GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Iron Maiden

 

 

 

 

Джон МакАйвер

Графика и фото – Джон МакМёртри/Мик Хатсон

 

Total Guitar, декабрь 2010

 

Перевод с английского

 

 

 

 

Погрузитесь в сознание гитаристов Iron Maiden и откройте для себя секреты их процесса написания, техники и непревзойдённых живых выступлений, ведь TG воспевает силу трёх.

Тонкое искусство хэви-метал-гитары было бы совсем другим, если бы не кучка неряшливых длинноволосых парней из лондонского Ист-Энда. Iron Maiden гордо восседают на троне хэви-метал уже более 30 лет, оказывая влияние на три десятилетия музыкантов своими уникальными мелодиями, гармониями и риффами - и все это в сочетании с, возможно, самыми электризующими живыми выступлениями в мире. Чтобы сделать рецепт ещё более действенным, группа с 1990-х годов включила в свои ряды трёх гитаристов. Эти гитаристы - Дэйв Маррей, Яник Герс и Эдриан Смит - разработали многослойный и красочный стиль, охватывающий огромный диапазон звучания - от кричащего метала до тёплого блюза.

 

Не довольствуясь общей обложкой и беседой со всеми тремя гитаристами вместе, мы решили дать Дэйву, Янику и Эдриану отдельные обложки и интервью для Total Guitar, чтобы отдать дань уважения их неиссякаемому гению. В каждом из трёх интервью гитарные мэтры Iron Maiden рассказывают об основных моментах своей гитарной карьеры в редких подробностях: мы выделили их самые крутые лики и риффы и попросили самих музыкантов объяснить, как именно они их сочиняли, аранжировали и исполняли. Эта коллекция интервью - максимально близка к реальному присутствию в студии, когда гитаристы Maiden создавали свои произведения, будь то дебютный альбом Iron Maiden 1980 года или эпический The Final Frontier этого года. С вами Дэйв, Яник и Эдриан...

Отличный парень Маррей отпахал в Iron Maiden более 30 лет - и почти столько же со своим Стратом. Как бессменный участник Iron Maiden, Маррей играл как в двух-, так и в трёхгитарных составах, так что у него всегда есть в рукаве пара гармоний.

Такие песни, как Killers, Run To The Hills и The Trooper, демонстрируют знаменитый мэйденовский галоп. Когда впервые появился этот ритм?

 

Очень рано, конечно, на первых двух альбомах. На самом деле, это визуализация. В такой песне, как Run To The Hills, этот вид галопирующего ритма передает то, о чём мы пишем. Это определенно фирменная фишка, и она действительно заводит фанатов. Мы называем это "галопом", другого слова для этого просто не существует!

 

Вы являетесь бессменным членом группы и играли со всеми другими гитаристами Iron Maiden, включая Денниса Стрэттона в ранние годы. Как бы вы описали их игру?

 

Это трудно проанализировать. На самом деле, ты не хочешь ее анализировать - ты просто хочешь играть! В большинстве случаев, кажется, что это работает. Если вы слышите двух гитаристов, вы можете сказать: "О да, этот звучит как Эдриан, а другой - как Яник или Дэйв". Эдриан имеет тенденцию продумывать партии заранее и быть очень методичным, он будет тщательно работать над чем-то. Его техника потрясающая, особенно на новом альбоме. Яник более спонтанный. Есть три вариации, которые могут сочетаться как одно целое, а могут быть отдельными. Мы все дополняем друг друга.

 

Ваш стиль довольно блюзовый. Как вы подходите к соло на более экзотически звучащих композициях, таких как Powerslave и Mother Russia?

 

В Powerslave есть пара египетских мелодий - они намеренно имеют арабский привкус. В Mother Russia я намеренно хотел получить русскую мелодию. Её было довольно сложно переигрывать из-за смены аккордов. Я прокрутил ритм-трек несколько раз и получил пару вариаций, которые мне понравились.

 

Вы известны своим беглым стилем легато в таких композициях, как The Trooper. Трудно играть такие длинные потоки нот. Вы когда-нибудь принимали сознательное решение играть таким образом?

 

Не совсем, я бы сказал, что это развивалось естественно. В детстве я слышал, как Джими Хендрикс использует легато, и мне нравился такой стиль игры, поэтому я перенял эти приёмы. Но не постоянно. На самом деле я не думаю об этом. Иногда это срабатывает, а иногда - "Упс!" Ты просто смотришь, что выходит.

В заглавной композиции с альбома 1981 года Killers в припеве звучит причудливый гармонический рифф. Это необычное звучание. Можете ли вы описать, как вы его придумали и как вы его играете?

 

Я не помню, правда - это было довольно давно! Он просто появился сам собой. Он немного причудливый и немного сложный, но после того, как вы сыграете его несколько раз, он закрепится. Это одна из тех вещей, которые сложны настолько, насколько вы хотите их сделать. Чем больше ты над ней работаешь, тем легче она даётся.

 

Песни Iron Maiden могут быть довольно длинными, а некоторые - например, Transylvania и Losfer Words - инструментальными. Каков ваш подход к тому, чтобы так много играть на гитаре? Это методичная работа, или вы просто джемуете?

 

В наших альбомах действительно много гитарных партий, которые мы используем для улучшения песен. Всё дело в том, есть ли у вас целая песня или только часть песни, которую Стив [Харрис, басист и руководитель группы] затем помогает склеить. Как только вы создаёте аккордовую последовательность или куплет, всё становится на свои места. Это также может быть связано с поиском действительно хороших аккордовых обращений, которые перетекают друг в друга. Нет никакой реальной закономерности в том, как это работает, хотя есть некоторые песни, которые начинаются с гитарной мелодии или создаваемого настроения.

 

Альбомы Somewhere In Time и Seventh Son Of A Seventh Son были первыми, в которых существенно использовались партии клавишных. Не было ли странно позволить клавишам занять центральное место?

 

Нет, я большой поклонник клавишных, поэтому мне всегда это нравилось. В наши дни мы добавляем их всё больше и больше, хотя это больше касается использованием подклада и заполнений, чтобы добавить немного цвета и сделать песню более музыкальной. Сначала мы начали использовать гитарные синтезаторы, но потом решили, что лучше использовать настоящие.

Мелодии являются важной частью звучания Iron Maiden. В таких песнях, как Fear Of The Dark и Still Life, есть классные гармонизированные мелодические линии. Как они появляются, и когда вы их привносите?

 

Иногда мы насвистываем их, или Стив играет нам на басу. Гармонии появляются, когда у нас есть корень мелодии - это не занимает много времени. Иногда, если я пишу песню, я накладываю две или три гармонии в своей студии, так что они уже есть, чтобы показать ребятам.

 

Наличие трёх гитаристов в группе имеет массу преимуществ, но как вы подходите к старому двухгитарному материалу вживую?

 

Третий парень может пойти в паб! Нет, в песнях, в которых изначально было две гитары, третий парень добавляет то, чего не было на записи альбома. Скажем, это аккорд E, тогда мы будем играть различные комбинации этого аккорда E - кто-то будет играть его ниже, а кто-то - выше на грифе. Для чего-то вроде The Trooper мы сыграем то же самое, что и на записи, за исключением того, что будет звучать унисон. Или, может быть, несколько более низких нот. Эдриан перестраивает свою гитару в дроп-D, что привносит другую текстуру в некоторые аккорды.

 

Когда вы сочиняете новые песни в студии, вы всегда работаете в три гитары или кто-то из вас отдыхает?

 

Мы всегда подразумеваем три гитары.

 

Мы используем третью партию, когда сочиняем материал рассчитанный на это. Единственное где три гитары не работают, это когда идёт вступительная часть. Ты стоишь там, показываешь большой палец и слушаешь, что происходит.

 

 

666 струн

Оружие зверя крупным планом TG

 

 

Дэйв Маррей - давний пользователь Fender, и за эти годы сыграл на многих кастомизированных моделях Stratocaster. Именной Страт Дэйва основан на его культовой гитаре '57-го года, которая когда-то принадлежала Полу Коссоффу из Free, а затем была куплена Марреем после смерти Коссоффа в 1976 году. Серийная модель имеет кленовый гриф и нитроцеллюлозное чёрное покрытие. Дэйв предпочитает конфигурацию звукоснимателей HSH, поэтому модель Dave Murray Stratocaster оборудована хамбакером DiMarzio DP103 винтажнго стиля в нэковой позиции, более агрессивным звукоснимателем DiMarzio Super Distortion DP100 в бридже и синглом Fender American Vintage между ними [речь об американской модели 2008-2014 года – прим. переводчика].

Он отказывается планировать свои соло и даже разогревать руки перед игрой, Яник сохраняет мэйденовскую спонтанность. Яник заменил Эдриана Смита в 1990 году, и остаётся в группе после возвращения Смита.

Вы в группе уже 20 лет - как вы изначально вписались в состав?

 

Я записал альбом с Брюсом [Дикинсоном, вокал], и мы собирались отправиться в тур, но они не закончили альбом Iron Maiden, и Эдриан решил, что не хочет его записывать. Тогда они позвонили мне. До этого я играл в группе только с одной гитарой – я сам! -Поэтому я не был уверен, что подхожу.

 

Когда я пришёл, встретился с Дэйвом и мы сыграли The Trooper, это было так мощно. У меня дрожали руки, и я подумал: "Это действительно может сработать!". Я просто пришёл и сыграл так, как я играю, хотя, возможно, я немного изменил ритм, добавив несколько крэш-аккордов  [длинные продолжительные аккорды с громкой начальной атакой, аля Пит Таунсенд].

 

Ваша игра вживую довольно яркая, Holy Smoke - отличный тому пример. Думаете ли вы о шоу, когда пишете музыку?

 

Не совсем. Я не выхожу на сцену и не думаю: "Я буду скакать как идиот". На самом деле, я выхожу и думаю: "Я буду стоять там столбом весь вечер", а потом не могу удержаться. Для меня всё по-настоящему, я не притворяюсь. Если вы подойдете ко мне, а я играю на гитаре, вас легко может вырубить! У нас у всех есть шрамы, чтобы доказать это....

 

Соло в Mother Russia содержит много классических идей, например, арпеджио с использованием двух соседних струн. Как вы придумали это соло?

 

Знаете что? Я никогда его не прорабатывал. Когда я записываюсь, я делаю две или три версии соло и просто смотрю, что из этого выйдет. Появляются мелодии, и я стараюсь сохранить центральную тему, но в основном я просто стараюсь, чтобы это было интересно для меня. Мне нравится вплетаться и выплетаться из тайминга, и не быть зависимым от него. Многие группы - и я не буду называть их имена - когда вы слушаете их альбомы, вы знаете, что они не будут звучать так же, когда они играют вживую, потому что они не настоящие. Iron Maiden - настоящие.

В некоторых ваших вещах есть соло, где один гитарист следует за другим. Обсуждаете ли вы конкретное направление для каждой партии?

 

Если есть соло, и я его слышу, и оно идет в одном направлении, есть шанс, что я пойду другим путём. Между нами ничего не обговаривается, но если одно пошло определённым путём, я пойду другим. Это может произойти само собой. Идея в том, чтобы улучшить песню, а не в том, чтобы три гитары буйствовали, играли октавы и все такое. Дело не в гитарном безумии. Речь идёт о том, чтобы создать что-то для песни.

 

Композиции Iron Maiden часто отличаются высоким темпом, длинными соло и неумолимым, требовательным ритмом. Как вам удаётся не выдохнуться?

 

Я никогда не играю перед концертом! На самом деле, я намеренно никогда не беру в руки гитару перед концертом. Я делаю это потому, что никогда не знаю, как буду чувствовать себя в этот вечер, пока не выйду на сцену. Пока мой техник не даст мне гитару, я буду каждый вечер чувствовать себя по-разному. В этом отношении я отличаюсь от Эдриана. Он сидит, репетирует и разогревается, а я нет. Я выхожу холодным. Я выбегаю, смотрю на публику, проникаюсь атмосферой, возвращаюсь и нахожу свит-спот, и только тогда я знаю, как буду играть. Не все трюки, которые я пробую, срабатывают - гитара может делать не то, что я хочу. Но это часть этого, это рок-н-ролл.

 

Большинство метал-групп выбирают кого-то одного для исполнения всех ритм-партий. Как вам удаётся сохранять плотность партий, когда вас трое?

 

Я думаю, у нас в группе три очень хороших гитариста, и любой из них мог бы быть главным гитаристом в любой другой группе, которую я могу себе представить. Мы собираем всё своё говно воедино. Главное лишь в том, чтобы прочувствовать песню по-настоящему.

В песне El Dorado есть три невероятных соло, предположительно, всех трёх гитаристов. Кто играл какое из них?

 

Я сыграл последнее соло. Ребята выбирают то соло, которое им нравится. Музыка в конце была в B, и я выбрал именно это соло, с блюзовыми нотками. Мы все играем немного по-разному. Эдриан более ритмичен, чем я. Я более стаккатен, с крэш-аккордами. Существуют все эти маленькие грани нашей игры, которые, кажется, хорошо сочетаются друг с другом.

 

Комбинация из трёх гитар может привести к звуковой каше. Есть ли у вас троих формула совместной работы?

 

С тремя гитарами ты ищешь различные сюжетные линии, мелочи, которые добавят песне звучания. Дело не в том, чтобы три гитары сходили с ума. Мы все знаем, что умеем играть! Речь идёт о создании правильного контекста для песни, о том, чтобы ритм-партии звучали тяжелее, а группа [звучала] лучше. У нас разные стили и разные подходы, так что мы просто прогоняем всё вместе и создаем гобелен для песни. И понеслась.

 

Насколько внимательно вы следите за тем, какие тембра вы используете, чтобы соединить три гитарные партии вместе?

 

Если я играю соло, я часто переключаю звукосниматели. Большую часть времени я делаю это не задумываясь. Если надо сыграть что-то более мягкое, я перехожу на средний звукосниматель или на нэковый. Это также зависит от того, как вы атакуете струну медиатором. Каждый день я чувствую себя по-разному: однажды ты берёшь гитару и можешь сыграть совершенно другое соло, чем днём раньше.

 

 

666 струн

Оружие зверя крупным планом TG

Как и Дэйв Маррей, Яник Герс на протяжении многих лет предпочитает Fender Stratocaster. Его основная гитара - черный Страт (по прозвищу №1), но его часто можно увидеть с закалённым в боях белым Стратом (наиболее часто заметный во время его акробатических перформансов в Iron Maiden). Звук Герса, пожалуй, вызывает противоречивые дискуссии среди фанатов Iron Maiden, и он ранее заявлял, что предпочитает звучание синглов, но на своих концертных гитарах использует хамбакеры в размере сингла от Seymour Duncan из-за большого количества помех, создаваемых богатым световым шоу Iron Maiden.

Эдриан - технический волшебник трио, привносящий в группу современную изюминку скоростью и ловкостью своих соло. Метрономы наготове... Девятилетний перерыв Эдриана в Iron Maiden позволил ему исследовать другие стороны своей игры.

У басиста Стива Харриса много заслуг в сочинении соляков, так как же появляются гитарные партии?

 

Он поёт или насвистывает их! Свист когда-нибудь станет интересным би-сайдом... Он привносит одну-две песни для каждого альбома, но он больше любит сочинять тексты, мелодии и аранжировать песни [чем сочинять соло].

 

В Wasted Years есть несколько быстрых партий переменным штрихом, в которых открытая струна используется как педальная нота. Это сложные партии - много ли времени ушло на их отработку в студии?

 

Я получил один из первых гитарных синтезаторов Roland и возился с ним, когда мы репетировали материал для альбома [Somewhere In Time] в Джерси, и он начал глючить, издавая странный шум. Он как бы пульсировал в том же темпе, что и песня. Тогда я сыграл рифф, вдохновлённый этим шумом, записал его на четырёхдорожечник, отработал аккорды и написал песню.

 

В идеале я бы установил на этот рифф какой-нибудь дилей в стиле U2 [восьмая нота с точкой], но это очень сложно сделать с Iron Maiden. Обычно на сцене мы исполняем песни быстрее, поэтому использование каких-либо дилеев на гитарах не работает.

 

В Stranger In A Strange Land есть потрясающее мелодичное соло. Песня опускается на ступень ниже во время соло - была ли она написана таким образом?

 

Да, в этой песне модуляция вниз после припева, перед соло. Такие вещи поднимают песню на новую ступень и ведут её туда, куда нужно. Другой пример - El Dorado, где песня звучит в тональности E, а в припеве переходит в G. Это была целесообразность, когда нам нужно было придумать припев, который Брюс мог бы спеть.

Вы создали группу Psycho Motel в середине '90-х во время вашего отрыва от Iron Maiden. Она была более сырой и агрессивной. Как вы думаете, это отразилось на вашей второй работе в Iron Maiden?

 

Чёрт возьми, спасибо, что заметили! Да, в той группе я играл более прямолинейно. Iron Maiden уникальны: нас шестеро в одной комнате, так что сольные вещи дают мне шанс уйти и исследовать себя.

 

Когда я был в отлучке, я много экспериментировал с настройками, которые я привнёс в старые вещи Iron Maiden. Например, в Run To The Hills я использую дроп-D. Я также использовал его в Wrathchild, The Trooper и Hallowed Be Thy Name... Думаю, я немного переборщил, правда! Я пытался придумать, как добавить что-то, а не просто удвоить то, что делали Яник и Дэйв. Я также начал находить различные обращения аккордов, добавляя больше текстур и обыгрывая то, что они делали.

 

Мэйденовские гармонизированные гитарные линии оказали огромное влияние на музыкантов, которые последовали за вами. Как вы прорабатываете различные партии?

 

Ну, никто из нас не читает музыку. Мы склонны добавлять октаву или интервал к мелодии, чтобы получить три линии, а не писать трёхголосую гармонию, но мы избегаем делать её слишком приторной. Иногда, когда мы работаем над этим, Стив вмешивается и говорит: "Нет, это звучит слишком приторно", и вставляет какую-нибудь странную ноту в конце, благодаря которой это звучит по-мэйденовски.

 

Безусловно, одна из самых сложных песен Maiden - это тринадцатиминутный эпик The Rime Of The Ancient Mariner. Как она создавалась?

 

Эту песню написал Стив. Работая с ним, ты привыкаешь играть сложные песни. Для стороннего наблюдателя, наверное, The Rime Of The Ancient Mariner звучит немного пугающе - не потому, что её особенно сложно играть, а потому, что в ней много кусочков и деталей. Мы делали ее по кусочкам в студии. Иначе на это ушла бы неделя.

 

Я добавил свеллы ручкой громкости в брейкдауне. Стив очень щепетильно относится к гитарным партиям. Он был очень дотошен в отношении того, где и что должно исполняться определённым штрихом, например, даунстроком, и иногда мы тратили довольно много времени на короткую партию. В этом смысле он перфекционист.

 

Different World - относительно попсовая вещь. Это совпадение, что ваше соло такое же короткое и сфокусированное, с запоминающимися мелодичными линиями?

 

Моя игра всегда такая. Я мелодичный гитарист, потому что меня вдохновлял блюз-рок, а не метал. Моим самым ранним влиянием были Джонни Винтер и Пэт Трэверс, потому что это было более доступно. Поэтому я играю мелодично и стараюсь сделать что-то запоминающееся. Я не дрочер-поливальщик или шредер и никогда им не буду.

 

В этой песне также есть классная часть, где вы используете средний палец правой руки. Это сделано для удобства или это компромисс, чтобы вы могли быстро вернуться к игре медиатором?

 

Дело в удобстве - если ты держишь медиатор между указательным и большим пальцами, то можешь использовать средний палец для тэппинга. Когда появился Эдди Ван Хален, я уже играл пять или шесть лет, поэтому, хотя я и считал его невероятным, я не стал изучать все эти тэппинговые штучки. Я был слишком укоренён в своем собственном стиле, поэтому я просто делаю небольшие кусочки тэппинга. Это никогда не было существенной частью моего стиля.

С течением времени вы стали гораздо быстрее играть переменным штрихом, по мере того как развивалась ваша игра. Что вы сделали, чтобы улучшить эту технику?

 

Технически я много совершенствовался, когда не был в группе. Я работал с Роем Z, действительно замечательным гитаристом, и многому научился у него. Он действительно подтолкнул меня, и я попытался воплотить это в группе. У меня никогда не было систематических занятий, но сейчас я стал более дисциплинированным. Я понял, что нужно выработать выносливость, прежде чем демонстрировать свое мастерство. Практиковаться в переменном штрихе может быть скучно - это тягомотина, на самом деле - но это стоит делать. Во время занятий используйте метроном и медленно наращивайте скорость. Вы будете удивлены, насколько быстро вы можете играть.

 

 

666 струн

Оружие зверя крупным планом TG

Jackson Эдриана Смита может производится в цвете с явно неметаллическим названием "белоснежка", но не позволяйте ему ввести вас в заблуждение. Бодишейп San Dimas DK - это метальной даблкат, и Эдриан набирает себе дополнительные очки за счет установленного тремоло Floyd Rose. Как и Дэйв Маррей, Эдриан использует хамбакер DiMarzio Super Distortion в бриджевой позиции, но в двух других позициях установлены синглы Fender Hot Samarium Cobalt Noiseless. Jackson Adrian Smith предлагается в двух вариантах - с чёрным или белым пикгардом. Известно, что на сцене Смит также иногда использует гитары Gibson Les Paul и SG.