GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Jeff Beck

 


Во-вторых, эмоции


Волшебник рычага вибрато Джефф Бек рассказывает о Лесе Поле, новом альбоме, получившем признание критиков, и о неприятной стычке с крайне злобным кухонным ножом.

 

 


 

 

Майкл Райт

Guitar Magazine, август 2010

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

Очень немногие люди в любой профессии могут по праву считаться мастерами. Настоящее мастерство требует почти невозможного уровня врождённых способностей в сочетании с неустанным стремлением к успеху. Многие люди обладают одним из этих качеств, но немногие - обоими, и очень немногие обладают ими в такой степени, как Джефф Бек. Его виртуозная игра на гитаре ставит его в один ряд с другими музыкантами, будь то группа Yardbirds, поднявшаяся на новые головокружительные высоты после ухода Эрика Клэптона или отправившаяся на терра инкогнита с инструментальными выступлениями, пропитанными блюзом, джаз-фьюжн, рокабилли и металом.


Новый альбом Бека Emotion & Commotion так же захватывает его поклонников, как и его недавняя серия впечатляющих выступлений с Тэл Уилкенфелд, Винни Колаютой и Джейсоном Ребелло и его концертный DVD Live at Ronnie Scott's. Бек сел за стол, чтобы обсудить свой альбом, одно из своих самых больших влияний, Леса Пола, и недавнюю неравную схватку с кухонным инструментом...

Расскажите нам о несчастном случае с ножом, который оттяпал вам кончик пальца.Говорят, что вы вернулись к игре тремя пальцами. Ваш палец полностью восстановился?


Он полностью зажил, но на самом кончике он всё ещё онемевший. Я имею в виду, я потерял его; его не было, он просто болтался. Он держался на волоске. Сверху был сделан диагональный срез. Я приклеил его обратно и испугался, а потом поехал в больницу, но обошёлся без швов, потому что хирург сказал, что я так хорошо приклеил его обратно! Он только начал отниматься, когда он его осмотрел. Так что он сказал, что я не должен с ним возиться. На самом деле он затянул его немного туже, чем я его бинтовал. Так что мне пришлось закончить [альбом] и сыграть две или три композиции без этого пальца. "Somewhere Over The Rainbow" была исполнена тремя пальцами.


Теперь, когда вы восстановились, вы по-другому подходите к соло?


Ну, это определённо заставляет мой мизинец работать! У многих гитаристов мизинец немного лишний, на самом деле, был момент, когда я копировал Джанго и я заклеил мизинец и тот, что рядом с ним, клейкой лентой, чтобы его нельзя было использовать, а остальными пальцами я просто играл, это удивительно, что можно сделать.


Вы бросили резать морковь?


Да. Меня теперь к морковке и близко не подпустят! Я перехожу на грибы. Они намного мягче.


Давайте поговорим об альбоме. Это ваш самый высокочартовый релиз за всю историю...


Я не знаю, чем это было вызвано. Я имею в виду, я на седьмом небе от счастья, это стоит всех прогулок в студию. Месяц с гаком я пробирался сквозь дождь и подвергал себя адским испытаниям, не зная, стоит ли оно того. Но удивительно, что по всему миру были только положительные отзывы. Я ездил во Францию, и они были в восторге, потом в Японию, и так по всему миру, и кажется, что я нашёл общий язык со многими людьми.
 

Это масштабный альбом с множеством различных подходов. Выделяются ли какие-нибудь из этих песен как особенно хорошо подходящие для живой аудитории? Есть ли среди них композиции, которые могут надолго занять место в вашем концертном сетлисте?


Удивительно, но известно, что любая великая рок-группа - и я не говорю, что я великий, но такие великие группы, как Rolling Stones, Aerosmith и другие - испытывают трудности с выпуском нового материала, потому что люди хотят пойти и послушать старый. Но все вещи, которые мы играли, достаточно впечатляющие, чтобы получить достойную реакцию, и мы надеемся, что они станут классикой. Так что нужно где-то разбить лёд. Возникает вопрос, сколько новых композиций с альбома вы играете. Я просто говорю: столько, сколько звучит, если вы получаете отклик, то играете всю эту чертовщину. И потом, если вы получаете удовольствие от нового материала, это еще больше впечатляет, когда вы слышите старую песню. "Lilac Wine" заводит их, как и "Nessun Dorma".

Давайте поговорим о Лесе Поле. Когда вы впервые узнали о нём?


Так давно, что мне приходится об этом вспоминать. Кажется, мне было шесть лет. Кажется, мне было шесть лет. Мы говорим о 1950 годе. Песня Леса Пола "How High The Moon" была заглавной мелодией радиопередачи. Я помню, как сидел и слушал её по вечерам, а мама говорила: "Не заводись, это всё сделано с помощью фокусов!" Так что это было мое первое знакомство с ним. И с той минуты, как она сказала мне не воспринимать это всерьез... я отнёсся к этому серьезно.

Как бы вы охарактеризовали его вклад в музыкальном плане?


Ну, он был посланником. Помимо революционного звука, который у него был, и слэп-эха, которого раньше не было, не думаю, что кто-то использовал ленточное эхо, которое всё равно дает потрясающий эффект - он нёс с собой огромное наследие Чарли Крисчена и Джанго Рейнхардта, но это было завёрнуто в другую упаковку. Он использовал некоторые из их триольных ходов с легато-срывами, когда вы играете пальцами на первых трех струнах, это звучит очень впечатляюще и довольно сложно: Джанго делал это по всему грифу. Но для таких песен того времени, как "How High The Moon", соло со всеми этими влияниями - вот что сделал Лес. Он как бы получил подарок и перевязал его ленточкой, понимаете?


Когда вы наконец встретились с ним?


Впервые я встретил его в 1983 году в Perkins Palace в Пасадене, куда меня пригласили выступить, а он был вторым участником. Это были я и Лес. И в день моего приезда в Пасадену он позвонил мне в гостиничный номер. Он сказал. "Какого чёрта ты там делаешь? Чай здесь, наверху!


Каким он был как человек?


Он был больше, чем жизнь. Он рассказывал истории о том, как в '46-м году автобус, на котором он и Мэри ехали на гастроли, замёрз, и это было просто золотой пылью - слушать, как он рассказывает. Кроме того, он был как музыкальная версия Джеки Мейсона. Он мог уложить вас одной фразой. Он точно так же поступал с некоторыми техниками, которые работали на шоу. Я не буду повторять, что он им говорил, но это было очень забавно. Если бы это прозвучало от кого-нибудь другого, они, наверное, устроили бы скандал, но это был Лес, и он смог избежать наказания за убийство благодаря юмору и теплоте, которые были в нём, и это проявилось в его игре. Он один из самых дерзких музыкантов в мире. Фантастическая техника.

Что касается гастролей, у вас впереди насыщенное лето. Поскольку между предыдущим альбомом и этим прошло много времени, есть ли у вас мысли о том, чтобы вернуться в студию в этот раз немного раньше?


Ну, сегодня вечером я встречаюсь с продюсером, дорогим многострадальным Стивом Липсоном, который терпел меня восемь недель. Может быть, мы, вероятно, сделаем кое-какие наброски того, что мы можем сделать дальше.


Через много-много лет, каким бы вы хотели, чтобы вас запомнили?


Мне всё равно [смеётся]. Мне все равно. Просто устроить вечеринку. Прыгать вверх и вниз. Сделать что-нибудь... Я не знаю. Продолжать в том же духе. Меня постоянно спрашивают совета, и я даю совет: не ждите чуда за три выходных. Это займёт время.

 

 

Emotion & Commotion - первый диск Бека за последние семь лет отличается удивительно широким диапазоном: от оркестрованной в стиле Led Zeppelin "Hammershead" до призрачной "Corpus Christi Carol", от причудливой "Somewhere Over The Rainbow" до сказочно блюзовой "I Put A Spell On You".

 

Гитары: Бек по прежнему использует различные версии своего Fender Jeff Beck Strat с роликовым верхним порожком и массивным профилем грифа, но он также играл на гитарах Les Pauls включая Jeff Beck 1954 Oxblood Reissue.

 

Усилители: твидовый Fender Champ был основным на Emotion & Commotion, а для живых выступлений Бек отошёл от своей головы JCM2000 в пользу переизданий Marshall Piexi.

 

Эффекты: По минимуму, но он использовал кольцевой модулятор на There's No Other Me - одной из двух композиций Emotion & Commotion с участием Джосс Стоун - и вау-вау Snarling Dogs Super Bawl на Hammerhead.

 

 


Знаете ли вы?

 

Бек говорит, что в его доме "гитара на каждом кресле и диване".

 

Он собрал 14 автомобилей. Текущий проект - восстановление Chevrolet Corvette '63-го года.

 

Кто-то однажды прислал ему пальцевые медиаторы Клиффа Гэллапа, сплющенные, чтобы поместиться в конверт.

 

Он отказал Джону Мейоллу в просьбе заменить Эрика Клэптона - он не считал себя настолько хорошим гитаристом.