GUITARBLOG.RU

 

Гитарно-музыкальный исторический журнал

Усиление акустической

гитары

 

 

 

 

 

Ларри Фишман

Premier Guitar, август 2011

перевод с английского

 

 

 

 

 

Беглый взгляд на сегодняшний гитарный рынок показывает, что акустические гитары по-прежнему опережают по продажам электрогитары, и что примерно половина из продающихся акустических гитар уже оборудована звукоснимателями, установленными производителем.

Когда редакция PG спросила меня, не будет ли мне интересно вести ежеквартальную колонку об усилении акустических гитар, я сразу подумал: "Звучит заманчиво, но ещё одно обязательство - это явно не то, что мне нужно в данный момент". Однако чем больше я думал об этом, тем больше мне нравилась эта идея. Поскольку я занимаюсь разработкой и производством оборудования для усиления акустических инструментов уже более 30 лет, ведение колонки стало бы для меня прекрасным поводом сесть, поразмышлять и систематизировать свои соображения на эту тему.

 

 

Беглый взгляд на сегодняшний гитарный рынок показывает, что акустические гитары по-прежнему опережают по продажам электрогитары, и что примерно половина из продающихся акустических гитар уже оборудована звукоснимателями, установленными производителем. Кроме того, количество оборудования для акустических гитар - звукоснимателей, преампов, педалей эффектов и усилителей - достигло небывалого уровня. Совершенно очевидно, что множество музыкантов уделяют особое внимание усилению своей акустики, но при всём многообразии выбора, решение о том, что подойдет вам лучше всего, может оказаться немного сложным. Чтобы помочь вам выбрать лучшее оборудование для ваших целей и задач, я сначала расскажу о некоторых базовых принципах усиления, а затем подробно остановлюсь на каждой категории оборудования. Итак, давайте приступим к делу, ведь нам предстоит многое узнать!

Этот National Duolian 1933 года представляет собой раннюю попытку механического усиления акустической гитары. Алюминиевый конус диаметром 9,5" резонатора Duolian - действует как динамик, обогащая звук вибрирующих струн, увеличивая их громкость и добавляя сложные обертона.

 

 

 

Зачем вообще усиливать звук? В конце концов, акустическая гитара уже является своего рода усилителем - это механический усилитель. Источником звука акустической гитары являются вибрирующие струны. Но если подумать, без какого-либо усиления количество воздуха, которое струны могут толкать, довольно мало. Кроме того, колебательные движения струны имеют синусоидальный характер, и звук, который она создает сама по себе, представляет собой довольно чистый тон. Хотя это, безусловно, красивый звук, сам по себе он не слишком интересен.

 

Верхняя дека инструмента и звуковая камера играют огромную роль в усилении вибрации струны! Они увеличивают объём, толкая большее количество воздуха, и создают звуковую сложность, добавляя резонансы и обертона к звуку вибрирующей струны. В совокупности это даёт более громкий и богатый спектр звуков, которые можно проецировать в помещение. Именно поэтому каждый отдельно взятый инструмент имеет свой уникальный и характерный тембр.

 

Прежде чем мы решим, как лучше всего усилить этот звук, добавив звукосниматели, микрофоны и усилители, важно понять физическую работу существующего механического усилителя. Пожалуйста, не отвлекайтесь - это будет важно позже для понимания, когда вы будете выбирать систему для своего инструмента. Как только вы поймёте основную механику акустической гитары, вы поймёте, почему существуют многочисленные разновидности звукоснимателей для восприятия её сложных вибрационных характеристик.

 

Мне нравится рассматривать это следующим образом: Во-первых, когда струна атакуется, она создаёт силу воздействия струны (SEF) на косточку. Эта сила динамична по своей природе, так как она изменяется или колеблется в зависимости от натяжения и ослабления струны - вибрации струны. Эта постоянно меняющаяся SEF затем передается через косточку на бридж, который реагирует очень интересным образом.

 

Поскольку верхняя дека инструмента является податливой конструкцией и часто имеет асимметричные пружины, она будет двигаться, когда к ней прикладывается SEF. Таким образом, бридж, возбуждаемый струной, перемещается вместе с верхней декой. Это движение происходит по трём основным осям (представьте корабль в море, который при движении по волнам испытывает крен, качку и рыскание по курсу).

Это сложное движение бриджа вызывает несколько процессов. Во-первых, он заставляет вибрировать верхнюю деку. Вибрирующая верхняя дека перемещает большое количество воздуха в помещении и добавляет богатство и сложность звучанию за счет собственных резонансов.

 

Во-вторых, движущаяся верхняя дека возбуждает воздушную камеру. Камера, являясь резонатором Гельмгольца, предназначена для резонирования на частоте, которая усиливает объём басовой энергии, выходящей из инструмента. Если вы любите математику, загуглите "Резонанс Гельмгольца" в Википедии, чтобы узнать об этом подробнее.

 

В-третьих, подвижная опора струны - в данном случае бридж - изменяет изначальную картину вибрации струны благодаря тому, что мы называем механическим допуском. В результате получается более сложная и интересная общая форма тона.

 

Прежде чем завершить эту тему, я хотел бы предложить вам простое задание: Определите, как на самом деле звучит ваша собственная гитара, попросив друга сыграть на ней для вас. Если вы сделаете это и удивитесь, что ваша гитара звучит ярче, чем вы ожидали, не расстраивайтесь - это очень распространенное заблуждение. Поскольку во время игры вы всегда сидите или стоите за своим инструментом, а высокие частоты очень направленные и проецируются от вас, вы просто не получаете полной картины!

 

На этом пока всё. Я вернусь через несколько номеров, и тогда мы начнём изучать принцип работы некоторых наиболее популярных категорий оборудования.

 

 

Вернуться к оглавлению