ВЫ МОЖЕТЕ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ, ПОДДЕРЖАВ
GUITARBLOG.RU ДОНАТОМ
НА ЛЮБУЮ СУММУ
2200700600531718
2202205340221164
Принцип работы хамбакера
Меня периодически просят объяснить принципы работы элементарных вещей, и одна из таких: почему хамбакер звучит громче и "жирнее" сингла, и каким образом он подавляет шум.
На самом деле всё элементарно просто. Что такое хамбакер? Это, по сути, два сингла, магниты которых (или сердечники, примыкающие к полюсам удалённого от струн общего магнита) имеют разную полярность (направленную к струнам), а катушки намотаны противоположно, при этом они расположены впритык друг к другу, и поэтому имеют частичную индуктивную связь. Существуют конечно же и так называемые вертикальные (Stacked) хамбакеры, но о них я расскажу как-нибудь отдельно, ограничившись сегодня стандартными (Side by Side).
Что же у нас происходит?
Начнём с шума. Он индуцируется в каждой из катушек одинаково, без участия магнитов. Но поскольку катушки противофазны, шумы вычитаются, подавляя друг друга. Отсюда и название звукоснимателя (по-английски hum = шум, to buck = противиться). При этом для шумоподавления неважно, как соединены катушки, последовательно или параллельно. А вот на звук соединение катушек влияет очень сильно.
Если вам понравился этот материал и вы хотите читать и новые публикации, вы можете поддержать развитие сайта, воспользовавшись формой, расположенной справа.
А что же происходит с полезным сигналом, то есть со звуком?
Каждый звукосниматель считывает колебания струны в чуть разных точках вдоль её длины, где каждая точка даёт немного разный тембральный спектр. Поскольку противоположная намотка катушек компенсируется противоположной полярностью магнитов (сердечников), полезный сигнал не вычитается, как в случае с шумом, а суммируется, но… Есть несколько важных нюансов, влияющих на динамику, на тембр, и на громкость.
Выше я не зря упомянул применительно магнитов слово "практически", ведь поскольку они взаимодействуют со струной в разных точках, имеется таки небольшой фазовый сдвиг, когда часть частот складывается, а часть, извините за тафталогию, частично гасится. Кроме того, струна находится сразу в двух магнитных полях с противоположной полярностью, что искажает траекторию колебаний струны, притупляет динамику, яркость, и сглаживает атаку, как бы, в каком-то смысле, компрессируя звук.
При последовательном соединении катушек (классическое подключение хамбакера), индуктивности складываются, и резонансная частота смещается вниз. Звук становится "тёплым", с акцентом на середину и басы, а верхние частоты приглушаются, что дополнительно смягчается влиянием паразитной ёмкости витков. При параллельном же соединении эквивалентная индуктивность становится меньше, а резонансная частота выше. В результате появляется больше верхних частот, делая звучание открытым и звонким, ближе к сингловому, но всё же отличается. Оно нет так воздушно и не так динамично.
Что же касается громкости, то её показателем является ЭДС, генерируемая звукоснимателем, эквивалентно выходному напряжению сигнала. При последовательном соединении катушек напряжения складываются, и громкость становится выше. При параллельном же соединении складываются токи, а напряжение на выходе меньше, так как катушки делят его между собой и, и сигнал становится тише, порой даже тише, чем у отдельной катушки.
Отсечка
Многие хамбакеры имеют так называемую отсечку Split Coil, отключающую одну из катушек, а точнее шунтирующую её на землю. Превращает ли это хамбакер в сингл? Отчасти, но не полностью…
Дело в том, что магнит никуда не денешь, и струна по-прежнему находится сразу в двух магнитных полях с противоположной полярностью, результатом чего является упомянутая выше "компрессия". Кроме того, хоть магнит отключенной катушки и не даёт чистого фазового сдвига, он может вносить микросдвиги гармоник, меняя их баланс, что субъективно воспринимается как более мягкая атака или небольшое "размазывание" звука. Поэтому звук в отсечке хоть и ближе к синглу, но никогда не будет идентичен настоящему синглу Страта или Телека. А поскольку при отсечке отключается шумоподавление, то параллельный режим порой бывает предпочтительнее отсечки. Особенно для маломощных звукоснимателей "винтажного" типа.
Ещё одно интересное решение можно встретить на гитарах PRS, когда "отсекаемая" катушка не закорачивается, а шунтируется конденсатором. В этом случае отсечка становится частотнозависимой. На низких частотах обе катушки работают почти как обычно (в паре), На высоких – часть сигнала через катушку с конденсатором шунтируется (уходит в землю или компенсируется), поэтому она меньше участвует в передаче ВЧ-компоненты. В результате получается "частотный сплит": на низких – полноценный хамбакер, тёплый и плотный, на высоких звук приближается к синглу: более яркий, с уменьшенным уровнем сигнала. Эффект зависит от ёмкости конденсатора: небольшая (например, 1–2 нФ) лишь слегка осветлит тембр; более высокая (10–22 нФ) даст заметный "тванг", усугубляемый фазовым сдвигом, создаваемым конденсатором. Гул и шум при этом не сильно возрастают, потому что обе катушки остаются включёнными и компенсируют наводки на низких и средних частотах, включая те самые пресловутые 50/60 Гц.