GUITARBLOG.RU

Гитарно-музыкальный исторический журнал

В продаже новые шикарные гитары FGN (Fujigen) японского производства по цене от 39 000 рублей

Компрессор

 

Компрессор – одна из самых популярных примочек, не раз выручающая гитариста, и особенно басиста. Каждый из них наверняка знает суть его работы. Все тихие сигналы он делает громче приближая к установленному порогу, а все громкие – тише, ослабляя до того же порога.

 

Однако большинство компрессоров в формате гитарной педали адаптированы для гитаристов. Их функционал упрощён, а регулировки именуются, чтобы даже баасисту было понятно. Поэтому, когда музыканты-инструменталисты сталкиваются с серьёзными студийными приборами, они частенько впадают в ступор от массы непонятных наименований: Threshold Ratio, Knee, Attack, Release и прочих. Кроме того профессиональные компрессора могут и вовсе обрезать недостаточно громкие сигналы, работая как гейт. Но для гитаристов эта функция обычно реализована в отдельном приборе.

На эту тему написана масса литературы, но вся она написана не всегда простым языком. Попробую объяснить смысл пяти основных составляющих компрессии: Threshold, Knee, Attack, Ratio и Release, так называемых TKARR, на простом жизненном примере. Это не моя идея, я вычитал её когда-то в одной статье, и попробую объяснить её смысл своими словами.

 

Итак, компрессор, как следует из его названия – прибор – сжимающий динамический диапазон звучания. Вот и представим ситуацию, сжав события абстрактного вечера до короткой статьи.

 

Допустим, вас пригласили на какое-то пафосное мероприятие с фуршетом. Вы – это звуковой сигнал, а TKARR – это лица и события, встретившиеся в этот сжатый промежуток времени на вашем пути.

 

Вот вы подходите к этому ресторану или клубу, а дорогу вам перегораживает охранник-амбал, закрывающий крепкой спиной входную дверь. В этом случае охранник и является порогом по имени Threshold, а дверь – колено Knee.

 

Как только вы приближаетесь, охранник плотно загораживает дверь (жёсткое колено Hard Knee) и спрашивает ваше приглашение. И этого ему недостаточно, он оценивает вас, стоит ли вас пропускать, проходите ли вы в его представлении фейс контроль. Это и есть высокий порог, настолько высокий, что вы не можете его пройти.

 

Или же наоборот. Вы неоднократно гуляете своей фирмой в этом ресторане и примелькались охраннику. Он узнаёт вас, и знает, что вы принадлежите этой компании, вы вполне адекватны, и, тяпнув лишнего, не будете буянить, крушить мебель и хватать официанток за жопы. Вас можно пропустить. Увидев вас ещё издалека, он плавно открывает дверь, и произносит: "Как поживаете? Снова рад вас видеть в нашем заведении". Это и есть грамотно установленный порог, пропускающий всех, кто допущен к мероприятию, и мягкое колен Soft Knee.

Итак, вас пропустили, вы заходите в зал, и тут же к вам подлетает официантка с подносом, на котором бокал шампанского, виски, мартини, или какого другого вашего любимого напитка, неважно. Это и есть быстрая атака Attack. Ежели вас никто не встречает, вы начинаете шарить глазами в поисках официанта (средняя атака) или же с трудом протискиваетесь сквозь толпу к барной стойке (медленная атака).

 

Вы накатили рюмку, две, может задержались у бара дольше. То, сколько рюмок вы выпили (2 в одно лицо, 4:1 и т.д.) – соотношение Ratio, ведь пока вы были трезвым, вы были не слишком общительным, а алкоголь развязал вам язык. Вы легко общаетесь с окружающими, став душой компании. Но если вы хватанули лишнего и быстро наклюкались, вы начинаете доставать окружающих, пытаясь рассказать какой-то анекдот, но речь ваша бессвязна, и окружающие вас не понимают. Алкоголь подавил вас (алкоголь собственно и является компрессором). А вот то время, пока вы там выпивали и общались, у гитаристов зовётся сустейном, но на профессиональных приборах обычно такой ручки нет.

И вот выпив и пообщавшись, вы неспеша пробираетесь к выходу, дабы перекурить на улице. Этот процесс называется восстановлением Release.

 

Как видите, всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Ничуть не сложнее двухручечного компрессора MXR.