GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Chris Martin

 

 

Мартин Великолепный!

 

 

 

 

 

 

 

Гэри Купер

In Tune, июнь 1986

перевод с английского

 

 

 

 

 

 

 

Почти невозможно переоценить роль, которую сыграла в истории акустической гитары компания C.F. Martin. С 1833 года их имя носят самые лучшие акустические гитары, а их успех сделал дом Мартина в Назарете, штат Пенсильвания, меккой для любителей гитар. Но путь Martin не ограничивается историей. Несмотря на проблемы, с которыми столкнулись все американские гранды, они остаются силой, с которой нужно считаться.

 

Во второй из наших регулярных публикаций "Великие гитарные брэнды" (см. наш материал о Fender в прошлогоднем октябрьском номере) Гэри Купер рассказывает о вкладе этого легендарного производителя и беседует с Крисом Мартином - прямым потомком К.Ф. Мартина, которому суждено возглавить компанию в 21 веке

MARTIN: ПРОШЛОЕ

 

Мне трудно быть хладнокровно объективным в отношении C.F. Martin; возможно, так же трудно, как автожурналисту быть строго логичным в отношении таких производителей автомобилей, как Bugatti, Rolls Royce и Alfa Romeo. В той же мере, в какой эти имена сыграли неизмеримую роль в истории автомобилей, C.F. Martin занимает центральное место в истории акустической гитары с тех пор, как Кристиан Фредерик Мартин покинул свою родную Германию в 1830-х годах, чтобы начать жизнь в Новом Свете.

 

Сын плотника, Кристиан Фредрерик Мартин обучался изготовлению скрипок и гитар в венской мастерской Георга Штауффера в начале 1800-х годов, а затем, отчаявшись в "закрытом сообществе", которым управляли гильдии производителей музыкальных инструментов в его родной Саксонии, эмигрировал в Нью-Йорк. В 1833 году он открыл свою собственную мастерскую по изготовлению гитар по адресу Хадсон-Стрит 196, которая фактически стала местом рождения компании Martin Guitar Company и, как утверждают многие, современной акустической гитары.

 

Для человека с растущей семьёй и детством, проведённым в тиши сельской Саксонии, Нью-Йорк оказался негостеприимной средой, поэтому в 1839 году Мартин переехал к многочисленным немецким иммигрантам из Моравии, жившим в то время в Назарете, штат Пенсильвания, - городе, где Martin находится до сих пор. Гитары Martin были настолько успешны, несмотря на вмешательство Гражданской войны в Америке, что фабрика, основанная Кристианом Фредериком (который умер в 1873 году в возрасте 77 лет), к 1887 году увеличилась вдвое. С конца 1800-х годов, несмотря на взлёты и падения экономики США, компания Martin как семья и как новатор в области производства гитар выживала, иногда процветая, иногда терпя неудачу, но всегда оставаясь производителем акустических гитар, к продукции которого стремились.

В 1873 году К.Ф. Мартин-младший стал единоличным владельцем фирмы, которая затем перешла к Фрэнку Генри Мартину (родился в 1866 году), который управлял ею до своей смерти в 1948 году. Нынешний председатель совета директоров, К.Ф. Мартин III, занял свое место в компании Martin в 1921 году, и он, через своего сына Фрэнка Герберта Мартина, передал ответственность за развитие компании нынешнему поколению, которое представляет Крис Мартин (К.Ф. Мартин IV), за ролью которого в компании я слежу уже несколько лет.

 

Но, не считая личностей и долгой истории, в самих гитарах должно быть что-то особенное. Выживают только лучшие, а Martin всегда считались если не лучшими, то одними из самых лучших гитар.

 

В середине 1800-х годов акустическая гитара была совсем не такой, какой мы знаем её сегодня. Начнём с того, что почти все модели, выпущенные до начала 1900-х годов, были с жильными струнами, а стальные струны появились только в начале 1920-х. Кроме того, эти ранние гитары были инструментами с небольшим корпусом и относительно тихим голосом, предназначенными в основном для благородных салонных развлечений. Тем не менее, происходил постоянный прогресс в дизайне и конструкции, а унаследованные навыки обработки дерева, зародившиеся в Старом Свете, развивались в соответствии с требованиями Нового.

 

Возможно, именно отсюда мы начинаем знакомиться с узнаваемыми акустическими гитарами более современной формы - это модели Martin Style 18 и 21 конца 1800-х годов. Небольшие по размеру, с чётко очерченной талией, эти гитары были предшественниками изысканных гитар современных моделей 0, 00 и 000, которые являются основными для многих британских фолк-исполнителей и записывающихся артистов. Послушайте работы такого гитариста, как Мартин Карти, который известен тем, что использует потрёпанную, древнюю 000, и вы услышите уникально чистый, прозрачный звук гитары, совершенно отличный от басовитого тембра, большинства современных гитар с большим корпусом.

Но именно выпуск мощного дредноута Martin в начале 1930-х годов ознаменовал рождение современной акустической гитары в том виде, в котором мы знаем её сегодня. Эти инструменты с большим корпусом (просто огромные по меркам того, что было раньше) были предназначены для того, чтобы обеспечить огромную мощность и проекцию, идеально подходящие для целей и задач исполнителей кантри, блюз-гитаристов и гитаристов танцевальных групп, которым требовалось больше громкости, чем можно было получить от более ранних, небольших Martin. Дредноуты были настолько важной инновацией, что термин (позаимствованный у класса гигантских линкоров, которые в то время появились в Европе) сохранился до наших дней, и многие японские производители акустики в каталоге 1986 года до сих пор плагиатят этот термин для обозначения своих собственных версий этих громких, глубоко звучащих акустических гитар. Гитара размера дредноут понравилась не только джазовым и блюзовым исполнителям, но и американским музыкантам блюграсса, которые приняли её как свою собственную, до такой степени, что сегодня она распространена в этой области, по крайней мере, так же, как Страт в роке.

 

На протяжении всего этого столетия Martin сохраняли своё легендарное место в истории акустической гитары, независимо от того, идёт ли речь о маленьких корпусах 0, 00 и 000 или о дредноутах. Десятки идей Martin приходили и уходили (включая довольно плохо принятые электрогитары и басы), но даже в сегодняшнюю эпоху "высокотехнологичных" пластиков и MIDI-управления инструменты Martin остаются вершиной, которую многие мировые акустические гитаристы стремятся достичь в гитаре, которой они владеют. И это не просто бездумная лесть: спросите любого британского производителя акустических гитар, что он думает о продукции Martin.

 

Такая репутация качества обеспечила винтажным акустическим гитарам Martin статус одних из самых ценных в мире. Если вы случайно обнаружите на чердаке своего дедушки 000 1930-х годов, не меняйте её на новый Westone! Старение всегда улучшает звучание изначально хорошей акустики, и звук, издаваемый некоторыми из этих старинных Martin, нужно услышать, чтобы поверить, но на самом деле на рынке доминируют преданные коллекционеры, которые превратили покупку старых Martin в развлечение для богатых людей.

Продолжая историю, компания Martin (наряду с другими легендами США, Gibson и Fender) быстро развивалась в 1960-х годах и в процессе приобрела несколько других брэндов, самым известным из которых является шведский производитель Levin. Но что поднималось, то и опускалось, и по мере спада продаж гитар в конце 1970-х и в '80-е годы (особенно акустических), в последние годы Martin сократил производство, выпуская гораздо меньше гитар, но по-прежнему изготавливая их тем же способом ручной работы, почти независимо от ценовых последствий этого. Гитары Martin никогда не были дешёвыми, а использование лучших пород дерева и кропотливая ручная работа обеспечивают уровень цен, который делает их инструментами класса люкс.

 

Но куда двигаться дальше компании Martin? Смогут ли они выдержать натиск японских производителей, которые нанесли такой большой ущерб другим американским лидерам? Будут ли они вынуждены сократить свою деятельность перед лицом конкуренции по более низким ценам, став производителем гитар "только для профессионалов"? Чтобы компания Martin и её гитары процветали, необходимо разрабатывать новые модели.

 

Одно из новшеств, которое может изменить ситуацию в пользу Martin, появилось недавно, с запуском серии Shenandoah - более доступных по цене "Мартинов" американского производства с ламинированными нижней декой и обечайкой, но верхней декой из массива [гитары делали в Японии (на Terada), в США производилась лишь окончательная сборка, то есть установка грифа в корпус и нанесение лака, а позже и полностью перенесли производство в Японию. как и в случае с Vega и Sigma, в последствии Martin продали этот брэнд - прим. переводчика]. Кроме того появились новые джамбо J-серии. Но сможет ли Martin преодолеть проблемы, с которыми сталкиваются великие американские гитаристы? Чтобы попытаться найти ответ, я встретился с Крисом Мартином и усадил его в горячее кресло In Tune. [от переводчика: тот, тип корпуса большинство музыкантов привыкли называть джамбо, у Martin именуется Grand J, и появился совсем недавно, если мне не изменяет память, лишь в 2008 году с лимитированным выпуском Grand J12-40E Special].

МАРТИН: СЕГОДНЯ

 

Крис Мартин - совсем не такой, каким вы ожидаете увидеть традиционного американского бизнесмена. Сидя с ним и демонстратором гитар Martin Дэвидом Беккером в кафе-баре в Сохо, Криса легко можно было бы принять за любого из музыкантов, посещающих музыкальные магазины, которые по-прежнему заполняют Денмарк-Стрит.

 

Непринуждённый вид Криса "один из нас" не является притворством, хотя это сознательная политика с его стороны. Он не хочет выглядеть или казаться человеком, который был бы в равной степени в своей тарелке, продавая автомобили Ford или технику IBM, как он признаётся.

 

Ещё во время выставки Guitar Weekend в Барбикане мы провели восемь мастер- классов по всей Великобритании, и Филипп Йорк (глава британского дистрибьютора Martin Dreadnought Guitars) постоянно слышал комментарии о том, что люди ожидают, что мы придём в костюмах и галстуках, будем очень корректны, очень бесхитростны и полны слов "Гитарная компания Martin, бла-бла-бла...". Но люди находят нас очень доступными. Слушание Дэвида для многих людей тоже является открытием, потому что он играет такую музыку, которую они не ожидают услышать. Это возбуждает их, и так и должно быть, потому что нам нужно вернуть немного возбуждения в акустическую гитару".

 

На самом деле Дэвид Беккер определенно не тот демонстратор, которого вы ожидаете увидеть, работающего с этими мастерами акустической гитары. Не будучи по стандартам архетипичным музыкантом в стиле блюграсс с дредноутом на шее, Дэвид использует одну из моделей серии M с катавэем (если быть точным, то кленовую MC68), усиленную и с целым рядом эффектов.

 

Его замечательная игра граничит с джазом/роком в непринуждённой форме, и он прекрасно демонстрирует, насколько дальше вы можете продвинуться с Martin, чем просто основные стили кантри, фолк и блюз, которые, как кажется некоторым, все ещё считают естественной ролью Martin.

Не секрет, что акустическая гитара уже несколько лет находится в упадке. Крис, как, обстоят дела у Martin во время рецессии?

 

В Штатах нам пришлось перестраивать свой бизнес в соответствии с периодом после гитарного бума; но сейчас мы нашли комфортный уровень, и, по сути, мы действительно начинаем снова продавать гитары - в последние месяцы мы даже полностью распродали их. Люди особенно интересуются нашими новыми Jumbo и Shenandoah. Даже некоторые из наших клиентов, играющих блюграсс, начинают покупать эти новые джамбо J-серии, и это невероятно - кто бы мог представить себе блюграсс-исполнителя с джамбо!?

 

Эта новая конструкция гитары сочетает в себе устоявшийся силуэт корпуса гранд аудториум серии M с глубиной корпуса дредноут, в результате чего (судя по тому, что я слышал) получился потрясающе удачный союз мощности и громкости дредноута с гораздо лучшим балансом высоких и низких частот. Если раньше вы считали дредноуты слишком гулкими (особенно для записи), я подозреваю, что J может стать для вас откровением.

 

Как возникла новая конструкция.

 

У нас уже несколько лет есть серия M, и они появились из-за ярко выраженного гулкого баса дредноута, который может сделать процесс записи очень сложным. Он также может свести с ума звукооператора во время концертов! Мы представили M для людей, которые, возможно, не хотели дредноут, потому что не хотели, чтобы их автоматически причисляли к блюграсс-исполнителям только за то, что они используют его.

 

 

Примерно год назад - просто ради интереса - я попросил ребят в мастерской взять гитару M-серии со скалопированными пружинами и сделать её глубиной с дредноут. Я показал готовую гитару в офисе, и все пришли в восторг. Я показал её некоторым нашим американским дилерам, и они тоже не отказались от неё. Затем однажды мне позвонил Рик Тёрнер из Guitar Player и сказал, что он планирует написать статью о звукоснимателях, и не мог бы я прислать ему один из наших звукоснимателей Thinline, установленных на одной из наших гитар, для обзора. Моя реакция была такой: "о, хорошо, давайте убьём двух зайцев одним выстрелом", и я отправил ему гитару Jumbo со звукоснимателем Thinline. Рик был так впечатлён, что даже не стал рассматривать звукосниматель отдельно - вместо этого он рассмотрел гитару, и именно такая благоприятная реакция была у нас с тех пор, как мы сделали первую гитару".

Как бы вы охарактеризовали новую гитару?

 

Ну, она басовитая, но у нее нет ярко выраженного баса, потому что у нее гораздо больше средних частот. Верха тоже есть, и они очень ярко выражены в аккордах. Возможно, я бы сказал, что она сбалансирована. Если вам нужна верхастая гитара, возможно, вам стоит купить M, но если вам действительно нужна громкая гитара со сбалансированным звучанием, тогда вам стоит купить Jumbo.

 

Пподходит ли эта гитара для рок-музыканта, которому нужна акустика?

 

Ну, это одно из её достоинств: она не поддаётся категоризации. Вы выходите на сцену с дредноутом, и публика ожидает, что вы будете играть блюграсс. J безусловно подойдет для рок-музыканта, потому что она предназначена для работы и отвечает на жёсткую игру - это не та гитара, с которой можно свернуться калачиком на диване и просто играть. На самом деле, один парень подошёл к нашему стенду на Guitar Weekend, и у него были очень мощные руки; когда он начал играть, все повернули головы, это было действительно здорово.

 

Внутри гитара представляет собой традиционный Martin, так как имеет скалопированные пружины с X-образным паттерном. На самом деле, это дредноут с корпусом формы M, хотя гриф немного отличается.

 

Некоторые рок-гитаристы считают грифы Martin традиционного стиля довольно неудобными, поскольку они привыкли к цельнокорпусным электрогитарам. Подходит ли новая модель Jumbo для музыкантов, более ориентированных на рок?

 

Мы чувствовали, что исполнители в стиле "кроссовер" захотят чего-то немного другого, поэтому мы оснастили её так называемым тонкопрофильным грифом. Она не похожа на D28, и электрогитарист будет чувствовать себя с ней более комфортно.

 

Но если гитаре суждено шокировать поклонников Martin с конструктивной точки зрения, то установка анкерного механизма может повергнуть их в шок. Как бы это ни казалось неправдоподобным, предыдущие Martin никогда не оснащались этим элементом, который является почти универсальным для других гитар [до середины восьмидесятых Martin отказывались от установки анкера - прим. переводчика]. Почему Martin наконец-то решил присоединиться к движению анкеров?

 

Мы по-прежнему не верим, что анкер - это универсальная панацея, но в отделе контроля качества нам сказали, что у них были проблемы с гитаристами, которые путешествовали по всему миру и обнаружили, что частые стрессы, связанные с климатическими изменениями, вызывают небольшие изменения прогиба грифа. Установка анкера не означает, что с гитарой не нужно обращаться должным образом, но это означает, что если вы много путешествуете, вы можете хотя бы подправить гриф.

Расскажите о Martin Shenandoah. Эти менее дорогие (хотя и не дешёвые) модели имеют ламинированные нижнюю деку и обечайку, что часто делают производители гитар, пытаясь снизить стоимость, но это определённый отход от массива, традиционно используемого в гитарах Martin. Очевидно, что это лучше, чем альтернативная практика, которая мне совсем не нравится, - использование ламинированной верхней деки, - но вы считаете, насколько это соответствует имиджу Martin?

 

На самом деле это было не наше решение. Покупатели и дилеры требовали от нас более недорогих гитар, и единственный способ сделать это - использовать другие материалы и большее количество механизированной работы при производстве. Мы очень честны с людьми по поводу Shenandoah; мы не пытаемся притворяться, что это настоящие Мартины из массива, сделанные вручную. Мы говорим, что это хорошее соотношение цены и качества, и они предназначены для конкуренции с гитарами других производителей, а не для самостоятельного существования.

 

Что касается общей темы качества изготовления, то несколько лет назад многие производители гитар выражали беспокойство по поводу возможного дефицита ценных пород дерева. Это по-прежнему актуально?

 

Ну, в связи с окончанием гитарного бума, древесина действительно не является проблемой. На самом деле, чтобы проиллюстрировать эту мысль, мы даже получаем телексы от некоторых японских производителей с вопросом, не хотим ли мы купить их древесину! Они вышли на мировой рынок древесины и купили огромные запасы, полагая, что гитарный бум не прекратится никогда, но он закончился, и теперь они сидят с большими запасами.

 

На самом деле единственная древесина, которую сегодня трудно достать, - это бразильский палисандр, радиального распила и высушенный в печи. Вы можете приобрести шпон из палисандра, но мы предпочитаем использовать массив в наших гитарах ручной работы. В остальном, дефицита как такового нет.

 

Внесла ли компания Martin какие-либо изменения в способ хранения или подготовки древесины?

 

Нет: сейчас мы пытаемся просветить людей о том, что они должны обращаться со своими гитарами так же, как мы обращаемся с деревом. Вся наша древесина сушится в печи, доводя её влажность примерно до 6-8%. После этого мы привозим её на нашу фабрику и оставляем там. Условия на фабрике составляют 45% относительной влажности, 20 градусов по Цельсию 24 часа в сутки, 365 дней в году.

 

Готовая гитара покидает нашу фабрику, пройдя через это кондиционирование, и чем ближе музыкант сможет приблизиться к той среде, в которой он держит свой Martin, тем лучше он будет вести себя в долгосрочной перспективе.

 

Недостаточная влажность, например, приведёт к растрескиванию древесины, а чрезмерная влажность может вызвать ватность звука. Чрезмерная влажность, конечно, может вызвать плесень. Резкие перепады температуры тоже могут нанести серьёзный вред, вызывая помутнение лака и даже коробление грифа.

 

Этот совет, конечно, не следует воспринимать как указание на то, что Martin - это слабые или хрупкие гитары. В конце концов, многие образцы 1930-х годов до сих пор регулярно используются. Скорее это совет, который можно применить практически к любой качественно сделанной акустической гитаре. Тем не менее, мне хотелось бы поподробнее разобраться в этом вопросе. 

 

Насколько велика вероятность того, что гитара будет гулять во время транспортировки в страны, где нет таких идеальных условий?

 

Иногда гитара гуляет во время транспортировки, и тогда, как правило, происходит то, что высота струн становятся чуть выше, чем когда мы их отправляли. Сейчас мы всё равно отправляем их со средней высотой, так что иногда люди берут их в руки и говорят: "Вот что характерно для этих Martin, это высота струн". Но они не понимают, что эту высоту можно регулировать. Вот почему мы отправляем их такими, как мы их производим. Гораздо проще опустить струны, чем поднять их, вам не нужен новый верхний порожек, например, если всё, что вы делаете, это опускаете струны. Всё, что вам нужно сделать, это просто немного подточить косточку бриджа. У наших гитар на самом деле не такая уж большая высота струн, просто сегодня в тренде низкие струну, и вы можете получить это от Martin, если захотите.

Было ли у вас когда-нибудь искушение установить регулируемые бриджи на свои гитары?

 

Нет. Регулируемые бриджи, с которыми я знаком, - это то, что можно увидеть на корейской акустике, и пока кто-нибудь не придумает что-нибудь со вкусом и функциональное, мы будем придерживаться традиционного клееного метода.

 

Основная проблема, само собой разумеется, заключается в цене, к которой приводит такое фанатичное внимание к деталям. Гитары Martin стоят дорого, даже с учетом недавнего более благоприятного движения курса доллара США по отношению к фунту стерлингов. Что вы чувствуете из-за высокой цены на Martin - особенно когда вы смотрите на японские изделия?

 

Вы знаете, интересная вещь об азиатских производителях гитар заключается в том, что они не могут сделать гитару того же уровня, что и мы, дешевле, чем мы. Они могут делать цельнокорпусные электрогитары дешевле, чем американские производители, но когда дело доходит до ручной работы и качественного дерева, они так же дороги, как и наши.

 

Это возвращает нас в прошлое. Подобно тому, как некоторые музыканты готовы продать вставные зубы своей бабушки за Страт эпохи до CBS или Les Paul '58-го года, другие пойдут почти на всё, чтобы заполучить старый Martin. И все же многие музыканты утверждают (я в их числе), что совершенно новый Martin (это относится и к некоторым другим акустическим инструментам, сделанным мастерами) сам по себе созреет, иногда значительно улучшившись всего за три или четыре года.

 

Учитывая, что качество древесины и традиции производства Martin, похоже, сохранились (в некоторых смыслах, по мнению Криса, они даже улучшились), считаете ли вы, что этот фактор старения всё ещё имеет место?

 

В тот день, когда вы покупаете гитару Martin, она звучит хуже всего; с тех пор она становится только лучше. Вот почему люди платят астрономические суммы за подержанные гитары. Лично я не могу позволить себе коллекционировать старые Martin , но я могу позволить себе иногда покупать новые. Когда-нибудь они тоже станут старыми!

 

Из многих предыдущих бесед с Крисом Мартином, не говоря уже о часах, проведенных за разглядыванием и игрой на новых Martin, я лично убедился, что традиционные достоинства этого почтеннейшего из производителей гитар сохраняются даже в современном мире массового производства пластмассы. Все люди, работающие на фабрике в Назарете, проходят обучение "на месте" - многие из них посвятили всю свою жизнь созданию этих инструментов. Возможно, благодаря истории компании и характеру людей, которые здесь живут и работают, среди некоторых сотрудников сохраняются традиции, передающиеся из поколения в поколение. В совокупности эти факторы помогают поддерживать легенду о Martin. Даже если вы никогда не надеялись позволить себе такую гитару, даже если вы никогда не мечтали о том, что вам так сильно нужна акустическая гитара, вам стоит хотя бы раз сыграть на гитаре Martin, иначе вы никогда не поймёте, с каким благоговением относятся к этим инструментам.