GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Поступила в продажу новая партия мультимедийных комбиков Yamaha THR II по самой выгодной цене
Washburn Nuno Bettencourt
gallery/1

За без малого 30 лет было произведено столько модификаций Washburn Nuno, что из именной модели гитара превратилась в имя нарицательное, как Gibson Les Paul или Jackson Rhoads. Модельный ряд производился настолько хаотично, что невозможно уследить за всеми индексами и их модификациями. Попробуем хоть как-то систематизировать модельный ряд.

N1
Изначально это имя носил чёрный японский суперстрат Jackson с одним хамбакером, который можно увидеть на обложке первого альбома Extreme. Нуно вдоволь поиздевался над гитарой, стесав часть корпуса, а позже, заменив оригинальный гриф с клюшкой на стратовский. Позже, уже в середине 90-х, Washburn присвоили это имя самой бюджетной гитаре в серии Nuno. Современный N1 – недорогая гитара, внешне повторяющая контуры N4, со стандартным четырёхболтовым креплением грифа, реверсной головой и шестиболтовым тремоло.

gallery/2
gallery/1

N2
Как и N1, оригинальный N2 появился ещё до эндорсмента с Washburn. Это был доработанный рубанком Charvel с реверсной головой в стиле Fender. Нуно ободрал эту гитару от лака, уменьшил корпус, углубил вырез под пузо, и установил в бридж свой любимый Bill Lawrence. Эта гитара и послужила прототипом всех последующих Washburn Nuno. Примечательно, что после подписания контракта с Washburn и до появления именной гитары, на всех фотосессиях Нуно к этой гитаре был прифотошоплен логотип Washburn. А когда Extreme приобрёл мировую славу, Charvel переиздали прототип копию прототипа N2 для японского рынка как HDK-125NB.

Washburn N2 появился одновременно с N4, как его бюджетная версия. Изначально эта модель производилась в Японии, причём кардинально отличалась от прототипа. Во первых элбоу-кат первых моделей был совсем небольшим, практически фаска, а не скос. Во вторых помимо ручки громкости присутствовала ручка тона, а перключатель типа страт/теле располагался на привычном для стратов месте. Крепление грифа – стандартное, а на корпусе была нарисована иммитация плавника SEC с автографом Нуно. Звукосниматели были закрыты пластиковыми крышками аля EMG.

gallery/1

Позже производство было перенесено в Корею и гитара приобрела больше сходства с N4. сперва переключатель переместился на нижний рог, а затем в бридж стали устанавливать Bill Lawrence, как на N4. Оригинальным решением стало расположение гайки анкера, за 22 ладом под крышечкой в накладке грифа. Очень удобно в сравнении с американскими моделями, особенно дэвисовского периода.

gallery/1

N3
Ещё одна модель с двояким названием. Впервые логотип N3 появился на одном из первых прототипов именной гитары Нуно, который можно увидеть в клипе Decadence Dance с альбома Extreme II. Pornograffity. Гитара, которая засветилась в клипе отличается от той, что потом пошла в серию. Переключатель звукоснимателей ещё не на нижнем роге, а возле ручки громкости, а голова хоть и реверсная, но стратовских очертаний с логотипом George Washburn. Сейчас оригинальный прототип висит в одном из Hard Rock Cafe, а в серию была запущена гитара уже приобредшая финальный дизайн.

Ольховый корпус. Кленовый гриф с кленовой накладкой, крепящийся пятью болтами новаторским способом Стефена Дэвиса, позволяющим беспрепятственно добираться до самых высоких нот. 22 лада, реверсная голова, внешне похожая на фендеровую, но видоизменённая. 2 хамбакера Bill Lawrence, Floyd Rose, переключатель на нижнем роге аля Eddie Van Halen. Гитара производилась не долго, и вскоре её сменила N4 с накладкой грифа из чёрного дерева.

gallery/1

В дальнейшем произошла очередная путаница с индексами. В первой декаде нулевых японский дистрибьютор заказал гитару, которая должна была быть более близкой к оригинальной N4, чем бюджетная N2. Washburn сделали в Корее серию гитар очень близких к N4, с таким же беспяточным креплением грифа, но палисандровой накладкой вместо чёрного дерева, недорогими звукоснимателями и лицензионным Floyd Rose вместо оригинального. По непонятной причине, гитаре был присвоен индекс N3. Эту модель заметил российский дистрибьютор, и заказал себе такую же, но с более качественным флойдом от Schaller и звукоснимателем Bill Lawrence в бридже. Кроме железа и звукоснимателей версии для японского рынка и российского отличались темброблоком, для России помимо ручки громкости Washburn установил ещё и ручку тембра, а от N4 ещё и креплением звукоснимателей, на N3 они вмонтированы непосредственно в корпус без рамок. Модель получилась очень удачной, не смотря, что руководство Washburn сперва скептически относились к производству гитары с креплением SEC в Корее, считая, что это значительно удорожит производства, и гитара появилась в официальной линейке Washburn уже под новым индексом N24.

gallery/1

N4
Самая распространённая модель Washburn Nuno, даже не модель, а целая серия. Впервые появилась в каталогах Washburn в 1990 году и в клипах к альбому Extreme II . Pornograffity. Именно с этой модели серия наконец то сформировалась, хотя спецификации гитары переодически менялись.

В каталоге 1990 года представлена ольховая версия в натуральном матовом и чёрном глянцевом исполнении. Такие спецификации как накладка грифа из чёрного дерева и Stephen’s Extended Cutaway унаследовали все следующие поколения, но оба звукоснимателя у первых гитар пошедших в массы были Seymour Duncan, пока не наладилась планомерная закупка Bill Lawrence. Такая же петрушка происходила и с флойдами, на гитарах этого периода можно встретить как Floyd Rose Original, так и Kahler Steeler. Эти гитары стали охотой коллекционеров. Коллекционеры называют эти гитары эрой Дэвиса, и готовы переплачивать за них, хотя часто попадаются на удочку покупая вместо оригинального Дэвиса японскую копию. Отличительной особенностью гитар эры Дэвиса является сопряжение грифа с плавником SEC, оно округлое, а гайка анкера запрятана так, чтобы до неё добраться, необходимо снять гриф.

С приходом Гроувера Джексона в феврале 1994, технология немного изменилась, а также были налажены поставки комплектующих. Сопряжение грифа с плавником стало под прямым углом, Floyd Rose практически на всех гитарах устанавливался Schaller 370, бриджевый звукосниматель Bill Lawrence L-500, а нэковый Seymour Duncan ’59. Между нэковым звукоснимателем и грифом появился жёлоб, позволяющий добраться до гайки анкера Г-образным ключом. Помимо ольховой модели появились гитары из ясеня и падука.

gallery/1

До самого конца 90х Washburn производили в основной массе ясенёвые и падуковые N4 натуральных матовых цветов, изредка ольховые и санбёрсты, но с наступлением нулевых начался кастомшоповый бум. Если раньше простых обывателей удовлетворяли стандартные гитары, продающиеся в магазинах, а кастом шоп был уделом профессиональных гитаристов, то в нулевые не только коллекционеры, но и простые любители как с цепи сорвались. Каждый хотел не просто гитару, а что нибудь уникальное. С тех пор на базе N4 Washburn Custom Shop произвёл такое разнообразие инструментов, что за всеми ими даже невозможно уследить. Появились гитары из совершенно разных, в том числе экзотических пород как корпуса, так грифа и накладки, с топами из клёна разной волнистости, из бубинги, из зебрано. Предлагались цвета самых немыслемых оттенков, графика, даже гитары обтянутые кожей питона. Это продолжается и по сей день. Стоит заметить, что на рубеже декад нулевых Washbur вернули дэвисовские шаблоны, и вернули округлое сопряжение грифа с плавником.

Если не заострять внимания на всех этих экзотах из всевозможных коа, ореха, махогани с волнистым клёном, корины и прочие, то можно выделить несколько запомнившихся серий.

Morning Widows – матовая гитара из красного дерева, с маркерами в виде татушек Нуно.
N4 Vintage – с состаренным покрытием и подржавленным железом.
Модель с кленовой накладкой грифа, повторяющая ранние N3.
Юбилейная модель N4XX, посвященная 20-летнему сотрудничеству Washburn с Нуно, с красивым топом из волнистой коа.
Гитары украшенные обложками альбомов Extreme.
N4CV со стеклокарбоновой накладкой аля Parker и ладами из нержавейки.
И, наконец, модель N4 Authentic, точная копия главной гитары Нуно, которую он использует в работе, повтаряющая все детали, внесённые Нуно в процессе её эксплуатации. Это и воспроизведение всех царапин, и бриджевый звукосниматель, вкрученный саморезами снизу сквозь корпус, и вырванное оригинальное гнездо, замененное на забитое гвоздями, и установленный EVH D-Tuna, и шуруп, ограничивающий ход тремоло, и даже разномастные колки, четыре шаллера, один гроувер и один гото. Разве что не стали отламывать и приклеивать голову, как на оригинальной гитаре Нуно.

gallery/1

Также под маркой N4 производились гитары и в Японии, что вносит очередную путаницу, так как Washburn не контролировал их производство. Как это водится у японцев, они просто купили франшизу, и получили право производить для внутреннего рынка гитары на местных фабриках. Эти гитары – копии N4 дэвисовской эры, и люди не секущие фишку их часто путают с оригинальными американскими гитарами.

Отмечу ещё один факт, связанный с японскими дистрибьюторами. Washburn производил на собственных американских мощностях гитары N4 и P3 для японского дистрибьютора Kanda Shokai под маркой Greco, для раскрутки их собственной марки. G4 являлся полным аналогом N4, и производился как в ясеневом, так и в падуковом исполнении, а Greco P4, в свою очередь, аналогом Washburn P3

gallery/1

N5 и N6
Гитары времён Dramagods, когда Нуно понадобилось менее хайгейновое стратовское звучание. Ольховый корпус, кленовый гриф с беспяточным креплением SEC, кленовая накладка грифа, 22 лада. Алюминивый пикгард, Floyd Rose. Отличались конфигурацией звукоснимателей, у N5 3 сингла Seymour Duncan SSL-1, а у N6 2 сингла SSL-1 и хамбакер Bill Lawrence. Гитары производились недолго, вскоре Nuno воссоеденился с Extreme и вернулся к N4. Тем не менее, у этих гитар нашлись свои поклонники, в частности известный исполнитель восьмипальцевого теппинга, Дмитрий Малолетов использует N6 в качестве основного инструмента.

gallery/1

N61
Азиатская версия N6 с кленовой или палисандровой накладкой грифа и пластиковым пикгардом вместо алюминевого. Бриджевый звукосниматель – Bill Lawrence. Версия для российского рынка отличается более качественным Floyd Rose фирмы Gotoh вместо дешёвого корейского.

gallery/1

N7
Семиструнная версия N4, появившаяся уже после воссоединения Extreme. Такая же слегка обшарпанная, как и N4 Vintage. Поскольку Bill Lawrence не производит семиструнных звукоснимателей, оба хамбакера от Seymour Duncan. В остальном спецификации все те же, что и N4 Vintage.

gallery/1

N8
Двухгрифовка 6/12, выпущенная небольшим тиражём в конце 90х. Для сохранения более-менее компактных пропорций грифы расходятся под углом, а колки Steinberger Gearless для октавных струн расположены за бриджем. Гриф 6-струнки хоть и заточен под SEC, но не имел выреза в корпусе, иначе гитара прост сложилась бы пополам поэтому он крепился не пятью, а семью болтами, хотя логичнее было бы поменять грифы местами. Врядли Нуно забирается на 12-струнке высоко по грифу, а на Sec грифе играть в высоких позициях мешает отсутствие нижнего рога.

gallery/1

N24
Как уже написано выше, это наиболее близкая к N4 из азиатских версий. Ольховый корпус, кленовый гриф с палисандровой накладкой. Крепление грифа – SEC, звукосниматели – 2 хамбакера, один из которых Bill Lawrence, тремоло Floyd Rose Special. Ограниченным тиражом производилась N24MW с маркерами грифа в виде татухи Нуно.

gallery/1

NX3 и NX6
Гитары, не входящие в серию Nuno, но близкие к ним по спецификациям.
Модель NX6 производилась американским Custom Shop, и по спецификациям очень близка к N4. Основные отличия базовой модели в голове грифа (у N6 она не реверсная), темброблоке (у N6 2 ручки громкость и тембр, и переключатель типа страт/теле, расположенный рядом с ними). Как и N4, NX6 производились из совершенно разных сортов дерева: ольха, ясень, падук, красное дерево как с кленовым топом, так и без. Кроме того, производились модели как с тремоло, так и со статичным бриджем, а также с самыми различными конфигурациями звукоснимателей, не только с двумя хамбакерами, но и даже с тремя синглами. NX6 послужил прототипом именной гитары Jon Donais, который нынче играет в Anthrax, а прежде в Shadows Fall, сперва на NX6, а потом на своей именной модели уже с вклеенным грифом.
NX3 – бюджетная корейская версия, по сути тот же самый N3 конца первой декады нулевых, только с обычной, не реверсной головой грифа.

gallery/1

Несколько слов об акустических гитарах.

На протяжении всей карьере Нуно играет на электроакустических гитарах Washburn серии Festival. Самый известный инструмент, это чёрный EA22 Platinum Edition, который можно заметить в клипах More than Words и Tragic Comic. Светлая 12-струнная версия этой же гитары замечена в клипе Hole Hearted, а в живой работе также несколько 12-струнных J-2812SDL, чёрная и натуральная с разрисованной верхней декой.

Также Нуно использует цельнокорпусную SBF80 в стиле тех же Festival (с индексом этой модели так же возникает путаница, так как под ним производилась ещё одна модель похожей формы, но без резонаторного отверстия) которую частенько можно заметить в живых исполнениях Midnight Express.

gallery/1

Отдельного внимания заслуживает гитара времен Population-1, так и пошедшая в серийное производство. Это электроакустика, формой корпуса на Michael Kelly Patriot с реверсной головой аля N4 и резонаторным отверстием где обычно о лесполов располагается тремброблок. Примечательно то, что этот прототип был оборудован 29-ладами, точнее ладов формально 27, просто после 24 лада они забиты не хроматически, а диатонически, 25 и 28 лад пропущены, иначе пальцы не умещаются. Этой гитаре даже не было присвоено никакого индекса, на лэйбле просто написано NUNO.

gallery/1

В настоящее время Washburn производит именную электроакустику Нуно под индексом EA20SNB. Это электроакустическая гитара в рамках серии Festival с флорентийским катавэем. Верхняя дека – массив ситхинской ели, нижняя дека и обечайка палисандр. На 12м ладу два маркера в виде татухи Нуно. Электроника Fishman 301T.

gallery/1

Кроме того, в середине 90-х Nuno играл на гитарах серии Princess на альбоме Shizophonic, в частности на модели P4. Не будем заострять внимания на этой серии, это требует отдельной статьи.

 

P.S. Статья, которую вы только что прочитали, была написана в 2015 году для журнала Guitarz Magazine, пожалуй единственного настоящего гитарного журнала, что кагда либо издавались в нашей стране. Номер, в котором она была опубликована, был издан в электронной версии, в формате PDF, и  фотографии, что я предоставил в редакцию были сильно ужаты, а оригинальные исходники, к сожалению не сохранились. Так что дико извиняюсь за качество картинок в этой статье.

 

Кстати, если вы хотите приобрести гитару Washburn или какого-нибудь другого производителя по самой выгодной цене, или же вам понадобились струны, аксессуары, комбик, или любое другое музыкальное оборудование или инструменты, будь то клавиши, барабаны или даже духовые, обратитесь к автору журнала, и вам предоставят самую выгодную цену, ниже чем в любом магазине. Доставка товара осуществляется в любой город почтовым сервисом ЕМС или другим удобным для покупателя способом. В Москве товар отпускается самовывозом.