, и даже разные марки одного типа могут иметь разные характеристики, некоторые из которых считаются лучшими или худшими для достижения определённого желаемого звучания. Таким образом, исследование огромного потенциала звукообразующего фактора этих маленьких светящихся колбочек, имеет большое влияние в поиске вашего собственного саунда.

 

Даже полупроводниковые и цифровые усилители делают свою работу благодаря лампам в истинном смысле: их звуки создаются с помощью аналоговой или цифровой модели того, что ламповые усилители делают естественным образом, поэтому понимание типов ламп и что они делают в усилителе – необходимая база знаний. Даже если вы придерживаетесь полупроводниковой сферы – эти знания могут вам помочь.

 

Идентификация основных категорий ламп

 

Лампы, используемые в гитарных усилителях, подразделяются на три основные категории: предварительные лампы, выходные лампы и выпрямительные лампы, о каждой из которых я расскажу более подробно в следующих разделах. Внутри каждой из этих категорий существует множество различных типов ламп, которые предназначены для того, чтобы делать свою работу немного по-разному. Во многих случаях эти различия приводят к разному звучанию и/или разному выходному уровню (разной мощности).

Все стопроцентно ламповые усилители (то есть любые ламповые усилители типа All-tube) содержат первые два из этих типов – лампы преампа  и выходные лампы, но в некоторых нет ламповых выпрямителей, и вместо них используется полупроводниковое выпрямление. Они по прежнему считаются ламповыми, поскольку выпрямитель не находится в усилительной части схемы (как подробно объяснялось в главе 8).

 

  • Предварительные лампы: В большинстве случаев это более короткие лампы меньшего размера, торчащие сзади из нижней части шасси (металлическая коробка, внутри которой размещены электронные компоненты). У них обычно нет пластикового цоколя, и они имеют девять заострённых штырьков, выходящих из нижней части баллона, как показано на Рисунке 10-1. (В некоторых винтажных и дорогостоящих современных усилителях, вы можете также найти восьмиконтактные предварительные лампы немного большего размера с пластиковым цоколем, часто называемые октальными лампами).

Рисунок 10-1:

Большинство предварительных ламп имеют 9 контактов, как 12AX7 (слева), но некоторые - 8 контактов, как 6SN7 (справа).

  • Выходные лампы: Это более крупные и/или более высокие лампы, расположенные под шасси вашего усилителя, как показано на Рисунке 10-2. Они бывают двух основных форм с несколькими видами в этих формах. Выходные лампы американских усилителей традиционно, в общем и целом больше, октального типа с пластиковыми цоколями, восемью контактами и направляющим центральном ключом, для правильной установки их в гнёзда. Многие британские усилители мощностью 30Вт или менее, традиционно используют более узкие девятиконтактные пальчиковые выходные лампы, хотя в последние несколько десятилетий, такие лампы можно встретить и у американских производителей.

Рисунок 10-2:

Выходные лампы могут быть октальными или пальчиковыми, как 6L6 и EL84, показанные сдесь слева направо.

  • Выпрямительные лампы. Этот третий тип чаще представляет собой крупные октальные лампы с пластиковым цоколем, которые выглядят похожими на выходные лампы, как показано на рисунке 10-3, хотя они выполняют в усилителе совершенно другую работу (преобразование напряжения переменного тока в напряжение постоянного тока), двух невзаимозаменяемых категорий. Некоторые выпрямительные лампы имеют вид небольших девятиконтактных пальчиковых ламп, а некоторые, меньшие по размеру, иногда встречающиеся в более мелких и более необычных винтажных усилителях и вовсе семиконтактные. Подавляющему большинству гитарных усилителей с ламповым выпрямителем требуется только одна лампа, хотя в некоторых примечательных конструкциях используются и две.

 

В большинстве ламповых усилителей лампы различного назначения сгруппированы довольно близко друг к дружке, а не перемешаны по всему шасси, хотя из этого правила есть некоторые исключения. В зависимости от того, как настроил производитель путь прохождения сигнала, справа налево или слева на право, вы найдёте лампы предусилителя на одном конце, как правило, ближе к входному джеку, а выходные на другом, как правило, ближе к выключателям питания, а лампу выпрямителя, если такая есть, как можно дальше от остальных ламп, и все они показаны на Рисунке 10-4.

Рисунок 10-3:

У большинства выпрямительных ламп есть пластиковый цоколь с восемью контактами, как 5AR4 (слева) и 5Y3 (справа), хотя иногда встречаются пальчиковые девяти- и даже семиконтактные выпрямительные лампы.

Рисунок 10-4:

Лампы усилителя Sky King от Tone King справа налево: лампы преампа, пара выходных ламп и одна выпрямительная лампа.

Влияние предварительных ламп на формирование звука

 

Лампы предусилителя отвечают за большую часть "аромата" вашего усилителя, потому что они являются первыми лампами, усиливающими ваш сигнал, а, следовательно, они формируют характер его звучания. Предварительные лампы современного типа более распространённые, и часто более доступные, чем выходные лампы. Также, их проще заменить, не требуя настройки смещения (измерения и установки рабочего напряжения лампы), поэтому вы можете просто вынуть старую и установить на её место новую, экспериментируя с разными марками одинакового типа.

 

Замена марки или производителя предварительных ламп не всегда приводит к изменению звучания усилителя, но часто это очень заметно на слух. Например, вы можете перейти от более тёплого и более гладкого звучания к более яркому и более острому или от относительно более чистого к более грязному, просто меняя разные модели одного и того же типа предварительных ламп.

 

Меняйте лампы только на другие лампы того же типы, или те, которые являются известной прямой заменой, не требующей модификации усилителя. Многие лампы преампа (и некоторые выходные лампы) используют одинаковое девяти контактное или восьмиконтактное гнездо, но их нельзя просто заменить друг на друга, без риска повредить усилитель. Некоторые различные типы являются взаимозаменяемыми, и я отмечу это в следующих разделах, если это действительно так.

 

12AX7 и другие двойные триоды

 

12AX7, безусловно, является самой распространённой предварительной лампой, используемой в гитарных усилителях с середины '50х годов. Эта и некоторые другие лампы предусилителя, подобные ей, называются двойным триодом, потому что на самом деле они содержат два отдельных ламповых триода в одном и том же баллоне (соответственно по три элемента каждого триода).  Производители могут использовать одну сторону для одного канала или предназначения, а другую - для другого.

 

Европейское обозначение 12AX7 = ECC83, и они оба могут свободно заменять друг друга. Лампы с маркировкой 7025 также могут свободно заменять любые из них, и они позиционируются как высококачественный и более долговечный вариант 12AX7 (или были такими в своём первоначальном американском издании; см. следующий раздел "Лампы New Old Stock (NOS)" для более подробной информации). Внутри любого из этих типов встречаются лампы, изготовленные несколькими различными производителями, а также несколько версий одного и того же типа, от одного и того же производителя, и многие из них вносят некоторые изменение в звучание и отличаются сроком службы. Обратите внимание, что производитель вашего усилителя, может порекомендовать использовать вам одни определённые марки и избегать других, исходя из своего личного опыта эксплуатации. Хоть другие типы могут быть технически взаимозаменяемыми, но лучше следовать таким рекомендациям.

 

Доступность различных ламп постоянно меняется, одни снимают с производства, появляются новые, поэтому я не трачу ваше время, пытаясь в этой книге осветить все варианты. Как я советую в разделе "Поиск и покупка ламп", я рекомендую поискать проверенных дилеров, у которых есть точные и подробные описания различных марок ламп, имеющихся в наличии.

 

Хотя 12AX7 и её эквиваленты (см. Рисунок 10-5) долгое время являются стандартом ламп преампа, ниже приведены некоторые другие типы, совместимые с ней в одной и той же схеме, но отличаются слегка другим характером, главным образом потому, что они имеют разные коэффициенты усиления (их потенциал для увеличения гейна):

 

  • 12AY7: 12AY7 использовались в твидовых усилителях Fender в качестве входной лампы преампа (первый каскад усиления). Они обладают меньшим гейном, чем 12AX7, и могут быть использованы в качестве замены, где вы хотите добиться более чистого звука определённого каскада преампа, создавая меньше драйва и дисторшна.
  • 5751: 5751 имеет коэффициент усиления где-то между 12AY7 и 12AX7, и вы хотите слегка ослабить гейн, но не настолько сильно, как в случае с 12AY7. Например, Стиви Рэй Воэн любил использовать 5751 для поддержания относительного чистого звука преампа своих усилителей, но сохранять громкость и позволять им подгружать выходной каскад.

 

Некоторые другие популярные двойные триоды, такие как 12AT7 и 12AU7 работают в той же схеме, где используется 12AX7, но на самом деле они не являются прямыми заменами. Они обычно требуют замены резистора смещения, чтобы лучше работать в этих цепях (требуется вмешательство профессионального специалиста), хотя они могут  быть замечены на других участках схемы гитарного усилителя, предусмотренных конструкцией, в частности в ревербераторе, тремоло или каскаде фазоинвертора.

Рисунок 10-5:

Слева направо: 12AX7, 7025, 12AY7 и 5751, которые могут быть взаимозаменяемы друг с другомо, хотя первые две отличаются от оставшихся двух коэффициентом усиления (гейн-фактором).

Лампы New Old Stock (NOS)

 

Чем больше вы погружаетесь в мир ламп, тем чаще вы слышите термин "NOS", которым пользуются многие известные гитаристы. NOS означает старые складские запасы, и относятся к той продукции, которая была изготовлена много лет назад, в некоторых случаях несколько десятилетий, но всё это время пролежали на складе, никогда не продавались (или, по крайней мере, никогда не использовались). Лампы NOS пользуются спросом у многих охотников, потому что считается, что имеют лучшее качество по сравнению с теми, что производятся сейчас. Ещё в середине 20 века лампы использовались в широком спектре бытовой электроники, а также в военных целях, поэтому для них существовал огромный рынок, и американские и европейские производители изготовили огромное количество качественных ламп для удовлетворения этих потребностей. В конце '60х и начале '70х годов, как в военной, так и в бытовой электронике стали использоваться полупроводниковые технологии, и западное производство ламп постепенно закрылось.

 

Между тем Восточная Европа и Китай не смогли оперативно обновить свои технологии в электронной промышленности, в частности для военных целей, и продолжали производство ламп. Многие из них, тем не менее, считались некачественными, по сравнению с лампами западного производства, и гитаристы начали искать неиспользованные запасы хороших ламп.

 

Рынок гитарных усилителей, это всего лишь капля в море, по сравнению с рынком ламп, существовавшим во всём мире с '40х по '60е годы, но заинтересованные поставщики ламп смогли получить некоторые классические лицензии для восточных фабрик, а также контролировали улучшение качества, по сравнению с тем, что производилось в '90е и начале нулевых. Между тем, запасы действительно хороших NOS ламп довольно быстро иссякают, в то время как сегодня (к счастью) появились новые, пригодные для использования лампы. Но, к сожалению, Святой Грааль NOS становится всё труднее и труднее найти. (Я упомяну эту проблему ниже, в  разделе "Поиск и покупка ламп").

 

Пентоды в цепях преампа

 

В некоторых усилителях, как классических, так и современных, также используются и пентоды, которые известны своим плотным мясистым звучанием и, в некоторых случаях, относительно высоким гейном.

 

Предварительные пентоды могут внешне напоминать 12AX7 и совместимые с ним двойные триоды, в маленьком баллоне с девятью контактами, но имеют совершенно другую внутреннюю архитектуру, чем двойные триоды, и они невзаимозаменяемы. Кроме того, вместо двух ламп в едином баллоне, работающих в двух независимых каскадах усиления, таких как двойной триод, пентод представляет собой отдельную лампу с пятью внутренними элементами – отсюда и название.

 

EF86 (также известный как 6267) и 5879, показанные на Рисунке 10-6, являются двумя наиболее распространёнными ламповыми пентодами, встречающимися в гитарных усилителях… если конечно наиболее распространённые можно назвать правильным выражением. Вероятно, вы можете найти сотню 12AX7 и их эквивалентов, на каждый из этих пентодов, и эта разница может быть гораздо шире, но их индивидуальные звуковые характеристики делают их популярными среди гитаристов, создавая настоящий культ. Вот нижеследующие:

Рисунок 10-6:

Слева направо: EF86 и 5879, наиболее часто встречающиеся предварительные пентоды, из тех, что применяются в гитарных усилителях в настоящее время и в прошлом.

  • EF86: Эти лампы использовались в оригинальных усилителях VOX AC15 самого конца '50х и начала '60х, а также в самых ранних AC30. Они известны тем, что они очень мощные, не искажают сами по себе и, следовательно, пропускают стабильный сигнал на выходной каскад, что может легче управлять выходными лампами. Они также могут быть подверженными микрофонному эффекту (вибрационному шуму и заводке), поэтому очень важно, чтобы они были хорошо проверенными и, в идеале гарантировалась их устойчивая работа в гитарных усилителях, где, как правило, много вибрации. Современные производители усилителей, использующие EF86: Matchless, Bad Cat, Dr Z, TopHat, 65amps и некоторые другие.
  • 5879: Эти лампы широко использовались в некоторых винтажных усилителях Gibson '50х и начала '60х, включая классический усилитель Les Paul GA-40 Les Paul Amp. Их звук в целом похож на звучание EF86, хотя некоторые гитаристы их характеризуют звучание их немного теплее и мягче. Эти пентоды в настоящее время используются несколькими хай-эндовыми бутиковыми производителями, такими как Divided By 13 и Victoria.

Не смотря на то, что они похожи друг на друга как внешне, так и по характеристикам, вы не можете напрямую заменить EF86 на 5879. У них отличается цоклёвка, то есть внутренние компоненты подсоединены к разным контактам (наряду с некоторыми другими отличиями). Тем не менее, теоретически, вы можете перепаять панели, с одной цоколёвки на другую, чтобы добиться небольших изменений звуковых качеств.

 

Интересные альтернативные предварительные лампы

 

12AX7 и её эквиваленты, наряду с предусилителями на основе пентодов, на самом деле появились только в середине '50х, и до этого времени производители использовали ряд других ламп, поэтому их использование в гитарных усилителях имеет некоторые интересные альтернативы. Некоторые нынешние производители также используют некоторые оригинальные схемы усилителей '50х и более ранние, так что вы всё ещё можете столкнуться с ними, в усилителях, стремящихся внести некоторые нетипичные привкусы в гитарный саунд.

 

Некоторые октальные лампы всё ещё в строю, и они выглядят как укороченные выходные лампы (как подробно описано в разделе "Идентификация основных категорий ламп", ранее в этой главе; см. некоторые примеры на Рисунке 10-7). Многие из них, что будут описаны ниже, звучат похоже на некоторые более поздние пальчиковые лампы, но многие гитаристы находят их саунд глубже и богаче, или просто по-своему интересным:

 

  • 6SC7: 6SC7 представляет собой октальный двойной триод, гейн которого немного выше чем у 12AY7. Это была самая распространенная лампа предусилителя в нескольких самых ранних твидовых усилителях Fender конца ‘40х и начала ‘50х годов, до перехода на новые миниатюрные девятиконтактные лампы.
  • 6SL7: 6SL7 представляет собой октальный двойной триод, с гейном также немного выше, чем 12AY7, но ниже, чем 12AX7. В дополнении к тому, что он встречается в нескольких переизданиях винтажных усилителей, он по-прежнему популярен у нескольких ведущих производителей.

Рисунок 10-7:

Октальные предварительные лампы, такие как 6SC7, 6SL7 b 6SN7 (слева направо) выглядят как короткие выходные лампы, потому что используют один и тот же тип цоколя.

  • 6SN7: У 6SN7 довольно низкий гейн, но она известна своим богатым, пышным звуком. Это побудило некоторых производителей гитарных усилителей высокого класса использовать эту лампу, а также её можно встретить  во многих дорогих винтажных и хай-эндовых бытовых усилителях, но из-за небольших запасов NOS, эти лампы очень дорогие.
  • 6SJ7: Лампа 6SJ7 представляет собой октальный пентод, не отличающийся по своим характеристикам от пальчиковых EF86 и 5879. Он использовался в одном из самых популярных ранних усилителей Fender, Dual Professional 1946-47 годов (любимый усилитель Билли Гиббонса из ZZ Top), а также в некоторых ранних усилителях Gibson.
  • 6SQ7: 6SQ7 – хайгейновый октальный пентод, используемый в некоторых ранних усилителях Gibson и Danelectro. Известен своим жирным плотным саундом.

 

Мощь выходных ламп

 

Выходные лампы выполняют ответственную работу, их задача принять сигнал, сформированный и подготовленный преампом и усилить его, чтобы он был готов к прокачке динамика и воспроизведению звука. Как таковые, они играют очень важную роль в формировании вашего саунда, и доля их вклада в общий голос любимого усилителя во многом зависит от конструкции усилителя и задач, поставленных его схеме.

 

Вы можете услышать собственное звучание выходных ламп во многих относительно простых схемах, какие используют большинство простых винтажных (или в винтажном стиле) усилителей, когда они заводятся и раскачивают эти большие лампы. В этом сценарии сами выходные лампы также должны начать немного искажать и в процессе этого показать и раскрыть характер своего звучания.

 

Таким образом, проявление заметных изменений от замены ламп зависит от типа используемого усилителя. Однако в усилителе с севшими, уставшими или неисправными выходными лампами, новый сет всегда должен принести заметное улучшение общего тона, громкости и чёткости.

 

Классические американские выходные лампы

 

Выходные лампы не имеют национальности, чтобы называться американцами, британцами (или даже восточно-европейцами или азиатами), но многие гитаристы, надуманно присвоили им  эти прозвища благодаря классическим усилителям, в которых чаще всего использовались определённые типы. Многие из самых популярных типов производились в различных вариации, как в Соединённых штатах, так и в Европе, а все новые лампы в настоящее время производятся в Восточной Европе и Азии, так что вы можете даже найти, например, набор французских ламп, обеспечивающих "классический американский саунд".

 

Так называемые классические американские выходные лампы бывают двух основных типов: 6V6 и 6L6, оба из которых используют восьмиконтактные цоколи с центральным ключём для позиционирования. Вы часто видите в их индексе другие буквы после наименования, которые обозначают определённые конфигурации или варианты основного типа лампы: 6V6GT, 6L6GB, 6L6GC и т.д. Каждые из этих базовых типов взаимозаменяемы между разными вариациями.

 

  • 6V6: 6V6, показанная на Рисунке 108, является классической американской выходной лампой небольшого размера. В большинстве схем гитарных усилителей, она выдаёт примерно от 6 до 11Вт на лампу (от 12 до 22Вт с пары, хотя иногда мощность составляет всего 4Вт в маленьких однотактных тренировочных усилителях). Известная своим плотным среднечастотным характером, упругим и объёмным низом и сочным овердрайвом со смягчением верхов при сильном разгоне, эта лампа используется в винтажных усилителях, таких как твидовые Fender Deluxe и Princeton, блэкфейсы Deluxe Reverb и Princeton Reverb, Gibson GA40 Les Paul Amp и многие другие, а также бесчисленные современные модели многих производителей. Некоторые производители также используют четвёрку 6V6 для получения мощности от 30 до 40Вт.
  • 6L6: 6L6, показанная на Рисунке 10-8 – самая массовая из американских выходных ламп, выдающая от 15 до 22,5Вт на лампу, в зависимости от схемы (суммарно от 30 до 45Вт или около того в паре, или приблизительно от 80 до 100Вт, где используется четвёрка). У неё широкий, открытый по своей природе тон, с жёсткими низами, искрящимися верхами и хорошим панчем в правильных схемах. Вы встретите эту лампу в твидовых Fender Pro-, Super- и Bassman, блэкфейсах Super Reverb и Twin Reverb, Supro Thunderbolt и огромном количестве современных усилителей.

Рисунок 10-8:

6V6 и 6L6, показанные слева направо - наиболее популярные "Американские" выходные лампы.

Многие часто считают эти две лампы родственными, и даже называют 6V6 младшим братом 6L6, но на самом деле они звучат очень по разному. 6L6 хороши, если вам нужен мощный напористый панч и хороший запас по жирному чистому звуку. А также, если вы ищете хайгейновый усилитель, сохраняющий разборчивость на  высокой громкости. 6V6 также могут передавать превосходный чистый звук на низком уровне громкости, но их любят за лёгкое достижение перегруза на относительно низких громкостях.

 

Классические британские выходные лампы

 

Благодаря усилителям, в которых они изначально появились, EL84 и EL34 считаются классическими британскими выходными лампами, хотя сегодня они также используются во многих усилителях американского и азиатского производства. Даже с первого взгляда (см. Рисунок 9-10) вы можете сказать, что они очень разные, поэтому всё, что их роднит на самом деле, это факт того, что они воплотили дух отличных усилителей от фанатов футбола, крикета и рок'н'ролла

Рисунок 10-9:

EL34 и EL84, слева направо - классические "Британские" выходные лампы.

Немного информации о каждой из них:

 

  • EL84: EL84 (6BQ5 на североамериканском диалекте) представляет собой длинную узкую девятипиновую лампу, которая выдаёт от 6 до 10Вт (от 12 до 20Вт с пары или от 30до 36Вт с квартета). [странная математика, тем не менее, Peavey Classic 50, Mesa/Boogie Nomad 45  или Crate VC50 заявляют мощность эквивалентную цифрам из их индекса – прим. переводчика]. Они известны своими стеклянными звонкими верхами и сочной серединой, а также способностью легко и вкусно искажаться при разгоне. Это лампы Vox AC15 и AC30 (пара и квартет, соответственно), а также современными усилителями, вдохновлёнными этой классикой, такими как Matchless, TopHat, Dr Z, 65amps и другие.
  • EL34: EL34 (произведённые в США маркируются как 6CA7) – это большая, мощная октальная лампа, которая вошла в моду в европейских усилителях в середине '60х. Это лампа, стоящая за классическим звуком Marshall, характерно кранчащая при разгоне, с жирными низами и хрустящими сыпучими верхами. EL34 выдают от 15 до 30Вт на лампу, в зависимости схемы где они использованы (от 30 до 60Вт с пары или 100 – 120Вт с четвёрки). Сегодня их использует широкий круг современных производителей, как европейских, так и американских.

 

Помимо выходных ламп, многие другие компоненты также участвуют в формировании звучания усилителя (см. Главу 8 для ознакомления с деталями), но сегодня производители, стремящиеся создать усилитель, напоминающий, например, гитарный звук The Beatles, вероятно будут использовать EL84. В погоне за хрустящими риффамии плачущими соляками британского рока конца '60х - начала '70, вероятно, схема будет заложена вокруг EL34. Характер звучания многих крутейших усилителей пересекается друг с другом, и, по правде говоря, вы можете добиться любого звука с любыми лампами, при хорошем усилителе, но лампы действительно сортируют гитаристов, направляя их в разные стилистические лунки.

 

Интересные альтернативные выходные лампы

 

Можно найти интересные альтернативные выходные лампы. Некоторые из них являются прямыми заменами классики, в то время как другие требуют вмешательства в схему и изменения рабочих параметров.

 

5881 является прямой заменой 6Д6 и имеет схожий звук и рабочие характеристики, которые могут варьироваться между отдельно взятыми лампами. В оригинальном виде (NOS или старые складские запасы) это была более выносливая версия 6L6 с укороченным баллоном, предназначенная для использования в жёстких боевых условиях. Однако современные 5881 гораздо больше похожи на 6L6.

 

KT66, показанная на Рисунке 10-10, является ещё одной прямой заменой 6L6, и обогащает звуковую палитру усилителя, распространяя свои свойства за пределы выходного каскада. Она может устойчиво держать чистый звук, но при разгоне выдавать сочный и густой овердрайв. В оригинале, созданные как европейская версия 6L6 эти лампы использовались в первых усилителях Marshall JTM45 и Bluesbreaker, и в последние годы стали популярны у некоторых современных производителей.

Рисунок 10-10:

KT66 - большая выходная лампа, вернувшаяся в строй в последние годы

Вот ещё несколько других интересных ламп, не являющихся прямой заменой для более распространённых стандартов:

 

  • 6550: Эти лампы чаще всего встречаются в мощных усилителях Ampeg и некоторых моделях Marshall, продававшихся в США в конце '70х – начале '80х. По своим характеристикам они в целом схожи с 6L6, но потребляют более высокое напряжении и выдают большую мощность, что делает их идеальными для больших усилителей.
  • KT88: Европейский кузен EL34. Это большая могучая лампа, способная выдать огромную мощность при грамотном применении. Эти лампы использовались в оконечнике монстра Marshall Major начала '70х, двухсотваттного зверюги. В последние годы они вернулись, появившись в усилителях Bogner, Fryette и других.
  • 6973: Эти лампы чаще всего встречаются в винтажных усилителях выпущенных чикагским производителем Valco (в основном под брэнднеймами Supro, Gretsch, National или Airline). Они выглядят похожими на EL84, с высоким узким баллоном и девятиконтактным цоколем, но звучат совершенно иначе. Они способны выдерживать более высокое напряжение и выдавать большую мощность, и им характерен мощный панч.
  • 7591: Эти лампы по своим вкусовым качествам похожи на 6L6, но с элементами своего особого аромата. Они использовались во многих винтажных Ampeg, но крайне редко встречаются в наше время.
  • 6AQ5: Эти лампы меньше чем любая из других рассмотренных здесь выходных ламп, и  к тому же семиконтактные. В прошлом они использовались в некоторых небольших комбиках Gibson и применяются несколькими новыми производителями в усилителях, предназначенные для хорошего полного тона при низкой мощности.  Невысокая громкость делает их отличным выбором для многоквартирного дома и небольшой студии.
  •  

[Странно, что автор книги не упомянул KT77, работающие как прямая замена EL34 –прим. переводчика].

 

You’ve Got the Power:  Выпрямительные лампы

 

Лампы выпрямителя преобразуют напряжение переменного тока от силового трансформатора вашего усилителя в напряжение постоянного тока, которое лампы используют для усиления вашего гитарного сигнала. (Более подробно об это рассказано в Главе 8). Не смотря на то, что ни один из ваших сигналов не проходит через выпрямительную лампу, его работа влияет на звучание и отдачу усилителя. Выпрямители с быстрым восстановлением (то есть выполняющие свою работу эффективно) способствуют быстрому отклику усилителя на ваше звукоизвлечение. Выпрямители, которые немного отстают, при увеличении громкости усилителя могут создавать ощущения смягчения атаки, и добавлять компрессию.

 

В некоторых усилителях, использующих лампы только своих собственных задач в преампе и оконечнике, используются не ламповые, а полупроводниковые выпрямители на кремниевых диодах, и вам не придётся беспокоиться ни о чём другом, разве что в крайне редких случая отказа диодов. По хорошему, качественные, проверенные выпрямительные лампы работают очень долго, гораздо дольше, чем предварительные или выходные лампы, но стоит знать, с чем вы имеете дело, когда возникнет необходимость их замены.

 

Ниже приведены наиболее распространённые выпрямительные лампы, используемые на сегодняшний день, все они показаны на Рисунке 10-11:

 

  • GZ34: Изначально британская/европейская выпрямительная лампа с восьмиконтактным цоколем. GZ34 чрезвычайно прочна благодаря своим компактным размерам. Чаще всего используется в больших усилителях мощностью от 30 до 50Вт (хотя иногда и меньшей), она обычно способствует быстрому отклику и отзывчивой динамики, но сожжет немного компрессировать (как и любая лампа) на высокой громкости.
  • 5AR4: Эта большая американская октальная выпрямительная лампа является прямой заменой GZ34, хотя имеет несколько другую структуру. У неё аналогичные рабочие характеристики, хотя некоторые из них могут быть несколько менее надёжными.
  • 5Y3: Выпрямительная лампа меньшего размера с октальным цоколем. Встречается в небольших усилителях мощностью менее 20Вт, таких как твидовый Fender Deluxe и его аналоги. Хорошо работает в пределах своих параметров, но может немного просаживать звук, реагируя на вашу жёсткую атаку, когда усилитель включён очень громко, на всю катушку.
  • EZ81: EZ81 – британская/европейская выпрямительная пальчиковая лампа. Может выглядеть как выходная лампа EL84. Классика для усилителей мощностью менее 20Вт, таких как винтажный Vox AC15, и современные клоны такого рода.

Рисунок 10-11:

GZ34, 5U4G, 5Y3 и EZ81 , слева направо - наиболее популярные выпрямительные лампы.

Другими менее распространёнными выпрямительными лампами, которые всё ещё можно встретить, являются 5U4GB, 5R4 и 5V4, которые располагаются по эффективности в порядке убывания, примерно между GZ34 / 5AR4 и 5Y3.

 

Некоторые выпрямительные лампы можно заменить одну на другую, чтобы изменить характеристики вашего усилителя, но никогда не делайте этого, не посоветовавшись с производителем или квалифицированным специалистом, имеющим в подобных вещах.

 

Поиск и покупка ламп

 

Покупка новых ламп для новичка может показаться нервотрёпкой, но если вы не продаёте свой усилитель каждый раз, когда лампы немного устают, чтобы купить новый со свежими лампами (это безумный способ), вы должны быть готовы сделать это, в конце концов. Однако, помимо замены ламп в порядке обычного техобслуживания, вы также можете настроить характер своего усилителя, выбирая характеристики различных ламп, описанных в этой главе, если они являются прямыми заменами (обратитесь к руководству пользователя или производителю усилителя, если вы не уверены).

 

Забейте "купить лампу 12AX7" или любую другую лампу, которая вам нужна в поисковик в вашем браузере, и вы увидите множество предложений от дилеров, а также бесчисленные ссылки не eBay. Хоть Западная Европа и Северная Америка больше не производят лампы, существует огромный выбор. Однако существует как множество некачественных ламп, так и недобросовестных продавцов стремящихся их вам продать! Поэтому вам следует внимательно подходить к вопросу покупки ламп и следовать приведённым здесь советам, чтобы избежать как много больше лишнего риска, насколько это возможно. (В Главе 12 будет предоставлена дополнительная информация о том, что вам нужно знать, чтобы правильно выбрать сменные лампы, когда ваши оригинальные изнашиваются или выходят из строя).

 

Тестирование и подбор ламп

 

Пока вы не приобретёте большой опыт в поиске, идентификации и покупке ламп, я советую вам искать уважаемых дилеров, которые адекватно тестируют и дают гарантию на свои лампы. Даже после того, как вы приобретёте опыт, авторитетные дилеры могут стать отличным ресурсом для покупки.

 

Учитывая технологию производства ламп, они неизбежно имеют разброс параметров даже в пределах одной партии. По этой причине, всегда  найдётся определённое число ламп в партии, не соответствующих необходимой спецификации, или тех, что изначально проходят необходимы тесты, но преждевременно выходят из строя при вводе в эксплуатацию. По этой причине необходимо, чтобы хорошие продавцы тестировали свои лампы, и проверяли их должным образом, и что бы они предлагали некую гарантию, от раннего выхода из строя. Это может быть всего лишь 30, 60 или может быть 90 дней. Даже хорошие лампы могут всё же выйти из строя при их неправильной эксплуатации, и дилер не должен страдать от неправильного их использования. Но этого времени обычно бывает достаточно для обнаружения недостатков которые незаметны при первоначальном тестировании.

 

Ищите дилеров с хорошими отзывами клиентов, зарекомендовавших себя на рынке и предоставляющих информацию о процессах тестирования и последующего обслуживания клиентов. Эти плюсы в сочетании с разумными ценами должны вас избавить от лотереи в покупке ламп.

 

Вам также следует приобретать подобранные выходные лампы, использующиеся в большинстве усилителей. Подбор представляет собой выбор с помощью калибровочного тестера среди одинаковых марок и типов,  ламп для создания пар или квартетов, в зависимости от того, что требуется вашему усилителю. Ламп, которые в результате теста показывают параметры, которые точно или близко совпадают при одном и том же тестом напряжении, как показано на рисунке 10-12. Усилители, которые требуют регулировки смещения выходных ламп (подробно будет рассмотрено в главе 12), наилучшим образом работают только с лампами, достаточно близко согласованными друг с другом, и множество гитаристов и производителей скажут вам что и другие усилители также звучат лучше всего с лампами, которые, по крайней мере, хотя бы приблизительно совпадают.

 

Звуковые характеристики хорошо подобранных выходных ламп включают в себя:

 

  • Высокую чёткость.
  • Более жёсткий и устойчивый низкочастотный отклик.
  • Боле чистый тон.

Рисунок 10-12:

Наклейки на этих коробках показывают результаты тестирования находящихся внутри ламп для подбора по параметрам.

Некоторые гитаристы предпочитают слегка диссонирующий, асимметричный (немного неровный) искажённый звук усилителей с неподобранными выходными лампами.

 

Лампы преампа большинства гитарных усилителей не нуждаются в согласовании, хотя аудиофилы (поклонники высококачественного Hi-Fi оборудования)  обычно настаивают на этом, для более правильной звукопередачи.

 

Выбор между современными или NOS (винтажными) лампами

 

Многие гитаристы в восторге от ламп NOS (New Old Stock), и во многих случаях не без причины.

 

Поговорка "сейчас делают не так, как раньше", возможно относится к лампам больше, чем к любой другой продукции, о которой только можно подумать. (См. более ранний раздел " Лампы New Old Stock (NOS)", чтобы узнать о них больше). Проблема в том, что гитаристы и продавцы ламп уже давно об этом знают, по крайней мере, с начала '90х годов. Это означает, что запасы действительно хороших старых ламп, из тех, которые никогда ранее не использовались, быстро истощаются.

 

Американские и европейские производители, в своё время, изготовили очень много ламп, потому что они использовались как в широком спектре консюмерской электроники, так и в военной технике, так что кое-какие запасы хороших NOS ламп всё ещё всплывают  то там, то сям, Однако со временем их становится всё меньше и дилеры просят за них всё большую и большую цену, по простому закону спроса и предложения. Кроме того, поставщик должен закупить много NOS ламп оптом, чтобы найти среди них всё меньше и меньше хороших, по этому, многое из того, что сейчас выдаётся за NOS может теоретически и называться NOS, но на самом деле быть отбраковкой предыдущих отборов десятилетия назад.

 

Если вы действительно хотите побаловать себя NOS лампами, то очень важно найти уважаемого дилера, и убедиться, что они прошли соответствующие испытания, и их качество гарантировано. Альтернатива состоит в том, чтобы найти по хорошей цене может быть использованные, но возможно ещё хорошие американские или европейские лампы на блошиных рынках, в комиссионках и онлайн досках объявлений и просто дать им шанс. Возможно вы потратите всего несколько долларов, но они будут того стоить, в частности лампы преампа, которые не требуют согласования, и часто имеют больший срок службы.

 

Состояние производства новых ламп в России, Восточной Европе и Азии к середине и концу '90х приобретало плачевный вид, и это одна из причин, по которой гитаристы скупали запасы NOS ламп так быстро, как только могли найти их. К счастью, вклад гитарной и аудиофильской индустрии помог поднять планку стандартов качества этих фабрик, и сегодня гитаристу доступно довольно большое разнообразие хороших новых ламп.

 

Совершенно новые лампы, выходящие с завода, иногда выходят из строя. Такова их природа. Так что покупайте только проверенные лампы с гарантией, даже если покупаете лампы, сошедшие с конвейера только на прошлой неделе.

 

Замена ламп

 

Замена ламп, это то, что гитарист обычно может сделать самостоятельно, без привлечения специалиста по ремонту. Однако для правильной смены ламп, необходимо немного дружить с техникой, чтобы не повредить ни ее, ни себя.

 

Лампы выделяют тепло. Им нужно делать свою работу. Всегда давайте лампам остыть в течение нескольких минут, пока они не станут прохладными на ощупь, прежде чем пытаться вытащить их из усилителя. Несоблюдение этих требований может привести к ожогу пальцев и повреждению ламп. По этой же причине, вы также должны дать лампам остыть перед перевозкой усилителя, потому что элементы внутри ламп в горячем состоянии становятся более хрупкими, и могут повредиться от небольшого удара или вибрации. [От себя добавлю. Если вы купили новый усилитель, проверьте перед его первым включением, не надета ли на лампы защита. У альтернативно одарённых менеджеров российского дистрибьютора Mesa/Boogie на каждой выставке горят сетки, надетые на лампы, для чего даже пришлось написать инструкцию: "Перед включением не забудь снять гандоны". – прим. переводчика].

 

Вот порядок смены ламп:

 

  1. Когда усилитель выключен и лампы остыли, снимите защиту, препятствующую доступу к лампам. При необходимости положите усилитель лицом вниз или поставьте на попа, чтобы хорошо видеть шасси, а в идеале гнёзда, после того, как снимете лампу (имейте под рукой фонарик, чтобы лучше видеть).
  2. Удалите металлические экраны ламп преампа, повернув его примерно на четверть оборота, попав выступом в углубление.
  3. Крепко возьмитесь за лампу сверху и выньте её, осторожно покачивая лёгкими круговыми движениями. Это должно занять не более нескольких секунд. Подавляющее большинство предварительных ламп имеют девять контактов с зазором между первым и девятым. Обратите внимание на ориентацию контактов, чтобы вы могли правильно вставить новую лампу в гнездо. Для выходных ламп с пружинными зажимами (зажим в виде челюсти для захвата пластикового цоколя) вам может понадобиться осторожно разжать челюсти двумя пальцами одной руки, следуя той же процедуре, что и для ламп преампа. Опять же обратите внимание на ориентацию контактов в случае октальных (восьмиконтактных) ламп, а также ключ на центральном штыре.
  4. Устанавливая новую лампу в преамп или оконечник, убедитесь, что вы точно сопоставили контакты с гнёздами и центральным отверстии/пазом под ключ, а затем осторожно вставьте лампу на её место, слегка покачивая, если гнездо жёсткое.

 

Никогда не прилагайте усилий, при установке лампы в гнездо, иначе вы легко можете согнуть или сломать пин или центральный ключ.  Если, в частности, лампы предусилителя входят с трудом, убедитесь, что ни один из контактов не согнут. Аккуратно выпрямите всё, что искривилось, стараясь не согнуть слишком сильно и не повредить стекло.

 

Вернуться к оглавлению