GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Поступила в продажу новая партия мультимедийных комбиков Yamaha THR II по самой выгодной цене

Напольные гитарные процессоры Digitech RP первого поколения.

 

Первое поколение напольных процессоров Digitech открыл прибор RP-1, появившийся на рынке в 1992 году. Прибор сочетал аналоговый преамп с цифровым управлением и цифровой процессор DSP-256XL, заключённые в напольный корпус с педалями.

 

gallery/1
gallery/1

Среди напольных приборов того времени RP-1 был наверно самым продвинутым. Устойчивый металлический корпус с крепкими педалями, разрыв, MIDI, но по сегодняшним меркам прибор безнадёжно устарел, и не представляет никакого интереса даже для коллекционеров, разве как дешёвый MIDI-контроллер. Дисторшн у RP-1 весьма специфический, а цифровая секция в разы уступает сменившему его в ‘94м RP-10, поэтому я не буду заострять внимание на этом приборе, а сразу перейду к продуктам ’94 года.

gallery/1

RP-10 - достаточно серьёзный прибор даже по сегодняшним меркам.
Благодаря грамотно организованной архитектуре, как в профессиональных рэковых приборах, удалось добиться наиболее рационального использования ресурсов.


Большинство напольных гитарных процессоров представляют собой банальный набор модулей, каждый из которых отвечает за определённый тип эффектов. Модуляции, питчи, временная и пространственная обработка. Под каждый из них отведена определённая часть ресурсов центрального процессора. И даже если какой-нибудь модуль используется не в полной мере, или вообще не используется, отведённые для него ресурсы простаивают без какого-либо толку. В RP-10 применён принцип алгоритмов, когда базовые эффекты пользуются приоритетным набором возможностей, а вспомогательные только минимальным набором функций.

gallery/1

В сравнении с копейкой, у десятки была не только улучшена аналоговая часть,  подрихтовали дисторшн и эквалайзер, но и кардинально изменилась цифровая.  В качестве процессора уже использовался TSR-24, прибор, на котором Digitech завоевали свою нишу на рынке. Кроме того, десятка была оборудована педалью экспрессии.
RP-10 предлагал 34 алгоритма цифровой обработки, точнее сказать 33, так как 34й = байпас цифровой секции. Многим гитаристам это могло показаться сложным, нужно изучить блок-схему алгоритма, чтобы понять как что работает, но с другой стороны, это хорошо развивает навыки звукоинженера и саунд-продюссера. Для сравнения, RP-1 предлагал всего лишь 10 простейших алгоритмов + байпас. С сожалением можно отметить отсутствие разрыва у десятки, у RP-1 он был.

gallery/1

Другой прибор, RP-5, хоть и позиционировался как компактная версия RP-10, на самом деле был упрощённой версией RP-1, с вдвое меньшим количеством педалей и расчерченной таблицей под дисплеем, графически представляющей включенные или редактируемые эффекты и параметры, работа которых отмечалась светодиодами. У прибора не было ни разрыва, ни MIDI, ни алгоритмов, просто набор из последовательных эффектов, четырёх аналоговых и четырёх цифровых.

gallery/1

В ‘96м модельный ряд обновился аж тремя приборами, полноразмерным RP-12, половинчатым RP-6 и его упрощённой версией RP-3.

gallery/1

Мозгом RP-12 стал новый микрочип SDISC II. Цифровая обработка предлагала уже 36 алгоритмов + байпас. Усовершенствовалась питчевая секция, превратившись в полноценный гармонайзер.

gallery/1

Шестёрка – обновлённая и модифицированная версия пятёрки, оборудованная педалью экспрессии.
Тройка представляла собой слегка урезанную версию шестёрки, заточенную под нужды диванного гитариста. Но зато у неё был вход для подключения внешнего плеера и функция записи музыкальных фрагментов для последующего воспроизведения в замедленном темпе без потери высоты тона.

gallery/1

Годом позже был представлен ещё один полноразмерный процессор, первый напольный гитарный процессор, имеющий на борту лампу. Новый прибор RP20 имел уже совершенно другую архитектуру.

gallery/1

Аналоговая часть представляла собой компрессор, вау, нойсгейт и 2 дисторшна, ламповый и транзисторный, которые могли работать параллельно, а сигналы их смешиваться.
Цифровая обработка использовала концепцию прибора Studio Quad, разве что каждый отдельный модуль обработки не имел собственных  внешних входов/выходов, обработка микшировалась внутри самого процессора.

Оптимизация использования ресурсов достигалась следующим образом:
Вы могли выбрать один эффект, и использовать его на полную мощность, например 8-голосый гармонайзер. Можно добавить второй эффект, но тогда возможности первого будут скромнее. Вариантов множество: 1 полный, ¾ + ¼, ½ + ½, ½ + ¼ + ¼, ¼ + ¼ + ¼ + ¼.
Эффекты можно соединять в любом порядке, как последовательно, так и параллельно, что расширяет число комбинаций.

gallery/1

RP-20 также выделялся более информативным графическим ЖК дисплеем, и подсвеченными кнопками, меняющими цвет в зависимости от функционального использования.

gallery/1

Последнее обновление этой серии произошло в '98- ‘99м. И если RP-21, является модернезированной версией RP-20 с цифровым выходом S/PDIF, то  RP-14 вызывает самые противоречивые отзывы. С одной стороны прибор имел лампу в секции предусиления, а с другой упрощённую архитектуру, присущую половинчатым приборам этой серии. RP-14, так же как и компактный RP -7 представляли собой последовательный набор модулей, и больше Digitech никогда не возвращались к использованию сложной схемы продвинутых алгоритмов в напольных приборах. Да и у других производителей эта схема разве что частично реализована в Rocktron.

gallery/1

Мало того, RP-14 стал первым и единственным большим прибором этой серии не имеющим MIDI, и даже наличие цифрового выхода S/PDIF не позволяет отнести этот прибор к профессиональным, скорее это усовершенствованная и раздутая до больших размеров шестёрка, в которую ради маркетингового хода вставили лампу. Или даже трёшка, от которой прибор унаследовал фразовый сэмплер для транскрайберов. Типичный диванный прибор. Хотя скорее это переходная модель между RP и GNX, дисторшн у прибора цифровой, аналоговыми остались только компрессор и вау.

Семерка же сохранила аналоговую секцию преампа, в схему которого добавили ламповый каскад.

gallery/1

С приходом миллениума первое поколение RP сменило новое, поколение, использующее принцип цифрового моделирования и внешне похожее скорее на игрушки в пластиковых корпусах, но исторической ценности приборы первой декады нулевых уже не представляют.

gallery/1