GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

FGN Iliad

 

Японский производитель Fuji Gen Gakki на сегодняшний день является старейшей электрогитарной фабрикой в мире. Gibson переехал из Каламазу в Нэшвилл в начале 80-х, Fender из Фуллертона в Корону в середине 80-х, Washburn несколько раз переезжал из Чикаго в Буффало-Грув и обратно. Все они неоднократно меняли хозяев и весь штат сотрудников. Лишь Fujigen производит гитары на одной и той же фабрике в Мацумото уже шестой десяток лет. Компанией управляет уже второе поколение Камиджо.

Долгие годы Fujigen производили гитары на заказ для других брэндов включая Fender, Ibanez, Orville by Gibson, Dean, Music Man, Zemaitis и многих других. Со временем большинство брэндовых заказчиков начали экономить расходы на производство и экономить на качестве, перенося заказы на ОЕМ фабрики Кореи, Китая и Индонезии. Количество заказов Fujigen стало год за годом сокращаться, и тогда производитель решил выйти на рынок под собственным брэндом, благо опыт с годами накопился огромный. Так появился новый гитарный брэнд FGN.

Начав с реплик раскрученных Stratocaster, Telecaster, Les Paul, SG, выпущенных в рамках массовой серии J-Standard и элитной – Neoclassic, FGN постепенно пополняли модельный ряд своими собственными разработками. Elan (впервые представлен еще в начале 90-х совместно с Fender под брэнднеймом Heartfield), Flame, Director (еще один результат совместной работы с Fender начала 90-х), Masterfield. С этим модельным рядом FGN впервые вышел на международный рынок.

Следующим шагом стал отказ от экспорта реплик, которые остались доступными только для внутреннего японского покупателя, и обновление модельного ряда сериями Mythic, Mighty Jazz, Iliad. FGN Iliad – осовремененная версия классического телекастера, дополненная введением некоторых усовершенствований.

Телекастер – первая серийная цельнокорпусная электрогитара. Именно усовершенствование недостатков телекастера породило возникновение таких новых гитар, как стратокастер, суперстрат, рг. При этом сам телекастер чаще всего производят в практически неизменном виде, каким он и появился в начале 50-х.  Внешне FGN Iliad имеет те же очертания телекастера, ту же конструкцию, конфигурацию звукоснимателей, но можно заметить и ряд нововведений.

Корпус гитары базовой серии изготовлен из легкого болотного ясеня либо из североамериканской ольхи. Ясеневые гитары покрывают прозрачным лаком, демонстрирующим красивый рисунок волокон древесины. Верхняя дека окантована. Этот элемент дизайна Custom Telecaster ’59 года добавляет гитаре люксового шарма. Более существенное дополнение – анатомический вырез на нижней деке «под пузо», так незываемый белликат, уберегающий ребра гитариста от болезненного контакта с острыми краями корпуса. В свое время этот вырез лег в основу контурного силуэта стратокастера, но почемуто не прижился на телеках. Корпуса бюджетной серии Boundary изготовлены из липы и не имеют окантовки, требующей дополнительных затрат на ручную операцию, но также имеют белликат. Кроме того, у гитар этой серии слегка скруглены грани, благодаря чему рёбра не так сильно врезаются в предплечье.

Гриф Iliad – кленовый, средней толщины, с приятным на ощупь матовым покрытием тыльной поверхности. Крепится гриф традиционным для телекастера способом, четырьмя саморезами сквозь металлический нэкплэйт, но пятка не квадратная, а скругленная, как у Fender American Deluxe, что облегчает доступ к высоким нотам.

Головка грифа прямая, с узнаваемым телекастеровским силуэтом, но без ярко выраженного кругляша, чтобы не нарушать авторские права Fender. Колки Gotoh SD-90 выдержаны в стиле винтажных Kluson. Анкерный механизм регулируется за верхним порожком, гайка находится в открытом доступе, и для регулировки нет необходимости снимать гриф или пикгард.

Накладка грифа кленовая или палисандровая. Лады узенькие, но достаточно высокие. Очень интересное решение, применяемое на всех гитарах FGN, – Circle Fretting System. Конструкция любой гитары такова, что расстояние между струнами у верхнего порожка значительно уже, чем у струнодержателя. То есть струны не параллельны друг другу, а расходятся под углом, и длина отрезка струны в пределах двух соседних ладовых порожков не одинакова, первая и шестая струны получаются длиннее, чем, например, третья и четвертая. В пределах одного лада это не так заметно, разница около 1/10 миллиметра, и мелодические линии в пределах пары-тройки ладов звучат достаточно стройно, не выделяясь на слух, а если где-нибудь и заметен легкий нестроевич, все можно списать на несовершенство геометрии ладового порожка или микробэнды от пережатия. Однако при исполнении сложных аккордов с большой растяжкой нестроевич уже гораздо заметнее, он еще больше режет слух при исполнении блюграссовых пассажей на фоне продолжительно звучащих открытых струн или, например, в межструнных скачках, когда чередуешь короткие серии нот на первой струне и третьей или четвертой. Особенно заметен нестроевич на инструментах, имеющих 7 и более струн, когда угол между средними и крайними струнами становится еще больше. Справиться с этим недостатком позволяет мультискейловое решение, когда лады не параллельны друг другу, а расходятся веером, и каждая струна имеет собственную мензуру. Сейчас этот способ широко применяют на современных 7-9-струнных инструментах. FGN нашли свое собственное и очень простое решение. Суть FCC в том, что паз, куда забивается лад, имеет легкий изгиб, практически незаметный на первый взгляд, но достаточный для того, чтобы устанавливаемый в него лад принял слегка округлую относительно перпендикуляра рабочей поверхности грифа форму. Таким образом, длина отрезка каждой струны в пределах одного и того же лада становится одинаковой, а внешне более традиционное расположение ладов не так шокирует гитаристов-консерваторов, как мультискейл. Картинка показывает принцип CFS несколько утрированно, но достаточно наглядно.

Iliad предлагает 3 вариации конфигурации звукоснимателей. Это либо 2 классических телекастеровских сингла разного размера, либо сингл в бридже и хамбакер у грифа, либо два хамбакера. Бридж двухсингловых моделей  выдержан в стиле классической пепельницы с бортами. Бридж оборудован тремя цилиндрическими седлами из колокольной бронзы. У моделей с хамбакером бридж современный, большего размера, с шестью независимыми седлами, индивидуальными для каждой струны.

Пикгард моделей, оборудованных хамбакером, выдержан в стиле первого поколения Telecaster Thinline ’68 года. Двухсингловые же модели оборудованы укороченной классической версией пикгарда и металлической традиционной пластиной, закрывающей нишу темброблока. Как я уже упоминал выше, гитары с корпусом из ясеня окрашивают в прозрачные цвета, чтобы подчеркнуть красивую структуру древесины. Ольховые гитары окрашивают в непрозрачные цвета, либо в трехцветный санберст, а недорогие Boundary помимо строгих чёрного и санбёрста, в попсовые глэмовые цвета. Хотя в рамках Custom Order можно встретить и совсем экзотичекие расцветки. Например, для Биби МакГилл, гитаристки Beyonce, сделали очень интересное и необычное покрытие «металлик». Гитара как будто покрыта ледяным узором.

Для металлистов FGN производят баритоны Iliad Dark Evolution с увеличенной мензурой, 24-ладовым грифом, активными хамбакерами EMG и локовыми колками, а отделение Custom Shop – FGN Custom House производят топовые Iliad Private Reserve по индивидуальным спецификациям заказчика. Например, крупнейшая американская сеть магазинов музыкальных инструментов Sam Ash заказала для фестиваля музыки и экстремального спорта Vans Warper Tour коллекционную гитару FGN Iliad, оборудованную бриджем Evertune. На корпус гитары нанесена очень красивая картина в виде ночного звездного неба.